Змей был хитрее всех зверей.
У древа, среди рая что,
Он соблазнял грехом людей,
Чтоб знали ЭТО что и ТО -
Что в них добро, а что в них зло
В аспектах дел людских и слов.
С тех пор делами и в словах
Суть тщатся люди познать прах
Бытийной поступи и мысли,
И в этом видят жизни смыслы
Религий разных и наук,
Растёт в коих и дилетантский дух.
Дилетантизм! - святое слово
Для всех отпавших на века
От Истин поиска. Но снова
О достоверности слегка
Пытаем знаний берега
Как змии суть чрез рай и ад.
У знаний путь есть как чрез рай, а также и суть через ад.
И каждый путь по своему заслуживает соответствующего уважительного отношения.
Ведь кто-то бодрствует в познаньи, а кто-то через сон идёт, пытаясь опыт обрести, но заблуждается порой, идя стезёй дилетантизма чрез жизни лабиринт, где много пут и тупиков, а также всяческих оков окажут поиску преграду.
Итак, НЕОПЫТНОСТЬ и ОПЫТ влекут стезёй предположений, чрез пробы и ошибки мнений, найти связующую нить("нить Ариадны") , способную вывести из "порочного круга"(заблуждений) неопытности в "желанный круг" - круг достоверных знаний в фактах и аргументах.
Можно предположить, что сии достоверные знания основываются на неком сущем принципе, имеющем соответствующий диапазон действия, определяемый минимальным и максимальным аспектами рассмотрения.
Т.е. ПМД - как принцип минимального действия, и он же как принцип максималььного действия( но обычно ПМД ограничивают, ассоциируя его только с минимальным действием).
Подобный диапазон ПМД можно заметить ещё у Аристотеля, когда он говорил о достоверных началах знания - в виде самодостоверности(минимуме) и наибольшей достоверности(максимуме).
Аристотель:
" А самое достоверное из всех начал - то, относительно которого невозможно ошибиться, ибо такое начало должно быть наиболее очевидно(ведь все обманываются в том, что не очевидно) и свободным от ВСЯКОЙ ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНОСТИ. Действительно, начало, которое необходимо знать всякому постигающему что-либо из существующего, не есть ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ..."
Отметим, что фразы "невозможно ошибиться" и " свободно от всякой предположительности" относятся к постижению существующего, а не несуществующего.
Отсюда, можно предположить, что постижение несуществующего(как субьекта, так и обьекта) будет относиться к иному пути постижения - основанному на "ошибке" и "предположении".
Т.о., можно разделить, в одном случае, постижение на ОПЫТЕ познания(ОПЫТНОСТЬ), а в другом - на ПЫТЕ/ПЫТании, исПЫТании(НЕОПЫТНОСТИ), о которых я уже упоминал в теме "ОПЫТ и ПЫТ"...
http://philosophystorm.org/opyt-i-pyt
Исходя из двух случаев(которые могут быть счастливыми или несчастливыми в отношении постижения) можно выделить три пункта:
1. Достоверное знание
2. Предполагаемое знание
3. Возможность или невозможность корреляции между достоверным и предполагаемым.
Т.о., в одном случае можно сказать "достоверно всем известно", а в другом - что "достоверно ничего не известно", что субьект методом "проб и ошибок" может блуждать по "порочному кругу" в лабиринте(конечном-бесконечном) безвыходно так, что воспрянет дилетант, да такой, который напрочь в своих высказываниях похоронит всякую надежду на возможный выход из лабиринта(текста или системы), как похоронили его,например, "постмодернисты", говорящие о невозможности какого-либо выхода за "текст"(текст как гипертекст) при видимости ускользания всего воспринимаемого.
"И сами не в(ы)ходят и других отваживают" своими высказываниями, превратно понимающими "вероятность квантовой данности".
"Достоверно всем известно" -
Скажет кто-то суть про факт.
Ну а если неизвестно,
То ввернёт гипотез всяк.
