бытие

Аватар пользователя Юрий Кузин
Систематизация и связи
Онтология

Бытие по Хайдеггеру проблема, которую нельзя решить в силу аберрации зрения у философов. Поэтому то, что является в историческом обличье, есть притворно сущее. Так, досократики видели в бытии «фюзис» (др.-греч. φύσις), праоснову, природу, физику; Платон - «сущность», т.е. идею вещей; Аристотель - «энергию», которая обеспечивает метаморфоз потенциального в действительно сущее. Хайдеггер пишет о философском регрессе, объясняя «забвение бытия» субъективизмом. Его трактовка намеренно провокационная. «Бытие, - пишет Хайдеггер, - это не Бог и не основание мира. Бытие дальше, чем все сущее, и все же куда ближе к человеку, чем какое угодно сущее, будь то камень, животное, произведение искусства, машина, будь то ангел или Бог. Бытие есть наиближайшее. Однако то, что под боком, остается для нас самым удалённым» (Platons Lehre von der Wahrheit. Bern, 1947, S. 76). Философы только и делали, что чеканили на похоронной плите, водружённой ими на могиле бытия, свои золотые эпитафии, и Хайдеггер в одном из дневников приводит этот скорбный список: Fusiz (Досократики), Ousia (Платон), Energia (Аристотель), Actus (Схоласты), Perceptum (Декарт, Беркли, Юм), Objectum (Кант), Wirklichkeit (Лейбниц), Wille und Vernunft (Фихте, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр), Machenschaft (Ницше, Дильтей), La durée (Бергсон), Seinsverlassenheit (марксисты, прагматики). Полагаю, Хайдеггер не стал бы спорить, если бы список был продолжен: Dasein (Хайдеггер), Liberté (Сартр), Всеединство (Лосский, Франк, Булгаков, братья Трубецкие, Флоренский) и т.д. Таким образом, бытие как истина бытия, не вписывающаяся в сущее, стоящая рядом, как немой свидетель несокрытости присутствия -  ещё только нуждается в постановке вопроса о смысле бытия, - хотя Хайдеггер приложил не мало усилий, чтобы вопрошание и вопрошаемое встретились в субъекте, где им и предстоит куковать)))

Комментарии

Аватар пользователя Евгений Силаев

 

 С Новым годом Юрий! 

 Очень правильно, что Вы отметили у Хайдеггера восприятие им  бытия как вечную философскую проблему, которую он пытается своеобразно решать. Вы Замечаете: - "  Хайдеггер пишет о философском регрессе, объясняя «забвение бытия» субъективизмом. Его трактовка намеренно провокационная".   Действительно, яркие  творческие личности  иногда предпочитают оригинальность истине.    

 Своеобразие решения проблемы бытия  М. Хайдеггером напоминает мне своеобразие философствования у Гегеля, но принципиально отличается от основательности  креативных  размышлений Шеллинга, а жаль. 

   Мне кажется, что такие философы как Хайдеггер сами умышленно  отрывают свои суждения от цельности  одной Истины, в тщетной попытке сотворить свое  бытие. 

   ЕС

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Давайте констатировать факты. Слово бытие есть, понятия бытие в философии нет. Любое понятие связанно с объектом или группой объектов если оно отражает нечто общее для этой группы. Философия пытается  трактовать что понятие бытие должно выражать нечто общее для всех существующих в творении объектов. То что лежит в основе всех объектов и присутствует в каждом из них.

Единственная общность для всех объектов это существование, это существование может быть прошлом, настоящем или будущем, но если нет одного из этих  трёх существований во времени, то и нет объекта.  это все на что способна европейская философия, объяснить возникновение существования в каждой из трех форм времени европейская философия не может так как в ней нет никакой теории творения, кроме Бога творца.

Такие теории есть в эзотерике и восточных философиях, но коллективный эгоизм европейской философии не допускает даже мысли,  как это мы не знаем, а кто то может знать.  Может хватит изобретать велосипед, отбросить европейские амбиции и обратится к тем знаниям которые уже давно существуют. Понять их не просто, но это уже решаемая проблема.

Аватар пользователя А.Саган

 Виталий Андрияш, 14 Январь, 2020 - 12:29, ссылка

Такие теории есть в эзотерике и восточных философиях, но коллективный эгоизм европейской философии не допускает даже мысли,  как это мы не знаем, а кто то может знать.  Может хватит изобретать велосипед, отбросить европейские амбиции и обратится к тем знаниям которые уже давно существуют. Понять их не просто, но это уже решаемая проблема.

