Одна на всех - мы за ценой не постоим

Аватар пользователя boldachev
Систематизация и связи
Основания философии

Вот искренне не понимаю, зачем вам нужна вера в истинность философских систем? Ну это как верить, что есть только одна гениальная симфония, а все остальные и не музыка вовсе.

Вот искренне не понимаю, зачем вам нужна вера в истинность философских систем? Ну это как верить, что есть только одна гениальная симфония, а все остальные и не музыка вовсе. Разве творческий порыв при создании собственной философии, расширение/возвышение собственного понимания не являются достаточным основанием, исчерпывающей целью и полноценной наградой в познании? Плюс бонус в виде сотни-тысячи признавших/понявших мыслящих людей...

actuspurus: Вот искренне не понимаю, зачем вам нужна вера в равноправность философских систем? Ну это как верить, что все гениальные симфонии равноправны, а все остальные возможности - иерархия симфоний или синтез всех симфоний в одной - это не музыка.

Итак, если я верю, что все гениальные симфонии равноправны, то этим именно и утверждаю, что все они музыка включая гениальную "синтетическую". В отличие от противоположной позиции, когда вера в гениальность/истинность одного произведения автоматом констатирует не истинность/не музыкальность других.

Далее, вера в равноправие гениальных симфоний не отрицает, а именно утверждает возможность и необходимость иерархии симфоний: ведь, согласитесь, какая может быть иерархия, если симфония одна :), для иерархии требуется несколько больше. То есть если для меня существует не только одна гениальная симфония, а много, то только тогда появляется возможность построения их иерархии.

Потом, какая разница "синтезирована" симфония из многих или сочинена с нуля (хотя такого сейчас вообще не может быть - все композиторы получают фундаментальное музыкальное образование) - так вот "синтетическая" симфония все равно будет симфонией? (Как метатеория в философии все равно является теорией, и все теории в той или иной мере являются метатеориями по отношению к своим предшественницам.) И для признания гениальности симфонии не имеет никакого значения она сама по себе или "синтетическая" - она всегда просто музыка: плохая или хорошая, а может быть и гениальной. То есть опять же признание множественности гениальных симфоний ничуть не отрицает наличия среди таких и "синтезированной".

Отдельно стоит вопрос о единственности гениальной "синтетической" симфонии. Можно рассуждать так: если гениальная "синтетическая" симфония есть лишь симфония, то утверждение ее единственности, возвращает нас к моему исходному вопросу: а что все остальные симфонии не музыка? Если кто-то напишет еще одну гениальную симфонию, мы должны отвергнуть ее только по причине того, что у нас уже есть одна синтезировавшая все предыдущие. Но ведь предыдущие! Что, писать новые следует запретить? :) Или мы должны предположить, что некто может осуществить такой синтез, что у всего человечества разом пропадет музыкальная фантазия и философское мышление и мы все будем из всех чайников слушать одну мелодию и перечитывать одну книгу?

Вот и получили ответ на вопрос о равноправности разных гениальных симфоний и истинных философских систем: мне хотелось бы, мне хотелось бы верить, что мир настолько богат и разнообразен, что не сводим к одной мелодии и одной плоской логической системе, мне хотелось бы смотреть на него, слушать его, понимать его не только своими глазами, ушами, умом, и не только глазами, ушами, умом кого-то одного другого, пусть и гениального, но и иметь возможность выбора, иметь возможность ощутить полноту разнообразия.

Связанные материалы Тип
Тихо сам с собою Гость Запись

Комментарии

Аватар пользователя deutsch

Вы не поверите: симфония всего одна :), её пишет всё человечество, а философия должна компримировать её до минимального количества символов.

Аватар пользователя boldachev

Не поверю.

Аватар пользователя georgiy

Верить в истинность одной философской системы – то же самое, что верить в то, что именно эта книга, эта женщина, этот сорт колбасы, лучше других. Этим актом веры человек утверждает всем – смотрите, я свободная личность, я индивидуальность, не похожая больше ни на кого в этом мире, Я это Я, и именно поэтому я выбираю то что хочу, и никто, кроме меня самого, мне в этом не советчик.

Пусть это выбор нелогичен, немоден, тем даже лучше. Тогда я выделюсь на фоне общей толпы и на меня все будут указывать пальцем. А этого-то мне и надо. Этим актом немотивированного выбора я хочу показать себя субъекту этого мира, этого общества чтобы тот далее, в своих дальнейших «действиях по обустройству мира» учитывал и мой слабый голос.

Итак, вера во что-то ( как впрочем и любовь), в этом смысле – это предпочтение, основанное на необходимости своего самовыражения, реализации собственной индивидуальности. И ничего больше.

Аватар пользователя boldachev

А что в том, что я люблю одну женщину, считаю, что одна колбаса лучше остальных, а Гегель - единственный философ, такого, что отличает меня от других? Как это колбаса выделяет меня из толпы?

Казалось бы наоборот: это свидетельство того, что я как все, что я из толпы закомплексованных, не умеющих мыслить гибко, не способных оценить что-то кроме своего ограниченного, случайно выбранного. Это свидетельство не свободы, а именно привязанности.

Аватар пользователя Игорь Д.

Уважаемый Александр, Предлягаю провести семинар, посвященный проблеме темпоральности либо завтра в три, либо в восемь вечера.

Аватар пользователя Софокл

вера в равноправие гениальных симфоний не отрицает, а именно утверждает возможность и необходимость иерархии симфоний:

Это каким образом? Бетховен для страсти и порыва, а Моцарт для релаксации? И что поставить во главу угла, какую свою музыкальную потребность?

