VIK-Lug, 19 Июнь, 2023 - 11:33, ссылка
pol_nik-y: а какое отношение Ваш вопрос (конечное не признается истинно сущим) имеет ко всему тому, что отразили в своих трудах Маркс, Ленин и Гегель?
- Отрицание конечного есть бесконечное. Конечное не признается истинно сущим потому, что это часть, не целое. А целое находится в определении бесконечного. Потому что истинно бесконечное, оно охватывает все, вне его ничего нет.
Ф. Энгельс в предисловии к «Капиталу» К. Маркса писал, что диалектика у Гегеля стоит на голове, а надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно. Это означает, что диалектику надо понимать не как движение мысли вообще, а как выражение объективного движения материи, отражающей себя в мысли.
Сначала читайте «Науку логики» Гегеля Объективная логика Кн. 1. Учение о бытии Глава первая.
Бытие - объективное движение («материи»), идет раскрытие содержания бытия. Отрицание абсолютной конечности, ничто, переход взаимный, становление. Завершается эта 1-я книга - С. ПЕРЕХОДом В СУЩНОСТЬ
Вам не кажется, что Энгельс вместе с Марксом, что-то не то перевернули. Гегель шел на ногах к «голове», к Понятию, методологии познания.
Далее читаем - Наука логики: В 3 кн. Объективная логика. Кн. 2: Учение о сущности
Наука логики: В 3 кн. Кн. 3: Субъективная логика, или Учение о понятии
Эти 3 книги создают методологию познания, развития. Достигнув Понятия, мы вновь возвращаемся «на голове», с головой разумной к нашей Науке логики и ко всем наукам применяем диалектику для раскрытия их сущности и к познанию, к понятию.
Наука логики: В 3 кн. Объективная логика. Кн. 1: Учение о бытии
"Что касается образования и отношения индивида к логике, то я в заключение еще отмечу, что эта наука, подобно грамматике, выступает в двух видах или имеет двоякого рода ценность. Она нечто одно для тех, кто только приступает к ней и вообще к наукам, и нечто другое для тех, кто возвращается к ней от них. Тот, кто только начинает знакомиться с грамматикой, находит в ее формах и законах сухие абстракции, случайные правила и вообще множество обособленных друг от друга определений, показывающих лишь ценность и значение того, что заключается в их непосредственном смысле; сначала познание не познает в них ничего, кроме них. Напротив, кто владеет каким-нибудь языком и в то же время знает и другие языки, которые он сопоставляет с ним, только тот и может почувствовать дух и образованность народа в грамматике его языка; эти же правила и формы имеют теперь для него наполненную содержанием, живую ценность. Он в состоянии через грамматику познать выражение духа вообще — логику. Точно так же тот, кто только приступает к науке, находит сначала в логике изолированную систему абстракций, ограничивающуюся самой собой, не захватывающую других знаний и наук. В сопоставлении с богатством представления о мире, с реально выступающим содержанием других наук и в сравнении с обещанием абсолютной науки раскрыть сущность этого богатства, внутреннюю природу духа и мира, истину, эта наука в ее абстрактном виде, в бесцветной, холодной простоте ее чистых определений, кажется скорее исполняющей все что угодно, только не это обещание, и противостоящей этому богатству как лишенная содержания. При первом знакомстве с логикой ее значение ограничивают только ею самой; ее содержание признается только изолированным занятием определениями мысли, наряду с которым другие научные занятия имеют собственный самостоятельный материал и содержание, на которые логическое оказывает разве что формальное влияние, и притом такое влияние, которое скорее осуществляется само собой и в отношении которого можно, конечно, в крайнем случае обойтись без научной формы и ее изучения. Другие науки отбросили в целом метод, придерживающийся строгих правил и дающий ряд дефиниций, аксиом, теорем и их доказательств и т. д.; так называемая естественная логика приобретает в них силу самостоятельно и обходится без особого, направленного на само мышление познания. Кроме того, материал и содержание этих наук, взятые сами по себе, остаются независимыми от логического, и они более привлекательны и для ощущения, чувства, представления и всякого рода практических интересов.
Таким образом, логику приходится, конечно, первоначально изучать как нечто такое, что мы, правда, понимаем и постигаем, но в чем мы не находим сначала широты, глубины и более значительного смысла. Лишь на основе более глубокого знания других наук логическое возвышается для субъективного духа не только как абстрактно всеобщее, но и как всеобщее, охватывающее собой также богатство особенного, подобно тому как одно и то же нравоучительное изречение в устах юноши, понимающего его совершенно правильно, не имеет для него той значимости и широты, которые оно имеет для духа умудренного житейским опытом зрелого мужа; для последнего этот опыт раскрывает всю силу заключенного в таком изречении содержания. Таким образом, логическое получает свою истинную оценку, когда оно становится результатом опыта наук. Этот опыт являет духу это логическое как всеобщую истину, являет его не как некоторое особое знание наряду с другими материями и реальностями, а как сущность всего этого прочего содержания.
Хотя логическое в начале [его] изучения не существует для духа в этой сознательной силе, он благодаря этому изучению не в меньшей мере вбирает в себя ту силу, которая ведет его ко всякой истине. Система логики — это царство теней, мир простых сущностей, освобожденных от всякой чувственной конкретности. Изучение этой науки, длительное пребывание и работа в этом царстве теней есть абсолютная культура и дисциплина сознания. Сознание занимается здесь делом, далеким от чувственных созерцаний и целей, от чувств, от мира представлений, имеющих лишь характер мнения. Рассматриваемое со своей отрицательной стороны, это занятие состоит в недопущении случайности резонирующего мышления и произвола, выражающегося в том, что задумываются над вот этими или противоположными им основаниями и признают их [правильными].
Но главным образом благодаря этому занятию мысль приобретает самостоятельность и независимость. Она привыкает вращаться в абстракциях и двигаться вперед с помощью понятий без чувственных субстратов, становится бессознательной мощью, способностью вбирать в себя все остальное многообразие знаний и наук в разумную форму, схватывать и удерживать их суть, отбрасывать внешнее и таким образом извлекать из них логическое или, что то же самое, наполнять содержанием всякой истины абстрактную основу логического, ранее приобретенную посредством изучения, и придавать логическому ценность такого всеобщего, которое больше уже не находится как нечто особенное рядом с другим особенным, а возвышается над всем этим и составляет его сущность, то, что абсолютно истинно".
и В статье «Три источника и три составных части марксизма» он дает следующее определение диалектики: это «учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи» (2, т. 23, стр. 43 – 44).
В этих словах обращает на себя внимание полемическое подчеркивание того момента, что диалектика дает наиболее полное и «свободное от односторонности» учение о развитии.
Комментарии
Ничего не может быть глупее этого совета. МиЭ чёрным по белому написали, что Гегель идеалист, а значит мракобес. МиЭ и Ленин разобрались с ним полностью и окончательно и не нашего ума это дело возвращаться к Гегелю.
Чтобы быть современным марксистом читайте мои труды.
Вячеслав Бикташев / Проза.ру (proza.ru)
Совок., 22 Июнь, 2023 - 13:53, ссылка
"Диалектический идеализм ближе к диалектическому материализму, чем метафизический, неразвитый, мертвый, грубый, неподвижный материализм". - Такая мысль сформировалась у Ленина http://philosophystorm.ru/idealizm-i-marks-lenin-gegel