Удивительные прыжки демонстрирует уровень развития разума современного человека. С одной стороны, если рассматривать научно-технические достижения современной цивилицации,можно прийти в восторг от высоты познаний разума человека. Но, с другой стороны, если рассматривать уровень познаний в области межчеловеческих отношений, приходишь в ужас от примитивизма таких познаний.Причем,самое удивительное, примитивизм уровня познаний, в этой области, демонстрируют не простые люди, а люди, казалось бы, наделённые знаниями и властью. Ну, людей наделенных властью еще можно понять, им, как говорится, сам бог не велел задумываться над проблемами бытия человека, они сами творят это бытиё. Но, как понять людей науки? Чтобы не быть голословным, возьмем, к примеру, проведенный недавно Институтом философии открытый конкурс "Возможна ли нравственность, независимая от религии?" Когда читаешь конкурсные работы. приходишь в изумление от наивности, от полного тумана в разуме людей в понятиях межчеловеческих отношений. Что же это происходит с разумом человека? Неужели так мощен стереотип мышления? Но, почему это относится только к области познаний, касающихся бытия человека? Ведь стереотипа мышления в других областях познаний нет. Как бут-то какой-то ступор вступает в действие, как только человеческий разум касается области познаний межчеловеческих отношений. К примеру. Автор, одной из конкурсных работ, дает очень точные и умные замечания по поводу кризиса межчеловеческих отношений, в высокоразвитых, в экономическом отношении, странах Европы. Но выводы из изложенных наблюдений, просто поразительны - " Нужно заниматься медитацией, чтобы пришло просветление". Как это можно понять? Авторы большенства конкурсных работ, давая, в принципе, правильные наблюдения в области кризиса моральных ценностей человечества или полностью уходят от собственных обьяснений причин такого факта, или призывают в помощь такому обьяснению выводы Канта, Гегеля, Декарта и других мыслителей прошлого. Такое впечатление,что собственных мыслей, по этому поводу у них нет. Неужели не понятно, что размышления философов прошлого не могут быть основой для обьяснения причин происходящих в обществе негативных явлений. Это, тоже самое,что для современного хирурга рассуждения о медицине средневекового парикмахера, исполняющего по совместительству роль пускателя крови больному человеку. Недаром студенты высших учебных заведений говорят о современной философии, как о предмете совершенно бессмысленном, а тем более применимым в реальной практике. А ведь по большому счету, без знаний философии не может быть самого определения - Высшее образование. Получается просто - высокоподготовленный ремесленник. Так как предназначение философии, как науки, по моему глубокому убеждению, должно являться, реально обоснованное, формирование развитой личности - Разумного человека. Но, к сожалению, до этого еще далеко. Ведь даже самого общепризнанного понятия, точно обьясняющего - Что есть человек Разумный, в соответствии с реалиями жизни нет. Конечно, это не значит, что точного понятия быть не может. Просто такое обьяснение несет за собой такую лавину совершенно новых понятий, а тем более вопросов, что философский ортодоксальный мир просто не только не в состоянии это осмыслить, но и даже подходить к этому вопросу боится. Ясно,что здесь присутствует нормальный человеческий страх за свое благополучие.Причина такого явления, безусловно понятна. Ведь в ином случае, прийдется столкнуться со своими коллегами по корпоративному сообществу. Дело в том, что целью деятельности современной ортодоксальной философии является иследование границ воображения разума человека или, как они это называют, рациональное постижение трансцендентной, т.е. недоступной эмпирическому познанию реальности. Т.е. современная философия абсолютно ушла в сторону от потребностей и реалий жизни. По- другому, философия перестала служить интересам общества. Это как раз то, что в обществе называют кризисом философии. Однако, по большому счету, это ни какого отношения к философии не имеет. Просто существующее направление деятельности в философии, является тупиковым и абсолютно не нужным мировому сообществу, кроме замкнутого ортодоксального философского сообщества, содержащегося, замете, это особенно важно, на средства государства. И значит государство это устраивает. Да устраивает так, что создает иллюзию правильности в измышлениях ортодоксальных философов. Логика такого мышления, до абсурда проста - раз мне платят за это деньги, значит я прав. Такая практика государства ведет к зомбированию членов общества философов. Поэтому, все, что выходит за рамки понятий этого сообщества они не понимают, но в итоге и мы также их не понимаем. Наглядный пример такого непонимания произошел со мной в обмене комментариями на форуме ФШ. Я лично считаю,что любая дискуссия людей,причисляющих себя к науке, тем более философии, должна придерживаться двух основополагающих норм научного спора. Первая норма - это присутствие Цели и смысла в реальной потребности такой дискуссии. Вторая норма - это нужно точно определиться с понятиями употребляемых слов. Казалось бы, что проще. Ведь в ином случае будет полная бессмыслица любой дискуссии. И вот, я задал простой вопрос - А какова цель вашей дискуссии.Вы думаете, мне ответили точно и конкретно? - Ноль. Ответы следовали согласно известной поговорке - я про Фому, мне пр Ерёму. И стало понятно, в чем причина.Так они же дискуссируют не для того, чтобы принести пользу всем людям, а в угоду своим узким,корпоративным целям! Это то, что касается первой нормы научного спора. А за то, что необходимо придерживаться второй основополагающей нормы, вообще тушите свет. Доходит действительно до абсурда. К примеру, в одном из комментариев я написал, что понятие слова истина означает - верное отражение действительности в сознании человека, то есть это утверждение, отвечающее опыту и практике любого человека.Т.е. если мы утверждаем, что земля у нас под ногами, а небо над головой, то это действительно истина, т.к. отвечает опыту и практике любого человека.Привожу дословно ответ - " Мне не хотелось,тыкать вас носом в то, что вы пишите.А пишите вы весьма противоречивые вещи.Для вас, например, представляется естественным существование земли под ногами, а наба над головой. Лично для меня все далеко не так естественно, как для вас.Замечание существования, какого- либо объекта всегда связано с нашими потребностями и интересами.Например, для существования рыбы, наличие земли "под ногами" совсем не обязательно, а у птицы над головой часто оказывается земля, а небо у неё находится под крыльями". Ну, как можно отвечать такому философу? Он настолько зомбированный, что может вообразить себя птицей. Но, даже в этом случае, я не могу себе представить, как это птица может высиживать яйца в небе? А уж, какое отношение имеют мои потребности и интересы к существованию птиц и рыб на Земле, моему уму вообще не постижимо? А ведь такие "виртуозные" заключения являются правилом среди ортодоксальных философов. Ну как, с таким мировоззрением можно решать проблемы человеческого бытия. Ужас, но ведь в этом сообществе никто проблемы и не собирается решать. Я повторяю, у таких философов совершенно иная задача.Эта задача сформирована ещё три тысячи лет назад древнеегипетскими жрецами - " знания бытия вредны для простых египтян, их дело работать".Вот поэтому, без особой подготовки, прежде всего психологической, в их философии черт ногу сломит. Они создали науку для избранных, т.