"Философия представляет собой три элемента, взаимно соответствующих друг другу но рассматриваемых каждый отдельно: префилософский план, который она должна начертать (имманенция), профилософский персонаж или персонален, которых она должна изобретать и вызывать к жизни (инсистенция), и философские концепты, которые она должна творить (консистенция). Начертание, изобретение, творение -- такова философская троица. Черты диаграмматические, личностные и интенсивные. Существуют группы концептов, поскольку они между собой перекликаются или связаны подвижными мостами, покрывая один и тот же план имманенции, который соединяет их между собой. Существуют семейства планов, поскольку бесконечные движения мысли имеют в них общий сгиб и составляют вместе вариации кривизны или же, напротив, отбирают такие разновидности, которые составить вместе невозможно. Существуют типы персонажей, поскольку они обладают возможностями встречи (пусть даже враждебной) в одном плане и одной группе. Часто, однако, бывает трудно определить, идет ли речь об одной и той же группе, типе, семействе. Для этого требуется настоящий "вкус"."
Комментарии
Совершенно справедливая постановка вопроса, чтобы знать, что собственно делаешь, когда называешь свое дело "философией". Ну, и чтобы не путаться с мистикой и мифологией.
Как показывает история, сохраняет свою культуру и исторически развивается только тот народ, в котором есть философия, и в котором она не подменяется ни эзотерикой, ни политической, ни церковной, ни националистической идеологией.
Практичность философии в частности состоит в ее методологическом и для наук, и вообще для любого дела характере. С XX века она – методология антропологических исследований, наук о духе или о культуре, то есть, социальных и гуманитарных наук. И она же лежит в основе любого грамотно начатого предприятия.
Философия имеет методологическое значение потому, что она выражает родовую природу самого человеческого разума, а ее внутренняя структура соответствует структуре познания и практики, и определяет тот ракурс, под углом которого ученый воспринимает и познает свою предметную область, а предприниматель начинает бизнес. Здесь, конечно, имеется в виду не заказ на проведение исследовательских или практических работ. Философия выражает такое направление познания, в каком человек вообще способен познавать, и этим очерчивает границы научной работы, а предприниматель оценивает осмысленность и перспективность дела. Она как бы определяет пространство, где научное исследование возможно, а наука заполняет это пространство конкретными знаниями. Это – очень широкое пространство, и оно непрерывно расширяется, но в каждый отдельный момент, оно не является бесконечным. Очерчивая его, философия создает контекст, необходимый для понимания и осмысления знаний и результатов труда.
Поясню, например, помимо науки, философия – единственная форма рационального познания, и когда наука попадает в кризис, когда она вынуждена пересматривать основания своей картины мира, ей просто приходится обращаться к философии за идеями, потому что иного варианта нет. В условиях кризиса ее собственные методы перестают срабатывать так, как этого хотелось бы, их применение резко увеличивает вероятность ошибки. И ученые это делают, либо обратившись к философским трудам, либо самостоятельно. Даже физики с математиками и биологами вспоминают название основного труда И. Ньютона и смиряются. Э. Мах, Н. Бор, А. Эйнштейн, И. Пригожин, А. Пуанкаре, К. Саган, Э. Шредингер, С. Курдюмов, С. Капица, К. Лоренц, В. Моисеев, Н. Винер, Д. Нейман, А. Тьюринг и множество других начинают свои теории с очень грамотных философских рассуждений. Даже те, кто как Р. Фейнман не переваривает философию, вынуждены выступать с вполне философскими лекциями о характере физических законов.
Вплоть до того времени, пока наука строго и однозначно не определила своего места, задач и границ, и там, где она до сих пор их не определила и не установила различие между собою и философией, каждый крупный ученый – создатель новой теории или нового подхода – осознавал себя одновременно и как философ, например, в литературоведении – М.М. Бахтин, в истории – Л. Февр, М. Блок, А.Я. Гуревич, в психологии – К.-Г. Юнг, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Ясперс, С. Жижек, Ж. Лакан, в этнологии – В. Пропп, К. Леви-Стросс, в социологии – К. Маркс, П. Сорокин, М. Вебер и т.д.
