Политика

Аватар пользователя cedrus
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 

Если бы, как в «Маленьком принце», человеку можно было бы выбирать любое понравившееся место в космосе, выбирать планеты, то наша история была бы совсем иной. Возможно, так и станет когда-нибудь, а пока мы вынуждены научиться жить вместе на Земле. Точнее, так даже уже было в истории, когда человек только начал осваивать землю, но теперь все поменялось. Нам стало тесно.

Принято считать, что источником политического поведения человека является воля к власти. Отсюда следует интерпретация политики, как борьба за эту власть. Совсем иная картина вырисовывается для тех, кто придерживается толкования политики как концентрации экономических интересов. Это уже лучше объясняет ее суть, но все, еще гораздо банальнее.

Мы вынуждены общаться, мы вынуждены обмениваться, мы вынуждены пока делить нашу общую планету. Но мы не можем выбрать окончательно принцип совместного проживания. Насилие или политика. Мы уже знаем о проекте цивилизации, но до сих пор не можем его осуществить. Мы говорим о свободном обмене, о рынке, но продолжаем это рынок грабить.

Владельцы капиталов с ужасом думают о тех днях, когда сбудутся обещания футурологов, предсказывающих, что всего может быть в изобилии и наступят времена, когда постиндустриальное общество будет озабочено только вопросами борьбы с хаосом и климатом. К сожалению, пока пятая часть населения планеты голодает и их количество растет. Люди убивают друг друга, чтобы стать обладателями богатств, а иногда просто из-за того, что у человека в сознании другие ценности. Любой грабеж, насилие, обман – не являются политикой. Эти действия направлены против политики как таковой. Агрессивное поведение друг к другу сдерживает общее развитие.

Цивилизация – это политическое общество, а политическое общество, собственно, обычный базар. Строя, именно, базар, рынок (если это меньше режет слух), мы и строим цивилизацию. Мы распространяем принцип обмена веществ в природе до обмена всего и вся. То есть основные политические вопросы – это инструменты обмена и субъекты. Предметы обмена – это сама культура, а политика – это проблема распределения и обмена. Распределение предшествует обмену. Есть проблема первоначального распределения или как ее формулировал Маркс – тайна первоначального накопления. Пока мы обойдемся без банального понятия капитала, об этом чуть позже.

Какой бы объем, от всего обращения культурных продуктов, не занимали ограниченные природные ресурсы, распределение последних – базовая задача цивилизации. Каждое новое поколение будет задавать один и тот же вопрос, как и почему территорию Земли поделили так, а не иначе. Где справедливая доля своей земли следующего и последующих поколений. Почему одни распоряжаются на земле, а другие этого лишены? Отсюда сразу возникает несколько современных и исторических типов политических субъектов, тех кто владеет землей – национальные государства, национальные государства и еще раз национальные государства. Собственно, больше свободных и непосредственно участвующих в политике субъектов, сегодня и нет. Любые другие частные землепользователи участвуют в политике опосредовано.

Существующая власть национальных государств пытается убедить всех в том, что современная политическая система демократична и в нее вовлечены, практически, все желающие влиять на развитие общества. Формально, это так и есть. Но степень отчуждения от прямых политических решений у основной части потенциальных субъектов, настолько велика, что любые формальные процедуры не только не эффективны, но и уводят от непосредственного понимания смысла политики, делая ее решения не только не легитимными, но и наносящими вред естественному развитию.

С экономической точки зрения, из желания контролировать и уметь концентрировать огромные капиталы, для реализации новых проектов, как раз, важно, чтобы людей было, как можно больше, и жили они, как можно дольше. Тогда и рынки будут шире и устойчивее. По-существу, только в этом смысле и можно говорить о цивилизации. Разрушения не могут быть следствием рыночных идей. Варварство – это тип или уровень культуры, но никак не цивилизация. Цивилизации еще не было, а если она была в истории, то исчезла! Это наш основной тезис. Это пока или снова история будущего. Великая утопия. То есть цивилизация пока не охватила собой всех своих потенциальных субъектов, всех людей планеты. Она еще не сделала их своими полноправными гражданами!