Т.е. даст предположенье
Насчёт ЭТОго - ТОго.
И предложенное мненье
Разберёт скорей всего
Подходя критически
Методом логическим.
Но пред вероятностью
Квантовой суть данности
Как-то сник мыслитель наш.
Дилетанты ж вошли в раж...
Всяк кричат со всех углов,
Что,мол, достоверных нет
Теперь знаний, - пуст улов,
Как ни расставляй ты сеть
Суть в предположениях,
Да в опровержениях.
Вроде учатся люди, но... почему-то никак не научаются.
Итак, получаем такой факт, что одни учатся и научаются(на ОПЫТЕ или ПЫТЕ), а другие вроде тоже учатся, но никогда не научаются(не познают Истину) учась даже на собственных ошибках(постоянно наступая на собственные "грабли").
Отсюда и возникает момент , что уже не верят и не надеются, что выйдет что-то путное из пути "предположений и опровержений".
Так, К. Поппер, вроде и говорит, что "мы способны учиться на собственных ошибках"(методом проб и ошибок), но вот способны ли научиться? - тут видны сомнения, в "свете" тяжёлого времени всеускользания знания в квантовой неопределенности.
Не об этом ли времени предупреждает Библия, говоря о неких тяжёлых временах, в которых придут люди "всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины"(2-е Тим.3:7).
Надо полагать, что у подобных людей в их учениях будет отсутствовать хоть какое-либо пересечение(корреляция) их предположений с достоверностью(ОПЫТОМ Реальности).
Это будет означать, что они вынуждены будут довольствоваться только мнимым знанием, которое будет иметь разрыв с истинным(например, разрыв теории с практикой).
Устранение же подобного разрыва через путь ПЫТа/ПЫТалово требует особых сил критического подхода, без чего мнимый софист будет всегда ускользать от какой-либо корреляции с достоверностью знаний, подвешивая в неопределенности само понятие "Реальности"(в её убьективно-обьективных аспектах рассмотрения).
...И как ни ПЫТали буржуины Мальчиша-Ктбальчиша, но так и не сумели выведать из него тайну - откуда такая стойкость Реальности, перед которой невластна тьма.
"СВЕТ во тьме светит и тьма не способна ЕГО обьять"(затмить)
....
Комментарии
Ну и как стойкость какой-то "Реальности" была доказана в реальной действительности? - посредством лишь бла-бла? - да что уж тут говорить - это точно "наивернейшее" доказательство...
Да для вас ,видимо, никак, раз сии размышления для вас "бла-бла".
Геннадий Макеев, 7 Июнь, 2021 - 10:04
К пути в никуда.
Ну, если не верите, что на ошибках можно научиться, то тогда, конечно, только "в никуда". А вот если можно, тогда, посредством исПЫТаний, и критического подхода к ним, можно явить некую ДОГАДКУ(как некий опыт бессознательного) в виде новаций/иноваций желания(своего рода естественный отбор из вариантов одного как "счастливого случая).
Как было сказано, что НЕОПЫТНОСТЬ порождает случай(случай ли зарождения качественной жизни среди количественных поПЫТок).
К.Поппер по этому поводу(догадки) ссылался(в "предположениях и опровержениях"(стр 51)) на Ксенофана: " Ксенофану было известно, что наше знание представляет собой ДОГАДКУ... , что выражени в следующих его словах:
"Боги отнюдь не открыли смертным всего изначально,
Но постепенно, ища, лучшее изобретают.
Истины точной никто не узрел и никто не узнает
Из людей о богах и о всём, что только толкую:
Если кому и удастся вполне сказать то, что сбылось,
Сам всё равно не знает, во всём лишь ДОГАДКА бывает".
Т.е. знание как незнание = знание бессознательного(некое повивальное знание).
А "повитухой" у Платона был Сократ, исПЫТывающий своими вопросами каждого.
Геннадий Макеев, 8 Июнь, 2021 - 17:29, ссылка
Речь шла о следствии из приведенных там посылок.