Наука так или иначе опирается на опыт. Когда появляются принципиально новые проблемы, опыта попросту нет, либо он крайне недостаточен из-за неопределенности и неустойчивости предметной области, из-за недостаточного для обработки и обобщения числа фактов. Тогда науке и приходится обращаться к философии, так как это единственная, помимо нее, форма рационального познания, какая есть в человеческом распоряжении. А что делать, если новые идеи не высчитываются аналитически, а рождаются только в философском мышлении, предназначенном для определения смысла!? Аналитически образуется лишь формальный дискурс логических суждений и математических выводов, но их еще надо понять.
Философия, конечно, очень субъективна, но когда исчерпывается ресурс научных идей, некогда заложенных опять-таки ею в распадающуюся картину мира, она способна предложить еще полсотни новых взглядов. Из них сорок девять, может быть, окажутся ошибочными, но одна позволяет преодолеть кризис. Пятьдесят идей, это конечное число, каждую из них легко превратить в научную гипотезу и проверить, та, которая подтвердится, становится основой будущей научной картины мира. Подтвердившаяся идея методологична уже тем, что направляет познание строго в одну сторону. Философия не создает научных методов и в принятом смысле не является познанием, например, природы, это – рациональная форма ориентации ученых в неизвестной реальности, самопознание и самоопределение их мышления, позволяющее ему существовать. Но она – методологична в плане определения целей, а конкретные методы наука разрабатывает для себя сама.
Обращение к философии диктуется еще и тем обстоятельством, что, сознавая ее необходимость, сегодняшнее гуманитарное образование в России, тем не менее, по-прежнему исходит не из современного состояния философии, а из советского диалектического материализма. А он лишь частично приспособлен для того, чтобы выступать методологией, и то, главным образом, позитивного познания. Традиционный диалектический материализм СССР даже в естествознании справляется сегодня не во всех областях. И тем более, он не пригоден в социальных и гуманитарных науках. В нем попросту нет необходимого инструментария, например, понятий «разум», «рациональность», «воля», «свобода». Точнее, они рассматриваются, но, по преимуществу, в контексте т.н. «зарубежной философии». Материалистической же позицией, классовым подходом, теорией формации и законом единства и борьбы противоположностей в советской трактовке, основополагающими для унаследованного нами диалектического материализма, многое не объясняется.
Философия является органичной для человеческого разума. Когда человек разумно мыслит, он поневоле философствует. Происходит это потому, что человек – существо, занятое каким-нибудь делом. Для того чтобы действовать, необходимо знать: что, как, зачем делать. Философия представляет собою ту сферу разума, какая выдвигает именно эти конструктивные для деятельности идеи и позволяет понимать абстрактные знания.
В обыденных делах профессиональная философия не нужна, там достаточно житейского философствования. Но бывают такие проблемы, с какими человечество сталкивается впервые, и ни у кого нет опыта и знаний, необходимых для их решения. К относятся, например, проблемы глобализации, международного терроризма, особенно государственного, изменения климата, искусственного интеллекта, виртуальной реальности, смены пола, пересадки органов, клонирования, эвтаназии и т.п. На сегодня попросту нет достаточного материала для научного решения проблемы генномодифицированных продуктов, где последствия могут сработать через поколения, а эксперименты на дрозофилах и крысах как-то не убеждают. Нет достаточного материала для четкого вывода о влиянии смены пола на психику, на дальнейшую судьбу, и вообще, на срок жизни. Идеи и ориентиры, необходимые при решении проблем, принципиально новых для самой родовой природы человека, разрабатывает философия.
Выдвигая идеи, философия решает несколько задач, необходимых для функционирования науки и практики.
Во-первых, ее идея представляет собою их основной стратегический ориентир. Это не столько точная и однозначная цель, подобная мишени для стрелка, сколько направление, горизонт перспективного познания. В рамках очерченного горизонта наука сама определяет конкретные предметы, задачи, получает знания и предлагает собственные программы практической деятельности. Границы же горизонта познания определяются картиной мира и философской идеей, лежащей в ее основе.
Во-вторых, философская идея очерчивает горизонт интерпретации, то есть, пространство, в рамках которого существуют взаимосвязанные друг с другом научные знания. В деталях структура такого горизонта тоже разрабатывается науками. Однако это пространство необходимо, чтобы полученные знания можно было интерпретировать и понимать, то есть, наполнить их ценностным содержанием, смыслом и значением. Интерпретировать и понимать, это значит, получить новое знание и поместить его в контекст культурно-исторической эпохи, в рамки сложившегося типа субъективности и рациональности или иного, необходимого для понимания, пространства, чьи границы определяются философской идеей.
