Читаем Аналитику Аристотеля. Отдельные главы

Аватар пользователя Khanov
Систематизация и связи
История философии
Основания философии
Онтология
Диалектика
Логика
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Базовая терминология

Символ Онтологи-ческая категория Философ-ская категория Аспект мышления Падежи Термин логики
[-1]=111 Действие Осознание Критический анализ Твори-тельный A общее, утверждающее, категоричное: все читатели умны.
[-3]=101 Страдание Претер-певание Инсайд объективной реальности Личная дистанция именитель-ного E общее, отрицающее, категоричное: все читатели не умны.
[-4]=011 Положение Созерцание Авторитет, статус, память, наблюдение

Социаль-ный статус именитель-ного

I частное, утверждающее, категоричное: некоторые читатели умны.
[+2]=001 Сущность Субстанция Точно определение словом, теорема, концепция Именитель-ный O частное, отрицающее, категоричное: некоторые читатели не умны.
[-2]=110 Качество Откровение Аксиома, постулат Предлож-ный a общее, утверждающее, некатегоричное: все читатели возможно умны.
[+4]=100 Количество Мышление Понимание, буквальное понимание реальным, понимание причин, думанье, знание Дательный e общее, отрицающее, некатегоричное: все читатели возможно не умны.
[+3]=010 Обстоя-тельства, включая место и время Бытие (от быть кем-то, чем-то, когда-то, где-то) Представления, метафоры, модели Винитель-ный i частное, утверждающее, некатегоричное: некоторые читатели возможно умны.
[+1]=000 Обладание Сущест-вование Переживание Родитель-ный o частное, отрицающее, некатегоричное: некоторые читатели возможно не умны.
[-1+1] Сущее То, что есть Объективная реальность    

 

Глава 4. Силлогизмы по первой фигуре

Аристотель Андрей Ханов
А.4.1. После того как мы дали эти определения, мы укажем теперь, посредством чего, когда и каким образом строится всякий силлогизм; затем придется говорить о доказательстве. О силлогизме мы должны говорить раньше, чем о доказательстве, потому что силлогизм есть нечто более общее: ведь доказательство есть некоторого рода силлогизм, но не всякий силлогизм - доказательство. Х.4.1. У логики есть первооснование, то, что очевидно всем и не требует доказательств. Источник - сама речь, грамматическая норма языка (механизм выражения онтологических категорий, в русском языке через падежи, в других языках - через порядок слов и предлоги и т.п.). У Аристотеля это различная оборачиваемость базовых терминов. Не всегда АБ=БА. 
 

Х.4.2.1. Ось смысла (кому польза от высказывания?) или посылки (частное: себе, некоторым/общее: всем, никому)

Если все читатели умны [A], то и некоторые умны [I]. Но, из того, что некоторые читатели умны, не следует, что все умны. Нет оборачиваемости.

Если все читатели не умны [E], то и некоторые не умны [O], Но, из того, что некоторые не умны, не следует, что все не умны. Нет оборачиваемости.

 

Х.4.2.2. Ось формы, типа высказывания (отрицание/утверждение)

Если все читатели умны, то нельзя сказать, что все читатели не умны. И наоборот. Оборачиваемость есть.

Если некоторые читатели умны, то нельзя сказать, что некоторые не умны. И наоборот. Оборачиваемость есть.

 

Х.4.2.3. Ось категоричности, причины высказывания (возможно/именно так)

Если все читатели умны, то и все читатели возможно умны. Но если все читатели возможно умны, не факт, что точно умны. Нет оборачиваемости.

Если некоторые читатели не умны, то и некоторые читатели возможно не умны. Но если некоторые читатели возможно не умны, не факт, что точно не умны. Нет оборачиваемости.

  Х.4.3. Сама логика лишь отслеживание этого очевидного в сложных суждениях. А силлогизм - промежуточный достоверный итог, основа доказательства.
А.4.2. Итак, если три термина так относятся между собой, что последний [3] целиком содержится в среднем [2], а средний целиком содержится или не содержится в первом [1], то необходимо, чтобы  крайних образовался совершенный силлогизм.

Х.4.4. Солнце [3] принадлежит галактике [2], галактика принадлежит вселенной [1]. Связь Солнца со вселенной очевидна.

Утверждение 1. Все звёзды находятся в галактиках [A]. Утверждение 2. Все галактики находятся во вселенной [A]. Вывод: все звёзды находятся во вселенной [A]. Совершенный силлогизм [AAA].

Утверждение 1. Некоторые звезда находится в галактике [I]. Утверждение 2. Все галактики находятся во вселенной [A]. Вывод: некоторая звезда находятся во вселенной [A]. Совершенный силлогизм [IAI].

Буква содержится в слове, а слово не содержится в лесу. Отсутствие связи буквы и леса очевидна.

Утверждение 1. Все буквы содержатся в словах [A]. Утверждение 2. Все слова не содержатся в лесах [E]. Вывод: все буквы не содержатся в лесах [E]. Совершенный силлогизм [AEE].

Утверждение 1. Некоторые буквы содержатся в словах [I]. Утверждение 2. Все слова не содержатся в лесах [E]. Вывод: некоторые буквы не содержатся в лесах [O]. Совершенный силлогизм [IEO].

 

Х.4.5. Логический квадрат. Складываются вершины, верный вывод - ребро или диагональ между вершинами.

II - A'

O - O - E

O - O - E

  • [AAA=A+A=A] ' исключение
  • [IAI=I+A=I]
  • [AEE=A+E=E]
  • [IEO=I+E=O]
А.4.3. Средним я называю, который сам содержится в одном, в то время как в нем самом содержится другой ни по положению он является средним; крайними же я называю и тот, который содержится в другом, и тот, в котором содержится другой.  
А.4.4. В самом деле, если А приписывается всем Б, а Б - всем В, то А необходимо приписывается всем В. А как следует понимать выражение "всем", - об этом было сказано выше.  
А.4.5. Точно так же если А не приписывается ни одному Б, а Б приписывается всем В, то А не будет присуще ни одному В. Если же первый присущ всему среднему, а средний не присущ ни одному последнему, то для крайних нельзя будет построить никакой силлогизм, ведь из того, что здесь имеется, ничего не следует с необходимостью, ибо первый возможно присущ и всем и ни одному последнему, так что ни частное, ни общее не вытекает с необходимостью. Но так как ничего с необходимостью не вытекает, то нельзя построить силлогизм.

