С.А.Борчиков начал без предупреждения удалять мои посты, поэтому решил создать тему о категориях. Здесь не удалит.
Дело в том, что всякий раз, когда ложусь спать, думаю, сколько новых категорий в его темах появится за ночь. Недавно проснулся, смотрю сайт ФШ, а там прибавка - целых четыре новые категории:
Система категорий (ч.34, уникальное vеrsus универсальное)
Данная тема родилась в предварительных диалогах с некоторыми участниками ФШ и ИС. В ее основе лежит инновационная идея различения четырех категорий: индивидуального (сингулярного), уникального, общего (всеобщего) и универсального.
Смотрим Аристотеля:
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ [Десять категорий]
Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или "сколько", или "какое", или "по отношению к чему-то", или "где", или "когда", или "находиться в каком-то положении", или "обладать", или "действовать", или "претерпевать". Сущность, коротко говоря, - это, например, человек, лошадь; "сколько" - это, например, длиною в два локтя, в три локтя; "какое" - например, белое, умеющее читать и писать; "по отношению к чему-то" - например, за двойное, половинное, большее; "где" - например, в Ликее, на площади; "когда" - например, {3} вчера, в прошлом году; "находиться в каком-то положении" - например, лежит, сидит; "обладать" - например, обут, вооружен; "действовать" - например, режет, жжет; "претерпевать" - например, его режут, жгут. Каждое из перечисленного само по себе не содержит никакого утверждения; утверждение или отрицание получается сочетанием их: ведь всякое утверждение или отрицание, надо полагать, или истинно, или ложно, а из сказанного без какой-либо связи ничто не истинно и не ложно, например "человек", "белое", "бежит", "побеждает".
Взять, например, "уникальное". Уникальное - это "самое-самое среди своих". Соответствует аристотелевскому "по отношению к чему-то" - например, за двойное, половинное, большее. То есть, уникальное - большее/лучшее/худшее/прекраснее и т.д. по отношению к "своим". У Аристотеля такая категория уже есть.
Теперь наступил черед универсального. Универсальное - это "общее для чужих." Опять аристотелевское "по отношению к чему-то": универсальное - общее по отношению к "чужим". У Аристотеля такая категория уже есть.
А вот пара "индивидуальное-общее" - это уже аристотелевское "какое".
Так что все это уже давно изобретено. Нужно было внимательно читать сообщения и не стирать их с бухты-барахты. Там я писал про качество формы. Взять, например, аристотелевское Сущность, коротко говоря, - это, например, человек, лошадь. Человек и лошадь здесь - два разных качества формы "сущность". Как уникальное и универсальное - два разных качества формы общеизвестной аристотелевской категории.
Комментарии
Была форма, отсюда прёт всё остальное. Например, Вы пишите:
А если подумать? "Разные качества формы", да ещё сюда же "сущность"! Это просто афигительно! Зачем нужно плодить огород вместо того, что бы забить на форму, и определить что такое "существование"? Кстати, насколько я понимаю, Аристотель так и поступил. Затем в новейшей истории некоторые умники ещё подсократили "категоричность", и от десяти Аристотелевских осталось только три. А некоторым и этого много, достаточно двух: субъект и объект. И уже супер одарённым достаточно одной: логика. А супер-пупер одарённым и этого много: не добавить ли в логику закон исключения первого? Собственно этого и следовало ожидать: если ОН творил из ничего, то туда же всё должно и вернуться! Круг (информационный поток) замкнулся. Ничего личного, голая логика...
Форма любого элемента Абсолюта:
форма = качество + место + время
Подтверждающий пример: "Философская форма воды"
Теперь по поводу сущности. Сущность - это поли-субстанциональная штуковина. Сущностью является и суть табурета, и сам табурет. В первом случае субстанция смысловая, а во втором - дровяная.
Существование - вообще проще пареной репы. Тупой анализ простейшей формулы Пишете:
существование = Идея&Движение
и начинаете над ней колдовать и анализировать.
По моему скромному мыслоштурму качество отождествляется с существованием, движение с материей. Итого:
форма = идея&материя +место+время
Как то коряво получается, к тому же не хватает содержания. Может быть вот это поможет:
вещь = форма + материя
?
В этой формуле уже понятно, что любая вещь состоит не из материала или субстанции, а из пространственного аспекта (форма) и временного (материя). Хотя всё зависит от того, что подразумевается под материалом и субстанцией? Но как ни крути, вещь это абстракция, это то, что можно помыслить, это не конкретный предмет, на который можно посмотреть и потрогать руками, соответственно и критерий существования у вещи совсем другой, нежели у предмета. Кстати из вещей уже можно городить ряд.
По моему с существованием здесь проблема. Существовать можно только после разрешения "где?". То же самое с движением. То есть либо в пространстве, либо во времени. Иначе говоря, если существует, да ещё и движется, значит решена проблема пространства и времени, где пространство это не только наше традифционное представление о пространстве, то же самое с временем. Например, глина это не материал, это пространство, в этом пространстве существуют кувшин, кружка, миска, свисток и т.д. Вода в кувшине это совершенно о другом пространстве, пространстве агрегатных состояний.
