Хоть убей, следа не видно,
Сбились мы, ЧТО ДЕЛАТЬ нам?
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам... (А.С.Пушкин в "Бесах" Достоевского)
...кружит по сторонам то ли революции, то ли эволюции, - трудно "маленькому человеку" понять всё это, получив некоторую порцию свободы, а вместе с ней и её тень - свободу критики, тень, которая, простираясь в сторону тьмы, грозит окутать собой и саму свободу, перевернув её во вседозволенность, царящий произвол мнений такого течения эволюции, в котором может напрочь утонуть(забыться) всякое революционное течение. Что нужно этому "маленькому человеку", кроме "хлеба и зрелищ"?!
Но подобная потребительская жизнь "маленького человека", вступая на путь эры Водолея(Водолей - "большой человек") без соответствующего понимания этого, грозит большими проблемами, раздорами, войнами - т.е. условиями, где место свободы занимает насилие, а место обоснованной свободы критики - всевозможное поверхностное критиканство, жаждущее сииминутной выгоды - для кого политической, а для кого лишь экономической, ограниченной "тредюнионизмом"(мелкими экономическими подачками или реформами(в лучшем случае)).
Но какой бы ни был слабый современный мыслитель/философ, ему всё же будут соблазнительны мысли о "свободе" и "свободе критики", которые волей-неволей ему приходится как-то соотносить со складывающимися условиями современного течения человеческой истории, истории, в которой по разному понимались и принимались крики "свобода, равенство, братство!", перемешанные с криками критикующими, в связи с всевозможными разочарованиями в "свободе", которая куда-то ускользает от кажется ухвативших её на слове и деле.
Что тут поделаешь, - видать слишком "капризная" эта "штука"(далеко не каждому дается), называющаяся себя "свободой" с её способностью критиковать по делу.
Видимо, для достижения свободы далеко не все методы хороши(каприз свободы - в её избирательности.... "званных много, да избранных мало").
Вот и Ленин(в "Что делать") обратил внимание на эту коварную "свободу критики".
Ленин: " Свобода критики" - это, несомненно, самый модный лозунг в настоящее время, всего чаще употребляемый в спорах между социалистами и демократами всех стран".
..." В самом деле, ни для кого не тайна, что в современной международной социал-демократии образовались два направления, борьба между которыми то разгорается и вспыхивает ярким пламенем, то затихает и тлеет под ПЕПЛОМ внушительных "РЕЗОЛЮЦИЙ О ПЕРЕМИРИИ"".
Как соотносится позиция борьбы за свободу с позицией о примирении, которая ограничивает себя какими-то реформами?
Это вопрос филосовский, затрагивающий то или иное понимание отношений такой связки как свобода-несвобода, в применении её к различным исторически-складывающимся условиям человеко-общежития. А применяться, в зависимости от понимания, эта связка может как позитивно, так и негативно, что и выразил по этому поводу Ленин, говоря:
" Свобода - великое слово, но под знаменем свободы промышленности велись самые разбойнические войны, под знаменем свободы труда - грабили трудящихся. такая же внутренняя фальшь заключается в современном употреблении слова : " свобода критики". Люди, действительно убеждённые в том, что они двинули вперед науку, требовали бы не свободы новых воззрений наряду с старыми, а замены последних первыми. А современные выкрикивания "да здравствует свобода критики!" слишком напоминают басню о пустой бочке".
Ленин различает путь борьбы и путь примирения, последний он отождествляет с путём в болото(видимо, болото демократий капитализма, предлагающих свои "реформы").
Слеп ли был Ленин, не видя в "реформаторстве" соответствующей борьбы за свободу или он признавал только такие "реформы", которые кардинально бы изменяли общественный строй лишь революционным путем, минуя долгое эволюционное течение реформирования экономики, которое бы могло перерости в политическое реформирование?
Нетерпеливость соблазняет идти путём кардинально-революционной борьбы, отбрасывая примиренческие реформаторские пути к свободе. Возможно это были бы пути к иной свободе, в которой свобода оказалась бы уже непосредственно чем-то критическим, т.е. самой СВОБОДОЙ КРИТИКИ, которую по иному можно было бы назвать СВОБОДОЙ СОВЕСТИ...
..." Всех нас погубит роковое слово:
- "Свобода совести есть бред!"...
В "Бесах" Достоевский высказал цитату из евангелия от Луки(8: 32-36) по поводу пасшегося стада свиней, в которых вошли Бесы, в результате чего стадо свиней бросилось с крутизны в озеро и потонуло.
Комментарии
25 мая 2021 2:23
При правильном подходе решить проблему бедности в России можно в течение трех – четырех лет, уверен глава Счетной палаты Алексей Кудрин.
«Я уже говорил, что есть меры, которые позволяют снизить бедность в два раза раньше, чем к 2030 году. Нужно внедрять больше адресности, в том числе учитывая имущественный ценз», - сказал экономист в интервью газете «Известия».
Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/online/news/4304084/
_________________________________
РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Всякое новое - это хорошо забытое старое. Надо настроить новых церквей, переписать всех нищих и обязать каждого стоять/сидеть на паперти четыре часа в день, как при коммунизме.
Вовику
Сегодня, в 14:18
Россия, Калининградская область
По глупости не мытарь. Подавать некому будет; богатые работают, по вечерам отдыхают, так что сиди-отсидись с протянутыми пока руками.
- Не въезжаете. Сидеть 4 часа не просто так, а за деньги, подённо, или за талоны на еду на семью. Прогресс, однако, нужен.
Не пришёл по расписанию - неси справку от врача или др. с печатью.
И контролёры каждый час ходят, отмечают - вот всем работа и найдётся.
А сидящие, чтобы не отвлекаться, пусть в выданных смартфонах отвечают на вопросы. (Борьба с бедностью)
Там далее интересная переписка по этому поводу.
Но это же не "философия".
Философский же подход упирается в "свободу слова", которые надо направлять в нужное русло. Не свободу направлять и ограничивать, а "продукт" свободы слова - слова.
А вот каково есть "нужное русло"?