Политические проблемы – это не проблемы отдельной традиции. На этот вопрос не может ответить ни искусство, ни религия, ни философия, ни науки. И никогда не ответят. Цели не выводимы из своих следствий. Более того, у нас, фактически, пока отсутствуют какие-либо критерии мерить степень демократичности. Они есть, но мы их не используем! Даже разнообразие культуры мы пока чувствуем только на интуитивном уровне, не измеряем, а тем более, не стремимся вовлечь в политику как можно больше частных субъектов.

То есть «большинство» критикуется меньшинством как бесформенная и безыдейная масса потребителей, но при этом, нет никаких попыток, сделать этих потребителей самостоятельными политическими субъектами. Вместо инструментов свободы и расширения политического пространства, мы всегда получаем механизмы порабощения. Причем система такова, что ломает всех без разбора. Никто не застрахован, от того, что завтра, не потеряет все, что накоплено за всю жизнь, включая накопления предков.

Может ли всеобщий рынок стать политическим пространством? Концепт рынка, на котором мы обмениваем продукты культуры и распределяем природные ресурсы, потрясающая идея. Потому, что она и не идея, а сама реальность. Но не все его участники имеют свободу. Они не имеют достаточного времени творить культуру, а большинство лишены территории. В то время, когда у кого-то, таких возможностей в избытке, но чтобы развивать общую культуру, им не хватает индивидуальной.

Что такое демократия? Чем она лучше монархии? Демократия возможна только тогда, когда все преступят силу авторитета. Поймут что такое ответственность за свои решения. Демократия не может быть выхолощена среди одинаково мыслящих и одинаково ценящих. В решениях каждого проекта должны принимать участия только заинтересованные стороны, а не абстрактное большинство. И должны существовать механизмы взвешенных оценок, а не слепых голосов. Наконец, человек должен иметь право, а не обязанность нести бремя самостоятельной ответственности, но, с другой стороны, и должна быть потенциальная возможность для каждого, не делегировать свои политические права другим лицам.

Суть политики как раз в том, чтобы согласовать все возможные интересы. А не наоборот. Ни интеллектуал, ни владелец большого капитала, не знают политического решения, потому что такое решение, это не только их решение, но и решения потребителей их продуктов. Авторитет может случайно угадать, но не более того. Мы еще не знаем что такое политические решения! Пока можно говорить только о случайных  управленческих решениях или решениях, не приводящих к полным разрушениям.

Есть традиции, практикующие кочевой образ жизни, но большинство современных людей ведут оседлый образ жизни. Каково политическое решение? Кто-то просто голодный и ему не до освоения космоса, почему мы так распределяем ресурсы? И так далее…

Может быть политические устройства невозможны? Но что же тогда есть наши институты? Если мы надеемся, что можно найти политическое решение (в полном смысле этого слова), то будем искать его до конца. Если мы не верим в политические решения, давайте вернемся на позиции авторитарного мышления. Давайте раздадим ресурсы элите, вернем естественную иерархию и продолжим восхождение по этому пути. Станем единой много миллиардной семьей или группой много миллионных семей.

Технические достижения ничего не решат. Любые технологии – это результаты поставленных нами задач. И мы, либо ставим цель найти такие технологии, либо не ставим, а продолжаем бороться друг с другом. Никакие искусственные голосования не приводят к политическому решению. Даже в небольших сообществах. Распределение ответственности и саму ответственность мы уже научились измерять, но до сих пор этого не делаем в полном объеме, пытаясь политику заменить управлением.

Главная тема политики – это вовлечение в политику всех потенциальных субъектов. Может следует исключить из политического процесса организации в пользу людей? Или наоборот дать возможность участвовать всем мыслимым и немыслимым субъектам? Какие специальные традиции мешают, а какие помогают развитию политического процесса, а не насилию случайной власти? Что означает, когда предприниматель, как важный субъект политического процесса, отмахивается от политики? Может все-таки не от политики, а от авторитарной власти? Почему происходит замещение понятий? Чей интерес, поддерживать статус-кво власти, лишая нас  непосредственного участия в общем процессе. Так ли, не преодолимо отчуждение, как кажется на первый взгляд? И, наконец, принесет ли нам счастья политика?

Связанные материалы Тип
Политика Дмитрий Косой Запись
политические выборы Дмитрий Косой Запись

Комментарии

Аватар пользователя Sergey Zepp

Неплохо... но у меня упорное ощущение, что я должен все-таки привлечь Ваше внимание к тому, что никак не получается оьъяснить. Что это имеет к Вашей идее не последнее отношение.