е. только для себя. Убеждать таких людей в ошибочности их мировозрения, глупая затея. Так как это уже относится к понятию Веры. Многие люди заблуждаются, когда понимают под словом Вера,только религиозное верование. Одной из разновидностей Веры и относится мировозрение ортодоксольных философов. Вот их философия верна, а на все остальное они смотрят с облаков. Это и есть фанатизм Веры. Так как настоящий ученый, всегда берёт под сомнение даже собственные идеи. Ему абсолютно все равно, что о нём лично говорят оппоненты. Для него, главнейшим является суть их возражений. Кстати о понятии фанатизма в Вере. Почему возникает фанатизм? Причем не важно, к какой разновидности веры, буть-то религиозный фанатизм или фанатизм в науке, это относится. Все здесь просто. Есть у человека один инстинкт, который называется - фактор личной значимости. Фактор личной значимости - это подсознательное( инстинктивное) желание человека к признанию его разума, причем не важно перед кем, даже перед самим собой. Этот фактор обусловлен двойственной сущностью человека.Об этом инстинкте абсолютно никто не говорит.Не выгодно.Так вот, способность к творческому мышлению, только одно из составляющих, ведущих к становлению разума. Однако, не менее важную, а может быть в первую очередь, играет роль в становленииу человека разума,его фактор личной значимости.( мы ведем речь только об условиях,когда растущий человек,постоянно находится в социальной среде, в ином случае возникает синдром Маугли) Любая задержка в развитии творческого мышления( мы, в этом случае, говорим о разностороннем любопытстве,т.к. сформированное узконаправленное любопытство будет мешать человеку вникать в другие области познаний) не приводит к общей задержке развития разума, но однозначно налагает свой отпечаток на уровень этого развития. Вот получается, фактор личной значимости у человека есть, он осознаёт себя разумным. А то, что разносторонних знаний у него недостаточно,он не понимает. А, что происходит при отсутствии неодходимых знаний, если человек задает себе вопрос, ответ на который пока недоступен,не только ему, а и всему мировому сообществу? Происходит тупиковое состояние разума. А разум человека тупиковых состояний не приемлет. И тогда сознание человека может принять на веру любое логичное, с его точки зрения, решение тупиковых вопросов. Он все, принял решение и дальше у него рассуждать у него нет ни знаний,ни желания, да о чем говорить, у него и возможностей то нет. И попробуйте сказать такому человеку- у тебя нет знаний, особенно тогда, когда он убежден, что таких знаний ни у кого нет. Фактор личной значимости зтого человека возбуждает агрессию, как защитную реакцию его разума, практически не способного перейти на другой уровень. Вот вам и готовый фанатик. Ведь легче уничтожить внешний фактор раздражения, чем разрушить блокировку сознания в собственном мозгу. Как вы думаете? Почему деятельность ортодоксальных философов устраивает государство? Неужели только из идеологических соображений филантропии? Ведь в государстве находится много, далеко не глупых людей, особенно на верхних эшелонах власти. Так, что же их устраивает в мировозрении таких философов? Это их "теоретическое" обоснование того, что всё в жизни зависит от самой конкретной личнисти. За один этот постулат они готовы не только их содержать, но и целовать кое-что. А вся остольная мишура для власти безразлична. Кредо власти в этом вопросе, до предела ясное - познавайте там, что желаете, только не касайтесь наших взаимоотношений с обществом. Это табу. Вы думаете, что девиз - Разделяй и властвуй,придумали римляне? Хо-хо. Это далеко не так. Этот девиз возник при первых признаках возникновения государства, для того,чтобы разрушить общество в котором оно возникло. Но об этом отдельный разговор. Так как же быть? Как создать новое направление в философии, для служении её интересам всего общества? Да ничего сложного, в принципе, нет. Сложнее всего будет не само новое познание, а психологическая ломка тех мировозрений, которые сложились за тысячелетия существавания государства,под его прямым воздействием. Да и понятно почему. Потому, что изменять свои взгляды на многие,казалось бы, давно понятные вещи, это далеко не просто. Так устроен человек. Но другого выхода нет. Да и само государство уже не справляется со своими взятыми на себя обязательствами. Цель существования современного государства его же, уже и разрушает. Если вы думаете,что вот так сразу получите готовое решение,то это далеко не так. К этому нужно идти постепенно. Потому, что в первую очередь, необходимо пересмотреть понятия абсолютно многих, казалось бы, давно известных слов. Это азбука нового мышления. И еще могу сказать, что нужно не искать истину в отношениях между людьми( это просто не возможно, т.к. у каждого своя истина), а научиться согласовывать интересы общества с интересами каждаго конкретного человека. Вот Великая задача стоящая перед человечеством. Другого пути для решения глобальных проблем цивилизации просто не существует. Понятное дело, что принимая эти условия, жить за чужой счет уже не получится ни кому, даже государству.
Комментарии
Что ж, Николай, поздравляю вас с первым связанным и достаточно большим текстом на ФШ. Основная мысль ваших тезисов - сделать философию практически значимой. Очень похвальное намерение. Осталось дело за малым - воплотить его в жизнь.
Софокл писал:
"Что ж, Николай, поздравляю вас с первым связанным и достаточно большим текстом на ФШ. Основная мысль ваших тезисов - сделать философию практически значимой. Очень похвальное намерение. Осталось дело за малым - воплотить его в жизнь."
По-моему, следует не поздравлять "с первым связанным и достаточно большим текстом на ФШ" , а благодарить за текст значимый для нас всех.
Николай:
"Кредо власти в этом вопросе, до предела ясное - познавайте там, что желаете, только не касайтесь наших взаимоотношений с обществом. Это табу. Вы думаете, что девиз - Разделяй и властвуй,придумали римляне? Хо-хо. Это далеко не так. Этот девиз возник при первых признаках возникновения государства, для того,чтобы разрушить общество в котором оно возникло. Но об этом отдельный разговор."
Власть и Государство - разные понятия.
И именно, первые признаки государственности и явили себя силой единения соплеменников в общество.
Мне думается, что каждый имеет право на свою точку зрения.
Софокл:
"Мне думается, что каждый имеет право на свою точку зрения."
На содержание топика, - конечно.
На мотивацию и цели - тоже.
Николай, практически во всём Вы правы, справедливые Ваши сетования вполне понятны. Я бы только несколько переместил некоторые акценты.
Прежде всего, у меня расхождение с Вами в понимании - что есть "философия", "наука", "идеология". Вы неприкрыто числите философию - наукой (пусть и некой - "особенной"), требуете от "клерков от философии" неких руководящих предписаний, "чтоб всем было счясте". Повторюсь: здесь Вы и - правы ("профессиональные философы" тупо отрабатывают свой хлеб - как и всякий прочий ремесленник), и - не правы, причисляя этих "профи от философии" к собственно философам. Т.е., Вы сами отказываетесь замечать сделанное Вами же открытие:
те, кто "философствует по должности" - не есть философы, т.е. - скорее тупы, чем мудры.
Отсюда и вся "неразбериха", на которую Вы сетуете.
Нет, я не хочу призвать Вас - медитировать и т.п., хотя суть моего ответа - где-то рядом с этим "советом". Медитации - не в последнюю очередь - обращают человека к нравственности, т.е. - к прислушиванию, улавливанию правды (в себе). Вот, Вы поместили здесь свой этот текст. Я бы обозвал его манифестом. Не знаю - медитировали ли Вы, или ещё как-то иначе, но вижу, что написали самую настоящую правду. Правду, которую любой поймёт - не взирая ни на терминологические, ни на прочие любые "разногласия". Мало того, что - поймёт, главное: всякий согласится, пусть и не всякий - вслух.
Нравственные поступки всегда мудры. Западная же цивилизация в этом моменте практически абсолютно "глухая", и излечить её от этого не представляется возможным: алчность является её "становым хребтом", и обозначенная болезнь исчезнет лишь с самой этой несчастной.
