"Свобода снова зовет нас. Мы должны последовать за ней; мы должны довериться ей вполне. Или мы должны повсюду допустить ее, или она покинет нас. Еще недостаточно, чтобы люди имели право голоса; еще недостаточно, чтобы они были теоретически равными перед законом. Надо еще, чтобы они имели свободу пользоваться благами и средствами жизни; чтобы они стояли на правах равенства в отношении щедрот природы. Или это, или Свобода унесет свой свет. Или это, или наступит тьма, и те самые силы, которые развивал прогресс обратятся в силы, направленные на разрушение. Таков мировой закон. Это урок столетий. Общественный строй не может держаться, если его основы не опираются на справедливость.
Наше основное общественное учреждение есть отрицание справедливости. Допустить одного человека владеть землей, на которой и от которой должны кормиться прочие люди, мы сделаем их рабами в степени, которая увеличивается вместе с развитием материального прогресса. Именно это учреждение во всех цивилизованных странах выжимает из народной массы, непонятными для нее путями, плоды ее тяжелого труда; на место уничтоженного рабства ставит рабство более жестокое и более безнадежное, вырабатывает из политической свободы политический деспотизм и вскоре заменит демократические учреждения анархией."
Комментарии
Центральная истина будет неполной без работы Сильвио Гезеля приблизительно того же периода Естественный экономический порядок
По поводу роли денег на русском языке в интернете есть ряд прекрасных работ
М.Кеннеди Деньги без процентов и инфляции
Бернд Зенф Туман вокруг денег
И, наконец, классика от Ф. Хаейка Частные деньги
Нельзя сказать, что русские интеллектуалы не размышляют в этом ключе
Концепция самоуничтожения государства
Есть даже работы на эту тему, которые написаны в виде реальных проектов для реализации (я лично знаю таких людей), только жаль, что делается многое без учета интеллектуальных результатов предшественников.
Фундаментально подошли к вопросу болгарские интеллектуалы
Институты библейского закона
Но экономическая теория начинается чуть раньше, но не с Маркса (как впрочем и не со Смита или Рикардо), по-существу, она берет начало с Прудона, хотя можно вести отчет и с Мальтуса, хотя идеи последнего легко выводятся из всего уже здесь представленного.
Тем не менее, из своего личного опыта, который помог разобраться в превращениях цивилизации и вообще понять философию (в частности того же Ницше), хотел бы выделить Фейерабенда
И, наконец, прежде чем перейти к оригинальным текстам, в знак уважения к образованию и истории, для полноты картины мира, приведу ссылку на великого Броделя