диалектика и метасистема

Аватар пользователя Agvares
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 

какое можно предложить диалектическое решение парадокса метасистем?

Комментарии

Аватар пользователя admin

что такое "парадокс метасистем"?

Аватар пользователя Agvares

ну, положение Тарского, согласно которому, суждения истина\ложь возможны лишь на уровне метаязыка\метасистемы, но парадокс в том, что мы будем вынуждены будем бесконечно идти по этой индуктивной лестнице абстрагирования.

Аватар пользователя admin

Вообще-то диалектика не занимается соотношением истинных и ложных суждений. В ней вообще не заходит речи об истине и лжи. Диалектика занимается взаимоотношением противоположностей, в частности, противоречащих суждений, которые, если угодно, оба полагаются как истинные. Например: 1) мир конечен, 2) мир бесконечен, 3) мир представляет собой актуальную бесконечность (бесконечен в замкнутых пределах).

Аватар пользователя actuspurus

Здесь, видимо, какое-то недоразумение. Ведь у Тарского, видимо, речь идет о том, что система всегда описывается на уровне метасистемы. Только таким образом мы вообще можем саму систему определить и описать. Это аналогично тому, что для того, чтобы выразить смысл некоторого текста - мы пишем новый текст на метауровне к исходному. Тарский только указал, что понятия "истинность" и "ложность" в предельном смысле (в смысле истинности аксимом - если речь идет об аксиоматической системе) относятся не к самой системе, а к отношению этой системы к чему-то вне ее - что можно описать только в метасистеме. Но существует и "истинность" внутрисистемная - как формальная правильность логической записи.

Аватар пользователя Ystdion

какое можно предложить диалектическое решение парадокса метасистем?
…положение Тарского, согласно которому, суждения истина\ложь возможны лишь на уровне метаязыка\метасистемы, но парадокс в том, что мы будем вынуждены будем бесконечно идти по этой индуктивной лестнице абстрагирования.

Вы имеете в виду, что парадокс в том, что на каждом новом мета-уровне повторяется та же самая ситуация?
Но может быть и иной взгляд – допустим, интересна не бесконечная лестница (абстрагирования), хотя это безусловно имеет место.
Я хочу сказать, что мы можем отметить, что «восхождение» по этой лестнице происходит в круге одних и тех же понятий и одного и того же "теоретического" смысла. (Суждения И/Л, выход на уровень метасистемы, оценка, снова суждения И/Л и т.д.)
Может тут возникает некое «образование», самодостаточный («самовоспроизводящийся») самоотнесенный замкнутый "смысл" или логика, если представить это не в виде лестницы, а (абстрагируясь в качественно совершенно новом смысле) «замкнутую» в круг логико-смысловую последовательность (т.е. произвести, грубо говоря, своего рода «синтез».)

Тогда, неким интересным образом, суждения истина/ложь окажутся «внутри» самой вновь выявленной «объединенной» системы и парадокс становится кажущимся?

Аватар пользователя zyi

Нам кажется парадоксальным положение Тарского потому, видимо, что суждения об истинности/ложности положений теории, полученных на достигнутом уровне развития метаязыка/метасистемы науки, с позиции нашего естественного языка/здравого смысла всегда представляются возможными и целесообразными, так как естественный язык/здравый смысл в целом фундаментальнее любого метаязыка/метасистемы науки.
Тогда необходимо уточнить, как соотносятся между собой наш естественный язык/здравый смысл и метаязык/метасистема науки. Если они противостоят друг другу как фольклорный «низ» и учено-артистический «верх» в культуре мышления, то (с позиции диалектики) речь должна идти о выделении некоторого «срединного», скажем, философского языка/философской системы, опосредующего связи между естественным языком/здравым смыслом и метаязыком/метасистемой науки как противоположностями.
Через раскрытие этих связей можно найти диалектическое решение парадокса метасистемы.
В качестве предпосылки для поиска такого решения можно рассматривать предложение Ч. Черчмена ввести в общую теорию систем понятие general system (обобщенной системы – системы замкнутой и остающейся замкнутой во всех возможных средах). Обобщенная система понимается им как предельная по своим свойствам система, как предел бесконечного ряда все более и более совершенных систем (конструируемых метасистем).
Можно предположить, что естественный язык, философский язык и метаязык науки являются средствами моделирования закономерного ряда сходных систем, стремящихся к обобщенной системе. Соответственно здравый смысл, многоликая философская система и метасистема любого уровня развития науки содержат в себе модели-приближения обобщенной системы и дополняют себя до замкнутой системы средствами соответствующего языка. Систематизация понятий об этих моделях-приближениях возможно и даст решение парадокса метасистемы.