Бессмысленно взывать к "капитанам барышей" - поступать нравственно, просить их нанять на службу "правильных философов" - для следования их предписаниям. Вы тут всё верно и сами отметили:
я лишь предлагаю посмотреть шире: не в [каком-то] государстве проблема, а в той цивилизационной идее, которую оно [(его "капитаны")] исповедует. Кстати, гармоничная цивилизация не приемлет понятия "государство"; если все не перемрём, возможно, она пробъёт себе дорогу к жизни - сквозь экспоненциально плодящиеся ныне помойки (физической и психической природы).
Софоклу. Благодарю за внимание. На счет воплощения задумки, в жизнь без Вас и товарищей не получится. Только в споре людей, обладающих знаниями и опытом рождается новая истина! Мне уже достаточно лет, чтобы говорить о обладании некоторого опыта и знаний.
Кот. Я Вам признателен за комментарий, который можно воспринять за начало толкового разговора. Даже Ваш комментарий подтверждает мою убежденность в том, что началом всех дискуссий является точное толкование слов. Без этого, повторяю, не будет понимания. Да, я утверждаю, что философия должна стать настоящей наукой. Идеологию я воспринимаю как термин, за которым разум человека подразумевает искуство управления сознанием масс людей, для удовлетворения целей и потребностей отдельных групп людей, внутри общества. В отличае от этого, философия должна иметь своей целью создание теоритического обоснования возможности формирования Человека Разумного и дальнейшее развитие Разума уже в высшей стадии его качества. Философия - это действительно наука, так как её предметом должно являеться познание сущности человека, его взаимоотношения с обществом и на современной стадии, взаимоотношения общества и государства. Без научных (т.е. четко аргументированных, без идеологических наслоений), осмыслений всех этих постулатов, не может быть дальнейшего общественного развития. Да, я с Вами полностью согласен, что понятие государства это временное явление в истории цивилизации. Но сейчас понятие - государство, является основным понятием, за которым скрывается весь спектр современных взаимоотношений человека с обществом. Нельзя перескочить с одной фазы развития цивилизации в другую, не осознав все накопленные ошипки. P.S. Даже понятие нравственности трактуется кому как вздумается.
Николай! Я уже не раз писал вам, что бы вы повнимательней осмотрелись на сайте. То к чему вы так настойчиво и убедительно призываете живет в умах и сердцах многих участников. В том числе КОТа, Борчикова, Ron`a, вашего покорного слуги. Вся проблема в том, что ваше философское образование оставляет желать лучшего. Но вы не отчаиваетесь, больше читайте, принимайте участие в обсуждениях... никто из названных вас не оттолкнет, постарается помочь разобраться. Но от вас потребуется искреннее желание разобраться в философской проблематике и до поры забыть о своих скоропалительных суждениях. Во всяком случае у вас есть верный компас для того, чтобы ориентироваться в хитросплетениях противников нашего курса.
Софоклу. Я Вам признателен за напоминание. Вы правы, что на сайте много умных людей и поэтому мне интересно. В ином случае, я просто бы не общался. Но мое нетерпение обьяснимо, как и обьяснимо моё, так называемое философское, образование. Во - втором случае все просто - я не приемлю болтовню ради упражнения мозгов. Поверте мне, я очень долго увлекаюсь философией, но к сожалению ни в одной философской теории не вижу ответов на вопросы, которые я ставлю перед собой. Их просто не существует, все вокруг да около. Поэтому моя и неприязнь к, так называемому, философскому образованию. Если я не прав, объясните вы мне хотя бы самое элементарное, что есть Государство, причины его возникновения в первобытном обществе и в соответствии с этим, цель его существования, которое пронизывает его с самого зачатия и до современного момента. Только не надо делать ссылки на работу Энгельса по этому вопросу. Потому, что я убежден, Энгельс абсолютно не прав в своих выводах. И могу доказать! Может быть, вы мне укажите другую философскую работу по этому вопросу? Да такую, чтобы было в ней понятно, почему государство генерирует в миллиардных экземплярах, так называемое, быдло, к которым относят и меня.
Николаю,
Я не специалист в области государственного строительства, хотя марксистский вывод о том, что государство является инструментом насилия в руках господствующего класса - разделяю. Вопрос же о том на каких основаниях должны строиться общественные отношения - дело достаточно темное. Виновата ли во всех грехах частная собственность или есть какие-либо еще иные причины- все это требует детального рассмотрения. Лично я исхожу из того, что стержень вокруг которого должно все вращаться находится внутри нас самих. В конечном счете, именно за человеком остается решение принять или отвергнуть сложившееся общество. Я думаю, что во всех человеческих греха виновата не корысть, не жажда наживы. Хотя такая формулировка и близка моим взглядам. Основной причиной, на мой взгляд, того общества в котором нам приходится жить является не гарантированность человеческого существования. Частная собственность возникла не так, как это описывает Ж.Ж.Руссо. Прежде, чем кто-то огородил участок земли и сказал "это мое" , должны были произойти подвижки в сознании первобытного человека. Он должен был осознать, что он молодой и сильный лучше позаботится о себе самом, чем это сделает община. Желание избавиться от социальной обузы, положиться на собственные силы, стремление сделать свое существование более гарантированным, вкупе с развитием производительных сил, и привели к общественному расслоению. Но если быть точным, то само по себе развитие производительных сил не ведет к изменению общественного строя. К нему ведет изменения сознания, способов, которыми человек хочет добиться гарантии своего бытия. Если мне будет задан вопрос о том, что должен сделать человек для создания идеального общества, лишенного любого вида дискриминации, то я отвечу, что, если мы хотим, что бы каждый человек нашел свое призвание и признание, то нам предстоит пересмотреть свое отношение к вопросу о гарантиях нашего бытия. Человек должен отказаться от стремления жить вечно и во что бы то ни стало. Только сильный духом, без страха смотрящий в глаза жизненным трудностям и опасностям , стремящийся реализовать собственные таланты и испытывающий от этого счастье, человек может стать основой нового общества. Безусловно, для консолидации общественных усилий и талантов, мы не сможем жить без управления. Но сам смысл этого управления изменится принципиальным образом. Человек, обладающий талантом управленца, будет консолидировать общественные усилия не ради собственного благополучия, а потому что ему будет доставлять радость видеть как индивидуальные способности сливаются в могучий поток прославления бытия. Управленец будет сочетать таланты, а не навязывать свою корыстную волю обществу.
Я - идеалист и этого не скрываю. Я хочу, что бы общественное устройство базировалось на доверии к другим участникам сообщества. В таком обществе должно быть месту всем возможным человеческим талантам, а не тем которые, выгодны человеческому эгоизму.
Стас! Наконец то, я получил приемлемый ответ на конкретный вопрос. По которому действительно видно Ваше реальное мировозрение. Пусть Ваши знания об сущности общественных отношений туманны. Это не страшно. Ведь их практически не знает ни кто. Но потребность в этих знаниях, не просто колосальная, а катострофический голод, от которого мир сходит с ума. Вот в этом и заключается мое нетерпение. Просматривание Ваших работ и работ ребят по сайту, видно же, что в основном ведь собрались здесь далеко не глупые люди, за редким исключением. Это без сомнения хорошие работы, но они хороши с точки зрения отвлеченного мировозрения - чистейшие Пифагорийцы. Вопрос же не в этом. Как же так, Вы люди с философским складом мышления, но для Вас не интересно заглянуть в сущность общественных отношений. Причем, не делать ссылку на каких то авторитетов прошлого, а давать собственное видение проблемы. К слову - Государственное строительство - это не предмет фисософии. Дело философов давать общее понятие об той или иной проблеме бытия человека, но давать так, что было понятно любому взрослому человеку направление действий. А конкретику последовательности действий, пусть думают узкие специалисты. Если бы меня спросили - нужно ли философское размышление о трансцендентной реальности. Я сказал бы честно - да нужно. Но на современный момент это не актуально. Сегодня, это должно быть как игра разума философов. Но мы то с Вами не в игрушки играем, а живем в реальности бытия. И разве Вас, как думающего человека ( поверте, таких очень мало) не интересует, почему существует негатив в реальной жизни. Если философ говорит, что террорист - это просто подонок, это значит не философ. Не дело философии давать эпитеты, а дело давать понимание проблемы. Чтобы не быть голословным, предложите мне конкретную тему по любому вопросу бытия человека. И тогда действительно будет очень любопытно и главное полезно всем.
