Пришло время, полагаю, дать формулу ума. Итак, верно, что: М(х)/М(∞), где М(х) — мысль, свёрнутая в момент t1 в абсолютный минимум Николая Кузанского, а М(∞) — мысль, развёрнутая в момент t2 в Универсум, в абсолютный максимумом Кузанца. Давая понятие со-знания, как не-собственно-своего-бытия, особую «экзистенциальную» роль в презентации/репрезентации сознанием себя-в-себе я отвожу [/], — косой черте, чей «пизанский» наклонный символ не следует увязывать с функциями, которыми slash наделили грамматика, логика и языки программирования.
Речь здесь идёт не о союзах «и/или», как знаках альтернативности понятий или их синтеза, например категория живое/мёртвое, не о математической операции деления, обыкновенных дробях, где наклонная черта в дроби 1/2 называется «солидус», не о функции деления в C/C++ и др., где slash используется в операторах вида a /= b со значением «разделить a на b и записать результат в a». Косая черта, которую я использую, схожа с флеш в UNIX-подобных системах и в URL, где черта указывает на иерархический «абсолютный» путь к файлу, например: /home/user/pictures/image.jpg. Здесь косые линии обеспечивают переход на одну директорию (уровень) выше в иерархии каталогов. Значение этого маршрута таково: «Зайди, приятель, на один каталог выше, загляни на огонёк в директорию images и выклянчи из него файл products.png». Эту процедуру я называю «распаковыванием» и «запаковыванием», когда мысль/мышление, обретающиеся в Ничтó, изымают размерности из-себя. Происходит это мгновенно, в чувственно-конкретном со-бытии, «штрихе», локализованном в ландшафте внешнего/внутреннего.
Повторюсь. Речь не о делении, дроблении, различении. Моя косая означает «кожу», «кромку», «средостение», указывающие на момент «теперь», в котором переход мысли в мышление и мышления в мысль не имеет чётких границ, и не обусловлен (не детерминирован) внутренним или внешним полаганием. Этот взаимопереход, эта конверсия/инверсия части и целого, переноса и контр-переноса, даны и взяты мыслью абсолютно, как её эссенциальная, а не акциденциальная подоплёка.
Таким образом, slash есть сознание мыслью себя, как таковой, именно сознание, т.е. не различение/различание лишь сущего на роды, не своё-иное бытия-ума/нуса-небытия, как результат их синтеза или компиляции, а такое совокупное присутствие сущего в наличном, в тварном, каковому есть лишь имя Бог. Другими словами, сознание не то единство психического (феноменология), которого алчет эпохе, не способ складировать умы (эпистемология), а чистый разум, чистое априорное до-когитальное бытие абсолютной идеи, — то, что математики называют аподиктическими началами, говоря о неопровержимости и достоверности геометрических построений, Гегель — абсолютным Духом, а я — бытием-умом/нусом-небытием или Что-Ни-Что.
Здесь логично сопоставить машинный интеллект с умом, который нельзя элиминировать из-себя, чтобы перенести на иной субстрат... И сравнение это лишний раз доказывает, что сознание не супервентно ни на физическое, ни на органическое, ни на социальное, ни на искусственный интеллект... Следовательно, машину отличает от ума использование slash как функции расширения/сужения числа множеств/подмножеств, их мощности, но без радикального, а, по сути, творческого переосмысления алгоритма, даже отказа от него в пользу каузативной/казуативной неопределённости, — жить в толчее неопределенных (undefined) и необъявленных (undeclared или not defined) переменных может только ум, такого рода индетерминизм в структуре детерминизма приличествует интеллигибельному, душе, которые опосредованы такими экзистенциалами, как «боль», «травма», «умиление», «жестокосердие», а от них рукой подать до «эмпатии» и «любви». Машина не любит, не ненавидит, не страдает, не помнит «зла» и «добра». Но только аффект, эмоция, чувство, зачатые, выношенные и изгнанные из ума/сердца, продуцируют и репродуцируют мысль/мышление. Таково положение дел (this is the state of affairs). Отсюда и лемма: М(х)/М(∞). Иное — тавтология.
Но логический (символьный) язык, описывающий эту химеру, предстоит выработать. Попытку нащупать элементы этой семантики я вижу в диалоге, который состоялся на «Философском штурме» между мной и Сергеем Алексеевичем Борчиковым.
Комментарии
Вот именно. Самое время. А то - хуже будет.
"Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт".
А машине всё равно: едет в гору и в гумно.
Но если в машине подправить, то она выберет и обход тоже.
Нацарапал, как сумел:
«Умный в гору не пойдет,
Умный гору обойдет.
Как приеду в Теберду,
Так опять сюда приду!» (1938) (С)
Ум есть Ось Сознания.
Муда есть Ось Подсознания.
Гологол/Логос есть Ось Языка.
Тело есть Ось Мира (согласно Мерло-Понти).
-----------------------------------------------------------------------
Бытие-Не-Бытие, Ум-Не-Ум, Муда-Не-Муда, Гологол-Не-Гологол, Тело-Не-Тело - все это есть различные Что-Ни-Что.
-----------------------------------------------------------------------
Бытие-Ум-Муда-Гологол-Тело-Нетело-Негологол-Немуда-Неум-Небытие есть Децикуляр (Десятикуляр).