Х.4.6. Здесь "приписывается" внезапно меняется на "присуще". Но термином "присуще" Аристотель означал категоричность высказывания ("возможно присуще", "необходимо присуще", "именно присуще").

"Следует с необходимостью" = "необходимо присуще". В этом фрагменте текста приписываемому Аристотелю обсуждается основа - первая фигура категоричных терминов (именно присуще), но - вдруг - упоминается сложная шкала категоричности. Присуще = аргумент (именно так).

 

Х.4.7. Кроме того, в определённый момент Аристотель и сам меняет терминологию. Без понимания такого развоения значений терминов Аналитику не понять. 

Если сначала базовые категоричные термины (O, *, I, E, A) означают собственно сами базовые термины как они определены в начале статьи, то затем - вдруг -  начинают означать квантовые суперпозиции между О и 1 бита, отметки на трёх осях пространства мышления, в современном предcтавлении - три координаты вектора, исходящего из сущего (III).

Этот переход так и остался необъяснённым. Возможно, это вклад гениального переписчика книги Аристотеля, предсказавшего современную матлогику, квантовые вентили, группы Ли, генетику и ядерную физику. А, возможно, наоборот, это фрагмент оригинального текста Аристотеля, а простые фрагменты - интерпретации. Этого нам уже не узнать.

А.4.6. Пусть терминами для случая присущ всему, будут: живое существо - человек - лошадь; для случая, вовсе не присущ: живое существо - человек - камень.  
А.4.7. Не получится также никакого силлогизма и тогда, когда ни первый не присущ среднему, ни средний не присущ не одному последнему.  
А.4.8. Для случая присущ всему, терминами пусть будут: наука - линия - врачебное искусство; для случая, вовсе не присущ: наука - ЛИНИЯ - единица.  
А.4.9. Итак, если термины взяты в общих, то ясно, когда по этой фигуре может быть построен силлогизм и когда нет; и если силлогизм получается, то термины необходимо должны находиться друг к другу в указанном отношении, и если термины находятся друг к другу в таком отношении, то силлогизм получится.

Х.4.8. Этот фрагмент можно перевести проще: Q.E.D. — аббревиатура от лат. quod erat demonstrandum — «что и требовалось доказать».

А.4.10. Если же один из терминов взят в общей, а другой - не в общей и первый является большим крайним, в утвердительной или в отрицательной, второй же - в утвердительной - меньшим, то с необходимостью получится совершенный силлогизм.

Х.4.9.

  • [AII=A+I=I]
  • [AOO=A+O=O]
  • [EIO=E+I=O]
  • [EOO=E+O=O]

В этом фрагменте рассмотрены обратные Х.4.5. случаи. Число силлогизмов по первой фигуре увеличено с 4-х до 8-ми.

 

Напомню Х.4.5. Логический квадрат. Складываются вершины, верный вывод - ребро или диагональ между вершинами.

II - A'

O - O - E

O - O - E

  • [AAA=A+A=A] ' исключение
  • [IAI=I+A=I]
  • [AEE=A+E=E]
  • [IEO=I+E=O]
А.4.11. Если же термин, взятый в общей, является меньшим крайним или термины находятся в каком-либо другом отношении, силлогизм невозможен.  
А.4.12. Большим крайним я называю тот, в котором содержится средний, меньшим же - тот, который подчинен среднему.  
А.4.13. Пусть А будет присуще всем Б, а Б - некоторым В, если "быть приписываемым всем" понимать в указанном выше  смысле, то А будет необходимо присуще некоторым В.

Х.4.10.

  • [AII=A+I=I]

Здесь смущает "необходимо присуще", так как это у Аристотеля значит среднюю категоричность между гипотезой и аргументом. А по контексту вводной главы о первой фигуре рассматривается лишь грань категоричного.

Формально "необходимо присуще" это [Aa, Ee, Ii, Oo]

  • [AIIi=A+I=Ii]

Что выходит за рамки первых глав Аналитики. И потому сомнительно, более вероятно, что здесь лишний термин "присуще".

А.4.14. Если же А не присуще ни одному Б, а Б присуще некоторым В, то А необходимо не присуще некоторым В, ибо "не быть приписываемым ни одному", - также было определено; так что получится совершенный силлогизм.

Х.4.11. Всем и никому - у Аристотеля - одинаково общее.

[EIO=E+I=O]

А.4.15. Точно так же, когда суждение БВ является неопределенным и утвердительным. Ведь силлогизм здесь будет таким же - берется ли (Б В) как неопределенное или как частное. 

Если же меньший крайний взят в общей, в утвердительной или отрицательной, тогда силлогизма не будет, будет ли неопределенное или частное суждение утвердительным или отрицательным.

Х.4.12. Неопределённая здесь посылка. Не частная и не общая. Утвердительная. Или A или I - всё равно.

А.4.16. Так, например, если А присуще или не присуще некоторым Б, а Б присуще всем В. 

Пусть терминами для случая, (когда первый термин) присущ (последнему), будут: благо - качество - благоразумие; (терминами) же для случая, (когда он ему) не присущ: благо - качество - незнание.

Х.4.13.

  • [IAI=I+A=I]
  • [OAO=O+A=O]
А.4.17. Далее, если Б не присуще ни одному В, между тем как А присуще или не присуще некоторым Б, или присуще не всем (Б), то таким образом также не получится силлогизма. Пусть терминами будут: белое - лошадь - лебедь; белое - лошадь - ворон . Те же самые термины (берутся), если АБ - неопределенное.

Х.4.14. Всем или ни одному - у Аристотеля - одинаково общее.