Сразу прошу прощения за орфографические ошибки. Писал, не смотря на текст
Дорогой, Николай,
Знаете, всему свое время. Если я сегодня не пишу об общественном устройстве, это не значит, что оно меня не интересует. Как раз наоборот: разрабатывая самые глубокие и ,на первый взгляд, отвлеченные проблемы, всегда помню о том, чему должно служить мое знание. Моим убеждением является тезис: самые глубокие философские проблемы - это жизненно важные проблемы человека. Для того что бы решать об общественных отношениях, сначала надо составить представление об онтологии, а уж затем переходить к преломлению ее понимания в социальную плоскость. Такова моя позиция. Что же касается темы, то, на мой взгляд, вы сами ее должны найти. Если же душа пока ни к чему не лежит, так значит ваша тема еще не созрела. Значит надо больше читать, накапливать силы.
К слову - Государственное строительство - это не предмет фисософии.
Платон - "Государство"
Гегель - "Философия права"
Есть и еще, но более "мелких" философов ;0)
Список гораздо длинней. Кампанелла, Томас Мор, Сен-Симон, Оуэн... Если это и не первые имена, то и далеко не последние. Список настолько велик, что даже и необозрим.
О - о, друзья! Опять с самого начала. Парменидовское " Быть или вовсе не быть - это, то же самое, что и постижение трансцендентной реальности. Это не та точка опоры, с которой можно начинать решение конкретных философских задач, которые необходимы современному времени. Новая концепция философского мышления требует прочной основы для своего развития. А, какая основа прочнее - необозримое понимание бытия или сам конкретный человек? Почему у вас получается, чтобы познать человека, нужно с начала познать непознаваемое? От этого одна лишь путаница. Даже непонимание того, что государственное строительство является предметом права, а не философии. Это же надо понимать. Для меня куда важнее философское понимание сущности государства, человека, общества, да такое, которое даст четкую картину причин современных проблем человека. Это, то же самое, что для настоящего врача знание причин возникновения болезни. Да, к слову - дополните ваш список Марксом, Энгельсом и Лениным. Ну, что же Вы так не серьёзно. Развал коммунистической идеологии - разве это не показатель не верности избранного пути решения задач.
Дорогой друг, Николай!
Вот чего вам не занимать, так это наивного простодушия: бытие, для вас, необозримо, а с человеком, государством, обществом - все конкретно и предметно. Так ситуация рисовалась многим, а воз и ныне там. Если бы в коммунизме все было так ясно и просто, то никакого развала бы не было. Впрочем, вы, видимо, относитесь к той категории людей, которая предпочитает экспериментировать на других, никого не жалея, зачастую и себя...
Стас! Хороший Вы человек, это видно по Вашим комментариям.Особенно одна черта характера нравится мне у Вас, простота в общении. А вот с фисософским мировоззрением у Вас слабовато. Есть такое философское понятие, как - фактор Учителя. Как же мощно воздействует он на людей. Плохо это или хорошо, но он есть. Давайте на этом остановимся. Видно мне прийдется подготовить на форум обсуждение этого фактора. Хотя не с этого я хотел начинать.
Может быть и так. Позволю себе воспроизвести парочку тезисов, конституирующих и объясняющих "мою слабость". 1, Мудрый человек всегда стремится учиться, но никогда не стремится быть учителем. 2, Человека нельзя облагодетельствовать, сделать счастливым. Стать счастливым он может только сам. Мое мировоззрение основывается на том способе построения счастья, которым я хочу поделиться с остальным человечеством. Хочу напомнить конфуцианскую мудрость: богат не тот, кто многое имеет, а тот кто довольствуется имеющимся. Мой путь построения счастливого общества связан не открытием социальных "законов", а собственным духовным совершенствованием. Я наивен и считаю, что телегу нельзя ставить впереди лошади, если хочешь куда то поехать. Идеальное общество возможно, если оно состоит из идеальных людей..., а не стада свиней, невидящих перед собой иных целей, чем послаще поесть и получить побольше острых ощущений, от зрелищ и считающих эту сенсуальность бытия подлинной жизнью.
nikolaj
Отличные мысли... Хорошо читается... Не забудьте зайти на Философский штурм 1 марта - вы получите ответы на все вопросы, которые вы изложили...
Хотелось бы поговорить о "статусе" философии - подробнее, Николай. Похоже, Вы проявляете к этому интерес, пусть и отличающийся - своей направленностью - от моего.
Для начала обращусь к Вашим словам:
Моё мнение - что понимание вполне возможно без особого [специального] "толкования слов". Уже здесь способна проявиться та собственная (эксклюзивная) [ненаучная] ипостась философии, о которой [всегда и везде] толкую я.
В науке - да: термины просто обязаны быть изначально "устаканены" на 100%, иначе - говорить ["по-научному"] просто нет смысла. Философия же - пусть и обзывает её некто наукой - такая творческая деятельность человеческая, при которой слова если и толкуются, то толкуются они ...непрерывно. Как только слово жестко фиксируется (о_предел_яется), оно сразу же (для меня, например) теряет свой статус инструмента философии, обращаясь в научно-ремесленнический инвентарь, т.е. - обретает "философскую смерть": получает ("благодаря" определению) свой предел и обращается в мётрвый "логический кирпич", из набора каковых досужие логики неустанно клепают свои навязшие "многоэтажки". Эти занятия игрой в мёртвые слова ничего не дают ни уму, ни сердцу и лежат целиком вне лона философии - как бы кому ни хотелось втащить их под её "крышу".
Философия есть инструмент понимания. Она понимает Текст, "написанный" на неведомом языке. Мир, явленный нам, - этот Текст. Каковы его "Слова"? Я их не знаю. Я их сам придумываю, понимая (процесс), что придумываемые мной слова - просто обязаны жить, если они призваны соответствовать Миру, а не чьей-то Парадигме.
Вот я и хочу призвать Вас - спросить себя - понимать что Вы желаете: Мир или некую Выдумку. Я так полагаю, что любую Выдумку понимать несложно - в ней просто следует разобраться, только и всего. Это всегда - простая механическая работа, как в детстве, например: разобрать будильник, помните? ) Разобрал, и - всё понятно, ясно; можно [теперь] и не собирать )))
Понимать Мир - иное дело, согласитесь. И вот наша беседа, например, - как элемент этого Мира, - может [это зависит от нас]: либо остаться действующим [живым!] его элементом, либо - как тот будильник - остаться мёртвым набором собственных "винтиков" (букв/слов/фраз). Слово должно жить, как мне представляется; иначе и незачем его изрекать - ну, разумеется, если мы заняты творчеством, если мы философствуем (понимаем). Здесь под "понимаем" имеется в виду процесс, а не результат, т.е.: [непрерывно] делаем [своё] понимание.