Действительно, зачем изобретать что-то ещё, если достаточно  понять то, что есть уже. 

Но понять не на уровне отдельного эзотерического знания, а на уровне ВСЕГО!

И начать, действительно, необходимо с бытия!

Тут ничего сложного нет, Бытиё, это то состояние, когда ЕСТЬ, а НеБытиё, это соответственно состояние, когда НЕТ. Нет того, что Было!

Соответственно 0 и 1.

А дальше уже проще...

Аватар пользователя Юрий Кузин

Вы упрощаете, говоря о ничто и бытии как о приятелях по лестничной клетке))) 

Ничто́ как «кот Шрёдингера».  Ясно, что коллапс волновой функции, при котором кот Шрёдингера «жив» и «мёртв» одновременно, описывается суперпозицией (смешением) двух состояний. Вопрос в том, как уйти от смешения и дать одному из сценариев восторжествовать. Собственно, поиском такого сценария и занималась мысль, то изгоняя проблематику не-сущего из научной риторики, то пускаясь в безудержное фантазирование. Обзор представлений о небытии не входит в нашу задачу. Отметим лишь, что не-сущее и бытие или противопоставлены, или со-присутствуют, или взаимообусловлены. Так, древнеиндийская система Вайшешика различала относительное небытие (сансарга-абхава), когда вещь не присутствовала в другой вещи (S не есть в Р) и абсолютное небытие, когда сущность и существование двух вещей не совпадали (S не есть Р). При этом относительное небытие понималось как  несуществование до рождения (праг-абхава), несуществование после смерти (дхванса-абхава), а также как бессвязность вещей между собой (атьянта-абхава). Пожав то, что посеяло, обжало, обмолотило, перемололо, сунуло в печь и подрумянило до хрустящей корочкой бытие, Ничто́ снисходит до лёгкого перекуса. Дел невпроворот: следует унавозить и засеять собственное остывшее лоно.

Ничто́, однако, не есть бинарная оппозиция Бытию. Во-первых, мыслить не-суще как Не́что со знаком [-], значит пребывать в иллюзии, что небытие это разукомплектованное сущее, что бытию стоит притопнуть и Ничто́ вернёт всё, что умыкнуло; вот-вторых, Ничто́ не есть особенное/единичное, что бытие придерживает на случай, когда требуется вычистить авгиевы конюшни. Другими словами, не-сущее не мальчик на побегушках у бытия; в-третьих, Ничто́ не есть «Другой (фр.Autre)», противостоящее моему Я, сознание чужака, похищающего мою свободу, время, досуг, порабощающего мою волю и решимость, посторонний, ничтожащий мою субъектность, выковыривая мои благоглупости из ума как изюм из булки; в-четвёртых,  Ничто́ не есть нигилизм, обесценивание всех ценностей, не есть «смерть бога», закат цивилизаций и культур; в-пятых, Ничто́ не докса (мнение), не ставшая понятием по причине отсутствия объекта в реальности, - ведь не-сущего нет в природе, а то, чего нет, что не явлено, не опредмечено, не может и верифицироваться; в-шестых, Ничто́ не есть инобытие, куда сущее отправляется в отставку/ссылку к бесчисленным параллельным вселенным и квантовым мирам.

Важно уяснить, что не-сущее не тождественно бытию, не бытийствует, а ничтожится, являясь подлинной достоверностью для себя и в себе.

Зная себя как не-бытийствование, ничтожение, отрицание, Ничто́ есть для себя такое Сверх-Я, которое, будучи суверенным владельцем отрицательной субъектности, озабочено поисками причин собственной без-основности. Ничто не существует без основания, постулировал Лейбниц. Поэтому всякое мышление, которое апеллирует к «безосновному (Abgrund, к ничто – неправомерно. Если это справедливо для метафизики, то вдвойне это верно для безосновного мышления, делающего самого себя объектом аналитики. Таким образом, само-обоснование – это движение внутри ничтожения, коррелирующее с тем переносом существенного в несущественное, когда негация озабочена поисками скрытой ассерции внутри своего региона, а Ничто́ (как всеобщее) ищет и находит своё Нечто в той разомкнутости, незавершённости и динамике, которые не позволяют не-сущему окончательно закостенеть. Напротив, изыскивая в глубинах за-ничтойности, в недрах безнадёги то позитивное, что (как пред-сущее) вострит лыжи в бытие, Ничто́ творит себя как через идею, так и через форму. «Бытие/небытие» и есть само-обоснование, которому не-сущее, не зная себя доподлинно, уделяет все свободные от ничтожения сущего часы. Таким образом, Ничто́ структурирует своё негативное так, чтобы бытийствовать в себе, для себя и иначе, чем бытие - посредством сущего. При этом не-сущее не интересуют вещи, предметность, бытийствование которых истекло. Ничто́ коллекционирует существо существенного вещей, их эйдосы.