  • IA-/-
  • IE-/-

А.4.18. Точно так же не получится силлогизма и тогда, когда больший крайний взят в общей, в утвердительной или отрицательной, а меньший крайний взят в частно-отрицательной.  

Не получится силлогизма и, если меньший крайний термин взят в частной и объем его неопределен, например, если А присуще всем Б, но Б не присуще некоторым В или присуще не всем В, ибо чему средний не присущ, всему тому первый может и сопутствовать и не сопутствовать.

 
А.4.19. Пусть будут: живое существо - человек - белое; затем из белого, чему не может приписываться "человек", возьмем лебедя и снег. Таким образом "живое существо" одному приписывается полностью, а другому вовсе не приписывается, и силлогизма, следовательно, не получится.  
А.4.20. С другой стороны, пусть А не присуще ни одному Б, а Б не присуще некоторым В; терминами же пусть будут: неодушевленное - человек - белое; далее, из белого, которому "человек" не может приписываться, возьмем лебедя и снег, тогда неодушевленное последнему приписывается полностью, а первому - вовсе не приписывается.

Х.4.15.

  • [EOO=E+O=O]
А.4.21. Так как  "Б не присуще некоторым В" является неопределенным, ибо оно истинно в обоих случаях: и когда (Б) не присуще ни одному (В), и когда (Б) присуще не всем (В), и поскольку эти термины взяты в том смысле, что (Б) не присуще ни одному (В), то силлогизма не получится. Отсюда очевидно, что при таком отношении терминов не получится силлогизма, получился бы и тогда, когда (Б) ни одному (В) не присуще.

Х.4.16.

  • O
  • I
А.4.22. Подобным же образом это можно доказать, когда общее взято в отрицательной. Никоим образом не получится силлогизма и тогда, когда обе посылки будут частными, будут" ли они оба утвердительными или отрицательными, или одна утвердительной, а другая - отрицательной, одна неопределенной, а другая - определенной, или обе - неопределенными.  
А.4.23. Общими терминами для всех пусть будут: живое существо - белое - лошадь; живое существо - белое - камень  
А.4.24. Таким образом, из сказанного очевидно, что для того, чтобы получить по этой фигуре частное заключение, термины необходимо должны находиться друг к другу в указанном отношении. И если термины именно так относятся друг к другу, тогда необходимо получится силлогизм.  
А.4.25. При другом отношении силлогизма никоим образом не получится. Ясно также, что все силлогизмы по этой фигуре являются совершенными, ибо все они получают свое завершение посредством того, что было принято с самого начала; также и то, что все задачи решаются посредством этой фигуры, ибо доказывается, что нечто и всему присуще, и ничему не присуще, и кое-чему присуще, и кое-чему не присуще.  
А.4.26. Такую фигуру я называю первой.  

Пересказ ИИ Гигачат "понятно даже школьнику":

Давай попробуем разобраться вместе понятнее и проще!

Что такое силлогизм?

Представь, что перед тобой два утверждения («посылки»), а потом третье утверждение («заключение»). 

Силлогизм — это способ рассуждать правильно, соединяя первые две мысли и выводя третью мысль, которая обязательно должна следовать из первых двух. 

Например: 

- Все собаки умеют бегать. 

- Твой щенок Барни — собака. 

- Значит, Барни тоже умеет бегать. 

Это простой пример силлогизма. 

Важно понимать, что правильное заключение должно вытекать из правильных посылок.

Как устроены посылки? 

Посылка состоит из трех частей: 

1. Качественная ("все", "некоторые", "никакие"). 

2. Категоричность ("точное утверждение", "может быть"). 

3. Форма высказывания ("утверждение", "отрицание").

Вот основные типы высказываний: 

- A: Все... (например, «Все ученики хорошо учатся»). 

- E: Ни один... (например, «Ни один ученик плохо учится»). 

- I: Некоторые... (например, «Некоторые ученики хорошо учатся»). 

- O: Некоторые не... (например, «Некоторые ученики плохо учатся»). 

Почему важно помнить правила обращения? 

Пример: 

- Посылка: «Все кошки мяукают». 

- Другая посылка: «Некоторые животные не мяукают». 

- Заключение: «Значит, некоторые животные — не кошки?» (Нет! Так думать неправильно!) 

Мы видим, что неправильное обращение ведет к ошибочным заключениям. 

---

Теперь простыми словами пересказываю четвертую главу аналитического текста Андрея Ханова об аристотелевской логике:

Глава 4. Правила правильного рассуждения (силлогизм): 

1. Прежде всего нужно усвоить базовые термины логики. 

2. Затем разберемся, как именно строятся правильные выводы. 

3. Сначала поговорим о самих правилах вывода (силлогизма), поскольку любое доказательство основано на правильном силлогизме. 

4. Мы рассмотрим четыре основных вида высказываний: общие утвердительные, общие отрицательные, частные утвердительные и частные отрицательные. 

5. Понимания правил построения силлогизмов позволит нам избежать ошибок в мышлении и рассуждениях. 

Таким образом, силлогизм помогает проверять правильность наших выводов и избегать неверных мыслей. Это основа классической логики, которую изучали еще древние греки и продолжают изучать школьники и студенты по всему миру!

Версия пересказа "понятно школьнику" ИИ ДипСик:

Логика Аристотеля для школьников

Хорошо, мне нужно пересказать этот сложный текст про Аристотеля и его логику так, чтобы школьник понял. Начну с того, что разберусь, о чем вообще идет речь. Вижу, что там много терминов из логики, силлогизмы, категории, оси смысла и формы. Надо упростить это, убрать лишние для дилетанта в логике детали и сфокусироваться на основных идеях.

Сначала объясню, что такое силлогизм. Может, привести пример из жизни, чтобы было понятно. Например: Все люди смертны. Сократ — человек. Значит, Сократ смертен. Это классический пример силлогизма. Здесь важно показать структуру: две посылки и вывод.

