Кто как только не определяет Бытие! У одних Бытие это Все, у вторых Бытие это Ничто, у третьих Бытие это и Все, и Ничто. Так что же такое Бытие? Да кто как хочет, так и определяет Бытие, тут нет универсального ответа, зато есть постмодернистский произвол с множеством разных дискурсов. В философии судя по всему вообще в целом нет никаких универсальных ответов, зато есть куча универсальных вопросов. Нынешние рационалисты и позитивисты уж дюже сильно хотят дать универсальные ответы на все возможные вопросы, да вот только хотеть мало. Преодолеть Постмодерн основываясь на логоцентричной риторике с так называемыми «аргументами» никак не получится, поскольку сам Постмодерн как таковой собственно и направлен на преодоление логоцентризма. Постмодерн скорее всего еще долго будет продолжаться, просто так нахрапом с помощью так называемого «светлого разума» его не преодолеть. Разум тут вообще беспомощен.
Вернемся к Бытию. Что делает Гегель? Гегель в самом начале Науки Логики определяет Бытие как «пустое мышление». С какой стати «пустое мышление» это Бытие? А так Гегель захотел! Доктрина тождества Бытия и Мышления мягко говоря сомнительна, но сейчас не об этом. Далее следует «переход» от Бытия к Ничто. Гегель определяет Ничто как «совершенную пустоту». С какой стати «совершенная пустота» это Ничто? А так Гегель захотел! Ну и наконец, с какой стати Бытие это Ничто? Да Гегель, его высочество, так захотел! Казалось бы шизофрения, но тем не менее именно такова воля Гегеля. Ну если захотел так Гегель, то какие к нему могут быть претензии? Такова логика! Ну а если Вам не ясна эта логика, то это Ваши проблемы! Гегель красное солнышко это наше Все, это Абсолют, это Дух, это Свет, это Истина, это Путь.
С точки зрения Гегеля, Чистое Бытие это Ничто, а Загрязненное (Наличное) Бытие это Нечто. На мой взгляд, Чистое Бытие это Нирвана, а Загрязненное Бытие это Сансара. В конечном итоге и Сансара это Матрица, и Нирвана это Матрица. Любое Бытие это Матрица. В Буддизме Бытие это не Благо как в западной философии, а это скорее тотальное Антиблаго, иначе говоря Рок. Колесо Бытия и колесо Сансары это практически синонимы. В Буддизме, особенно в раннем, Бытие и Сознание находятся в жесткой оппозиции. Бытие стремится загрязнить Сознание любой ценой, а Сознание наоборот стремится очистить Бытие. Сознание в конечном итоге решает, продолжать ему и дальше крутиться в колесе Сансары или наоборот выйти из колеса Сансары и оказаться в Нирване.
Сознание это способность отражать Бытие. Сознание это черная амальгама Зеркала, Чистое Бытие это стекло Зеркала, а Загрязненное Бытие это отражение Зеркала. Бытие как таковое это единое фрактальное Зеркало внутренней поверхности шара смотрящее на само себя и отражающее само себя, оно отражает все кроме сокрытой черной амальгамы внешней поверхности шара. Все что внутри шара это Бытие, а все что вовне шара это Небытие. Точки из которых состоит фрактал это и есть черная амальгама. Подлинное Я это точка, подлинное Я это Монада. Когда Зеркало отражает то, что не должно отражать у «нормальных людей», это называется «откровение черной амальгамы». Как по мне, так нужно стараться уменьшать привязанность к Бытию насколько это возможно. Буддизм со своим учением о Пустоте (Шуньяте) на мой взгляд может в этом хорошо помочь. Буддизм, в частности Мадхьямика (Шуньявада), это учение отменяющее Бытие.
Что такое Пустота? Начнем с того, что в Мадхьямике различаются две истины: 1) относительная истина о Бытии; 2) абсолютная истина о Пустоте. С позиции относительной истины, Бытие как таковое это непрерывный поток мгновенных вспыхиваний дхарм из Дхармадхаты в Сансару и мгновенных угасаний дхарм из Нирваны обратно в Дхармадхату, т.е. это поток раскрытий и сокрытий дхарм (Сантана). Дхармы как таковые это различные моменты, состояния, эмерджентные структуры, мысли, переживания (например Ужас) и прочие «проявления». По сути дхармы это кванты в самом широком смысле, а Дхармадхату это квантовое поле, которое собственно и образует кванты. Дхармы можно понимать по разному, либо как психические «проявления» в Сознании, либо как физические «проявления» в Природе, либо как нейтральные «проявления» в Абсолюте.