Таким образом, Ничто́, не будучи ни антиподом бытию, ни субстанцией, ни  всеобщим принципом, не локализовано в пространстве и времени и не имеет «места». Ясно, что не-сущее ничтожится, но не бытийствует, во всяком случае его «есть» предполагает негацию по отношению к себе, - здесь уместно говорить о зачатии внутри небытия своего сущего (ассерции), которое, однако, не является молочным братом сущему как такавому. Следуя этой логике, правомерно говорить о двух онтологиях (позитивной и негативной), поскольку небытие не тождественно бытию, и уж во всяком случае не является мальчиком на побегушках у сущего. 

Ясно, что отношение к не-сущему следует изменить, вернув Ничто́ в русло онтологии, гносеологии, этики, эстетики, антропологии. Но если Ничто́ нет ни в бытии, ни в сознании, отчего же о не-сущее сломано столько копий? 

Аватар пользователя А.Саган

Юрий Кузин, 14 Январь, 2020 - 17:23, ссылка 

Вы упрощаете, говоря о ничто и бытии как о приятелях по лестничной клетке))) 

Вы пошли по пути усложнения, но уяснив простоты. Всё сложное состоит из простого!

А самое простое, из того, что может быть, так это сам факт, что оно есть! И самое первое Бытиё, которое мы можем обнаружить,  так это то, Я есть. Это и есть достоверное знание, в котором невозможно усомниться. ТО есть Истина.

Я когда меня нет, то это Небытиё. 

Систематическое чередования Бытия и небытия, как импульс проявленной воли и есть Жизнь.

А всё остальные сложности и состоят из этой простоты.

Аватар пользователя Корнак7

Ни один из комментаторов даже к примитивному уровню Хайдеггера не приблизился.

Забудьте об этой теме. Вам не дано. Вы накладываете на понятие "бытие" Хайдеггера свое понимание, не имеющее никакого отношений к его.

Аватар пользователя Юрий Кузин

Ни один из комментаторов даже к примитивному уровню Хайдеггера не приблизился.

         Что это за "примитивный" уровень, просветите... 

   Вся философия Хайдеггера - есть само-обоснование присутствия. Сущему предпослано основание, говорит Хайдеггер, повторяя вслед за Лейбницем. Но что такое это «сущее», чему что-то предпослано, как предпослано, чем/кем и на кокой срок? Есть ли у основания субстрат? И на самом ли деле оно предельное? На языке психологии основание - любовь, но безумная, безотчётная, стремящаяся повелевать объектом любви - собой т.е. И в то же время основание послушница, берегущая свою целость, девство, гимен. На языке биологии основание – риф (нидерл. rif — ребро), остающийся от колоний коралловых полипов, где живой инстинкт застыл в известковом скелете, но продолжает служить фундаментом для морского разнообразия. Основание - источник всего, что «есть» и прибежище того, чего «нет», начало, причина, тождество, но и суверен, наделяющий субстантивностью и энтелехией бытие/небытие. А как целостное единство само-зарождающихся форм живого, ментального, цивилизационного, ноосферного - есть само-полагание («Триада»). Помня о бритве Оккама, не станем и мы без надобности умножать сущности, и то, что положено в основание «всего», назовём «бытием/небытием». Как суверен, основание  аккумулирует все предикаты бытия, небытия и потенциально-сущего. Всё это регионы. Вокруг - узилище потенции. Это подмножество модальных глаголов: «can», «мay», «мust», «should», «shall» и «will», - того, что вот-вот проклюнется. Глаголы выталкивают прото-речь на кончик языка/пера. Но о чём пойдёт разговор, и не захлебнётся ли артикуляция от избытка существительных и прилагательных – решать случаю. Таков эскиз онтологии, которую мы эксплицируем без обоснования, как чистую интуицию, чистое созерцание, - то, что неочевидно, но что (с большой долей вероятности) и есть такое положение дел, когда одно онтологическое доказательство Ансельма/Сартра вытекает-порождает-обосновывает дюжину других. Таким образом, «Бытие/небытие» дано самому себе, как единое, неделимое, вечное и бессознательное основание. Что же, спросят, отличает его от бытия? То, что в «Бытии/небытии» бытие не собственно своё, а в неразрывном единстве с небытием и потенциально-сущим, и обосновать это триединство нам предстоит. В этом мы видим своего рода «сдвиг проблем (problem-shift)», как называл клубок теоретических проблем науки Лакатос. Само-полагание и апеллирует к скрытой субъектности, которая не становится cogito только потому, что зачатие, вынашивание и изгнание Я (включая и Абсолютное) перепоручено регионам, где субъектность расквартирована ни в одном лишь бытии, но во всех регионах одновременно. Бытие, небытие, потенциально-сущее, таким образом, образуют, пусть и хрупкое, но concordia discors (разногласное согласие).