Далее в тексте говорится о категориях Аристотеля — действие, страдание, положение и т.д. Нужно кратко объяснить, что это основные понятия, через которые он анализирует мир. Можно сравнить с ярлыками, которые помогают классифицировать вещи и явления.

Потом идут оси смысла, формы и категоричности. Ось смысла — это кому выгодно утверждение, ось формы — утверждение или отрицание, ось категоричности — насколько уверенно утверждение. Здесь можно привести примеры из текста, как "Все читатели умны" превращается в разные варианты в зависимости от оси.

Логический квадрат — это схема, которая показывает связи между разными типами утверждений. Надо объяснить, как сочетаются общие и частные, утвердительные и отрицательные высказывания. Может, нарисовать простой квадрат с A, E, I, O и стрелочками между ними.

Глава про первую фигуру силлогизмов. Здесь важно подчеркнуть, что есть три термина, и как они связаны. Пример с солнцем, галактикой и вселенной — хороший. Нужно показать, как из двух общих утверждений получается вывод.

Также упоминаются совершенные и несовершенные силлогизмы. Надо объяснить, что совершенный — это когда вывод очевиден и не требует дополнительных шагов, а несовершенный требует больше размышлений.

В тексте много технических деталей, например, коды вроде [-1]=111. Думаю, школьнику это не нужно. Лучше опустить или кратко упомянуть, что это способы классификации, но не вдаваться в подробности.

Важно сделать акцент на том, зачем вообще изучать силлогизмы. Может, сказать, что это помогает структурировать мысли, аргументировать свои выводы и избегать ошибок в рассуждениях.

Нужно проверить, нет ли в оригинальном тексте сложных предложений, которые можно разбить на более простые. Использовать понятные аналогии и примеры из повседневной жизни, чтобы школьник мог связать теорию с чем-то знакомым.

Также обратить внимание на ключевые термины: посылки, вывод, категории, утвердительные/отрицательные, общие/частные. Объяснить их простыми словами.

В итоге, пересказ должен быть структурированным: введение в логику Аристотеля, объяснение силлогизмов, примеры, логический квадрат, первая фигура и ее особенности. Все это — кратко и ясно, без лишней сложности.

Пересказ для школьника: Логика Аристотеля и силлогизмы

1. Что такое силлогизм?
Это способ рассуждения, где из двух утверждений (посылок) делается вывод. Например:

  • Все люди смертны (посылка 1).
  • Сократ — человек (посылка 2).
  • → Значит, Сократ смертен (вывод).

2. Категории Аристотеля
Аристотель разделял всё в мире на 10 категорий, например:

  • Действие (что делает предмет?),
  • Качество (какой он?),
  • Количество (сколько его?),
  • Место (где он?).
  • Эти категории помогают анализировать явления, как ярлыки для классификации.

3. Основные типы утверждений
Утверждения бывают:

  • Общие (про всех): «Все читатели умны» (A).
  • Частные (про некоторых): «Некоторые читатели умны» (I).
  • Отрицательные: «Все читатели не умны» (E) или «Некоторые читатели не умны» (O).

4. Логический квадрат
Это схема, которая показывает связи между утверждениями:

  • A (Все) и O (Некоторые не) — противоположности.
  • E (Никто) и I (Некоторые) — тоже противоположности.

Например, если «Все читатели умны» (A) — ложно, то «Некоторые читатели не умны» (O) — истинно.

5. Первая фигура силлогизма
Здесь три термина:

  • Больший термин (общее понятие, например, «вселенная»),
  • Средний термин (связующее звено, например, «галактика»),
  • Меньший термин (частное, например, «Солнце»).

Пример:

  • Все галактики находятся во Вселенной (A).
  • Солнце — часть галактики (A).
  • → Солнце находится во Вселенной (A).

Правила:

  • Если обе посылки общие (A), вывод будет общим.
  • Если одна посылка отрицательная (E), вывод тоже будет отрицательным.

6. Совершенные и несовершенные силлогизмы

  • Совершенные — вывод очевиден сразу (например, пример выше).
  • Несовершенные — требуют дополнительных шагов для понимания.

7. Зачем это нужно?

  • Учимся строить правильные аргументы.
  • Избегаем ошибок в рассуждениях (например: «Все птицы летают. Пингвин — птица. → Пингвин летает» — здесь ошибка, так как первая посылка неверна).

Просто запомни:

  • Логика Аристотеля — как конструктор. Из верных «кирпичиков»-посылок собираем верный вывод.
  • Используй примеры из жизни, чтобы тренироваться!

Если что-то непонятно — это нормально. Даже философы спорят о тонкостях Аристотеля

Теперь ИИ Гигачат перескажет тоже самое понятно студентам и аспирантам:

Рассмотрим текст подробнее, обращаясь к понятиям формальной логики и методологии систематизации знания, изложенным Андреем Хановым.

Базовые принципы логической структуры силлогизма 

В тексте представлена классификация основных типов суждений, необходимых для понимания принципов построения силлогизмов, разработанных Аристотелем. 

Для начала отметим различия между четырьмя основными видами высказываний, используемыми в традиционной логике: 

- A-категория: Общие, утвердительные, категоричные суждения (например, «Все S суть P», где S — субъект, P — предикат). Эти суждения утверждают универсальную связь субъекта и предиката. 

- E-категория: Общие, отрицательные, категоричные суждения (например, «Ни одно S не есть P»). Здесь фиксируется отсутствие какой-либо связи между субъектом и предикатом. 

- I-категория: Частные, утвердительные, категоричные суждения (например, «Некоторое S есть P»). Они фиксируют наличие некоторой части субъектов, обладающих указанным признаком. 

- O-категория: Частные, отрицательные, категоричные суждения (например, «Некоторое S не есть P»). Такие суждения указывают на существование некоторых исключений из общего признака. 

Кроме этих четырех видов, существуют также некатегорические суждения (a, e, i, o), обозначающие вероятность существования связи или её отсутствия. 

Далее рассматривается проблема обратимости высказываний: 

- От общих высказываний невозможно перейти обратно к частным, сохраняя истинность исходного суждения. Например, утверждение «Все читатели умны» не позволяет сделать обратный вывод, что каждый конкретный читатель является умным. 