Дхармадхату это дословно «Сфера дхарм», т.е. дхармовое поле. С точки зрения Буддизма нет ничего тотальнее Дхармадхату, оно вбирает в себя все. Сансара и Нирвана это лишь частные элементы Дхармадхату. Дхармадхату это и Чистое Бытие (Стекло Зеркала), и Загрязненное Бытие (Отражение Зеркала). Дхармадхату это по сути Смешанное Бытие (Для-себя-Бытие), т.е. это фрактальное Бытие (Зеркало) вечно возвращающееся к самому же себе. Вбирает ли Дхармадхату в себя Сознание (Черную амальгаму) на это пусть каждый ответит сам для себя, ничего не буду тут утверждать, сохраню «благородное молчание». Интересно то, что Сансару и Нирвану ранние буддисты различали, а поздние буддисты, в частности представители Мадхьямики, наоборот отождествляли. Фундамент Сансары и Нирваны это Дхармадхату, вот именно поэтому поздние буддисты их и отождествляют. На этом основании в принципе также можно отождествить колесо Сансары и колесо Дхармы, поскольку оба эти колеса опять-таки обусловлены Дхармадхату.
Теперь пора рассмотреть абсолютную истину о Пустоте. Пустота как таковая обозначает бессущностность ввиду всеобщей относительности, взаимообусловленности и взаимозависимости всего. В первую очередь стоит осознать то, что Шуньята это ни в коем случае не субстанция. Шуньята не имеет ничего общего с Абсолютом, т.е. Брахманом, Дао, Единым и прочими подобными субстанциями. Мадхьямика это не очередной мнимый монизм. Более того, Шуньята (Нуль) находится в оппозиции к Монаде (Единице). Если Первомонада это Абсолют, то Парашуньята это Черная Бездна по ту сторону Абсолюта. Следует четко различать Первомонаду и Парашуньяту, это совершенно разные понятия. Античные философы не проводили это различение поскольку они ничего не ведали о нуле.
Различаются два вида Пустоты: 1) Пустота от самого себя, т.е. Самопустота (Рангтонг); 2) Пустота от иного, т.е. Инопустота (Жентонг). Пустота от самого себя это например Пустота Сознания от самого Сознания. Также это Пустота Природы от самой Природы и Пустота Абсолюта от самого Абсолюта. С позиции абсолютной истины вообще все пустотно, в частности Сансара, Нирвана и Дхармадхату. Сансара пустотна от самой Сансары. Нирвана пустотна от самой Нирваны. Дхармадхату пустотна от самой Дхармадхату. Все дхармы пустотны, т.е. Ужас пустотен, Удар Молнии пустотен, Смерть пустотна. С точки зрения Мадхьямики, Бытие как таковое это относительная истина, а Пустота Бытия это абсолютная истина. В Мадхьямике важно то, что Пустота пустотна от самой Пустоты, именно поэтому Пустота это не субстанция.
Пустота от иного это например Пустота Сознания от Абсолюта, Пустота Абсолюта от Пустоты и Пустота Пустоты от Абсолюта. Пустота пустотна от Абсолюта, это еще одно подтверждение того, что Пустота это не субстанция, т.е. это не Первомонада. Пустота от Бытия это одна из фундаментальных форм Пустоты от иного. Пустота от Бытия означает, что Пустота выходит за рамки Чатушкотики, т.е. за рамки четырех утверждений: 1) A есть; 2) A не есть; 3) A и есть, и не есть; 4) A ни есть, ни не есть. Утверждение о Бытии тут выносится за скобки, именно так нужно понимать Пустоту от Бытия. Все феномены пустотны от Бытия, а также и сама Пустота пустотна от Бытия. Пустота пустотная от самой Пустоты, от Абсолюта, от Бытия, от Небытия, от Ничто это собственно суть Парашуньята.
Можно пойти еще дальше и упразднить не только Бытие, но и Дхарму, Дао, Логос, Шариат, Гологол и прочие так называемые «абсолютные принципы». Все эти «абсолютные принципы» подлежат опустошению также, как и Бытие. Так называемый «Русский Логос», на который любят уповать некоторые русские «философы», идет в баню, как и вообще все остальное вместе с ним. Вот примерно такова специфика Мадхьямики, таков срединный путь между онтологизмом и нигилизмом. Причем это именно срединный путь, а не путь правой руки и путь левой руки, если Вы понимаете, о чем я. Основную суть я передал, остальные подробности читайте в трактате Нагарджуны «Муламадхьямика-карика», а также в трактате Чандракирти «Введение в Мадхьямику». Из современных монографий о Буддизме в целом рекомендую прочесть «Введение в Буддизм» Торчинова и «Словами Будды» Бхиккху Бодхи.
Комментарии
Очередной дискурс для любителей «конкретики».