Небольшая иллюстрация: роза. Видели ли Вы хоть раз в жизни две одинаковые розы?
Если - да, то Вы - торгаш или учёный [=ремесленник], если - нет, то Вы - поэт, художник, философ, композитор [=творец (понимания)].
Фишка вот в чём.
"Понимание" всякого ремесленника суть жестко зафиксированное непонимание. Т.е., ремесленник сам идёт на то, что ограничивает себя неким уровнем, в пределах которого он с чистой совестью способен говорить: "я всё заю [=понимаю]". "Понимание" всякого ремесленника (=учёного) суть [неизменная] данность, некий результат (=наука, т.е. - то, что можно выучить и передать другому), вещь (мёртвая).
Понимание же философа, проецирующееся порой в слова некого из языков общения, - не вещь, не книжка какя-то, не наука, это понимание - процесс, живой организм, и все его органы - живые, как например слова: "Я знаю, что ничего не знаю".
Вы же настойчиво пытаетесь изобрести некую «науко-философию»…
Заведомо не мудро – мой вердикт. Возможно – прибыльно, но – не мудро.
Всякая наука собственной конституцией непременно убивает процесс Понимания, обращая понимаемое [в Реальности] в псевдо-понятое [в Реальности] и в 100% понятное – в Парадигме. Реальность наукой убивается напрочь [в сознании] и замещается Парадигмой, каковую и постигают учащиеся. Учёные – владеют Парадигмой и торгуют ею – оптом и в розницу.
Вот и всё. Остаётся осмотреться: мы – живём (философствуем) или же – играемся в как-бы-жизнь (парадигмируем).
Чуть патетичнее: мы – люди (я помню чудное мгновенье…), или – автоматы (s = p, ….)?
КОТу,
До обсуждения проблемы построения идеального общества и роли философии в этом действе, было бы не плохо уточнить исходные основания. Хотелось бы узнать для чего все это нужно твоему собеседнику, что бы не получилось бесконечного хождения по кругу. Ведь и ленивому студенту будет созвучно стремление к разоблачению "научного" статуса философии. Поэтому прежде, чем разворачивать "говорильню" необходимо уточнить исток интереса к обозначенной проблематике. Ведь может так случиться, что все сведется к личной неустроенности вопрошающего. И отсутствие личной инициативы и возможностей в решении стоящих перед ним задач может воплотиться в призыве к общественному переустройству в целях улучшения собственного положения... Если именно таким образом дело и обстоит, то дальнейшее обсуждение, по крайней мере в моих глазах, дело бессмысленное...
"все сведется к личной неустроенности вопрошающего. И отсутствие личной инициативы и возможностей в решении стоящих перед ним задач может воплотиться в призыве к общественному переустройству в целях улучшения собственного положения..."
Ох, как Вы правы. И у нас, в Германии всё сводится к "личной неустроенности". Как пятнадцать веков назад (период моих историко-социальных исследований) так и сейчас лучшие возможности для личной устроенности передаются по наследству. Революции/Реформации приводят к образованию новых "лучшеположенных" и новых неустроенных, которые опять же передают своё "положение" по наследству. Поэтому теоретические и практические попытки соэдать новых равных никогда не закончатся.
В России имелся 130-летний опыт функционирования ограниченного общества на принципах стопроцентной солидарности, который вдохновил декабристов и на который указывал Маркс. А ещё раньше к нему же, тогда ещё в Пруссии, приглядывался Кант. Пётр Первый находился под впечатлением от результатов этой идеологии ещё в Голландии. Следы этой идеологии прослеживаются уже в 12 веке. Лютер появился не на голом месте. Утопия или не утопия, а 330 лет она исправно обеспечивала значительно более высокий уровень этого общества относительно остального населения. Разница была сугубо идеологической, в тогдашних понятиях - религиозной, но,вероятно, осуществимой в рамках "обозримости", т.е. в "чисторазумных" условиях.
То deutsch,
"Поэтому теоретические и практические попытки создать новых равных никогда не закончатся". Я не смотрю так пессимистически на будущее человечества. Мои размышления на эту тему полны оптимизма. Ведь для того, что бы человек вызывал уважение, чувствовал себя востребованным ему нужно признание, которое ему могут дать его труд и талант. Так называемая "частная инициатива" - это искаженное обществом проявление человеческого таланта. Искажение связано с обеспокоенностью за собственное существование. Но ведь страх не является врожденным. Он приобретается в жизненном опыте. Поэтому, если сознание формируется, то оно может быть и сформированным. Именно направление сознания и определяет то, что мы живем в таком обществе.
"Ведь для того, что бы человек вызывал уважение, чувствовал себя востребованным ему нужно признание, которое ему могут дать его труд и талант."
Я думаю, Вы согласитесь с тем, что для вышеназванных уважения, востребованности и признания компьютера не достаточно, я даже посягну нас "святое": интернет-сообщества тоже не может воздать кому-либо по его труду и таланту. Для столь высоких запросов необходим соответствующий уровень общества или хотя бы его некоторой части. Впрочем, если оценивать востребованное Вами в денежном исчислении... Все теоретические модели грешат этим упрощением, что-нибудь вроде: "не придумано лучшего средства распределения, чем деньги". Априори - да, на практике: бесконечная "борьба с корр-ей".
Софоклу. О - хо! Стас, Стас. Не хотелось мне продолжать полемику ( у нас пока нет дискуссии). Однако отвечу. Я ведь уже делал замечание, по поводу мудрости. Мудр не тот, кто считает себя мудрым, но мудр тот, кого люди считают мудрым. Т. е. мудрец тот, чей опыт и знания востребован людьми. А как назвать этот способ передачи опыта и знаний, это уже не важно. А если Вы будете уверять всех, что Вы только учитесь, то кто к Вам подойдет. Да и какой толк, тогда от Ваших знаний и опыта. К вопросу о духовном совершенстве. Да, Дон - Кихоты нужны обществу. Они согревают душу всем и вселяют надежду наивным, но не более. Это направление утопично! Повторяю. Человек поступает в жизни так, как поставлены взаимоотношения в государстве. А белым воронам я не завидую, им не просто трудно жить, а они фактически выживают. Да, насчет идеального общества. Не спешите с выводами. Всё в своё время.
Кот. Откровенно на Ваш комметарий я развожу руки. Вы наверное не внимательно следите за нашей полемикой с Софоклом. Поэтому прийдется повторять. То, что Вы называете философией, это не философия, это просто игра разума. Для Вас возможно эта игра и интересна. Но она не интересна тем, кто непосредственно занят в поле, за станком, кто своими руками непосредственно создаёт материальные блага. Им нет времени рассуждать. Но они надеются на то, что есть умные люди, которые смогут ответить несовершенству мира. Детский сад!
Софоклу, к комментарию от 24.02. Отлично Стас! Вы мне нравитесь все больше и больше. Наконец - то Вы признали, что в любой дискуссии должна быть конкретная, живая цель! Я так же полностью разделяю Вашу точку зрения, по поводу личных интересов. Однако немного уточню. Чтобы узнать, какую цель преследует человек в открытой дискуссии, личную или общественную, достаточно у такого человека спросить - А, что Вы конкретно предлагаете? По ответу можно и судить.
Всё относительно (Александр меня поймёт ;-))
Мой черёд развести руки в стороны и пожать плечами...
