Диалектика детерминизма и свободы воли

Аватар пользователя ZVS
Систематизация и связи
Гносеология

 Начнём с детерминизма, как неразрушимой ПСС (причинно-следственной связи) тех или иных событий (явлений)/ Если что-либо произошло, значит всегда была причина произошедшему.  Закон сохранения энергии полностью это подтверждает, ничто не исчезает и не появляется из ничего.

     Собственно, в связке прошлое (причина) - настоящее (следствие), детерминизм (в макромире) подтверждается опытным путём неопровержимо. Как пример: если подбросим монетку и снимем её падение на видеокамеру, то можно увидеть,  в каждом моменте времени она находится в том положении, которое следует из предыдущего. И, соответственно, падает вполне определённым образом, следующим из всех её предыдущих положений.

Теперь рассмотрим свободу воли, точнее говоря свободу выбора. Это важно. Абсолютной свободы нет и быть не может у частного субъекта существующего (действующего) в пространстве-времени. Кандидатуру господа Бога не рассматриваем. И сразу видно, что свобода выбора имеет смысл, а значит, может существовать и рассматриваться только до самого выбора. Выбор сделан - свобода ушла.  И  мы приходим к необходимости соблюдения условия уже  иного характера, а именно связки настоящее (свобода) - будущее (выбор). Таким образом противопоставление детерминизма и свободы выбора диалектически разрешимо.  Детерминизм не опровергает свободу выбора, поскольку не полагается в будущем (не имеет предсказательной силы) А свобода выбора не отрицает детерминизм в прошлом.

 P.S. Желающие сделать  детерминизм абсолютным были и есть.  Любители абсолютизировать относительное никогда не переведутся. Это так, к слову. Только пока на практике у них ничего не получалось. Спасибо за внимание.

Комментарии

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Абсолютной свободы нет и быть не может у частного субъекта существующего (действующего) в пространстве-времени.

Здесь следует быть аккуратнее. В пространстве-времени, коли Вы употребили этот термин, нет действия. Действие, как физическая величина, т.е. импульс на расстояние, возможно в пространстве и рассматривается только в пространстве. А пространство-время, т.е. пространство не предметов, а пространство событий, строго статично и, к слову, абсолютно детерминировано. Все события пребывают в нём каждое на одном, своём, единственном месте. И события, которые для пространственного наблюдателя, представляются событиями прошлого, настоящего и будущего, в пространстве-времени существуют сразу все. В силу этого обстоятельства, в пространстве-времени нет не только действия, но и выбора. Раз все события уже есть, уже определены и находятся на своих местах, то какой может быть выбор? Подводит бог Еву к Адаму и говорит: вот Адам, выбирай себе жену.        

Аватар пользователя ZVS

Илья Геннадьевич, 13 Февраль, 2022 - 11:53, ссылка

Все события пребывают в нём каждое на одном, своём, единственном месте.

 А кто спорит? Было бы странно утверждать что они на чужом месте.  Когда события  произошли, естественно.

И события, которые для пространственного наблюдателя, представляются событиями прошлого, настоящего и будущего, в пространстве-времени существуют сразу все.

 Поправочка, для  наблюдателя вне пространства-времени. "Здесь следует быть аккуратнее."

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

 А кто спорит? Было бы странно утверждать что они на чужом месте.  Когда события  произошли, естественно.

В пространстве-времени все события уже произошли. От БВ до конца вселенной, если он, конец вселенной будет. И Вы уже и родились, и приняли все свои решения, и умерли.   

Поправочка, для  наблюдателя вне пространства-времени. "Здесь следует быть аккуратнее."

Вне пространства-времени возможен только один тип наблюдателя - бог.