Так, факт в гуманитарных науках может быть интерпретирован множеством разных способов, в том числе и с точностью до наоборот. Например, было ли восстание декабристов спасительным или разрушительным для тогдашней России, является ли октябрьская социалистическая революция продолжением февральской, является ли она самостоятельной революцией или это вообще контрреволюционный переворот? Что такое 90-е гг. XX в. для России: время формирования основ буржуазного строя, демократии и среднего класса, или это время должно было завершиться неизбежным распадом страны? Выступает ли в психологии бессознательное неспособностью сознания говорить о самом себе, или это особая структура психики, находящаяся за пределами сознания и наполняющая его независимым от него содержанием? Ответы на такие вопросы носят оценочный характер и зависят от философии, выражающей определенную субъективность или точку зрения. Поэтому историческая наука нуждается в разных концепциях философии истории с разными субъективными позициями: психологической науке требуется философия психологии, филологической науке – философия языка, философия литературы и т.д., а юридической науке – философия права.
В-третьих, философская идея неотрывна от частного разумного мышления человеческого индивида. Благодаря этому совпадению идеи с мыслящим индивидом осуществляется редукция научного знания к личному экзистенциальному опыту, позволяющая получать представление о человеческом смысле знания и понимать его, а не просто теоретически интерпретировать.
В-четвертых, сама идея представляет собою парадигму, то есть, некоторый образец, ориентируясь на который, наука получает ясный ответ на вопрос, что значит для нее познавать.
Например, для того, чтобы научное мышление научилось различать знание и понимание, необходимо было, чтобы философия первой поставила перед собой такую задачу. Чтобы в XVII веке появился, наконец, ответ на вопрос, как можно познавать природу, Р. Декарту надо было провести философскую аналогию между нею и башенными часами и сформулировать: природу надо изучать так же, как мы бы изучали любой механизм. Чтобы наука научилась строго формулировать свои законы, потребовалась философская теория пространства и времени. Чтобы появилась цивилистика, нужна была философская идея цивилизации, а чтобы родилась психология, необходимы многовековые философские исследования души, сознания, разума и т.п.
В-пятых, философия, это – язык, на котором такие идеи обсуждаются.
И, наконец, в-шестых, это – коммуникации, организующие сообщество, где подобные идеи рассматриваются, и это – само философское сообщество, переплетающееся с научным, но независимое от него.
Таким образом, философия разрабатывает стратегические для научного познания и для самоориентации субъектов идеи, именно этим она и выполняет задачу методологического основания науки и практики. А отсюда вытекает и ее способность рационально конструировать мировоззрение, ставить и решать смысложизненную проблематику. С этим же связана и величайшая опасность для философии быть поглощенной науками, искусствами, религиями или попасть в зависимость от власти, от оппозиционных политических сил и превратиться в идеологию.
Проще говоря, философия изучает, да, но не человека самого по себе, и не мир сам по себе, а место и роль человека в мире, и ее проблематика, куда бы ее не занесли абстракции, это как человеку жить в этом мире по-человечески.
И ее методология легко редуцируется к тром положениям:
1. Видеть вещи такими, каковы они есть;
2. Думать о том, каковы они, почему такие и какими должны быть;
3. Понимать то, что видишь и о чем думаешь.
Слушал я вас тут, слушал, и понял. (Далее по Райкину).
Примеры методологии привести в состоянии? Философия, как ее понимает философствующая братия, - банкрот. Лучшее, что она может дать, - отрицательный пример того, как не следует делать никогда. И еще, что это за антропологические исследования, с философской методологией? И что это науки (во множественном числе) о духе? Дух - это что у вас? А уж про грамотное начало предприятия мне вообще очень интересно вас послушать. Вдруг чего не знаю, хоть весьма профессионально этим занимаюсь.
PS Не уходите от ответа, как это принято у местных болобольствующих. Гораздо честнее и самоуважительнее признать: пенку дал в полемическом задоре, нежели околесицу нести.
Зачем уходить от ответа-то?
А что, собственно, такое - "методология"?
Если это организованное и целенаправленное мышление или практика (напр., эксперимент), то любой философский метод (рефлексия, диалектика, феноменология, структурный подход и т.д.), именно таков, теоретический метод, предназначенный для разработки конструктивной идеи. Разумеется, кроме эксперимента. Логика - основной философский инструментарий - тоже такова.
