Складка – концепт, используемый неклассическими стратегиями философствования, в качестве альтернативы принятым в классической философии парам категорий «различие – тождество», «внутреннее-внешнее» («имманентное-трансцендентное»), а также «часть-целое».
(с) http://gaspariann.livejournal.com/18153.html
Лейбниц у Делёза говорит о единстве-разделении на тело-дух. Так же есть такая экспликация: "… Данное положение иллюстрирует открытость как свойство целого. Это предпосылка, необходимая для использования концепта складки в качестве инструмента, интегрирующего видимое и высказываемое".
(с) И.Карцев "Жиль Делёз. Введение в постмодернизм."
И ещё много чего прочитал и чувствую, что концепт этот чем-то важен для меня, но понять и освоить его пока не в состоянии. В связи с обсуждаемой здесь темой диалектики, можно ли считать тезис-антитезис-синтез складкой или чем-то близким по смыслу?
Комментарии
Читаю Делёза: Жиль Делёз. "Складка. Лейбниц и барокко". Пока 2 главу.
Я выделил некоторые моменты для себя. В общем, есть над чем подумать. Непонятно пока: инфлексия = искривление???
Чтобы субъект существовал для мира, следует вложить мир в субъект.
Любопытно. Вот здесь http://philosophystorm.ru/romantaran/57 я уже приводил рассуждение Лосева о том, что
Оказывается, что не человек часть природы, как наивно считает обыденное сознание, а природа - часть человека. Это элементарная диалектика части и целого. Часть может быть без целого, но целое не может быть целым без части.
У меня в связи с этим два вопроса:
Во-первых, кажется, эта идея более распространена в 20-м веке, чем ранее? Появляется ли некое общее осознание этого или это по-прежнему маргинальная идея?
Второе: подходит ли критерий возможности помыслить одно без другого для соотнесения части-целого? Так, по Лосеву, всё искусственно созданное человеком мы либо наделяем человеческой способностью включать в себя целый мир, либо должны помыслить искусственное без природы. Как-то ни то, ни другое пока меня не убеждает. Или же всё-таки, Лосев доказывает это другим способом, а рассуждения о части-целом лишь некий дополнительный аргумент.
Для Лосева - это элементарная логика. Как и для математики со времен Кантора. Для математики, но не для математиков . Мне несколько раз пришлось озвучить к слову это логическое положение дел с частью и целым в интернет-болталках и никакого понимания не было. Вот и Вас не убеждает. Так что вполне себе маргинальная идея.
Не убеждает с моей теперешней позиции. Но с этой позиции я не хотел бы даже пытаться опровергать Лосева. Я понимаю так, что встав на точку зрения Лосева, я увидел бы его глазами такой мир, в котором возможно бы перенял и его убежденность. Для этого, конечно нужно его читать. Но пока у меня не достаточно пересечений с ним, чтобы возникла острая необходимость его читать.
Лично для меня логика Лосева пока маргинальна, но идея о мире, включенном внутрь сознания очень даже центральная.
Поскольку инфлексия занимает исходную точку рассуждений Делёза и далее постоянно используется, пришлось разобраться.
Нашел четкое, но длинное определение инфлексии в тексте. Математик сказал бы короче - гладкая точка перегиба, где меняется знак кривизны. Кстати у Лейбница именно так - "двусмысленный знак". А вот у Делёза длинно, но зато имеются очень важные, для понимания его рассуждений коннотации (с.26-27):
Думаю, этот вопрос мог бы хорошо прокомментировать molbard по своем приезде из Праги.