Да, Николай: Вы нарисовали детский сад. Не желающие думать (=жить), не интересуются и надеются, как Вы справедливо пишете, чем успешно пользуются "умные люди", проповедующие "несовершенство мира". Если и имеется некое локальное "несовершенство", то оно именно и состоит в том, что Вы проповедуете. Понимая Ваши чаяния (а мне представляется, что я Вас правильно понял), могу предложить Вам (для решения Вашей проблемы) - выучить корейский язык и переехать в Северную Корею - для занятий в поле, за станком... - иными словами - "философией без игры разума", так Вами желанной..., и неизбежно приводящей именно к тому, с чего Вы начали эту тему:
Моим критикам.
Дорогие, скептики! Видимо надо пояснить элементарное. Когда я говорю о признании, то имею в виду не денежный эквивалент. Когда доктор помогает больному, то видит как его лечение помогает. И нет ничего выше, чем возможность видеть как твои усилия имеют успех. Когда я говорю что я ученик, то никого не зову за собой. Призывать можно на баррикады. Призыв объединяет страждущих. А вот избавлению от страстей призывом не поможешь. У страждущих всегда бег по кругу, всегда они чем-то не удовлетворены, всегда ищут виновных вокруг себя. Страждущие агрессивны и пожинают плоды своей "мудрости". Их "заслуги" фальшивы, ведь все что они делали, они делали ради себя. Их помощь всегда была формальной, их переживания за других были показными. Они продают себя на рынке услуг и думают, что все то, что они имеют, они заслужили, что это и есть признание. Однако они забывают, что продав свой талант, они перестают получать радость от дела, которое делают. Да, они получают "компенсацию" за свою продажность, но когда дым страстей рассеивается, то они никак не могут найти того, что же было в их жизни настоящего. Рука, протянутая по велению сердца, в их жизни большая редкость...
Стас! Бог мой! О чем Вы говорите? Или куда я попал? Вы путаете философскую полемику с политикой. Или Вы не понимаете, что призыв не удел философа. А, может Вы не поняли, что мудр не тот, кто призывает, а тот, к кому идут сами люди за советом. И уж их дело, как с этим советом поступить.
Николаю,
Вы все поняли совсем наоборот. Как оказалось я пользовался не русским языком, а составлял шарады.
Deutsch. Сведение всего к проблеме " личной неустроенности" может решить проблему только в отдельной группе людей. Но, никогда не решит проблему " всеобщей неустроенности". Принцип солидарности в условиях современного понятия глобализации - это утопия. Да к тому же при существовании государства в его современном виде. К примеру: - политика миграции, которую проводит Германское государство, вашу солидарность и уничтожит.
Дорогой Стас! Без обид. Важнее всего ведь результат. Не правда ли? А личное? Если кто-то, кого -то непонял, то пусть это остаётся позади, без оглядок.
Все, что я хотел сказать, так это только то, что разговор о "подлинном идеальном общественном устройстве" не терпит суеты и поспешности. Не может вестись с позиции частного интереса какой-то одной группы населения, пусть даже и самой обездоленной и "передовой".
В приложении к обществу, сама идея построения чего-либо, тем более - идеального - порочна (хотя бы - ознакомьтесь с историей). Это - если мы честны (=философствуем). Если мы не честны (=преследуем корыстное), то мы начинаем измышлять и/или проповедовать идеологии. Но это уже не философия. Почувствуйте различие, СОФОКЛ.
Уважаемый КОТ!
Я лично нисколько не сомневаюсь, что вы никогда ничего не построите, только и будете всех уличать в корыстном интересе. Хотелось бы узнать, а сам-то интерес у вас к чему нибудь есть? Безусловно, идеология в ваших устах звучит как ругательство, однако, задумайтесь над тем, к чему зовете. Деидеологизация у вас сопряжена со полным отказом от проявления человеческого. Не будет ли честнее с вашей стороны не подвязаться на сайте с вашей до конца не ясной самому вам позицией, а сразу раствориться в мироздании, не оставив в нем следа...
Софоклу. Я с Вами полностью солидарен по поводу построения идеального общества. Действительно, в этом вопросе недопустима спешка. Но то, что это будет - это однозначно. Другого выхода у человечества просто нет. Быть или не быть! Другое дело, что прежде, чем делать, надо сначала очень хорошо подумать. Работы марксизма - ленинизма по сути не являются философскими. Там одна политика. Работа Маркса " Капитал" относится к политэкономии. Без философского понимания сущности человека и сущности его взаимоотношений с себе подобными, строить светлое будущее - ну это бред. Кавалерийский наскок на решение одним махом проблем, показал свою тупиковость. Жизнь, даже одного человека, священна. И ни какая теория не имеет права ставить на плаху эту жизнь, ради своего величия. Самая страшная беда в том, что к сожалению, я подчеркиваю - в философском понимании, ни кто, ни когда этим не занимался. Хочу сразу упредить оппонентов. Не надо приводить доводы известных философов. Повторяю, даже у этих философов нет четкого понимания сущности человека разумного. Куда уж там до понятия сущности - государства, одни мечты. Разрушить сложившийся стериотип мышления - это сверх тяжелейшая работа. Но не сделать этого шага, значит думать о идеале - глупость. Надо понимать, что новое мировоззрение, просто не укладывается в сложившиеся веками понятия.
Согласен.
Вот это - да!!!
Вы, СОФОКЛ, тщитесь оставить след в ... мироздании?!!!
А что Вы курите - не посоветуете?
Это - в ответ на Ваше любопытство:
"Хотелось бы узнать, а сам-то интерес у вас к чему нибудь есть?"
Софоклу. Комментарий Кота - вот Вам первый пример того непонимания, что человек поступает так, как установлены взаимоотношения в обществе. Пусть Кот попробует выйти на улицу и обложить матом первого встречного. Каков ответ будет? Получит по морде. Он это знает и так не поступает. А если и сделает так, то только в том случае, когда двадцать раз подумает, а пройдет ли мне все это безнаказано.Насчет растворится в мироздании - это Вам второй пример той реакции, когда уязвлен его фактор личной значимости.Он же считает нас равными себе и как это они смогут наследить в мироздании. Вот если бы об этом заговорили Гегель, Кант и им подобные, тогда в его разумении было бы да-а! Ну чистейшая работа фактора Учителя! Знать действие всех этих факторов в сущности человека и использовать на его же благо, это и есть задача. Причем самое удивительное! Достаточно только предложить такие правила игры, когда каждый человек почувствует свои сознанием, что это все только на его пользу, пусть даже с ограничением удовлетворения его инстинктов, он будет с нами однозначно. Нет в мире идиотов, которые не желают себе лучшего. Вот что- что, а приспосабливаемось современного человека - потрясающая! Так, что не все так плохо.
Я стараюсь избегать резкостей в общении, а если их и допускаю, то делаю это не намеренно, во всяком случае не с целью показать собеседнику его несостоятельность.
М-да...
