В книге «Право на секс» профессор Оксфорда Амия Шринивасан пишет о поколении, которое выросло на общедоступной порнографии. И обсуждает это со студентами Оксфорда: «Может ли быть так, что порнография не просто показывает подчинение женщин, но создает его? Несет ли порно ответственность за объективацию женщин, маргинализацию женщин, сексуальное насилие по отношению к женщинам? Студенты ответили “да” на все эти вопросы». Порно предлагает сценарий того, каким должен быть секс. Молодые люди, глядя на порно, могут задаваться вопросом, а бывает ли вообще секс нежный и любящий? А девушки могут обращать внимание на закономерность между отсутствием экранного времени, посвященного удовольствию женщины, и отсутствием удовольствия от секса в их жизни.
Отношение к порно — в какой-то мере показатель отношения к сексу в обществе. Сексуальная революция ХХ века разделила феминистическое движение на два лагеря. Секс-позитивный феминизм утверждал право женщин на сексуальное удовольствие в борьбе против пуританства, запретов и подавления женского сексуального желания, сменив собой вторую волну, в которой гетеросексуальный секс, в особенности с любыми намеками на доминирование над женщиной, считался актом, унижающим ее достоинство, а пенис — орудием патриархата. Эта позиция вынудила многих женщин покинуть феминистическое движение, ибо они были «безнадежно гетеросексуальны».
За этим последовали «феминистические войны» 1970–1980-х годов, когда феминистское движение раскололось на либеральную ветвь и радикальную ветвь, в частности по вопросам отношения к порнографии, секс-услугам, транс-женщинам и БДСМ. Секс-позитив победил и признал нормой все выражения сексуальности, включающие в себя фетиши, квир, полиаморию, случайный и коммерческий секс — если это происходит между двумя взрослыми по взаимному согласию.
Радикальное движение сегодняшнего дня — новый пуританизм. Молодые женщины бунтуют против культуры, которая ставит эротическую свободу выше чувств и эмпатии — похожее противостояние заметно и в других областях: битва оскорбленных чувств против свободы слова зачастую достигает невиданных масштабов. После популярности движения #Metoo рамки «насилия» были расширены: под это клеймо попадают не только секс без согласия и по принуждению, но и любой секс, если в нем отсутствует паритет власти. Секс с любимым человеком и неприятие случайного секса — то, что раньше навязывалось женщинам как единственно возможная опция, — получил новую красивую обертку. Теперь это называется «демисексуальность». В марте этого года по «ТикТоку» прокатилась волна «культуры отмены» — CancelPorn. «Либеральный феминизм навязывает юным девушкам, что культура случайного секса — это освобождение, заставляя их думать, что, если они не практикуют экстремальные формы секса в юном возрасте, они “скучная ваниль”», — говорит в одном из видео 16-летняя активистка.
Новый пуританизм вышел и на государственный уровень. В прошлом году ведущие платежные системы Visa и MasterCard отказали Pornhub в использовании их платформ для платежей (American Express и PayPal не работают с производителями порнографии и эротики уже десятки лет). Это вынудило Pornhub удалить в один день все неподтвержденные видео. В октябре 2021 года MasterCard распространили новые правила на все сайты, продающие контент для взрослых, что привело к массовому удалению с крупнейших вебкам-платформ тысяч часов видео частных секс-влогов вебкам-моделей. Меры, изначально направленные на уничтожение нелегального порно, несколько расширились и стали распространяться на видео, которые не нарушали законодательства, но были сочтены «выходящими за рамки нормы». Согласно новым правилам, если в видео присутствует исключительно соло-секс или мастурбация, у него есть шанс остаться на платформах, однако под запретом оказались почти все формы фетишей, связывания или группового секса. По сути, банки взяли на себя роль морального судьи.
Новый пуританизм — идеология вмешательства в частный выбор с целью спасти нас от нас самих — ставит под сомнение валидность и агентность каждого человека и его желаний. Нас пытаются убедить в том, что мы должны делать «более здоровый выбор».
Мы прошлись по кругу. Секс-позитив появился, чтобы убрать разрыв между тем, что хотят женщины, и тем, что им навязывается. И движение смогло добиться этого для тех женщин, которые чувствовали себя жертвами стигм и табу и были вынуждены подавлять свои желания и активную сексуальность. Но в войне против стигматизации, шейминга и запретов женской сексуальности, спасая свободолюбивых и раскрепощенных женщин из тисков пуританской культуры, секс-позитив создал тиски для женщин, не желающих такой раскрепощенности. В погоне за свободным сексом мы забыли о потребности в любви и преданности. Сняв табу с сексуальности, мы практически создали табу для скромности — и новый пуританизм взялся за борьбу с ними. Секс-позитив добился многого в плане изменения общественных установок, но он не добился главного — агентности женщин: им по-прежнему желают причинить добро ради их же блага.
https://snob.ru/entry/239054/?utm_source=vkdigest.. Новое пуританство против секс-позитива. Почему молодые женщины «отменяют» порнографию