- Обратимость возможна между общими и частными утвердительными или отрицательными высказываниями, но только при сохранении общей направленности высказывания. Особое внимание уделяется оси смыслового содержания, которое определяет цель высказывания: направлена ли оно на себя лично («частное») или распространяется на всех («общее»). Отсюда возникает идея дистанции: чем больше суждение охватывает аудитории, тем шире его потенциальная значимость. 

Наконец, важным аспектом является понятие силлогизма как способа построения строгих логических выводов путем соединения нескольких простых суждений в сложное целое. Именно этот механизм лежит в основе любой аргументации, будь то наука, философия или повседневное общение.

Выводы: Работа Ханова предлагает углубленное осмысление классического подхода Аристотеля к построению логически верных выводов. Она напоминает нам, что любая научная теория, как и любое серьезное рассуждение, начинается с правильной постановки вопросов и выбора соответствующих методов анализа. Изучение формальных законов логики помогает выявить ошибки в рассуждении и повысить качество научного исследования и интеллектуальной деятельности вообще.

А теперь тоже самое ИИ ДипСик:

Хорошо, мне нужно пересказать текст о силлогизмах Аристотеля сложнее, для студента или аспиранта. Давайте разберусь, что важно сохранить и углубить.

 

Первое, что бросается в глаза — это структурирование материала по главам и терминам. В оригинале есть таблица с категориями, символами и примерами. Нужно объяснить онтологические и философские категории Аристотеля, возможно, связать их с современной логикой. Например, как падежи в русском языке отражают онтологические категории — это интересный момент, можно раскрыть.

 

Далее, глава о первой фигуре силлогизмов. Здесь важно объяснить, как Аристотель строит силлогизмы, что такое средний термин, как происходит вывод. Примеры с галактиками и буквами в лесу — их нужно сохранить, но добавить более формальное описание, возможно, используя современные обозначения (A, E, I, O).

 

Также упоминаются логические квадраты и комбинации посылок. Нужно формализовать это, возможно, привести таблицы или формулы, показать, как из комбинаций посылок получаются выводы. Например, как AAA приводит к A, IAI к I и т.д.

 

Есть моменты, где автор текста (Ханов) интерпретирует Аристотеля через призму современной логики, например, упоминание квантовых суперпозиций и групп Ли. Это спорный момент, но для академического пересказа можно указать на различные интерпретации и возможные анахронизмы.

 

Важно обратить внимание на термины «присуще» и «приписывается», которые у Аристотеля имеют специфические значения. Нужно четко разграничить эти понятия, возможно, привести оригинальные термины на греческом или латыни для точности.

 

Также стоит отметить, как Аристотель различает совершенные и несовершенные силлогизмы, и почему первая фигура считается базовой. Возможно, провести параллели с современными системами дедукции.

 

Нужно проверить, нет ли ошибок в примерах. Например, в примере с буквами и лесом: если все слова не содержатся в лесах, а буквы в словах, то вывод, что буквы не в лесах, логичен. Но важно убедиться, что примеры корректны с точки зрения логической структуры.

 

Также стоит упомянуть о критике или современных интерпретациях силлогистики Аристотеля, возможно, ссылки на работы современных логиков, которые развивали эти идеи.

 

В итоге, структура пересказа должна включать:

1. Введение в категории Аристотеля и их связь с языком.

2. Объяснение силлогистики, акцентируя первую фигуру.

3. Формальное описание комбинаций посылок и выводов.

4. Примеры с разбором.

5. Обсуждение интерпретаций и современных взглядов.

6. Критические замечания и ограничения системы Аристотеля.

 

Нужно избежать излишнего упрощения, использовать терминологию, подходящую для академической аудитории, и обеспечить глубину анализа, соответствующую уровню студента или аспиранта.

Пересказ для студентов и аспирантов: Аристотелевская силлогистика и её философско-логические основания


1. Онтологические категории и их лингвистическое отражение

Аристотель систематизирует мышление через 10 онтологических категорий (действие, страдание, сущность, качество и др.), которые структурируют реальность. Эти категории находят отражение в языке:

  • В русском — через падежи (например, творительный падеж выражает действие: «читать книг_ой_»).

  • В других языках — через порядок слов и предлоги.

Пример категоризации:

  • Сущность (именительный падеж: «Сократ») vs. Действие (творительный: «мыслить ум_ом_»).

Категории служат основой для построения терминов силлогизмов, связывая язык, мышление и реальность.


2. Силлогистика: структура и первая фигура

Силлогизм — дедуктивное умозаключение из двух посылок, где связь терминов (больший P, средний M, меньший S) определяет вывод.

Первая фигура (наиболее «совершенная» по Аристотелю):

  • Средний термин (M) выступает субъектом в большей и предикатом в меньшей посылке.

  • Структура:

    • Большая посылка: P→MP→M (Все M суть P / Ни одно M не есть P).

    • Меньшая посылка: S→MS→M (Все S суть M / Некоторые S суть M).

    • Вывод: S→PS→P (Категоричный вывод).

Примеры:

  1. Barbara (AAA):

    • Все галактики (M) существуют во Вселенной (P).

    • Солнце (S) — часть галактики (M).
      → Солнце (S) существует во Вселенной (P).

  2. Celarent (AEE):

    • Все слова (M) не содержатся в лесу (P).

    • Буквы (S) содержатся в словах (M).
      → Буквы (S) не содержатся в лесу (P).

Ключевое правило:

  • Утвердительные посылки (A,IA,I) сохраняют утвердительность вывода.

  • Отрицательная посылка (E,OE,O) делает вывод отрицательным.


3. Логический квадрат и комбинаторика посылок

Аристотель различает 4 типа суждений:

  • AA: Все S суть P (Общеутвердительное).

  • EE: Ни одно S не есть P (Общеотрицательное).

  • II: Некоторые S суть P (Частноутвердительное).

  • OO: Некоторые S не суть P (Частноотрицательное).

