Диалектика (2-ой смысл слова)

Аватар пользователя Иван Иваныч
Систематизация и связи
Диалектика

Здравствуйте, мне кажется я делаю правильно стремясь понять смысл слова Диалектика (которое многозначно). Одно из значений этого слова  (1, ПЕРВОЕ)- это искусство беседы, рассуждения по исследуемому вопросу (в общем метод исследования).

Другое значение ( 2, ВТОРОЕ) это уже  взаимодействие понятий между собой (их отношения, их противоречия) в результате которых рождается новое, идет понимание и развитие.

И мне кажется очень удачно (реальный  пример) где возможно это увидеть и порассуждать. Еще раз повторюсь Ниже приведу ссылку на реальный пример. Это похоже единственный пример на ФФ про который человек говорит вот Диалектика в этом понимании (взаимодействие понятий) и более менее понятно начинает об этом рассуждать. Это тема  Андреев    http://philosophystorm.org/dva-ya-ili-dialekticheskaya-antropologiya#n15 (прочитайте 1 пост) потом:

Вот его цитаты которые понятны мне :

Начало диалектики - разьединение единого на две части, выявление природы частей, их борьбы и единства. Человек - это дух и тело, разум и чувство, ум и сердце, небо и земля. Давайте возьмем за первый шаг - это разделение и посмотрим, что на этой теореме можно построить.

 Далее

Диалектика в их противоположности и единстве. Дух хочет противного плоти, плоть непрестаннo воюет против духа, но человек, в котором они тягаются друг с другом - она личность. Это идеальный образец диалектического единства и борьбы противоположностей.

Еще :

Если диалектика - это разьединение целого на части, определение их и затем рассмотрение их в системном единстве и взаимодействии,

то диалектическая антропология - это попытка создать диалектическую модель человека как системы, в которой две противоположные силы - плоти и духа - стремятся к достижению своей цели в рамках одного тела, одной души и одной личности.

 

 

Комментарии

Аватар пользователя Григорий

Да никаких смыслов кроме этимологического - Расстройство вещание, т.е. спор ради спора, нет и быть не может. Это уже доказано в предыдущих темах об этой самой диалектике.

И нет никакой ценности в доведении чего то до грани безсмысленным спором и возражениями!

Аватар пользователя mp_gratchev

 

Андреев, 4 Июнь, 2015 - 09:35, ссылка

Может быть, [диалектика] искусство определять сущность каждой вещи и явления в их системной взаимосвязи со всем окружающим миром и в динамическом процессе изменения и самосохранения? То есть диалектика стремится уловить

1) идею вещи,

2) место вещи в системе, 

3) вещь как процесс, а не как статичное состояние.

Те, кто способны мыслить диалектически, открыты, недогматичны, неформальны, смиренны и мягки в общении, а неспособные к диалектике, даже выдающиеся мыслители - нетерпимы, нетерпеливы, склонны к абсолютизации достигнутого и к уничижению других.

И те и другие - философы, мыслители, ученые. Но мудрецы - только диалектики.

[...] Диалектика - способность видеть сразу начало и конец, движущие причины и цели, взаимопроникновение хаоса и порядка. Большинство видит только что-то одно. Диалектики видят как бы двумя глазами параллельно, несфокусированно, прозревая невидимые нам измерения. Как на этой картинке.

[...] Диалектика - умение соединять раздельное и разьединять единое, видеть живую динамику, не убивая ее статикой, умение замечать невидимое.

Диалектика - естественная способность цельного ума ("софросин"), который включается, когда отключается рассудок.

Хорошее резюме о диалектике и его носителе.

Диалектика и интуиция. Развитая из навыка способность, отшлифованная мастерством,- диалектика переходит в интуицию. Верно, что диалектики видят как бы двумя глазами и слышат не  какофонию, а различают диалектику стройного многоголосия того или иного звучащего слова и понятия. Когда человек мыслит, его дыхание не отключается. Равным образом, два слоя человеческого интеллекта (разум и рассудок) функционируют синхронно.