Нет, не может.
Идея = качество+количество
Пространство=место+протяженность
Движение=время+длительность
Отсюда форма=качество+место+время
Здесь нет проблем. Речь идет о факте существования, а не о месте существования.
Движение и есть временное существование. Выводится путем абстрагирования. В пространстве нет движения. В пространстве есть только перемещение.
Какие-то непонятные выкладки.
Идея характеризуется не количеством и качеством, а сутью и смыслом. Количество и качество - это оценки идеи при ее рассмотрении.
Место и протяженность - частности, никак не годные для формулировки пространства.
Время и длительность складывать нельзя.
Вот-вот! При таком раскладе первая дихотомия должна быть такого вида: тумблер = {можно >< нельзя}. А если серьёзно, то насколько я смог понять, здесь речь не идёт о сложении и вычитании, у знака "+" здесь совершенно иная смысловая нагрузка, как и у знака "=". Что же это такое в таком случае? Отождествление? Может быть противопоставление? Самый загадочный момент заключается в том, что форма складывается из первых "переменных" трёх базовых дихотомий, материя из вторых:
материя = количество+протяженность+длительность
Почему так, а не наоборот? Допустим вот так:
длительность = {движение >< время}
существование во времени = {бытийствование >< длительность}
ещё более или менее понятно, в переводе на русский типа две точки во времени разнесены/различаются длительностью движения, и если нечто было вчера и было сегодня, то это нечто существовало как минимум сутки.
Я понимаю, что эти базовые вещи Владимир уже давно обосновал в своих предыдущих темах, но я их как не понимал, так и не могу понять. Обидно до слёз...
Любое единое целое имеет форму и содержание. Хоть понятие, хоть табурет, хоть курочка ряба. Например. качество Идеи есть ее форма, а количество - ее содержание. Что здесь непонятного?
Есть табурет и есть вы - субъект, исследующий табурет. Пара субъект-объект. У табурета есть своя табуретная идея и у вас есть идея о табурете. Именно ваша идея есть идея о сути и смысле табурета. Эта идея принадлежит вам. А вот табуретная идея табурета принадлежит только табурету.
Внимательно думать о форме и содержании не пробовали? Рекомендую.
А формулу единое целое = форма + содержание тоже будете рассматривать, как алгебраическую операцию типа 3=2+1?
Владимир, здесь Аристотель вас подставил. Ибо человек, лошадь - это не сущность, а сущее. Следуя вашей с Аристотелем логике, можно сказать: человек и лошадь - два разных качества формы "явления". Сущее явилось в форме человека и в форме лошади.
--
Старая гвардия думала не за ордена и зарплаты.
Сущности существуют в сущем - базовая формулировка.
Объяснение на примере: огурец - это сущее для своих составных элементов, т.е. для семян, клетчатки и кожуры. А вот семена, клетчатка и кожура есть сущности такого сущего, как огурец. Соответствует формуле:
сущее - это комбинация Идея&Пространство.
Человек и лошадь - это сущее для, например, клопов. Или сущее для своих внутренних органов. Меньшее содержится в большем, или холархия.
Холорхия строится при помощи постоянного перетекания сущности в сущее и наоборот: семена, клетчатка и кожура - сущности такого сущего, как огурец; огурец - сущность такого сущего, как огород; огород - сущность такого сущего, как Пензенская область; Пензенская область - сущность такого сущего, как Россия; Россия - сущность такого сущего, как Евразия; Евразия - сущность такого сущего, как планета Земля; планета Земля - сущность такого сущего, как Солнечная система и т.д. Все это можно записать стандартно при помощи таких понятий, как "имманентность", "трансцендентность", "целостность единого" и др..
Су́щее — существительное, образованное от причастия «существующее», означает «то, что есть». В философии сущее рассматривается в двух аспектах — со стороны своей определённости, сущности, и со стороны своего существования, бытия.
Явление - можно отнести к категории "сущего". Ибо есть такое определенное понятие "явление" (философская категория).
Причём здесь насекомые?
P.S. Тему, всё-таки, чтобы не потерялась и не замылилась мусором следовало назвать "Категории", и уже в скобках ("А был ли мальчик?").
--
Это примитивное толкование. Времен средневековья.
Явление является,
сущность существует,
а вот для сущего нет никакого "существования", поскольку "существование" занято сущностью (см. подчернутое).
"Сущее" имеет два смысла:
1) "существующее" (именно в этом смысле во всех работах Гегеля использовано понятие "сущее");
2)смысл Пространства существования составных сущностей конкретной сущности ("сущности существуют в сущем).
Я не ставил перед собой цель исследовать здесь онтологию категорий. Просто эмоционально отреагировал на модераторство Борчикова, прячущего под ковер свои философские косяки.
Объяснение сути уникального и универсального на пальцах:
А теперь приведу в пример еще один комментарий о сути универсальности:
Продублировал эти комментарии, поскольку не знаю "живы" ли они.
Теперь о взаимных переходах уникальное-универсальное.