Ну да, куда только следствие не заведёт... даже в никуда.
Куд куда, куд куда,
Вы откуда и куда?
Мы то, в общем, в никуда.
Ну а вы-то шли куда?!
Если не открыли "ИЗначальное", то открыли лишь "начальное", что идёт через ПЫТ... "и постепенно, ища, лучшее изобретают" через ДОГАДКУ.
Итак, мы можем уловить те же два "начала" - "НЕОПЫТНОЕ"(ДОГАДОЧНОЕ) и "ОПЫТНОЕ"(ОТГАДОЧНОЕ(Истина приоткрывается), посредством диалектики.
К.Поппер, судя по всему, этой двойственности(как "ТО" и "ЭТО") не уловил, поэтому чрез сомнение и сквозит пессимизм. Например, в отношении понимания "Пещеры" Платона, о которой много высказываний, среди которых видна однобокая тенденция, склоняющаяся к духу пессимизма в понимании символа "Пещеры".
К.Поппер: " Истинным является пессимистический рассказ Платона о пещере.... У нас нет критерия истины, и этот факт поддерживает пессимизм. Однако у нас есть критерий, который в случае удачи помогает нам обнаружить ошибку и ложь".
Т.е. обычно в символе пещеры Платона видят только то, что хотят видеть - чаще однобоко, пессимистически.
Тогда как сам Платон ясно дал понять, говоря не об одной, а о двух природах человеческих - просвещённой(опытной) и непросвящённой(неопытной), что и даёт возможность склониться и к оптимистическому взгляду оотносительно понимания пещеры Платона, взгляду, говорящему о возможности выхода к Свету.
...
Относительно же этого света опыта Н. Кузанский говорит в "о предположениях" так:
"У более молодых ещё нет света опыта, и следует, как бы ведя их за руку, привлекать их к выявлению невидимого, чтобы они поднимались постепенно ко всё более неизвестному" - ведущему к Единству непостижимой истины.
"Единство непостижимой истины познается в простейшем единстве истины через инаковость построенную на предположениях, а также через предположения об инаковости".
"Бог располагает, а человек предполагает".
Исходя из этого, видимо, у Н.Кузанского, человек предполагает инаковость(тень) и через инаковость постороенную на предположениях познает единство истины(некий формирующий свет).
Т.е. человек в своих предположениях между светом и тьмой образует как бы взаимопроникающую пирамиду света и тьмы(фигуру, названную буквой "П"):
" Вообрази пирамиду света проникшей во тьму, пирамиду же тьмы - вошедшей в свет и, своди всё, что можно исследовать, к этой фигуре".("П")
Бог, у Кузанского, - основание пирамиды света, а основание пирамиды тьмы есть как бы ничто. Т.о. всё сотворённое, как мы предполагаем, лежит между Богом и Ничто.
В пешере Платона, как мы помним, люди обращены спиной к свету, а значит лицом к тьме. Но тьма, имея проникающую интенцию к свету, даёт возможность к предположению о инаковости, т.е. тени(сначала тёмной, потом более светлой). Без такой возможности(размерности) в ничто, само ничто было бы безразмерным мраком, без рождения теней. Из такого ничто само по себе ни что или ни-что невозможно сотворить.
Но это одна природа людей - непросвящённая(не ОПЫТА, а ПЫТА).
О другой же природе людей(просвещённой) - обращённой уже лицом к свету, Платон говорит так: "Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь(т.е. непосредственно оперирую обьектами света)... при этом одни разговаривают, а другие молчат".
- Странный ты рисуешь образ и странных узников!
- Подобных нам.
Т.е. странные люди - люди просвящённой природы, способной непосредственно обращаться к свету(благодаря знаниям диалектики) и получать ОПЫТ интуиций(достоверных знаний), благодаря которым они способны адекватно воспринимать Реальность(в аспекте её субьективного и обьективного рассмотрения).
....