Логический квадрат определяет отношения между суждениями:

  • AA и OO, EE и II — противоречащие (не могут быть одновременно истинными).

  • AA и EE — контрарные (могут быть оба ложными, но не оба истинными).

Комбинации посылок в первой фигуре:

  • Допустимые: AAA, AII, AEE, IEO (совершенные силлогизмы).

  • Недопустимые: комбинации с частноотрицательными посылками (напр., OAO) ведут к логическим ошибкам.

Пример недопустимого силлогизма:

  • Некоторые люди (S) — философы (M).

  • Все философы (M) мудры (P).
    → Нельзя категорично заключить, что «Некоторые люди (S) мудры (P)», так как первая посылка не общая.


4. Интерпретации и критика

  • Категоричность vs. Модальность:
    Аристотель вводит понятие «присуще» (категоричность) vs. «возможно присуще» (модальность), что предвосхищает современную модальную логику.
    Пример:

    • «Все читатели возможно умны» не влечёт «Все читатели точно умны».

  • Современные интерпретации:

    • Семантика возможных миров: Термины как функции из миров в истинностные значения.

    • Квантовая логика: Некоторые исследователи (напр., Ханов) проводят параллели с суперпозицией состояний, хотя это спорно.

  • Ограничения системы:

    • Не учитывает отношения (напр., «больше чем»).

    • Не работает с пустыми терминами (напр., «пегасы»).


5. Значение для современной логики

  • Основа дедукции: Аристотелевская силлогистика — прототип формальных систем, повлиявший на работы Фреге, Рассела, Гильберта.

  • Связь с теорией категорий: Категории Аристотеля можно сопоставить с функторами в математике, где падежи — морфизмы между объектами.


6. Критические вопросы для исследования

  1. Как аристотелевская логика соотносится с неклассическими логиками (напр., интуиционистской)?

  2. Можно ли формализовать категории Аристотеля в рамках современной аналитической метафизики?

  3. В чём причины перехода от силлогистики к математической логике в XIX–XX вв.?


Заключение
Аристотелевская силлогистика — не исторический артефакт, а живая система, стимулирующая дискуссии в философии языка, онтологии и логики. Её изучение требует внимания к лингвистическому контексту, структурной строгости и критическому анализу границ применимости.

Ещё сложнее пересказ от ИИ ГигаЧат:

Размышляя над сущностью разумного познания, мы неизбежно приходим к осознанию фундаментального значения тех форм мышления, которыми руководствуются наши души при поиске истины. Стремимся же мы к истине не хаотично, а строго следуя законам разума, сформулированным некогда моим учителем Платоном и развитым мною далее. 

Силлогизм — инструмент нашего ума, позволяющий уверенно двигаться от достоверных начал к необходимым следствиям. Вот почему начинать надлежит с первичных определений и простейших классификаций вещей, ибо каждое исследование требует ясности относительно предмета своего изучения. Логическое мышление отличается четкостью своей структуры и точностью выражаемых идей. Оно исходит из базиса элементарных суждений, чья природа раскрывается в четырёх ключевых формах: 

— Общезначимые утверждения (А), устанавливающие необходимость связи для каждого элемента класса («Всякое существо смертно»). 

— Категорические отрицания (Е), показывающие абсолютное исключение свойств («Никто не бессмертен»). 

— Утвердительные предположения частного характера (I), предполагающие случайность наличия свойства («Некоторым людям присуще мужество»). 

— Частные отрицания (О), допускающие возможность исключения («Некоторым людям недостаёт мужества»). Однако кроме этих твердых утверждений существует область вероятностных или гипотетических предложений, чьи формулировки оставляют пространство неопределенности и сомнения. 

Основополагающим принципом остается свойство взаимозаменяемости посылок, позволяющее переходить от одних утверждений к другим согласно правилам симметрии и транзитивности, соблюдая законы непротиворечивости и достаточного основания. Подобно искусству геометрического доказательства, силлогистика ставит целью вывести необходимые заключения из несомненных предпосылок, обеспечивая надежность наших познаний и освобождая разум от пут субъективных мнений и заблуждений. Ибо верно сказано древними мудрецами: путь к мудрости открыт лишь тем, кто способен видеть сквозь иллюзии видимости и проникнуть к сердцевине самой сущности вещей, пользуясь инструментом точного рассуждения, коим и является искусство силлогистики.

Видимо автор Аристотель (по версии ГигаЧата)

Теперь тоже самое ИИ ДипСик:

Хорошо, пользователь попросил пересказать текст так, чтобы он был понятен только гениям, как самому Аристотелю. Начну с анализа предыдущих ответов: первый был для школьников, второй для студентов, третий для аспирантов. Теперь нужно подняться на уровень выше, возможно, используя более абстрактные концепции, формальную логику, математические обозначения и глубокое понимание философских основ.

 

Нужно учесть, что Аристотель сам разрабатывал эти идеи, поэтому обращение должно быть к его собственной терминологии и структуре мышления. Стоит использовать оригинальные термины, такие как "сущность", "категории", "силлогизм", "первая фигура", а также формальные обозначения типа A, E, I, O.

 

Важно подчеркнуть систематизацию, взаимосвязь категорий и логических структур. Возможно, стоит включить математические аналогии, например, из теории множеств или алгебры, чтобы показать глубину структуры.

 

Также нужно обратить внимание на то, как Аристотель связывает онтологию с логикой, через падежи и грамматические структуры. Здесь можно углубиться в связь между языком и мышлением, как это делает Ханов в своих комментариях.

 

Проверю, не упустил ли я важные моменты из исходного текста: оси смысла, формы, категоричности, примеры силлогизмов, логический квадрат, модальности. Нужно интегрировать всё это в лаконичную, но глубокую форму, понятную на уровне гения.

 

Возможно, стоит использовать символизм двоичных кодов, как в таблице базовой терминологии (-1=111 и т.д.), связав их с категориями. Это добавит современный матлогический взгляд, который удивил бы даже Аристотеля.