Надеюсь, вы не считаете, что математика сама по себе (без смысла и понимания), или теор. физика, способна дать понимание полученной информации?
А что вы, собственно, слушали, кроме Райкина? Я, вроде писал, читать надо и до конца. Почитайте, вот, Бор Н. "КВАНТОВЫЙ ПОСТУЛАТ И НОВЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ АТОМНОЙ ТЕОРИИ" / Избр. науч. труды в 2-х тт. Т. 2. / М.: Наука, 1971. - И посмотрите, как там физика переходит в философию и наоборот.
Увы! И вы не в состоянии отвечать за вылетевшие из вас слова. Ну о каком целенаправленном мышлении вы тут пишите? Я вас спрашиваю о науках о духе, об организации предприятия, а вы отвечаете про Райкина. Вижу, что вся ваша целенаправленность - целенаправленный уход от неприятных прямых вопросов. То, что вы не уважаете собеседника, ясно и вам и мне. То, что вы впустую сотрясая воздух, не уважаете себя, а я в данном случае следую по вашим стопам, - ясно мне.
О науках о чем?
Извините, я мистикой не занимаюсь.
Фристайл Вас "срезал".:) Развлекается.
Не обращайте внимания.А Ваш текст хорош..действительно дело в том, что строители, дорожные рабочие, как и многие прочие(держатели акций Газпрома), прекрасно без подобного философствования обходятся, но сам факт наличия подобных текстов некоторых из них напрягает.:)
Да, вот, думаю, почему этот сайт называется "Философский штурм"!
Почему?
Потому что здесь каждый штурмует философию так как умеет и так как может...,))
Для тех, кто еще ничего не понял ))) - на ФШ вырабатывается, обрабатывается, формируется Народная Философия, Философия, понятная для всех и каждого.
Народная Философия - это не догма и не религия, это Философия, отвечающая на злобу дня, на любой вопрос действительности, прямо, ясно-понятно и без оговорок-двусмысменностей.
Да понял уже, понял.
Надо было назвать сайт Мистический шторм.
д.-Шеху. черт возьми! где вы раньше были? да еще с таким антимистическим логином?, да вы просто подарок для ФШ !!! не уходите, нам есть что обсудить!
Шех.
А мне знаете, что интересно? Я тут завалился на сайт криминологов, а там...
этот постулат Бора!!! И постулат этот возведен уже в ранг идола для фанатичного поклонения. Не мода ли это? Постулат когда написан? Вы все только проснулись, или какой авторитетишка вякнул про постулат?
А между прочим, постулат Бора интерпретируется относительно человека как дуализм человека духовно-материальность (аналогично дуализма волны-карпускулы).
Но криминологи напрочь отказываются от духа, изменяя своему любимому принципу дополнительности Бора. Может, Вы сходите и вразумите криминологов? Они меня всего заминусовали и обиделись на меня за правду.
Вы в курсе, что криминологи объявили преступность непобедимой и пляшут вокруг этого своего открытия с шампанским и всякими безобразиями? Я им, правда, сказал, как победить преступность полностью. Они оторопели, плясать перестали и накинулись на меня с тумаками. Почуяли видать, что они ерундой полной занимаются, как и автор этой статьи.
Вишь! "Начертание, изобретение, творение"...
Натворили уже столько, что сами не понимают, где что. Ну и в словах этих есть ли какая принципиальная разница? Разве творение не включает в себя и начертание, и изобретение?
Философия задумывалась как наука о наиболее общих законах бытия. Законы не открыли, пришли к выводу, что их и не открыть никому и никогда (постмодерн), а теперь пляшут от радости и творят, начертают ( от слова черт), и изобретают (новые чудные чудности).
Я бы добавил:
1)... и пространство между вещами, тот фундамент, который состовляет единство многообразного мира, делает многообразные феномены единой системой.
2) ... и какова первооснова формы вещей и где она находится - мир идей (res cogitans)
3) .. и то как работает восприятие, понимание и мышление, какова их цель.
P.S.
По поводу "мистического штурма". Если вы хотите чтобы он не скатывался до "базара", старайтесь фильтровать собеседников, отвечайте на посты-ответы по теме и игнорируйте эмоциональный "флем". Реальное общение - редкая драгоценность, особенно в интернете. Но этот форум, в этом смысле, намного качественнее множества других площадок.
