«Человек есть эта ночь, это пустое ничто, которое содержит все в своей простоте (Einfachheit): богатство бесконечно многих представлений, образов, из которых ни один не приходит ему на ум, или же [скажем] которые не представляются ему налично (gegenwartig). Это – ночь, внутреннее (Innere) природы, здесь существующее – чистая самость. Исполненная видениями она окутывает мраком все вокруг: там вдруг явится отрубленная голова, там – белая фигура (Gestalt), и исчезнет столь же внезапно. Эта ночь видна, если заглянуть человеку в глаза, [тогда погружаешься] в глубь ночи, которая пугает (furchtbar), ибо над тобой нависла (hangt entgegen) ночь мира.
Сила (Macht), изымающая образы из этой ночи или позволяющая им кануть в ней, – это самополагание (Selbst‑setzeri) [т. е. свободное созидание], внутреннее сознание, действование (Тип) , раздвоение. Сущее (das Seiende) укрылось в этой ночи, но и движение [диалектическое] этой силы тоже положено.»
Диалектическое движение этой силы, которая удерживает в Бытии то Ничто, которое есть Человек, – это История. И сама эта сила становится действительной и обнаруживает себя как отрицающее или творческое Действие: Действие, отрицающее то налично‑данное, каковое представляет из себя и Человек тоже, иначе говоря Борьба , в ходе которой сотворяется исторический Человек; а также Действие, отрицающее то налично‑данное, каковым является природный Мир, мир животного, иначе говоря Труд , сотворяющий Мир культуры, вне которого Человек – чистое Ничто и внутри которого он – не совсем Ничто лишь на какое‑то время
L СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ а) Интеллект Георг Вильгельм Фридрих ГЕГЕЛЬ
Больше всего Маугли любил вместе с Багирой уходить в тёмную, тёплую гущу леса, спать там целый день, а ночью наблюдать за охотой чёрной пантеры.