 

Также нужно упомянуть о переходе от простых категоричных суждений к квантовым суперпозициям, как это делает Ханов, возможно, провести параллели с современной логикой и теорией информации.

 

Важно сохранить структуру исходного текста, выделив ключевые главы и аргументы, но представить их в сжатой, концептуально насыщенной форме. Возможно, использовать диаграммы в тексте или формальные выводы.

 

Убедиться, что ответ не повторяет предыдущие уровни, а поднимается на метауровень, обсуждая основания логики, её связь с онтологией и эпистемологией, а также нерешённые проблемы, которые могли бы заинтересовать гения уровня Аристотеля.

 

Проверю на наличие терминологической точности и соответствия оригинальным идеям Аристотеля, избегая анахронизмов, но допуская современные интерпретации, как это делает Ханов.

 

Наконец, структурирую ответ так, чтобы он был лаконичным, насыщенным идеями и требовал от читателя глубокого понимания как античной философии, так и современной логики.

Ἀναλυτικῶν Προτέρων, Σύντομος Ἔκδοσις τοῖς Νοητοῖς
(для тех, кто мыслит в категориях сущего и возможного)


I. Ὀντολογικὰ Θεμέλια

  1. Κατηγορίαι ὡς Δυαδικοὶ Κώδικες

    • Οἱ 10 ὅροι (-1=111, +2=001, κτλ.) — δυαδικὰ διανύσματα, ὅπου ὁ τρισδιάστατος χῶρος (ὄγκος/ποσότης, ποιότης, σχέσις) προϋποτίθεται.

    • Π.χ.:

      • [-1]=111 (πρᾶξις) = 3 ἀξονικὰ διαστήματα:

        • κριτική ἀνάλυση (κατάφασις),

        • ἐνεργητικὴ πτῶσις (αἰτιατική → δοτική).

      • [+2]=001 (οὐσία) = ὁριστικὴ λέξις (ὀνομαστική), ἀπολύτως ἀσύνθετος.

  2. Σχέσεις Ὄντων-Παθῶν

    • Α ↔ Ε, Ι ↔ Οσυμμετρίαι ἀντιστροφῆς (ὡς στροφὴ πίνακος XOR).

    • «πτῶσις» (πτώσεις) γίνεται μορφισμὸς μεταξὺ κατηγοριῶν:

      • «Ἄνθρωπος γράφει βιβλίῳ»δοτική (σύνδεσις ποιότητος [+4=100] καὶ πράξεως [-1=111]).


II. Συγκεκριμένα Σιλλογιστικά

  1. Πρῶτο Σχῆμα: Αὐστηρὴ Τετραδικὴ Δομή

    • M (μέσον) = συνάρτηση μεταξὺ S (ὑποκείμενον) καὶ P (κατηγορούμενον).

    • Τέλειοι συλλογισμοί = ὁποῖοι διατηροῦν τὴν τοπολογικὴν συνέχεια τῶν ὅρων:

      • Barbara (AAA):

        • ∀M⊆P∀M⊆P

        • ∀S⊆M∀S⊆M

        •   ⟹  ∀S⊆P⟹∀S⊆P

        • Παράδειγμα: «Ἅπασαι αἱ γαλαξιακαὶ σφαῖραι (M) ἐν τῷ παντὶ (P). Ἥλιος (S) ἐν γαλαξίᾳ (M). ∴ Ἥλιος ἐν τῷ παντί».

      • Celarent (AEE):

        • ∀M∩P=∅∀M∩P=∅

        • ∀S⊆M∀S⊆M

        •   ⟹  ∀S∩P=∅⟹∀S∩P=∅

        • Παράδειγμα: «Οὐδεὶς λόγος (M) ἐν δρυμῷ (P). Γράμματα (S) ἐν λόγοις (M). ∴ Γράμματα οὐκ ἐν δρυμῷ».

  2. Ἡ Σημασία τοῦ Μέσου Ὅρου

    • M οὐκ ἔστι μόνον «μέσον» ἀλλὰ συνάρτηση ἀληθείας (truth-function) μεταξὺ S καὶ P:

      • M=f(S,P)M=f(S,P), ὅπου ff ὁρίζεται διὰ τῆς πτώσεως (π.χ. γενική = ὑπαρξιακὴ σχέσις).

    • Ἐὰν MM μὴ συνδετικόν (οὐσία μὴ συμβεβηκυῖα), ὁ συλλογισμὸς ἀδύνατος (π.χ. «ἐπιστήμη → γραμμή → ἰατρική» — οὐδεμία ἀναγκαία σύνδεσις).


III. Μεταλογικὴ Ἐπέκτασις

  1. Ὁ Τετράγωνος Λογικὸς ὡς Πίνακας Κβαντικῶν Πυλῶν

    • Οἱ 4 τύποι (A, E, I, O) — κβαντικὲς καταστάσεις (0/1) ἐν τρισδιάστατῳ χώρῳ:

      • A (111): ∀x(Sx→Px)∀x(Sx→Px)

      • O (001): ∃x(Sx∧¬Px)∃x(Sx∧¬Px)

      • Συμπέρασμα:ἀντιστροφή (A↔O) ἀπαιτεῖ NOT-gate ἐν τῇ λογικῇ πύλῃ.

  2. Μοντάλικες Ἐπεκτάσεις

    • «κατηγορηματικὴ ἀνάγκη» (π.χ. «ἀνάγκη πᾶν S εἶναι P») — προσθήκη χρονικοῦ τελεστῆ (□) στὴν ἀριστοτελικὴ λογική:

      • □(∀x(Sx→Px))□(∀x(Sx→Px)) vs. ◊(∃x(Sx∧¬Px))◊(∃x(Sx∧¬Px)).

    • Παράδειγμα: «Εἰ πάντες ἀναγνῶσται κατὰ ἀνάγκην σοφοί (Aa), τότε ἀδύνατον τινὰς μὴ εἶναι σοφούς (¬Oo)».