Находить курьезность в словах собеседника еще не означает, что ты сам в его глазах не выглядишь курьезным. (Курить и курьезность не переводимая идиоматическая игра). Вы просто абсолютно непоследовательны, когда исповедуете слияние с бытием (которое понимаете как отказ от бытия) со своими попытками чего-то понять, в чем-то разобраться... В общем-то, дорогой КОТяра, вы правильно чувствуете, что быть и совершать действие, мыслить, например, не одно и то же. Ваша ошибка, заключается, на мой взгляд, в непонимании характеристик бытия. Бытие потому и существует, стремится стать реальным , что оно не устойчиво, хрупко, не стабильно. Что же делает его реальным, вечным, абсолютным? Бытие может существовать только когда оно постоянно воспроизводится, обновляется его жизненный интерес. Поймите простую вещь: незаинтересованное, безразличное, равнодушное не может существовать. Точнее, его существование никогда и ни в чем не сможет проявиться! Существование, которое никак не проявляется, нельзя назвать бытием. А теперь внимание, я совершаю логический скачок: что бы быть реальным, необходимо обрести пространственно-временную локализацию, связанную с чувственностью, стать частью эмпирии. Вот человек, как эмпирическое проявление, значим для жизни бытия ровно в той же мере, как и придорожный камень. Однако, как способный чувствовать, человек сам должен определить какую жизнь он собирается прожить. Счастливый человек живет дольше потому, что доставляет радость, как жизнеутверждающее чувство, бытию и оно с ним не торопится расстаться. Так что, мой дорогой КОТ, вы правильно интуичите, когда сомневаетесь в вечности создаваемого человеком. Единство бытия, мира не в его материальности, а постоянном поддерживании, заботе, борьбе с не укорененностью. Интерес к жизни, желание жить - вот все объединяющее начало составляющее сердцевину реального...
Не грех поучится тактичности у умного человека. Со своей стороны я это приму к сведению. К последнему комментарию добавить мне нечего. Пусть это не так звучит, как я представляю, но по сути это отвечает моему мировоззрению.
Спасибо, Николай
В философии много дорог потому, что каждый из нас личность. Вот когда мы абсолютизируем свое мировоззрение, тогда невольно стремимся построить свое благополучие на чужих костях, стремимся стать единственно истинным источником "для всех", а на самом деле только для себя одного, "любимого". Такая "философия" обречена, она изначально ошибочна. В философии должны воплощаться не столько истины частного бытия, сколько то, что что позволяет всем этим истинам быть. Объедняющее всех нас заключено в том, что каждый хочет жить и эта жизнь невозможна в уединенном мирке, каковым для нас является собственное Я. Нельзя искать Истину, если ты изначально страшишься собственной смерти. О какой полноте бытия можно говорить, если ты каждую минуту помнишь, что можешь умереть? Жить в истине, вдыхая мир полной грудью, можно только тогда, когда ты его не боишься, сознаешь своим домом, доверяешь ему. Понять смерть как свой предел, который тебя должен "подстегивать", раскрывать то, на что ты способен - это и есть волшебный миг жизни во всей его уникальности и непередаваемости. Человек становится счастливым когда наступает этот миг единения творчества, самоотдачи, венчающие твои усилия. Сравните радость малыша, зачарованного новой игрушкой и радость мужчины, видящего что он смог принести в свою семью настоящее счастье... что может быть неподдельней этого мига? Ужели сладкий кусок в руке, или очередная "пассия"? Этого чувства единения в радости не заменит никакой адреналин. Можно было бы написать об отношении глубины страстей к Истине человеческого бытия, но это другая история.
Прекрасен мир, когда душа прекрасна! И истина близка, и счастье уже ясно! Да, Стас, когда каждый человек станет личностью, с большой буквы, мир станет идеален! Но к сожалению нам с Вами приходится жить не в той реальности, в которой мы желаем. А вот подход к созданию новой реальности у нас разный. Дай Бог, чтобы я ошибся! Есть старинная русская поговорка - На Бога надейся, а сам не плошай! Разве в этой поговорке, народная мудрость не говорит о необходимости действовать, а не созерцать? Я уже сколько раз повторял - мудрость проявляется только тогда, когда она необходима всем, а не избранным. Не замечать того, что мир несовершенен и не содействовать его прогрессу, значит способствовать его регрессу. Тот же Кот, видно, что умеет рассуждать, но не понимает,что обман, в этом мире, построен на несовершенстве понятий слов. Да еще и пытается, чтобы законсервировать это положение. Мир несовершенен, потому, что каждый кто признает себя личностью не умеет ( а мне думается, что здесь больше личностного эгоизма) объединиться с другой личностью. Я это прекрасно себе представляю, почему так. А потому, что построенно так наше воспитание на понимание общего. А вот как только возникает возможность корыстной цели, все сразу слетаются к кормушке.
Николаю,
Все что я хотел показать своими тезисами, так это только то, что обеспокоенность за нашу судьбу присуща философии. Выставляемые ей претензии должны быть поняты как претензии к самому себе. Укор другому за то что он чего-то там не сделал, не должен быть выставлением "счета" с претензиями. Ведь абсолютно ясно, что каждый является кузнецом собственного счастья, а доставшееся "на халяву" так и останется внешним, по настоящему не оцененным... В общем-то, мое исходное положение о хрупкости, не укорененности бытия и ведет к пониманию того, что должен предпринимать человек, что бы быть счастливым. Реальность имеет по меньшей мере две сферы. Одна - это наличное, воплощенное. Другая - то, что должно быть. Если абсолютизировать какую-то одну из сторон, то мы так и останемся в положении невеж.
Что же касается ваших нападок на КОТа, то я их не поддерживаю. Из взаимных упреков редко возникает единомыслие. Конечно, нельзя бесконечно идти на компромиссы, но тон общения должен быть доброжелательным. В противном случае останешься в одиночестве. На сайте есть вообще такие мыслители, для которых философия рисуется некой "логикой", которая само осуществляется вне принципов Добра, Блага, Прекрасного. Так что КОТ, по сравнению с ними, даже очень продвинут. Никто не обещал нам легкого пути, а потому нам остается быть терпеливыми и настойчивыми в разъяснении нашей позиции. Главное суметь эту позицию объяснить внятно и доходчиво, а там ...
Да, в принципе я согласен, что свою позицию необходимо объяснять внятно и доходчиво. Да и насчет Кота, у меня больших притензий нет, но с его стороны, не вникнув в суть моего отношения к философии, отсылать меня в северную Карею, также далеко не корректно. Но вот с чем я абсолютно не согласен, так это с утверждением, обеспокоенность за нашу судьбу присуще нашей философии. Может быть я чего- то не знаю, укажите мне хоть одно направление в существующей философии, где видна эта обеспокоенность. И где видно четко раскрытие проблем. А так каждый обеспокоен, причем тут философия.
Эх, Николай!
Знаете все-таки до вас не доходит главный тезис: самые глубокие и, на первый взгляд, абстрактные, проблемы философии это самые важные и жизненные проблемы человека. Вы от меня хотите услышать четкие рекомендации. У меня их не то чтобы не было, а они еще не дозрели до классических форм. Основной вопрос философии для меня, как, например, и для Камю звучит так: стоит ли человеческая жизнь того, что бы быть прожитой? Если стоит, то к чему мы должны стремится, на что надеяться, в чем заключена наша роль в бытии? Разные люди дают разные ответы. Многое зависит от воспитания, среды, общества, от целей, которые человек себе ставит... Маркс связал свои надежды с ростом производительных сил, с материальным единством мира. Тот же Камю со стойкостью человеческого характера, силой духа...
Христианство видит свою цель не в слиянии с Богом, а в нравственном воссоединении. Смотрите, как многообразен его подход к казалось бы ясно обозначенной цели. Пелагий считает, что хотя человеческая природа и повреждена грехом, мы можем спастись свободой воли. Августин, напротив, считает что если человек греховен, то греховна и его воля. Спастись мы можем только божьей благодатью. Ориген высказывает третье мнение: несмотря на грехопадение в планы природы входит спасение всех.