"И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин. 1:5).
Хоть какое-нибудь Сущее есть?
«Я» - это пустотная монада. «Я» пустотно в том смысле, что абсолютно неизвестно, «Я» есть или «Я» не есть. Тем, кому «очевидно», что «Я» есть или «Я» не есть, те даже еще и не начинали мыслить. Никто никогда не «докажет», что «Я» есть или «Я» не есть. Если уж «Я» пустотно, то все остальное, в частности Мир, тем более пустотно. Также и сама Пустота пустотна. Так хоть какое-нибудь Сущее есть? Эта тотальная непросветная опустошенность когда-нибудь вообще закончится? Черная Бездна разве и так не достаточно черная? Сплошной непробудный Мрак! Вот это и называется «беспочвенность» по Шестову!
Skachok, 16 Декабрь, 2022 - 08:43, ссылка
Кто утверждающий это?
НЕИЗВЕСТНО! Это великая тайна за семью печатями.
Но утверждающий есть или его нет?))
Утверждающий пустотен! Нельзя никак выяснить, есть ли утверждающий или не есть. На веру это только можно принять.
Skachok, 16 Декабрь, 2022 - 13:34, ссылка
Кто это выяснил и утверждает это, если
?
Я не верю, поэтому утверждающего (Вас) нет.))
Ну и верьте дальше, что "Меня" нет, а "Вы" есть! Мне вообще по барабану на то, что у Вас двоичное мышление в котором третий лишний - третьего не дано (либо есть, либо не есть). Это Ваши проблемы, а не мои!
Никто никогда не ответит на вопрос "кто или что есть Я", а доказывать наличие Я никому и не нужно. Это есть истина. Единственная и неизменная истина.
Вот именно!
А он есть?
И даже сама пустота, которая "пустотна" - разве она чем-то отличается от "полноты"?
Тогда почему она - пустота, а не полнота?
Для "полной беспочвенности" - необходимо лишить Слово - слова:
Но Слово - это свет, который светит во тьме. И тьма не объяла его.
Тьма - это наше "ничто", наша пустота, наше небытие, и мира.
Что, предлагаете осуществить акт веры утвердив тождество Пустоты и Полноты?
Любые различения и отождествления принимаются чисто на веру. А если это так, то зачем тогда нужно отождествлять или различать Пустоту и Полноту, да и вообще что либо? К чему плодить эти тождества и различия? «Пустота» (Шуньята) это просто наиболее удачный термин, который этимологически обозначает «0» (???) между «+1» (есть!!!) и «-1» (не есть!!!) и не более того.
Все Слова ПУСТЫ! Или Вы все-таки верите, что Слова есть? Разве Сущее есть?
Это предмет вашей веры. Если для вас все слова пусты, то ваши слова можно понимать как угодно или считать их бессмысленными - ведь ничто не имеет никакого значения. Человек свободен выбрать небытие - ведь если Бог сотворил мир из ничего, так и тварь, выбравшая не быть - вернется в свое исходное ничто, всего навсего.
Отрицать Слово - значит, отрицать Святую Троицу, отрицать божественный ум и творение мира. Но поскольку такое отрицание обращается само на себя, то оно не в силах что-либо отрицать или утверждать, обращая свои слова в ничто.
Да, это разумеется тоже вера (доктрина), Я Вам сам даже об этом говорил как-то.
По Сартру, Человек обречен на свободу. Я бы даже добавил, что Человек обречен на веру.
Я не отрицаю Слово, а опустошаю Слово. Не путайте утверждение и отрицание с опустошением. Отрицают нигилисты, а опустошают скептики и буддисты в частности. Это типичная «ошибка», приравнивать скептиков и буддистов к нигилистам. Если ранний Буддизм (Тхеравада) еще можно условно обозначить как «нигилизм», то к среднему Буддизму (Махаяна) и позднему Буддизму (Ваджраяна) нигилизм не имеет никакого отношения.
Зачем?
Я просто это делаю и все. Цель этого опустошения пустотна. Причина тоже пустотна.
Тогда сама эта "пустотность" - есть ничто иное, как...отсутствие всякого слова, а человек живет в слове и посредством слова и вне слова человека нет. Поэтому, это путь в небытие, духовное само-угашение.
Пустотность это не присутствие и не отсутствие. Пустотность это скорее пограничное состояние между присутствием и отсутствием. Пустотность это позиция «между» (нулевая позиция).
Какое уж там «небытие». Тут все гораздо сложнее.