Аватар пользователя Корнак7

Что это за "примитивный" уровень, просветите... 

   Вся философия Хайдеггера - есть само-обоснование присутствия. Сущему предпослано основание, говорит Хайдеггер, повторяя вслед за Лейбницем. Но что такое это «сущее», чему что-то предпослано, как предпослано, чем/кем и на кокой срок? Есть ли у основания субстрат? И на самом ли деле оно предельное? На языке психологии основание - любовь

Пытался множество раз. Это невозможно.

У Хайдеггера не философия. Эзотерика. Как бы он сам это не называл. Поэтому Болдачева и воротит о него))

Вы приняли за бытие любовь. Другие принимают еще что-то. Но Хайдегер не об этом. Его бытие не имеет никакого отношения ни к умным словам, ни к самым высоким эмоциям, ни к чему другому. Это вечная попытка указать пальцем и вечное ответное рассматривание указующего пальца.

Аватар пользователя Вернер

Достаточно платоновской категории неизменно сущего чтобы почувствовать связь задумчивого вопрошания бытия и отсутствия ответа, который тем не менее состоит в возможности предаться неизменной задумчивости над вопросом в силу существования неизменно сущего.

Неизменно сущее в наше время подтверждается стандартной физической моделью взаимодействий  и биологической моделью генкода, который один для всего живого включая растения.

Аватар пользователя Диванный философф

Уважаемый ! Когда же начнут кино хорошее снимать ? Хотя бы реально отражающее жизнь и дотягивающее до стандартов советского кино ?

Аватар пользователя Корнак7

Диванный философф, 15 Январь, 2020 - 16:42, ссылка

Уважаемый ! Когда же начнут кино хорошее снимать ? Хотя бы реально отражающее жизнь и дотягивающее до стандартов советского кино ?

Когда создатели фильмов перестанут философствовать и займутся своими прямыми обязанностями))

Аватар пользователя Юрий Кузин

       Корнаку 7 и диванному философфу... 

Когда создатели фильмов перестанут философствовать и займутся своими прямыми обязанностями))

     Если бы Бёме продолжил тачать сапоги, Спиноза - шлифовать линзы, Руссо - переписывать ноты, т.е., занялись бы своими непосредственными обязанностями, кто бы помыслил за них их философские доктрины)))     

Аватар пользователя Диванный философф

Вы простите вы  очень  грубо с режиссёром. Ищет человек, чтож тут плохого, философствует, ему бы сознание изменить помочь , что бы в приложении сего  результат получился обалденный (в виде кино) ну да есть такие ?! А !? Вот только не говорите,  что это не дело партийной философии иначе все мы здесь сборище эстетствующих индивидуумов без приложения к объективному делу.Короче "философия в исскустве" (кста, как там принцип "индивидуализма и "свободного художника в отрыве от общества ? , Работает ?!)

Аватар пользователя Юрий Кузин

Докса))) Догма))) Но не та, что у Ларса-фон Триера)))

Аватар пользователя Диванный философф

Кстати , о нас интеллигентах, вот эта история, для вас знакома ?

https://vm.ru/culture/630953-zvezdochet-i-stihotvorec-poet-arsenij-tarkovskij-pomog-otkryt-novoe-nauchnoe-svetilo

Аватар пользователя Юрий Кузин

Я не смотрю ссылок в Инете. Ворох не прочитанных книг. Довольно и их)))

Аватар пользователя Диванный философф

Зря. Я просто тыцнул историю с отцом Тарковского