Декарт о Теле

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
Онтология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

- Так что одно и то же тело, удерживая то же свое количество, может простираться множеством разных способов: теперь, скажем, больше в длину и меньше в ширину или глубину, а вскоре затем наоборот больше в ширину и меньше в длину.
- Тем же рассуждением может быть показано, что и вес, и цвет, и все подобного рода качества, ощущаемые в телесной материи, могут быть из нее изъяты, при том что она останется нетронутой; откуда следует, что его (т. е. протяжения) природа ни от какого из этих качеств не зависит.
- Субстанция, не нуждающаяся совершенно ни в какой вещи, может мыслиться только одна единственная, а именно Бог. Но все другие (вещи), замечаем мы, не могут существовать иначе как нуждаясь в помощи Бога.
- Имя субстанции не подходит Богу и им однозначно, как выражаются в Школах, когда она была бы общей Богу и творениям. Не может быть отчетливо понято ни одно значение ее [субстанции] имени, которое было бы общим для Бога и творений.
- Однако субстанция не может быть первично воспринята единственно через то, что она есть существующая вещь, ибо одно это само по себе на нас не воздействует.
- И даже легче понимаем субстанцию протяженную или субстанцию мыслящую чем субстанцию отдельно, опуская то, что она мыслит или что протяженна.  ...в рассуждении только, не в реальности
- Достаточно будет, если мы заметим, что восприятия чувств относятся только к сопряжению человеческого тела с умом, так что в основном они представляют нам, чем внешние тела могут этому сопряжению способствовать или вредить.
- Они не показывают нам, какими (тела) существуют сами в себе. Делая это, мы постигаем, что природа материи, или тела, рассматривая вообще, состоит не в том что это вещь твердая или тяжелая или окрашенная или каким-либо другим образом воздействующая на чувства, но только в том что это вещь протяженная в длину, ширину и глубину.
- истина или ложь в собственном смысле не могут быть нигде, кроме как в рассудке.
- Я мыслю, следовательно, существую.

Связанные материалы Тип
Либеральная политэкономия в действии Дмитрий Косой Запись
Нигилизм Мартина Хайдеггера Дмитрий Косой Запись
Секст Эмпирик о Теле Дмитрий Косой Запись
Ментальное Тела Дмитрий Косой Запись
Сознание как предмет изучения Дмитрий Косой Запись
"Я" как место действия Дмитрий Косой Запись
Сознание и действие Дмитрий Косой Запись
Человек исчезающий как рисунок на песке Дмитрий Косой Запись