Это срединный путь за пределы как колеса Сансары, так и колеса Нирваны, т. е. это путь за пределы шара Бытия к Парашуньяте. Парашуньята это трещина между Бытием и Небытием. Если просто Шуньята это так называемая «Естественная Нирвана», то Парашуньята это то, что по ту сторону и Сансары, и Нирваны. Я пытаюсь образовать огромную трещину в шаре Бытия, чтобы это чертово Зеркало отразило то, что сокрыто, т. е. отразило Черную Амальгаму внешней поверхности шара Бытия. Тайное рано или поздно станет для всех явным, Бытие неизбежно будет разоблачено, вся его фальшивость раскроется. Для начала нужно именно это сделать. А уже только потом, после этого, можно продырявить и саму Черную Амальгаму, после чего останется лишь совершить Скачок выбросившись окончательно из этого помойного Шара Бытия прямиком в Небытие.
Скорее, это вообще не позиция.
Она в равной мере - и "о" и не "о". Поэтому - ничто.
Но главная проблема в том, что объявляя бытие - фальшивым и иллюзорным, вы не можете сказать, в чем же состоит эта фальш и иллюзорность.
А во-вторых - какой в этом смысл? Почему? Зачем?
Я думаю Вам это вряд ли вообще кто-то сможет «обосновать» в полной мере. Кто в этом абсолютно уверен, кто получил «откровение черной амальгамы», те не нуждаются ни в каких «обоснованиях», а тем, кто не уверен в этом, им все равно никакие ответы на вопросы «В чем состоит фальш и иллюзорность Бытия?», «Почему?» и «Зачем?» не помогут. Мне вот например не помогут никакие «обоснования» того, что Бытие не иллюзорно. В общем, все упирается в веру. Человек обречен на веру.
Не обосновать, а хотя бы прояснить - в чем состоит эта "иллюзорность"?
Если вам все представляется иллюзорным и "фальшивым", не подлинным - это не удивительно: поскольку человек создан по образу и подобию Бога, он ищет Бога, но ничто в мире не есть Бог. Иллюзорность мира - это его неполнота, не самодостаточность, опустошенность вне Бога, поскольку всякое творение, взятое само по себе и все вместе (мир) - ничто.
Хасидская притча:
"Говорил равви Авраам: «Владыка мира! Если бы можно было представить какую–либо часть мира без Тебя, без Твоего влияния и промысла, то какая бы польза была нам от этого мира? И какая бы польза в таком случае была бы нам от иного мира? И какая бы польза была нам от пришествия Мессии и какая бы польза была нам от воскресения мертвых? Что радостного было бы тогда во всех этих вещах, да и зачем бы они были нужны?»
А с чего Вы взяли, что сам то Бог подлинен, а не находится вместе с нами в этом помойном Шаре Бытия? Почему Вы так уверены в том, что Бог по ту сторону Шара Бытия? На мой взгляд, Бог как Первомонада это первое существо возникшее в Шаре Бытия которое мнит, что оно и сотворило этот Шар Бытия. Бог это всего лишь пустое Слово и пустой Дух. Если мы смогли дойти до того, что «Бог умер и мы убили его», то какой-же он тогда «подлинный»?
Эта фраза означает, что мы утратили связь с Богом.
Если для вас все слова - пустые, то вообще нет никакой разницы между подлинным и не подлинным, пустым и наполненным. Но тогда и ваши "иллюзии" и "фальш мира" - пустые слова, не имеющие смысла или имеющие какой угодно смысл...тогда остается одна лишь воля, которая наделяет слова смыслами по своему усмотрению и также опустошает всякие смыслы...
Св. Григорий Палама:
"И мы, - по одному примеру заключающие о тысячах подобных, и по ограниченной силе догадывающиеся о безграничной, - неужели мы по немногим Его свойствам не познаем их все, как по когтям узнают льва, а по кайме - ткань, и не признаем тем самым Бога причиной всего, и из всего этого Его не изымем, и не прибавим через веру то, что выше богопознания от сущего: что все произведено из небытия в бытие единым божественным Словом?"
Все, что можно выразить словами это неподлинно. Бог неподлинен, Пустота тоже неподлинна. Подлинно только невыразимое, т. е. то о чем следует молчать. Тайное сокрытое, которое стало явным несокрытым это лишь черная тень подлинного.
Конечно, за всяким словом - стоит Слово, превыше всякого слова, т.е. Бог, недоступный и непостижимый в своей сущности, сокрытый божественным мраком. Но Он же - источник всех слов, порождающих мир, потому что весь мир - это слово Бога - свет, который "во тьме светит и тьма не объяла его". Поэтому, путь восхождения к Богу для человека проходит через слово, посредством слова сам Бог в своей ипостаси Сына-слова воплотился и пришел в мир, чтобы принести слово Благой вести. Но мы не можем расслышать это слово иначе, как при содействии третьей Его ипостаси - Духа Святого, который просвещает наше духовное зрение, чтобы мы не оставались слепыми и глухими: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучитесь, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащемуся отворят (Мф 7:7–11).