 

Давайте вот что сделаем: подойдем к вопросу не с мира, не с моей и не с чьей-то позиции, а... с Вас. Вы человек политической направленности. Дисциплинированный, самодостаточный, с устойчивой управляемой психикой. Умеющий ставить цель и, достигая ее, не размениваться на прочее, пока нет ясных предпосылок связи этого прочего с целью. Так вот, рискну повторить свое ощущение: такая связь есть. А "прочее" можно условно обозвать "кадровым вопросом" будущей истории и науки.

 

Видите ли, Вы как "политическая натура" вслушиваетесь в умы и настроения и пытаетесь уловить "ветер момента". По опыту зная, что этот ветер изменить нелегко, не упорствуете и не навязываете ему направления. Хотя, если начинает дуть попутный, "садитесь на него" как опытный кормчий. Это отличное качество, но...

 

Вы любите повторять, что история рассудит. С одной стороны, это верно, с другой - нет. В любом обществе и времени есть две категории людей - творцы и педанты, идейные провозвестники и исполнители идей. Так вот. Каждый этап истории характерен четким соотношением тех и других в управляющем историей звене. В руководящей элите. И не только соотношением, но и ролью: любое историческое общество можно квалифицировать как общество творцов или общество педантов-материалистов. Дело не в численном соотношении - педантов всегда больше - дело в том, кто управляет или, стоя у власти, считает, что делает это.

 

Сермяжная, хотя и малоизвестная истина в том, что настоящее управление историей бывает только в ренессансах - в эпохах творческого управления. Поскольку управление - это руководство прочувствовавшего, синтезирующего начала. То есть - высшего системно-творческого - низшим потребительско-исполнительским. А парадокс в том, что любое истинное управление, незаметно - кажется, что история движется сама по себе.

 

Сейчас не ренессанс. Сейчас миром "управляют" педанты, прагматики-материалисты. Управляют в кавычках, поскольку не могут управлять - у них много достойных черт, но нет умения управлять. Видимые акценты смещены в пользу внешней активности - много суеты, много решений, много агрессивного "поиска". На самом деле это не поиск, и история не движется - она простаивает. Или - движется в замкнутом круге, гоняя по системе "изотонический раствор" и растворяясь в тщетной самодостаточности ожиданий.

 

Движение начнется тогда, когда власть будет отдана творцам - им будут предоставлены кафедры, институты, разработка и внедрение доктрин. Но проблема в том, что деградация мысли дошла до катастрофической черты... "есть ли что-нибудь лучше демократии?"

Это значит, что "схватиться" как раньше - "ой, что мы наделали!" - педанты уже не смогут, у них почти исчезли личностные черты и обратная связь с действительностью. Они уже не придут, как некогда, к творцам с предложением "на царствие". Они практически аморальны и асоциальны, они не чувствуют дискомфорта и опасности, им кажется, что все в порядке, что жизнь идет своим чередом. Ибо внешнюю бурную активность они числят признаком жизни, тогда как она - признак краха, надвигающегося небытия.

 

Помочь делу в данный исторический момент может только "политическая личность". Но и здесь, в этой сфере, не меньшая беда - ведь история, как Вы знаете и что имеете в виду, делается снизу, а не сверху. Власть же представляет народ, который ее, как опять же известно, достоин. Я бы написал письмо Президенту России - он один из немногих правителей, еще способных понять суть момента - момента, который в ближайшее время исчерпает себя. Но писать ему... бесполезно, а в аппарате у меня авторитетных знакомых нет.

 

Ждать уже нечего и само ожидание преступно. Единственная схема, которая имеет еще шанс, следующая.

1. Творцы привлекают внимание неравнодушного и не утратившего понимания политического руководства.

2. Руководитель волевым решением разворачивает программу реанимации мировоззрения людей и приведения их отношений в духовно-нормативное состояние.

3. Вводится новая система воспитания и образования, реформируются социальные связи и эколого-экономические нормы.

4. Педанты-исполнители под административным контролем с обратной системно-творческой связью проводят в жизнь эту программу.

 

Одиночкам не справиться, единомышленников - единицы, они разрознены и деморализованы неимоверно. Они не верят в успех. Программа есть, и если бы мне сейчас дали институты и людей, я бы выложил на стол политического руководства четкую доктрину, методологию и план действий. Действий разным сферам - науке, культуре, образованию, экономике, идеологии, международным ведомствам.