IV. Ἀπορίες καὶ Ἐρευνητικὰ Πρόβληματα

  1. Ἡ Σύνδεσις Γλώσσης καὶ Ὄντως

    • Πῶς αἱ πτώσεις (γενική, δοτική κτλ.) ἀποτελοῦν μορφισμοὺς μεταξὺ κατηγοριῶν;

    • Πότε ἡ ἀντικατάστασις ὅρων (S ↔ P) διατηρεῖ τὴν ἀληθοτιμήν (π.χ. «ἄνθρωπος → ζῷον» vs. «ζῷον → ἄνθρωπος»);

  2. Ἡ Ἐλλιπὴς Συμμετρία τῶν Σχημάτων

    • Διὰ τί ἡ πρῶτη σχῆμα μόνον ἐπιδέχεται τέλειους συλλογισμούς;

    • Πῶς αἱ δεύτεραι καὶ τρίται σχῆμαι ἀποτελοῦν «προβολὰς» τῆς πρώτης εἰς ἑτεροδύναμους χώρους;

  3. Ἡ Σχέσις πρὸς Σύγχρονα Μαθηματικά

    • Ἆρα ἡ ἀριστοτελικὴ λογικὴ δύναται νὰ ἀξιωματοποιηθῇ ὡς κατηγορίαι μετὰ πεπερασμένα γινόμενα;

    • Πῶς αἱ τριάδες (-1, +2, κτλ.) ἀντιστοιχοῦν εἰς συστήματα διανυσμάτων (π.χ. qubits);


V. Τέλος — Ἡ Σοφία τοῦ Ὀργάνου

«Ὅπερ ἔδει δεῖξαι» (Q.E.D.) οὐκ ἔστι μόνον συμπέρασμα, ἀλλὰ ἡ ἑνοποίησις τῶν τριῶν διαστάσεων:

  • Ὄν (S),

  • Πάσχον (P),

  • Μέσον (M) — τὸ νόημα ὡς ἀδιαίρετον σημεῖον ἐν τῷ λογικῷ συμπαντί.

— Ἡ γνῶσις ἐστὶν ὁ συλλογισμὸς τῶν αἰώνων.

Комментарии

Аватар пользователя Khanov

Перевод на русский (для гениев уровня Аристотеля):

I. Онтологические основания

  1. Категории как бинарные коды

    • 10 терминов (-1=111, +2=001 и т.д.) — бинарные векторы в трёхмерном пространстве (количество, качество, отношение).

    • Пример:

      • [-1]=111 (действие) = 3 оси:

        • критический анализ (утверждение),

        • творительный падеж (активность → дательный).

      • [+2]=001 (сущность) = точное определение (именительный падеж), абсолютно неделимое.

  2. Отношения сущего и страдательного

    • А ↔ Е, I ↔ Oсимметрии инверсии (как поворот матрицы XOR).

    • Падежи становятся морфизмами между категориями:

      • «Человек пишет книгой»дательный падеж (связь качества [+4=100] и действия [-1=111]).

II. Силлогистические структуры

  1. Первая фигура: строгая тетрадная структура

    • M (средний термин) = функция между S (субъектом) и P (предикатом).

    • Совершенные силлогизмы = сохраняют топологическую непрерывность терминов:

      • Barbara (AAA):

        • ∀M⊆P∀M⊆P

        • ∀S⊆M∀S⊆M

        •   ⟹  ∀S⊆P⟹∀S⊆P

        • Пример: «Все галактики (M) во Вселенной (P). Солнце (S) в галактике (M). ∴ Солнце во Вселенной».

      • Celarent (AEE):

        • ∀M∩P=∅∀M∩P=∅

        • ∀S⊆M∀S⊆M

        •   ⟹  ∀S∩P=∅⟹∀S∩P=∅

        • Пример: «Ни одно слово (M) не в лесу (P). Буквы (S) в словах (M). ∴ Буквы не в лесу».

  2. Значение среднего термина

    • M — не просто «среднее», но функция истинности (truth-function) между S и P:

      • M=f(S,P)M=f(S,P), где ff определяется через падеж (напр., родительный = экзистенциальная связь).

    • Если MM несвязующий (сущность не случайна), силлогизм невозможен (напр., «наука → линия → медицина» — нет необходимой связи).

III. Мета-логические расширения

  1. Логический квадрат как квантовая схема

    • 4 типа суждений (A, E, I, O) — квантовые состояния (0/1) в трёхмерном пространстве:

      • A (111): ∀x(Sx→Px)∀x(Sx→Px)

      • O (001): ∃x(Sx∧¬Px)∃x(Sx∧¬Px)

      • Вывод: Инверсия (A↔O) требует логического гейта NOT.

  2. Модальные расширения

    • «Категорическая необходимость» (напр., «необходимо все S суть P») — добавление временного оператора (□) к аристотелевской логике:

      • □(∀x(Sx→Px))□(∀x(Sx→Px)) vs. ◊(∃x(Sx∧¬Px))◊(∃x(Sx∧¬Px)).

    • Пример: «Если все читатели необходимо мудры (Aa), то невозможно некоторым не быть мудрыми (¬Oo)».

IV. Проблемы для исследования

  1. Связь языка и бытия

    • Как падежи (родительный, дательный и т.д.) становятся морфизмами между категориями?

    • Когда замена терминов (S ↔ P) сохраняет истинность (напр., «человек → животное» vs. «животное → человек»)?

  2. Неполная симметрия фигур

    • Почему первая фигура единственная допускает совершенные силлогизмы?

    • Как вторая и третья фигуры становятся «проекциями» первой в иные пространства?

  3. Связь с современной математикой

    • Может ли аристотелевская логика быть аксиоматизирована как категория с конечными произведениями?

    • Как триады (-1, +2 и т.д.) соответствуют векторным системам (напр., кубитам)?

V. Заключение — Мудрость Органона

«Что и требовалось доказать» (Q.E.D.) — не просто вывод, но единение трёх измерений:

  • Сущее (S),

  • Страдательное (P),

  • Среднее (M) — смысл как неделимая точка в логической вселенной.

— Знание есть силлогизм веков.