У Григория Паламы в его "Триадах в защиту священно-безмолствующих", описан опыт монахов-исихастов - опыт единения с неизъяснимым божественным светом, который превышает всякое слово и описание - но ведь они к этому пришли через слово Божье, это путь восхождения к созерцанию неизъяснимого в безмолвной молитве, который начинается со слова.
Приехали! Вы утверждаете, что Бог-Отец подлиннен, а я утверждаю, что Бог-Отец неподлиннен, не говоря уже о неподлинности Слова и Духа Святого. Наше двухстороннее пустословие зашло в тупик, предлагаю его закончить по обоюдному согласию.
Поскольку для вас любое слово - не подлинно, сама не подлинность превращается в бессмыслицу, то есть не имеет никакого значения. "Не подлинное" = "Подлинное". Вы видите, что вы пытаетесь сделать? Уничтожить слово. Но тем самым, уничтожаете себя, пытаетесь превратить себя в бессловесное, немое существо - то есть, отказаться от бытия. Но и этого сделать вы не можете, потому что не имеете такой власти. Даже умерев, не признав и не узнав Бога, вы не сможете распорядиться своей судьбой, но вполне можете попасть туда, "где червь их не умирает и огонь не угасает". (Мк.9:48)
Я пытаюсь опустошить слово и смысл. В конечном итоге, как различие, так и тождество «подлинного аутентичного» и «неподлинного неаутентичного» опустошается. В том числе и сама эта жажда опустошения всего также опустошается.
Превратить себя в бессловесное, немое существо - это Вы что-то надумали. Я опустошаю свое слово, а не лишаю себя слова.
Вы пытаетесь лишить слово смысла, а это и есть попытка его уничтожения, потому что тогда слово перестанет быть словом...
Мы благополучно пришли к тому, с чего начали, а начали мы с вопрошания.
Слово есть? Слово есть слово?
Только слово и есть.
Как пожелаете! Что я могу возразить на это? Человек обречен на веру.
Вера - не есть желание.
Ж.П.Сартр сказал,, что человек обречен на свободу. Свобода же - коренится в ничто.
Кстати, его "Бытие и ничто" - созвучно названию вашей темы...
Как пожелаете! )))))
А чего вы желаете?
Я же написал ранее, у меня «жажда опустошения».
Этой жажде не суждено быть утоленной...
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Про жаждущих опустошения здесь ничего не сказано.
Но эта жажда, если она преобразуется в покаяние и сокрушение сердца, принесет плоды:
"Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит". (Пс. 50, 19).
"Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы".(Мф. 12:20).
+
Ну, да.
"Пустое мышление" - это движение некоего "духа" по "кругу".
Для того, чтобы двигаться по "кругу", "духу", необходимо, чтобы некое "не-что" ограничивало этот самый "круг". В данном случае это будет некая "совершенная пустота".
Если рассмотреть вихрь воздуха (дух воздуха), то этот вихрь будет в "воздухе-без-духа" - в недвижном, стоячем воздухе, в некоторой неподвижной среде.
"Что" в этом случае будет ДВИЖУЩИЙСЯ воздух, который может оказать ДЕЙСТВИЕ.
А "не-что" - недвижный воздух, не могущий оказать действие.
То же самое можно сказать о "недвижной субстанции" и "субстанции-в-движении" (самосубстанции и самодвижущейся субстанции).
"Совершенная пустота" - это некая недвижная субстанция, которая так ограничивает "движение субстанции по кругу", что это движение существует "вечно".
Далее разворачивается деление "что" (движущаяся по кругу, замкнутая сама-на-себя субстанция)
на 1) не-что - окружающую недвижную субстанцию,
и 2) не-что - след "что" в окружающей среде.
"Окружающая среда" теперь уже не "1) не-что", а множество "что", способных сохранять СЛЕД (2) не-что).
Это иной уровень "субстанции", нежели первоначальная "недвижная субстанция".
С точки зрения "субстанции" может быть "абсолютная пустота" как "отсутствие субстанции", отсутствие недвижной субстанции.
И может быть относительная пустота: отсутствие некоторого "что" (движущегося вихря субстанции или "конгломерата вихрей", вещи).
... Такова логика!
Но может быть и "нелогичное", или не вполне логичное, чувственное рассуждение. Например, я чувствую, что есть окружающий мир и я в нём, а "где-то" ещё есть "абсолютное отсутствие всего этого".
Спасибо.