Диалектика рассудка представлена элементарной диалектической логикой. А чем представлена диалектика разума? Обратной логикой А.Болдачева. Применительно к Гегелю автор говорит об обратной логике следующее:

boldachev, 3 Июнь, 2015 - 22:45, ссылка

Коротко эту логику можно описать так: выделение противоречия, доведение мысли до противоречия и получение спекулятивного суждения, снимающего, разрешающего исходное противоречие (там все, конечно, сложнее, но для нашего разговора достаточно и этого представления).

Сложность усматривается в расщеплении одного логического субъекта на два (разведение сторон противоречия в разные углы) и вторая сложность - это объявление истинными исходных противоречащих суждений по факту предъявления искомого спекулятивного суждения.

Диалектика - учение о всеобщей связи и развитии. Характеристика диалектики как искусства, способности и мастерства - это ещё не вся полнота представлений о диалектике ("хорошее направление мысли, но несколько незавершенное"). В предельно обобщённом виде диалектика - это философское учение или научная теория о всеобщей связи и развитии (в мышлении, природе и обществе). В послеениеднем случае (случае научной теории) имеет смысл говорить о законах диалектики.

 

Итак, второй смысл слова "диалектика" -  учение о всеобщей связи и развитии, в том числе, развитии понятий в мышлении.

--

Аватар пользователя kosmonaft

То что приведу ниже написано достаточно давно и  мне сегодняшнему кажется немного сумбурным и местами даже странным, но изменив что-то одно, придётся переделывать всё полностью.

Мысль рождается,и с этого момента начинается её бытие во времени,и хотя для её появления требуются какие-то причины и условия,а само бытие очень неустойчиво,потому что она не только существует,но ещё и изменяется во времени(развивается),связываясь с другими мыслями,образами,желаниями и т.д.
Не успела новорожденная мысль прожить и минуту времени(условно),как происходит некий сбой,переключение на что-то другое,вызванное ассоциациями,и появляется своего рода развилка,во время которой "главная" мысль может "пересилить" подгружаемую,осуществив тем самым возврат к тому,с чего всё и начиналось.В противном случае-происходит переход на новую мысль и продолжаться будет уже эта ветка.Старая же "архивируется".И так без перерыва.
Человек в своём мышлении постоянно делает выбор,хотя выбор этот может происходить и автоматически,после чего с большим трудом удаётся отследить путь следования мысли от момента её зарождения.
Человеку приходиться выбирать дважды:в процессе мышления и во время действия,в результате чего образуются как бы две цепочки.Внутренняя и внешняя.
Попробую объяснить причину нарушения непрерывности мышления.
Думаю,что регулярная подгрузка к "основной мысли" каких-то дополнительных мыслей и образов обусловлена многоплановостью нашего сознания при существующем линейном способе мышления,ведь кроме того,что человек обдумывает в данный момент времени,а он может обдумывать только что-то одно,существуют и другие недорешённые проблемы и недодуманные обрывки мыслей,работа над которыми проходит,скажем,в подсознании,параллельно основной мыслительной деятельности,откуда они,как бы получая своего рода "право выбора",поочерёдно выплывают в сознательную область человеческого разума,ассоциируясь с каким-то элементом обдумываемой мысли или с образом,возникающим в процессе этого обдумывания.

 

Аватар пользователя mp_gratchev

 

Николай Константинович Михайловский о диалектике Гегеля и марксизме в 1894 году:

IX. Гегелизм и гальванизм. - О диалектическом развитии и тройственных формулах прогресса
  
[...]

  Историческая схема Маркса выражена въ "Капиталѣ", между прочимъ, и въ терминахъ гегеліанской діалектики: капиталистическій строй есть "отрицаніе" феодальнаго, а затѣмъ должно наступить "отрицаніе отрицанія" и примиреніе противорѣчій между двумя предыдущими историческими фазами. 

Такова общая формула Гегеля, знаменитая тріада: положеніе, отрицаніе и синтезъ, при чемъ послѣдній представляетъ собою возвращеніе къ первоначальной стадіи развитія, но обогащенное всѣмъ, что пріобрѣтено на второй ступени, ступени отрицанія.