 

Выложил бы "ЧТО" и встал за спиной, готовый подсказать, "КАК". История всегда делалась одним и тем же путем: за спиной у авторитарного лидера стоял лидер неформально-гуманитарный, чувствующий и принимающий решения, но не проводящий их непосредственно. Народ никогда не любил "серых кардиналов", но история, полагаю, благодарна им и держалась только на них. Кстати, в этом же суть эзотеризма и религий.

 

Истории сейчас нет - есть гигантский провал, дырка во времени, затянувшийся период ожидания. Ожидание, промедление это смерти подобно - само ничего не произойдет. За длинными гудками пойдут короткие, после - вечное молчание. Пока на том конце есть еще, кому услышать вызов, надо срочно "позвонить" и поставить вопрос.

 

Есть ли у меня своя выгода? Вероятно, есть; выгода - это целесообразная программа существования. Просто я четко осознаю эту программу и следую ей; как ни странно - высшая духовная природа по-своему столь же биомеханистична, сколь и низшая биологическая. В человеке, как и в компьютере, работает много программ, однако там все сделано умнее - прикладные программы никогда не получают управления операционно-системными.

 

Выгода - это стремление получить ценность. Высшая выгода - в получении высшей ценности, хотя все здесь, разумеется, относительно. И, наконец, выгода бывает творческой и материальной. Творческая выгода - в процессе, материальная - в результате. Да, к результату я небезразличен, признаюсь. Возможно, потому что сознаю: без него процесс очень скоро перестанет существовать.

 

Может, кому-то эта постановка кажется трагичной, но - так и есть.Времени очень мало. Либо - быстрый результат - либо медленная и необратимая смерть.

И последнее: к слову об интуиции и чувствах. Не кажется ли Вам интересным, что я написал этот текст по мотивам наших прежних бесед, то есть - еще не читая этот Ваш материал? И, мне кажется, дело здесь не в ком-либо из нас, а в сути Вашего письма. Или, проще - в политической сути... а?

О деталях - чуть позже, когда прочту более внимательно.

Sergey Zepp

Аватар пользователя cedrus

Спасибо! Бесподобно!

Именно, такие переживания возникают за кадром или вместе с ним, другим кадром, одновременно. Но все-таки, кажется, что это, именно, проявление воли к власти. У кого есть на нее основание? Где критерий? Если часть истории свершилась в фиксированном событии, мы можем задним числом сказать, что был конкретный творец и была конкретная воля. Но как определить направление в будущем. Многим кажется, что именно он и прав. И воля может вызвать нетерпение. И очередные ошибки. И безответственность.

Иногда кажется, что вполне достаточно завершить проект только текстом, без реализации стратегии, которая всегда должна уточняться самим процессом воплощения. Всегда необходима обратная связь с практикой, но и которую всегда можно видеть в современной истории, при желании. Так, что трагического ничего нет. Наоборот, есть, всегда возможность уточнения ПЛАНА. От непрерывного становления события не уйти. Историю не остановить. Этот эксперимент всегда есть в наличии. В конце концов, можно уйти в детали, если остаются силы. И к деталям, по возможности, я тоже постараюсь обратиться.

Еще раз спасибо за реакцию. Вы, действительно, понимаете, о чем речь. Но мне интересно, есть ли все-таки, возможность реализации больших проектов, без насилия и эксплуатации. Где здесь пределы?

cedrus

Аватар пользователя Sergey Zepp

Вот Ваши 4 абзаца, включая "спасибо". На них - знаки: + - +  - . Взлет, падение, уверенность, сомнение. Эмоциональный график поиска. Ваш ум намного более организован, чем у других известных мне людей. Это не комплимент, это аргумент. Наряду с этим качеством Вы хорошо иллюстрируете творческую сущность просто человека, смысл которой в следующем: пока хоть один аргумент не займет место в системе, а станет из нее выпадать, он будет изводить своей тайной - во-первых, и уводить от цели - во-вторых. Это значит, что у человека хватает сил и мысли до какого-то уровня, но он - творец! - хочет проникнуть дальше, но еще не может... изумительно!