В «Чистом Бытии» как «Пустом Мышлении» (неопределенном непосредственном) уже заложена идея «не-чтО». А «Совершенная Пустота» это как раз отрицание «не-чтО», т. е. «НИ-чтО». Ну а далее уже через отрицание отрицания мы получаем «нЕчто». Короче говоря, «что» у Гегеля появляется только начиная с Определенного Наличного Бытия (Существования).
С точки зрения Буддизма, именно АБСОЛЮТНАЯ Пустота, т. е. ВЕЛИКАЯ Пустота (Махашуньята) это как раз таки Субстанция. Это возрение преодолевается через осознание Пустоты Пустоты. Вот ТУТ почитайте про виды пустоты.
За что?
Я, как любитель конкретики, ответственно заявляю, что понятие "бытие" нельзя сравнивать с понятием "пустота".
Что такое "бытие" ? По форме. В английском языке имеется форма речи, обозначаемая как "герундий". Герундий - это безличная форма глагола, которая сочетает в себе признаки существительного и глагола. Так вот, "бытие" и представляет из себя эту самую безличную форму глагола, которая сочетает в себе признаки существительного и глагола.
А "пустота" - это сосем другое. Это просто отсутствие чего либо. Не согласны ? Почему ?
Если Я существует просто как наличие Я, а пустота - это отсутствие чего либо, то получается что пустота как и Я просто существуют, а не существуют в виде чего-то конкретного или, другими словами, Я и пустота тождественны. И при чём здесь какое-то бытие ?...,))
Бытие образовалось от старорусского глагола Быти. Поэтому я согласен, что Бытие сочетает в себе признаки и существительного, и глагола. А вот Быти это чисто глагол.
Кстати, Быти и Фюзис произошли от одного и того же индоевропейского корня bheu/bhu. Поэтому на этом основании можно отождествить Бытие и Природу противопоставляя их Ничто и Сознанию, которые в свою очередь тоже можно отождествить как это делает Сартр и Гейдар Джемаль.
Я лишь приведу цитату Нагарджуны, основателя Буддизма Махаяны, а Вы уж сами сделайте для себя вывод.
«Сказать, что всё есть, — одна крайность, сказать, что ничего нет, — другая крайность. Всё пусто — вот истина срединного пути».
Пустота это не отсутствие и не присутствие. Пустота это пограничное состояние между присутствием и отсутствием. И Я пустотно и Пустота пустотна. Отождествление или различение Я и Пустоты это все на личное усмотрение каждого, тут кто как хочет так пусть и поступает.
Простите, но без конкретики это просто какая-то словесная эквилибристика...,))
«Сказать, что всё есть, — одна крайность, сказать, что ничего нет, — другая крайность. Всё пусто — вот истина срединного пути».
И какой из этого можно сделать вывод ? В этой фразе одни утверждения никак не стыкуются с другими утверждениями, а значит эта фраза не несёт никакого смысла.
Другое дело, что она может заставить размышлять, в результате чего в мозгу у размышляющего что-нибудь щёлкнет и он для себя что-нибудь уяснит. Это своего рода технология, направленная на расширение сознание. и относится к этому нужно соответственно...,))
Антипарменид
Почему Бытие есть, а Небытие не есть? Что значит «есть»? Что значит «не есть»? Почему Бытие мыслимо? Почему Небытие немыслимо?
Следует ли вообще что-то утверждать о Бытии и Небытии? На мой взгляд, если уж и следует что-то утверждать о них, так только то, что Бытие пустотно, Небытие пустотно. Бытие и Небытие пустотны в том смысле, что их онтогносеологический статус неизвестен, т.е. находится под вопросом. Впрочем то, что Бытие пустотно, Небытие пустотно это также под вопросом. Почему Бытие и Небытие находятся под вопросом? Таким образом, мы тут имеем метавопрошание. Иначе говоря, Шуньята как-бы самозамыкается.
Состояние Шуньяты (Естественной Нирваны) трудно выразить словами, да и вообще само это слово «Шуньята» весьма условно, вместо него можно подставить слово «Дзен». Дзен - это состояние свободы от всех дихотомий. Все различия ставятся под вопрос, в частности различие бытия и небытия, нечто и ничто, полноты и пустоты, осмысленности и бессмысленности, абсолютности и относительности, скепсиса и догмы, верия и безверия, различия и безразличия. При этом также ставятся под вопрос и все тождества, в частности тождество пустоты, ничто и нуля.