 Въ полемикѣ съ Дюрингомъ, Энгельсъ горячо стоитъ за эту тріаду, утверждая, что этимъ именно послѣдовательно-тройственнымъ путемъ идетъ всякое развитіе, всякая жизнь, всякая мысль, всѣ процессы природы, исторіи и человѣческаго мышленія.

 

 Такъ всегда было, такъ и будетъ. Гегель далъ только формулу вѣковѣчнаго и всеобщаго процесса.

 Абсолютный идеализмъ Гегеля Марксъ и Энгельсъ вытѣсняютъ чистымъ матеріализмомъ, но затѣмъ, оставаясь при гегелевской діалектикѣ, утверждаютъ, что всякая вещь заключаетъ въ себѣ противорѣчіе, которое вскрывается, а затѣмъ разрѣшается означеннымъ тройственно-послѣдовательнымъ путемъ.

 

   Энгельсъ усвоиваетъ Гегелю, кромѣ формулировки діалектическаго процесса, еще ту, болѣе общую заслугу, что онъ, дескать, первый всѣ процессы природы и исторіи представилъ, какъ процессъ развитія.

 Первый ли онъ это сдѣлалъ, можно спорить, но во всякомъ случаѣ не послѣдній, и нынѣшнія теоріи развитія -- эволюціонизмъ Спенсера, дарвинизмъ, идеи развитія въ психологіи, физикѣ, геологіи и т. д.-- не имѣютъ ничего общаго съ гегельянствомъ.

 Энгельсъ говоритъ, что всегда люди разсуждали по Гегелю, все равно, какъ всегда говорили прозой, а только не знали, что это называется прозой. 

 

Можетъ быть, но въ такомъ случаѣ теперь люди науки опять забыли слово "проза", потому что никто изъ нихъ не употребляетъ терминологіи Гегеля и не старается расположить свой матеріалъ или свои выводы по тремъ діалектическимъ ступенямъ. 

 

Это, впрочемъ, мимоходомъ. Любопытно вотъ что. По воззрѣнію экономическаго матеріализма, вся наша умственная жизнь составляетъ "надстройку" на экономическомъ фундаментѣ и состоитъ въ зависимости отъ формъ производства и обмѣна, вся, за исключеніемъ, однако, гегеліанской діалектики, которая всегда себѣ равна и всегда истинна при всѣхъ формахъ производства, потому что соотвѣтствуетъ самой природѣ вещей и основнымъ, постояннымъ свойствамъ человѣческаго мышленія. 

Пусть такъ. Но, можетъ быть, та особенная форма, въ которую облекъ діалектическій процессъ Гегель, самый, наконецъ, фактъ формулировки, именно имъ, именно въ началѣ XIX вѣка, именно въ такихъ-то терминахъ -- находится въ зависимости отъ опредѣленныхъ условій времени.

 Это, конечно, несомнѣнно, хотя бы уже потому, что Гегель былъ и нѣтъ его, гегеліанская діалектика гремѣла на весь міръ и нынѣ не поминается людьми науки: Марксъ былъ послѣдній крупный, самостоятельный, умъ, получившій свой толчокъ отсюда.

 Да и то, онъ до такой степени наподнилъ пустую діалектическую схему фактическимъ содержаніемъ, что ее можно снять съ этого содержанія, какъ крышку съ чашки, ничего не измѣнивъ, ничего не повредивъ, за исключеніемъ одного только пункта, правда, огромной важности.

 А именно, относительно будущаго "имманентные" законы общества поставлены исключительно діалектически. Для правовѣрнаго гегельянца достаточно сказать, что за "отрицаніемъ" должно слѣдовать "отрицаніе отрицанія"; но непричастные къ гегелевской мудрости не могутъ этимъ довольствоваться, для нихъ діалектическій выводъ не есть доказательство, и повѣрившій ему негегельянецъ долженъ знать, что онъ именно только повѣрилъ, а не убѣдился.

Источник: http://az.lib.ru/m/mihajlowskij_n_k/text_1900_vosp2_oldorfo.shtml

--