Согласно моей схеме - тело, душа, дух (хотя это нескромно - "моей"!), Вы прочно закрепились на первом и на втором, то есть - вышли на душевный уровень, с позиции которого и рассматриваете действительность. И получается удивительный парадокс: меня Вы можете поддержать морально, то есть душевно. Да, в душе я смятен, но уже, по-видимому, проскочил этот уровень и в духе я совершенно спокоен и много чего умудрялся довольно точно предсказать. Хотя откуда это знал - не знаю... Это и есть очередная "мерность" всеобщей многомерности.

А "политический вопрос" предельно прост. В том Информационном Письме, что я рекомендовал прочесть, была интересная, хотя и не новая космологическая идея разумности Вселенной - ее плана развития. Если принять, что эта гипотеза верна, и представить руководителя, который дошел до этого высшего плана и сумел подчинить его целям и смыслу управление людьми, это и будет идеальный руководитель, который обеспечит их максимальное счастье и процветание - раз. Которому просто не нужно будет заниматься борьбой за власть и очковтирательством - два. Почему?

Потому что система, до которой он дошел и которую станет применять, - максимально высокая, стратегическая из стратегических. Она обеспечивает всемерный охват и предусмотрительность, исходит даже из знания того, где и когда будет землетрясение, - и сможет его избежать. Ему будет послушно все, что есть в мире, поскольку все, что есть в мире, охватывается генеральным планом Высшего Разума, а из него ведь он и исходит, не так ли?

Мой принцип: в любом деле - лезть на самый верх, вытаскивать логику связей с самой верхушки - с той, до которой мне только позволено добраться. Когда смотришь сверху, все выглядит иначе - раз, все можно увидеть в охвате и спланировать мелочи - два.

Их и без того можно планировать - но... благими намерениями о высшем, система которого отсутствует, вымощена дорога к низшему - к непониманию, к кичливости, к корыстолюбию, к самости и страху потерять власть.

Системная стратегия - это выход за пределы себя, за пределы круга представлений и привычных стилей руководства. Мне говорят: это - НИЧТО! Да, в известном смысле - это ничто - ничто глазами не понимающих системы, но это - система. А "нечто" - нечто традиционное - это что-то. Но это не система, это рутинное отбывание номера - у власти в том числе.

Практическая и психологическая суть - еще проще. Я расписал людей на 6 уровней (у меня на сайте) + 7-й - божественный - абстрактная точка выхода на вершину системной пирамиды. Собственно, без Бога системы не может быть, не будет этой точки, религиозная суть гениальна. Об этом уже сказала куча народу, но реальность этой системы начинает проявляться в человеке, начиная с 4-го уровня - с уровня творца.

А руководители, как правило, люди 3-го уровня (это наилучший случай!) - уровня высшего ремесленника. Почему?

А потому что это оптимальная связка власть-народ: большинство народа находится на 2-м уровне - на уровне низшего ремесленника. Творца, мудреца или аватара (4, 5, 6-й) они не поймут, у них нет еще духовных потребностей - они не доросли до "стратегической системы". Этой системой на них можно воздействовать, но эту систему нельзя им объяснить.

Что мы и наблюдаем в мире.

 

Sergey Zepp

Аватар пользователя cedrus

Я понимаю, что Вы говорите. И согласен с оценкой себя. То есть по Вашей схеме (или модели), я на пути к творцу... Но дело не во мне. Сейчас моя цель конкретна. Система, которая бы помогла максимально проявиться другим Я. И возможно и еще мне самому.

Если предположить, что Вы правы, все равно остается проблема общей среды. Меня часто критикуют за излишний рационализм. Но что делать. Издержки образования. И я не могу переходить границы без оснований для самого себя. Я имею опыт, где приближался очень близко к собственным границам не по своей воле. И понял, что это может погубить мое Я. Я генетически, крестьянин, который выходит иногда на охоту. Не скажу, что охота мне безразлична. Но я был лишен воспитания охотника.

Это что-то объясняет?

cedrus

Аватар пользователя Sergey Zepp

Отличная метафора. Вероятно, это многое объясняет. По Фрейду, но я не сторонник его идей - он из тех самых адептов-апологетов, которые изрядно формализовали эту самую среду. Среду коммуникативно-информационную, и задали направление мысли, которое 100, ну - 50 - точно, лет назад устарело морально, однако в них - в его мыслях - все продолжают копаться...