Напоследок следует сказать еще кое-что. Если вы внимательно посмотрите на тропы античных скептиков, то вы обнаружите постулирование того или иного различия, в котором античные скептики почему-то не желают сомневаться. Поэтому, на мой взгляд, если сравнивать Нагарджуну и Секста Эмпирика, то Нагарджуна выглядит более последовательным скептиком, хотя и его тоже нужно «преодолеть». В частности, следует ставить под вопрос его релятивизм, а также различие между абсолютной истиной и относительной истиной. Что касается истоков античного скептицизма, то похоже буддисты оказали некоторое влияние на Пиррона. Скорее всего, Пиррон никакие тропы не утверждал. В общем тут все неоднозначно.
Как минимум, вы не можете сомневаться в своем сомнении, а значит, ваше тотальное сомнение - не тотально: кое-в-чем вы, все-таки, убеждены безусловно и абсолютно.
Какой «минимум»? Почему я не могу поставить свое сомнение под вопрос? Потому, что вас Декарт в этом убедил? Откуда такая убежденность, что кто-то что-то может или не может? И вообще, есть ли различие между убежденностью и сомнением?
Ага, значит и в этом вы сомневаетесь? Вы сомневаетесь, сомневаетесь ли вы и сомневаетесь в том, что сомнение - не есть убежденность. Замечательно! Как я уже говорил вам раньше, вы пытаетесь "убить слово" - обессмыслить всякий смысл. Слить воедино утверждение и отрицание, причем так, чтобы ничего не утверждать и ничего не отрицать и в то же время - утверждать все и отрицать все. Отрицать - отрицая и не отрицая, утверждать - утверждая не утверждая. Хотите "выпрыгнуть из языковой среды" - туда, что не имеет названия или имеет, без различия и с различием. Тогда ваш путь - молчание. Или не молчание, поскольку это не важно.
Сдается мне, что вы в пост-модерне...так бы я назвал этот жуткий абсурд. Когда все смыслы равно-бессмысленны и всякая бессмыслица - осмысленна. В принципе, из такого положения уже нет выхода - похоже на "геенну огненную", "вторую смерть" - куда должны быть ввергнуты не раскаявшиеся грешники, вместе с люцифером. А вы добровольно, сами хотите...
А вот как смотрит Платон на учения, подобные тому, о чем говорите вы - в изложении П.Д. Юркевича ("Разум по учению Платона и опыт по учению Канта"):
"Тем не менее все миросозерцания, которые делают невозможным человеческое слово, должны быть отвергнуты наперед как ложные и несовместимые с формальными требованиями разума. Таково миросозерцание элейцев и мегарцев, с одной стороны, и миросозерцание Гераклита и софистов — с другой. Элейское учение, что все вещи суть одно, простое, безразностное, недействующее и пребывающее в вечном тождестве с собою содержание, несовместимо с фактом языка, что при суждении о вещи мы употребляем имена существительные (ὀνόματα) и глаголы (ῥήματα), следовательно, всегда отличаем от вещи ее действия («Софист», 261 е).
Софистическое, выродившееся из Гераклитовой теории мира учение, что все изменяется всячески, приводит человека к невозможности иметь какую бы то ни было речь. В тот момент, когда мы называем вещь, она уже стала другою, она уже ускользнула от нас и сделалась не такова, какой мы ее назвали («Кратил», 539 с). Вести беседу с философами этого рода невозможно, как с людьми, «которых жалит овод, потому что, подобно своим сочинениям, и они мечутся сюда и туда; стоять же на слове, отвечать на вопросы, также предлагать вопросы спокойно и в порядке они совершенно неспособны, и неспособность эта превосходит всякую меру, потому что эти люди не имеют ни малейшего покоя. Когда спросишь их о чем-нибудь, они вынимaют, словно стрелы из колчана, загадочные фразы и стреляют ими; когда же пожелаешь узнать смысл этих фраз, то тебя поразит выстрел других неслыханных фраз и с ними ты никак не сладишь. Таковы же они и относительно друг друга: они особенно заботятся, чтобы ничего не было прочного ни в их словах, ни в их головах, полагая, как мне кажется, что, по крайней мере, это учение есть нечто прочное; но, в свою очередь, и против него они ведут ожесточенную войну и всячески ниспровергают eгo» («Теэтет», 180 а)".
Олег, вы согласны, что это про вас?
Каким образом я должен ответить на этот вопрос, если я ставлю под сомнение различие «согласия» и «несогласия»? Какая-то зыбкая «почва» под словами, вам не кажется?
Если уж переключить режим дискурса, чтобы можно было что-то более менее «внятное» сказать, то пожалуй скажу следующее. Формализм разума, и вообще формализм в целом с обязательными «требованиями», также сомнителен, как и бесформенность разума. Тождественность всего и вся - это одна сомнительная крайность, а различность всего и вся - это другая сомнительная крайность. Релятивизм софистов сомнителен. В общем, я сомневаюсь, что та цитата, которую вы привели, это про меня.
