Человек и свинья

Аватар пользователя Геннадий Макеев
Систематизация и связи
Основания философии

ЧЕРТ СТРИГ СВИНЬЮ - ВИЗГУ МНОГО, А ШЕРСТИ НЕТ.

Подобная ситуация частенько бывает и с человеком - мнений много, а истины нет(например, вал мнений на просторах интернета затмил собой спор истину найти).

Всем нам хорошо известны выражения, ассоциирующие падшего человека с образом жизни свиньи, типа, - "пьян как свинья", "грязный как свинья", "подложить свинью" и.т.д.

В общем "свинство" характеризует нечистоплотный, грязный образ жизни человека.

-"Не мечите бисер перед свиньями", говорит Христос, проповедующий очищение человека от всякой нечисти...

- "Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека...

Бесы, вышедщи из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с

крутизны в озеро, и потонуло".(Лука. 8:27-33)

Также известно,что в иудаизме и исламе существует табу на употребление в пищу свинины.

Философия тоже не исключение в отношении различия и отождествления человека со свиньёй. И это различие/тождество касается той меры, которой человек меряет все вещи.

Философствующим хорошо известно высказывание Протагора о человеке как мере всех вещей. Известно, т.е. знают, но обычно знают поверхностно, т.е без понимания различия обыденного знания с мудрым знанием, которое и лежит в основе этого знаменитого высказывания Протагора. Известно как высоко сам Платон высказывается о Протагоре в своих произведениях.

Например, в "Теэтет", Платон как раз и заостряет внимание на различии мудрости(мудрого знания) и знания, защищая мудрость Протагора, т.е противопоставляя кажимость как знание мудрости(действительное знание)кажимости мнимых знаний.

Итак, Платон, защищая мудрость Протагора, задаётся вопросом:

-"Если каждый будет иметь мнение только о себе и всякое такое мнение будет правильным и истинным, то с какой же стати (тогда) Протагор оказывается таким мудрецом, который вправе учить других... если каждый из нас есть мера своей мудрости?".

Оказывается, что всё дело("изюминка") высказывания Протагора заключается в начале

этого изречения, т.е. в человеке(не просто в знаниях, а в знаниях о человеке(что есть человек?)).

Платон, устами Сократа, говорит:

-"А вот началу этого изречения я удивляюсь..."

(напомню,что удивление есть начало философии и у Аристотеля).

Далее, Сократ вопрошает:

-" Почему бы ему(Протагору) не сказать в начале своей "истины", что

мера всех вещей - свинья(или какое другое животное)".

Не намекает ли здесь Сократ, что Протагор потому не говорит о свинье(животном) в

начале, что животное в отличие от человека имеет(разделяется) множество видов, а значит, в таком случае "мера всех вещей" теряет единство(истину), которое существует в человеческом виде.

Человек же, мера которого уподобляется свинье(животному), обретает лишь кажимость мнимую(мнения), но ещё не истины.

Но, как говорит Сократ, "Протагор был премудр и эти загадочные слова(о мере всех вещей) бросил нам(лишь явно, поверхностно), ученикам же своим втайне рассказал истину".

Высказанное как явное(явленное) знание видимо должно быть основано на некоем тайном, сущностном знании.

Ведь,из слов Сократа, "Протагор утверждает, будто ничто само по себе не есть одно...".

Т.е. если знание само по себе не одно, значит оно имеет в себе и иное одно,

образуя совместно с ним некий крест.

Не отсюда ли исходит значение частенько слышимой(говариваемой) нами фразы,что

ежели кажется, то креститься надо.

Всем исзвестно,друзья,

Cogito ergo Sum!

То есть, мысль-то моя,

Но вот мой ли в ней ум?

Комментарии

Аватар пользователя Вольтер

Оруэлл "Скотный двор"