Рационализм - это великолепно, я без всякой иронии. Безосновательно переходить границы среды опасно, лавировать на грани - как на гребне волны - великолепно... все равно нужно теснить континуум, теснить понемногу... Вы и так это делаете. Но главное, я думаю, уметь определить свой уровень - раз, свой талант - два. И действовать согласно. Это мудрость, для которой не нужно быть мудрецом. И Вы это умеете.

"Приближался к границам не по своей воле"... нет, такого не бывает. Просто есть программа выше той, что контролируется "телесной волей" и сознанием, воля, но другая. Случайностей нет; значит - это нужно было чему-то в Вас, чему-то более подсознательному и менее сознательному. Внутреннему, а не внешному. Системе, а не ее части.

Это страх вылета из гнезда, так всегда бывает, но взлет никто не отменял. Орленок думает, что взлет может погубить его и тогда орлица сталкивает его со скалы. Орлица - это наш духовный код, он сталкивает "младших орлят", когда такое время настает... в том-то ирония: мы планируем свое, сопротивляясь чужому, наносному. Не задумываясь, что просто семеним, что это "чужое" - в сотни раз более "наше" и необходимо нам. А охота... охота пуще неволи.

И еще один интересный момент. Чем выше точка спирали, чем стратегичней система, тем ее рационализм более жесток, неумолим и прагматичен. Напрасно думают, что романтизм мягок, нет - сентиментализм - да, а романтизм - духовная среда, рациональная до мозга и камня. Ее не объедешь и не обманешь - шансов нет. Вот почему говорят, что Бога не обманешь, и что смирение - главная добродетель.

Sergey Zepp

Аватар пользователя Sergey Zepp

Ах, да - не ответил на вопрос: есть ли все-таки возможность реализации больших проектов, без насилия и эксплуатации?

Строгий, точный, я бы сказал - математически точный - расчет. Проект будет успешен, если его проектная величина вместима логикой руководителя - во-первых, не превосходит уровня представлений исполнителей, во-вторых, и уровня сознания потребителей, в-третьих.

В противном случае, в случае неверно выполненного расчета, будут проблемы на том уровне из трех означенных, где допущена ошибка. В то же время моральная сторона требует предела на каждом уровне - тогда это будет действительно великий проект.

Sergey Zepp

Аватар пользователя cedrus

Отлично, поэтому я и не буду пытаться прибавить знания. Только интерпретация существующего, но с другими акцентами! Захотят ли люди смотреть с этой точки зрения на свою жизнь, это уже не в моей власти.

cedrus

Аватар пользователя Sergey Zepp

Ничуть, это в Вашей власти. Более того - Вы за это отвечаете по полной. А вот захотим ли, точнее - сможем ли - мы посмотреть с объективной точки зрения на эту свою ответственность - другой вопрос, наш исконный.

Вопрос этот в следующем: есть вера - путь наверх, есть любовь - снисхождение к тем, кто внизу, кто ниже нас. Пространство веры доказать нельзя - вот главная ошибка материализма! Какой смысл верить в доказанное, это же пошлость! Вверх надо смотреть почтительно, но без раболепия, а что до доказательств - они за нами, это будущее, это и есть творчество. Когда мы, отхватя свой кусок, докажем, это уйдет из области веры в область любви, в евклидово пространство.

А вот за это пространство, за тех, кто ниже нас, кто внимает нам, мы в ответе. Вы сами говорили - старшее всегда отвечает за младшее, ведь так? В этом пространстве любви мы должны установить четкие отношения, снизойдя до уровня подопечных - ведь мы выше их, а значит - способы на адекватный подход. Бог есть любовь, ведь глядя на нас снизу, они видят высшую точку в нас!! Мы для них боги, мы должны их любить.

А любить не значит плевать или потакать. Любить - значит выстраивать точные и адекватные отношения. Отношения, отвечающие благополучию подопечных.

Sergey Zepp

Аватар пользователя cedrus

Я скопировал Ваши комментарии к себе на компьютер. Возможно, наш диалог перерастет в новый совместный проект, если не возражаете. Но перед этим, я бы хотел обозначить свою позицию до конца. Пусть это даже кого-то и разочарует. Но это реальный, непосредственный и многолетний опыт... Практически, голый здравый смысл без спекуляций.

А у Вас стал меняться стиль изложения. Появилась экспрессия.

cedrus