Иногда в России, западную цивилизацию называют северной, хотя если посмотреть на Глобус, окажется, что люди, в основном, расселились по планете в средних широтах, в климатических зонах, благоприятных для ведения сельского хозяйства. Земля, окружающая среда, как экономический фактор проявляется уже здесь. Пока мало кого интересует бескрайний север или обезвоженные пустыни, если там нет нефти или других полезных ископаемых, открытых культурой и ставших ценными, благодаря ней.
Сколько времени пройдет, когда человек создаст благоприятную среду для себя, равномерно освоит всю планету? Сохранятся ли, в прежнем виде, территориальные политические субъекты и основные центры ответственности?
Почему, именно в холодных или жарких местах, мы не видим кипящей и разнообразной жизни? Там есть уникальная культура. Люди различают сотни видов солнц и столько же видов песка и снега. Но внешне, жизнь там кажется унылой и бедной. Счастливы ли там люди? Имеют ли они вообще понятие счастья? У них никогда не было институтов частной собственности. Для этого надо иметь постоянный дом, прийти к идее недвижимости. Надо пройти через страсти борьбы за нее. Включиться в строительство цивилизации, в строительство рыночных городов и караванных путей. Но для них пока вся территория одна сплошная дорога во всех направлениях. И «дом» всегда с ними в пути или дом как весь мир. Там нет политических обществ. И, как раз, очень важный вопрос в том, кем станет в цивилизации вечный странник, простой собиратель? Получит ли он компенсацию за то, что отказывается от своего недвижимого дома? Станет ли бездомный равноправным политическим субъектом в новом мире? Как, вообще, помирить фермера с охотником?
Оказывается, что ни холод, ни голод, не стимулируют людей к развитию. Не голод заставляет людей думать. Но тогда что? Только свободное время! Когда человек находится в вечном поиске пропитания или бежит по снегу на пятидесятиградусном морозе, он не думает о цивилизации. Ему некогда осваивать историю культуры. Все его внимание сосредоточено на выживании. Он сконцентрирован на проблеме голода и холода, а не рассуждениях о демократии или тоталитаризме. Он одинокий этик. Он в диалоге только с природой.
Не решив базовые проблемы людей, мы никогда не получим политических субъектов, способных привнести в мир новые элементы культуры. Элитарность – не пустая идея. Аристократия – это естественная история. Совместная жизнь, разделение труда и ответственности, принесли производительность и разнообразие. И главное, они принесли и свободное время. Оно необходимо не только для обучения, но и для свободного творчества. Вопрос только в том, как сделать так, чтобы появились равные возможности быть всем аристократами. Как получить свободное время для интеллектуальных игр? Как каждому получить доступ ко всем достижениям культуры и осознанно выбирать свои традиции по душе или даже иметь возможность создавать новые?
Концентрация капитала, это следующий шаг в нашем развитии. А пока мы еще не победили полностью рабства, эксплуатацию человека человеком. Можно это рабство оправдать исторической необходимостью, но его факт остается пока нашей современной историей. Продаются не только дети, но пока все люди. И надо сказать, что у многих рабов перспектив больше, чем у свободных бомжей. Традиции просто так не исчезают.
Более полувека, каждый год, ООН пишет доклады о миллионах голодающих. Но их количество не уменьшается. Вероятно, пора писать отчеты о каждом отдельном человеке. Надо писать о тех, кто не может это делать сам. Пора перейти от национального человека к социальному.
Каждому ребенку на планете надо дать возможность доступа в Интернет и возможность учиться в международной виртуальной школе. Такие школы должны быть созданы как можно быстрее. Это было бы дешевле, чем направлять в каждый уголок планеты учителя. По возможности на всех языках. Или начинать с языка. Должна возникнуть новая политическая традиция и она должна создать нового глобального человека.
Образование для культуры и цивилизации – вопрос более важный, чем вопрос искусственных долгов и любых финансовых авантюр. Основная политическая проблема как проблема отчуждения человека, наконец, оголилась, с абсолютной очевидностью. То, что Маркс не увидел в акционерных идеях, увидел Прудон, но в то время еще не было Генри Джорджа с Сильвио Гезеллем. И только теперь, синтетическое понимание всех их идей вместе с новыми технологиями, дают ощутимые интеллектуальные результаты. Но то, что некоторым становится очевидным, еще не значит ясным и простым знанием для всех. Ростки новых знаний и новых смыслов появляются не только вместе с проблемами и технологическими возможностями их решения, но и освоением этого знания всем социумом. Необходимы различные интерпретации и различными выразительными средствами.
Сейчас критерии развития цивилизации, не учитывают человеческого материала. Миллиард человек, помноженный на абстрактную валюту, оказались больше и лучше, чем простая сумма конкретных людей с их внутренней разнообразной культурой. Эта проблема будет постоянно усугубляться, пока человечество не найдет способ пойти ей навстречу.
Все может эволюционировать, а может в который раз, рождаться через революционные муки очередного насилия. Хватит ли существующим политикам прозорливости и мудрости? Будет ли оправдана их аристократическая история? Неужели, еще не видно, что цивилизация и есть само естественное решение демографического баланса. Может проблема еще не стоит так остро? Раз существует еще мораль насилия власти, что тогда «свободная» голодная смерть, а тем более, какое-то отчуждение…
Север оказался слабой метафорой. Он противоречив и не искренен. Он «деловой», который втягивает в свою игру новичков не на равных условиях. Его игра захватывает, но в ней не видно смысла для всех. А тот, который открывается, показывает, что кто-то может выигрывать без рисков, а кто-то постоянно проигрывает все.
Вернуть юридическое рабство или дать равные возможности! Быть последовательными. Не запутывать цели. Не подменять их новыми богами. Иерархия или сеть? И к кому апеллировать?
Снова и снова все будут убеждаться только в том, что необходим общий мир. И отдельного и мобильного гражданина поддержит только всемирное территориальное образование. А до этого, его всегда будет ущемлять корпорация, будь то семейная, общинная, городская или национальная.
Здесь можно дискутировать только в имени этого нового мира, это империя или цивилизация. Но то, что она исторически неизбежна и должна иметь самостоятельные источники для своего образования, понимают не только политики. Опасной является политическая риторика вокруг этой темы, где при сведении личных счетов друг с другом, некоторые политики, преступают собственно политику, разрушая не только религию и философию, но и дискредитируя право и экономику.
Комментарии
Под "Севером" понималась "зона холодных капиталистических сердец"? Спрашиваю, поскольку не уверен.
"Вернуть юридическое рабство или дать равные возможности! Быть последовательными. Не запутывать цели. Не подменять их новыми богами. Иерархия или сеть? И к кому апеллировать?"
С одной стороны - не к кому. Увы. С другой - это не вопрос, ибо выбор невелик и число тех, среди кого выбирать, уменьшается. И тогда - постановка вопроса: как апеллировать к тем, кому почти безразличны апелляции?
Может, стоит поискать предмет, к которому неравнодушны равнодушные?
Sergey Zepp