P.S. Пиррона как-то однажды спросили «Ты жив, Пиррон?», на что тот ответил «Не знаю». Если бы мне задали вопрос «Ты жив, Олег?», то я бы ответил «Я сомневаюсь».
А как вы можете объяснить происхождение своего сомнения? Откуда оно взялось?
С чего вдруг вы стали сомневаться во всем?
И в чем состоит суть самого сомнения - что такое "сомнение"?
Разве обязательно должно быть «объяснение» у чего-либо? Обязательно должно быть «Почему» и «Зачем» у чего-либо? Есть ли вообще эти «Почему» и «Зачем» хоть у чего-нибудь, не говоря уже о «моем сомнении»? У всего должна быть «причина» и «цель» поскольку так утверждает Аристотель?
А есть ли вообще эта «суть» хоть у чего-нибудь, не говоря уже о «сомнении»? Есть ли вообще это «ЧТО» как таковое? У всего должна быть «суть» поскольку так утверждает Аристотель?
Все же, останусь при своем мнении: то, чем вы занимаетесь - это попытка умертвить дух. В принципе, для этого ничего и не требуется: поскольку тварь сотворена из ничего, ничто - ее исходное состояние, к которому она и вернется, если не обратится к Богу.
Собственно, утрата "самости" и связанных с ней страданий и желаний - и есть цель буддизма.
С точки зрения христианства - это духовная капитуляция, отказ от риска бытия, отказ дерзновенно взыскивать Духа Святого. Как там Иван Карамазов у Достоевского: "при всем уважении, билет ему (Богу) покорно возвращаю..." - типа, спасибо, я не хочу участвовать в этих "играх бытия" - пожалуйста, без меня.
Ради Бога, оставайтесь! А я пожалуй лучше останусь при своем сомнении.
Ну, так правильно. Всякий диалог - изначально не имеет ни цели, ни смысла. А точнее - все это по желанию...но тогда, получается, вы не избавитесь от своей воли, которая спонтанно и непредсказуемо будет стремиться то к одному, то к другому, сама себе противореча...и не смущаясь этим. Но все же - от воли вы не можете избавится. Хотя бы, воли к опустошению смыслов.
А ведь возможен и другой путь.
Дионисий Ареопагит пишет:
"Божественный мрак есть неприступный свет по преизбытку сверхсущностного светолития; в нем оказывается всякий удостоившийся знать и видеть Бога, через это самое невидение и незнание став выше видения и знания и зная, что он за пределами чувственного и умопостигаемого"
Цель всех религий одна и та же - Нирвана и Освобождение. По-христиански- жизнь вечная и спасение.
Это только на первый взгляд, а копни поглубже - и сразу непримиримые различия вылезут...
Как раз все наоборот. Разные лишь с первого взгляда, а при глубоком изучении одно и то же, но разными словами.
Пустота познается в самадхи. Абстрактной медитации.Нет мышления, памяти, чувств, желаний.
Дионисий Великий говорит Тимофею "оставь чувства и умственную деятельность и устремись к истинно сущему".
ну да, в медитации.
В молитве.
Не пользуюсь молитвами. Либо мантра, либо медитация.
Молитвами не пользуются - ими обращаются к Богу.
Ну да. Для меня любое слово к Богу является молитвой. Как вы с отцом разговариваете.
„Обращаясь к духовной молитве, побеседую еще с вами о свойстве ее. По мере упражнения и навыка в ней, открывается, что она как бы останавливает ход мысленной нашей душевной силы,-и на вопрос, о чем мы думали, когда сим образом молились, мы не находим в себе ответа, ибо действительно в это время мы не мыслим ни о чем, не представляем ничего и ничего не помним: ибо помнить, представлять и мыслить есть дело души, а не духа.»
«Восточные отцы называют это состояние безмолвием, а западные-suspension des facultes de Fame. И вот почему молитва эта называется духовною. Она-то есть молитва в духе и истине; а не то, что некоторые, впрочем, благочестивые люди, под этим разумеют. Кратко,-она состоит в отсутствии всего того, что называют каким либо понятием, всего того, что не есть дух Христов: ибо дух ни понятий, ни слов не имеет.»
(Из "Письма о духовной жизни" Феофана Затворника)
"Даже в молитве слова наши недостаточны, ибо, по слову апостола Павла, «мы не знаем, о чем молиться, как должно» (Рим. 8, 26), но Дух Святой подвизает нас на «неизреченные воздыхания», вдохновляя желать реальности, еще нам неведомой. «Ибо как говорят о том, как желают того, чего не знают?» (блаженный Августин)
Схема Бытия:
см также Моисей в Библии.
Образование и эволюция Вселенной, строение материи, эволюция видов и т.д