Казалось бы перед нами чисто религиозный спор. А как современно она поставлена! Либо надейся на свои силы, либо на Бога, Законы, Логос, либо спасение неизбежно, так как оно нужно самому бытию... Где та сила, которая осчастливит человечество? В нас? Вне нас?
Человеческие поиски принимают самые различные формы, подчас настолько превращенные, что трудно сообразить о чем ведется дискуссия. Но подлинная, живая философия всегда пробивала себе дорогу, надо только суметь ее распознать. Думается, что на этой ноте нам надо "закругляться". Чего-то нового я вряд ли скажу, а вам, не в обиду, надо много читать и думать. у вас есть все задатки, что бы суметь самому встать на ноги.
Успехов.
Вы нашли тоже где искать отношения!!!
Эти люди способны поддерживать только формальные отношения.
Господи ну до его же вы наивны, неужели вы не понимаете??
На вопрос:
"Возможна ли нравственность, независимая от религии?"
Есть только один, при чём однозначный ответ:
Нравственность возможно только вне зависимости от религии!!!
=======
С рождением Еврейской Гипотетической Модели Мира (ЕГММ) на основании ведущих иудеохристианских идеологий ортодоксального религиозного АВРАИМИЧЕСКОГО(Иудаизм, Христианство, Ислам) и квазирелигиозного (марксизм-ленинизм, сталинизм, гитлеризм, маоизм, каддаффизм и пр.пр.) толка
Возник уклад общества называемый ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ!!
=========
Обо этом можно говорить и писать толстые талмуды...
Вкратце...экспертиза социальной адаптации мальчика-парня-мужчины в ПАТРИАРХАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ(называемым ныне обществом АНАЛЬНОЙ ФАЗЫ РАЗВИТИЯ!!)
=========
Для мальчика жизнь представляет собой череду разорванных связей и растождествлений. Все начинается с матери: необходимо от нее отделиться и не быть на нее похожим. Малыш года в три идет в садик, где от него ожидают, что он будет маленьким мужчиной, который никогда не плачет, и отныне год за годом ему приходится жить в двух мирах: класс и двор. В классе мир управляется женщинами (особенно в детском саду и в младших классах). Мальчика обучает женщина, поощряющая готовность к сотрудничеству, аккуратность, порядок и безупречное выполнение домашних заданий.
На школьном дворе распоряжаются старшие мальчишки. Быть принятым в мужское общество ровесников исключительно важно, ибо мальчика, который стремится жить сам по себе, часто бьют или делают козлом отпущения. Для выживания на школьном дворе совершенно необходимо подчинение групповым нормам. Здесь важную роль играет отождествление с агрессором. Мальчику приходится примирять в себе два мира – мир класса и мир школьного двора, – и нередко в одном из них или в обоих он терпит крах. Довольно свободно чувствуют себя в обоих мирах умные и сильные мальчишки. Этому особенно помогают спортивные успехи, ибо благодаря им мальчик завоевывает уважение сверстников.
От некоторых мужчин я слышала рассказы о золотых деньках детства и юности – временах, когда, общаясь со сверстниками, они могли просто быть собой и не имели никаких комплексов. У меня сложилось впечатление, что такое было не у всех. Этим мальчишкам просто повезло. Эти дети или юноши жили по соседству, крепко дружили между собой и проводили вместе каждую свободную минуту, причем таких свободных минут у них было очень много (похоже, ныне дети из среднего класса уже не имеют подобной роскоши). Случается, что крепкая дружба завязывается между мальчиками во время обучения в престижном интернате.
Искренняя любовь друг к другу формируется у мужчин только в эти золотые годы жизни. Затем начинается череда разделений. Каждый шаг на предписанном традицией пути мужчин предполагает то или иное разделение: агнцев отделяют от козлищ, мальчиков от мужей, победителей от неудачников. Мужчины, добившиеся успеха в мире, раз за разом отделяются от отставших товарищей.
Патриархат требует от мужчины все новых разделений, и каждый раз человек рассекает себя дважды: мальчик, отделяющийся от матери, эмоционально отсекает от себя не только мать, но еще и ту часть души, которая была к ней близка. Если мальчик приходит в школу и видит, что нельзя показывать свою наивность и неосведомленность, поскольку это навлекает на него насмешки, он начинает имитировать приемлемое поведение, чтобы приспособиться. Таким образом, он отсекает себя от наивного ребенка внутри. Если у мальчика был лучший друг, не сумевший за ним угнаться в жизненном состязании, победитель, оставляя его позади, отсекает от себя не только старую дружбу, но и часть себя, оплакивающую друга. Если мальчишке нельзя плакать, когда грустно, и он учится не делать этого, то, сдерживая слезы, он отгораживается от собственных эмоций. Есть также этап в жизни, когда "мужчины отделяются от мальчиков", и в это время молодой человек, чтобы войти в мир мужчин, должен принести в жертву все то нежное, что еще в нем оставалось.
В патриархальном мире Авраамических богов, где ценность всего выражается в экономических терминах, самые успешные мужчины работают головой, в офисах. Некоторые из них находятся в своей стихии, и им нравится это занятие. Но таковы далеко не все. Многие предпочли бы возделывать почву, или мастерить что-то руками, или сочинять музыку, или учить детей, – да мало ли что им нравится делать, – но они занимаются совсем другими вещами. Они отсекли эту заветную часть своего существа ради того, чтобы преуспеть.
Потери накапливаются, пока где-то в середине жизни на человека не обрушивается депрессия, а вместе с ней приходит грусть, одиночество и ощущение, что жизнь не имеет смысла.
==============
Так живут не все, но те с которыми вы там общались они как раз из тех!!
Это называется академическая среда.
Между такими людьми возможны только формальные отношения - там нет дружбы, особенно среди мужчин.
И у этих людей вы спрашиваете про межличностные отношения??!
Вы смеётесь наверное ????????????
Н-да.
Если это Ваш собственный текст, то можно сказать, что вы прилично овладели техникой фрагментации информации. (Надо же на одну скамейку с Гитлером посадил и Сталина и Кадаффи. - Для евреев так оно и есть, но для не евреев: Сталин - добро, Гитлер - зло.)
Но скорее, это заготовка. И сделана не Вами, т.к. её содержание совсем не связано с содержанием темы от Николая и полностью её ингнорирует.
-------------
Считайте, что Ваша подмена не состоялась.
Существует единственнный путь для решения проблем человечества,поиск истины,который состоит в разгребании пустой породы,нарытой множеством философов и отборе истины,произведённой наукой,а именно марксизмом. Поэтому чтобы решить проблемы,надо забыть всё архаичное,а использовать ту истину,которая уже сконцентрирована в трудах классиков марксистов,в своё время проведших работу по отфильтровыванию истины из отложений идей древних философов.
Вся современная философия укладывается в три имени Маркс,Энгельс,Ленин. Усвоив марксизм,человеку становиться известной вся мудрость произведённая человечеством.
Рекомендуется для прочтения.
Борис Вышеславцев "ФИЛОСОФСКАЯ НИЩЕТА МАРКСИЗМА"
http://krotov.info/libr_min/03_v/vysh/eslavzev.htm
Докажите.
Горгипп
------------------
Вся современная философия укладывается в три имени Маркс,Энгельс,Ленин.
Докажите.
---------------------
Это так просто не докажешь.
Например. Все, здесь размещённые мною тексты, - есть тому доказательства.
Доказательство-практика жизни. Теория марксизма как никакая другая подтверждается реальностью бытия.
Вы случайно не из Северной Кореи вещаете?