философия-мышление-сознание - понятия одного порядка;
мы говорим фмлософия, подразумеваем мышление, мы говорим мышление, подразумеваем сознание.
А почему собственно Вы пришли в такой восторг от данного определения понятия "философия". Уже многословие настораживает - кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
Философия родоначальник всех наук и трактовать ее как узкую область знаний принципиально неверно.
Предок, то есть? Тогда давно помереть должна.
А черт-те почему жива в классических философских странах - Франции и Германии, - и более того, популярна.
Вас, что ли, тоже испугали советские философствующие идеологи за кафедрами? Так, и причем здесь философия?
под большим секретом, никому не говорю, только вам! - голос мне был, видение типа озарения было ... будто я могу превратиться в человека не трудом, а мыслию ... потому и на ФШ определился, соплеменники в ужасе, отговаривают ..., но, думаю, природа возмет свое ..., но думаю также, немного осталось, понять бы Бытие и Бога ...
Эх, тяжел путь становления!
трудности закаляют! но у меня хоть перспективы, свобода выюора, а вот у человечества, пожалуй, нет, потому как мочат и мочат друг друга почем не попадя зря, как хорошо что у нас на бабло табу.
Ну, почему. Оно, похоже, может вернуться и попробовать опять с палки начать.
если что обращайтесь, поможем палку подобрать, а не будуте ершиться, так и с крышей поможем.
С крышей у философии все впорядке. Кочует она, как и положено при исследованиях!
да вижу, потому и последний шаг в колебании, у нас-то с философией давно все в порядке
А что хорошая статья.
Философия - это наука о Бытии, или о Плане имманентности.
Вот этот План Имманенции - "блюдо" на котором находится все Сущее - это и есть "просвет Бытия", о котором легки забывают, когда углубляются в детализацию концептов. Но как только этот План, эта невидимая Матрица, выпадает из виду, происходит синдром "забвения Бытия" и философия, утрачивая свой предмет, перестает быть Наукой о Мудрости, скатывается на одну доску с другими "-логиями", превращаясь сначала в филологию, а затем и непосредственно в болтологию.
Мудрость (София) - видеть не только вещи, сколько то невидимое, что их связует и ими управляет, то, что делает их Единой Системой. Искусство философии - умение подниматься над схваткой, видеть "пустоту" между вещами и событиями, "проявлять" эту "пустоту", видеть единство там, где все видят только противоположности.
Исторически от философии отпочковывались и продолжают отпочковываться конкретные науки. Поэтому можно поставить вопрос так: что останется от философии в итоге этих отпочкований?
На мой взгляд, останется вопрос о месте и роли маленького человека в необозримо большом мире. Этот вопрос детализируется в формулирование предельных оснований миропонимания (впереди фронта научных знаний), формулирование человеческих ценностей, формулирование научной парадигмы.
Я слышал высказывание, по моему, директора института философии (какого-то), что задача философии - проблематизировать очевидное, само собой разумеющееся. Соответственно, роль философии повышается в кризисные времена, когда рушится старое миропонимание.
Сейчас рушится классическое (обыденное) миропонимание. Выход - осваивать синергетическое миропонимание с признанием самоорганизации в качестве источника сложности мира.
Ризома ?
"Ризома ?"
Мир - слоёнка, составленная парами слоёв "субстрат-структура", в которой структуры нижней пары служат (наряду со структурами прочих нижележащих слоёв) субстратом для самоорганизации вышележащих структур.
Ризома скорее относится к способу организации, а если точнее, самоорганизации структуры. Любой структуры.
Насколько я представляю себе концепцию ризомы, слоёнка уровней самоорганизации отличается достаточно четкой и устойчивой структурированностью и действующим ограничением множества структур, которые могут сформироваться на конкретном субстрате, свойствами этого субстрата.
ризома это геном.
"ризома это геном" - или геном - это ризома? Геному ведь нужны омывающие его потоки ресурсов, чтобы реализоваться, воспроизвестись. В концепции ризомы таких "подробностей" нет.
да, мне кажется , что сегодня метафизика и молекулярная биология вступили в прямой контакт и как они будут взаимодействовать дальше непонятно.
Я бы сказал, что метафизика контактирует, скорее, с квантовой физикой, космогонией. А у молекулярной биологии метафизических проблем не наблюдается.
философия - это диалог.