Ранее в теме Борчикова писал:
Ключевая фраза существования переходов между уникальным и универсальным:
Как только другие индивидуумы примут ваше "янь" и сделают его своим, так тут же исчезнет универсальность вашего "яня", но зато появится его уникальность. Появится индивид, у которого его "янь" превзойдет ваш - и вы потеряете свою уникальность.
Почему появится уникальность только после принятия другими вашего "яня"? Потому что уникальность - это лучшее "янь" среди множества других обладателей "яней". Вы, будучи универсальным (в состоянии универсальности ваше "янь" создавало единое с "инями" других индивидуумов, не обладающих до той поры "янем"), начали передавать свое "янь" другим индивидуумам, поэтому ваше "янь", как первообраз, превосходил любую свою копию, приобретенную другим индивидуумом. Но вот появляется индивид с усовершенствованным "янь". Уникальность переходит от вас к нему (все обладают "янем", но лучший "янь" - теперь у него).
Получили законченное звено длинной цепочки:
1)единственное "янь" на множестве "иней" было универсальным при условии, что оно формировало целое "ин-янь"
2)копирование другими индивидуумами "яня" привело к исчезновению универсальности "яня"
3)в силу преобладания оригинала над копиями, первичное "янь" превратилось в уникальное
4)рождение/усовершенствование вторичного "яня" над оригиналом привело к смене лидеров по уникальности.
Далее цикл должен повториться при условии, что новое "янь" приобрело новое качество "янь1", формирующее целое с общим для всех остальных "инем1". Получаем длинную цепь повторяющихся звеньев.
Ваше сообщение является важным, поскольку затрагивает основную модель моей теории (ч.34) - технологическую цепочку, правда, делая в ней несколько отличную расстановку акцентов. Поэтому ответ дал в соответствующей теме - здесь - ссылка, так как у читателей должна быть перед глазами схема цепочки.
Об этой "важности" я вам писал еще две недели назад (см. дату ссылки). Вы тут же новую тему в продолжение открыли. И при этом ускорились в удалении моих комментариев. По-стахановски...
Поэтому в ваших темах "ваших теорий" я больше ничего писать не буду.
В одном из удаленных комментариев я писал о том, что одно дело - перечисление уже существующих во всей философии категорий, а другое дело - формирование некоего единого целого для предстоящих философских размышлений по конкретной теме. В первом случае, имеем обычную каталогизацию категорий. Архивариусная работа. Философия отдыхает. Во втором случае, категории выполняют роль ядра предстоящих размышлений. Здесь уместно вспомнить поговорку "Как корабль назовешь, так он и поплывет", что с древне-горохового означает "какое единое при помощи категорий сформируешь - такова и будет твоя философия".
Категории - это, по сути, "оглавление книги философии"
1) конкретного философа или
2) всей мировой философии.
Ответил - ссылка.
Прошел по ссылке. Споткнулся не неровности:
"Книга философии всей мировой философии" включает в себя "Книгу философии конкретного философа". Это что же получается, "Книга философии конкретного философа" является "Книгой" в отрыве от "Книги философии всей мировой философии"? Если нет, то почему должны страдать категории? Не логичный ход мыслей.
Если говорить откровенно, то в философии нет ни одного понятия, принимаемого абсолютно всеми философствующими в единой формулировке. Всегда есть не согласные, поскольку для любого идеально выбритого целого найдутся нюансы, превращающие целое в бородатое реальное целое. Древние шутили: "На голове (включая бороду) столько волос, сколько звезд на небе". Поэтому в общей книге по каждому пункту включены сотни частных книг со своими "оглавлениями". По большому счету, "оглавления" друг от друга отличаются количественно - где-то больше пунктов, где-то меньше.
Итак, какие есть закономерности при составлении "Оглавления книги философии", или формировании СК (системы категорий"?
Любая философия отдельно взятого философа в своей основе состоит из трех частей:
1) формирование ЕДИНОГО для старта размышлений
2) СТАНОВЛЕНИЕ теории (суть теории)
3) заключение, или СУЩНОСТЬ результатов теории
ЕДИНОЕ - СТАНОВЛЕНИЕ - СУЩНОСТЬ
Это три базовые категории любой теории. В каждой теории эти три категории обретают свою уникальную индивидуальность, представленную в виде множеств конкретных рабочих категорий.
Маразм крепчает. Борчиков уже принципиально уничтожает мои комментарии в своих темах. Позволил себе написать критическую заметку в его новой теме, где он явил миру закон новооткрытого достаточного основания, как тут же последовала репрессия. А ведь мое сообщение было предельно лаконичным. Я написал, что тема - фуфло, поскольку достаточность - это минимальная необходимость. Достаточность, как и универсальность с уникальностью, предполагает "работу" со множествами. Если есть необходимые основания для чего-то, то минимум необходимых оснований и будет достаточными основаниями для этого "что-то". Но, как ни странно, в теме Борчикова об этом нет и речи. Зато есть такое (часть комментария)?
Поскольку речь идет о минимуме необходимого, то должна присутствовать операция вариации, как это принято в математике и физике.