Пользуйтесь на здоровье!
...да, но чем ум отличается от разума, рассудка, интеллекта, сознания? А что такое мысль? А мышление? Это один бинарный объект [мысль/мышление (С) Ю.Кузин] или два различных, а чем разлИчение отличается от различАния? Наличествует ли у интеллигибельного субстрат, субъект, предикат, предпосылки? А душа? Это фигура умолчания, своего рода эвфемизм, заменяющий не-верифицируемый/не-фальсифицируемый объект? Или сущее, а тачнее, существенное этого сущего? Прежде, чем давать мне советы, разберитесь пожалуйста с этими терминами)))
Сначала-не-сначала думайте-не-думайте, а уж затем-не-затем пишите-не-пишите дебильные-не-дебильные вопросы-не-вопросы. Умом-не-умом все-не-все понять-не-понять возможно-не-возможно.
с этим не ко мне, - я не практикую.
Если пришло время, значит деваться некуда: Ум - способность понимать.
1) способность, - следовательно не субъект, не действие, а предпосылка, модальность, которая, однако, чем-то фундируется? Чем? Природой? Богом? Само-полаганием чего-то, что нуждается в демонстрации... 2) понимание уже дано, как способность совершать акты, или есть вылазка в непродуманное/непрочувствованное/непрожитое? Вылазка кого/чего? Некоей спонтанной стихии, чувственно-практического интеллекта, который не есть ум? Как видите, в Вашем умозаключении слишком много переменных х,y,z...
Очень поэтично . Но заглянем в лучезарную Википедию :
"Ум — это совокупность способностей к мышлению[1], познанию[2], пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения кем-либо[3].
Ум определяется ощущениями, эмоциональными процессами, пониманием, памятью, желаниями, индивидуальными особенностями и мотивами, а также бессознательным[3]. В русском языке термин прослеживается со времени «Слова о полку Игореве» (Спала князю умь похоти или туга умь полонила). В синодальном переводе Библии словом ум (ум Божий) переводится то, что в церковнославянском обозначено как сердце (лат. cor) (Иез. 28:2). Однако термин ум (оумъ, лат. sensum) встречается и в церковнославянском переводе Библии (1Кор. 2:16; 1Кор. 14:20; Фил. 4:7). Ум (лат. mens, др.-греч. νοῦς) противопоставляется духу как способность понимания (1Кор. 14:14). Русское слово «ум» в переводной литературе часто используется как перевод санскритского термина «читта», английского mind и немецких терминов Geist (дух)[4]. Слово «ум» использовано при переводе сочинения Декарта «Правила для руководства ума» (лат. Regulae ad directionem ingenii).
К латинским синонимам может быть отнесён «интеллект» (от лат. intellectus «понимание, познание») — это разум, рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно[5]."
Существует три основные формы ( состояния ) сознания : образ , понятие , эмоция .... Правильные слова здесь : переживание , состояние сознания . С образом ( внешним или внутренним ) все понятно - мы его созерцаем . Образ является критерием достоверности . Более непонятно с понятием . Понятие это как ? В принципе здесь ситуация как с красным цветом . Переживание понятия есть специфическое простое переживание , не поддающееся определению . Дефиниции это предыдущая ступень мышления , которая либо следует за образом артикулируя его , либо пытается оторваться от него и пуститься в спекуляции в надежде уловить нечто в калейдоскопе смыслов .
Впрочем , можно и отложить эти увлекательные исследования до другого случая
Итак, дорогой buch, вместо рецепции на мой пост Вы ударились в просветительство, и начали с общих мест, - т.е. с тавтологий))) Когда ум выдают за совокупность, так и хочется поговорить о свальном грехе))) Ум уж точно не есть способность, поскольку умом обзаводятся, а не наследуют, как одарённость или талант... В моей философии умом обладают субъекты-слова, которые носят в своих денотатах/десигнатах память обо всех актах коммуникации, к которым были причастны эти слова в речевом таксоне... Перечисленными же в Википедии функциями обладает не ум, а субъект, персона, личность...Ум - это вершина идеации, говоря в терминах Гуссерля, - эпохе-эпохе...
Вы начали давать формулу ума и тут же перешли на мысль и мышление . Тогда это просто синонимы получается . Потом умом стали слова , потом идеация ( что есть продуктивная сила воображения ) У меня например ума вообще нет ( да и у Иммануила его не было ) Мне было бы интересно порассуждать ( правда от этой жары может и не получиться ) в натуралистическом ключе - говорить о том , что реально можно наблюдать и до чего реально можно дотянуться . Существуют ли понятия не возникшие из созерцаний например ( или чувств ) ? Или эта связка намертво припаяна друг к другу ? Если эмоции есть выражение отношения Я и другого , то не является ли чувство Бога результатом соприкосновения сознания с ним самим ? Каким образом мы мыслим при помощи слепых понятий , пытаясь составлять суждения не опирающиеся на созерцания и чувства . Ну и далее в таком же русле....
Юрий Кузин, 30 Июнь, 2023 - 14:05
Такого у Кузанского нет.
М(х), М(∞) - мысли, соответственно самая малая и самая большая.)
увы, не так...