Потом, какая разница "синтезирована" симфония из многих или сочинена с нуля

"Синтезированная за письменным столом философия, жива только в одном случае, если ее идеи актуальны для других людей. Если они пронзительно захватывающи. В остальном "синтезированная" музыка и философия мертворожденные.

Отдельно стоит вопрос о единственности гениальной "синтетической" симфонии. Можно рассуждать так: если гениальная "синтетическая" симфония есть лишь симфония, то утверждение ее единственности, возвращает нас к моему исходному вопросу: а что все остальные симфонии не музыка?

А что понимается под"единственной Симфонией"? Если бытие, то да, его симфония единственна! Почему в полемике акцентируется внимание на гениальности одной симфонии, а не музыки вообще? Почему не сравниваются различные какофонии? Ведь этот набор звуков уникален и не повторим. Тем не менее, "все" какофонии на одно лицо - какофонии.
Что же фактически утверждается тезисом о "равно великости" симфоний, философских систем? Утверждается одно единственное положение об определенности и ценности бытия, что человеческая деятельность имеет смысл. Почему философские системы равно велики? Не потому, что они продуманы логически, а потому что содержат все себе жизненный опыт. Разные жизненные ситуации, разные жизненные устремления. Именно на этом основана равноценность философских систем, а вовсе не на кабинетном сочинительстве, когда со скуки и из-за оторванности переживаний тягот и лишений хочется

ощутить полноту разнообразия.

Реальная ценность философских систем проистекает не из нерешительности буриданова осла, а из их актуальности для человеческого бытия. Одновременно, все эти системы не могут быть актуальны. Точно так же как слушать одновременно Моцарта и Бетховена, значит превращать их в какофонию. За что фактически и ратует Болдачев. Ведь философская мудрость это совет как человеку поступать в его жизни. А если одновременно, не сообразуясь той ситуацией в которой находишься берешься слушать всех, то дурка тебе обеспечена. Иными словами, равно великость философов весьма условна, и является таковой в потенциальном смысле. Каждый строит свое понимание мира, потому что в этом есть насущная потребность. Если же потребности нет, то все - какофония.

Аватар пользователя Derus

Ну это как верить, что есть только одна гениальная симфония, а все остальные и не музыка вовсе.

Искусство неаналогично Пониманию (Познанию).

С уважением. Derus

Аватар пользователя Виктор

Софокл,

А что понимается под"единственной Симфонией"? Если бытие, то да, его симфония единственна!

Бытие не может быть единственной Симфонией, поскольку бытие у множества людей, причем у каждого из них свое собственное. Единственная Симфония, это весь мир (видимый нами и пока невидимый), это все мелодии когда-либо звучавшие, звучащие сейчас и которые еще пока не звучали. Соединить в одну единственную Симфонию все звуки и тишину, и получить в результате не какофонию, а гармонию, на это способен только гениальный Композитор, по сравнению с которым множество гениальных людей всего-лишь множество его подобий. Гениальным мы называет того человека, творение которого невозможно сравнить на определенном отрезке времени с уже существующими творениями других людей, оно такое одно единственное. Это не означает, что позже не появится другой гений и не создаст более совершенное творение, но это будет уже гений другого отрезка времени. Как пример, был гений создавший велосипед, затем был другой - создавший автомобиль, затем следующий - создавший самолет, при этом все три автора гении, но каждый для своего времени. Аналогично в любой области деятельности человека, хоть в искусстве, хоть в философии. Сегодня непревзойденными гениями остаются, например: в философии Аристотель (мировоззрение), в физике Эйнштейн (теория относительности) и Бор(модель атома), в астрономии Коперник (модель солнечной системы), в математике Перельман.

Аватар пользователя Софокл

Бытие не может быть единственной Симфонией, поскольку бытие у множества людей, причем у каждого из них свое собственное. Единственная Симфония, это весь мир (видимый нами и пока невидимый), это все мелодии когда-либо звучавшие, звучащие сейчас и которые еще пока не звучали. Соединить в одну единственную Симфонию все звуки и тишину, и получить в результате не какофонию, а гармонию, на это способен только гениальный Композитор

Вы представили конкурирующее понимание бытия как статичного "есть". Я же исхожу из гераклитовского понимания:"у бодрствующих единый общий мир, во сне же каждый уходит в свой собственный". Маленькие персональные мирки это и есть сон наяву, когда все хочется проверить на ощупь. Щупают, щупают, а реальность так и остается непостижимой проблемой. Единение с бытием достигается через усилие, через преодоление, через напряжение, в котором релятивности (отношению)задается определенное направление: область должного. Таким образом и возникает гармония. Тот кто причастен к этой процессуальности, тот естественен и гениален, кто нет - создает товар для философской агоры. Количество гениев не ограничено. Ведь гармония как раз из и существует через изменение, через напряженное дарящее действие, через множество "верных" решений. Вне этого многообразия она (гармония0 не возможна. Что же касается гениев, то они могут жить одновременно
создавая конкурирующие решения. Такова природа бытия.

Аватар пользователя Виктор

Что же касается гениев, то они могут жить одновременно
создавая конкурирующие решения.

Ну и какое конкурирующее решение было созданию самолета? Пока гений Циалковский не создал ракету, конкурировать с самолетом было нечему. Или, какое сегодня есть конкурирующее решение для модели солнечной системы Коперника или модели атома Бора?

Вне этого многообразия она (гармония) не возможна.

Естественно, ведь гармония это не нечто статичное, а постоянное колебание между разным. Чем меньше "амплитуда" этих колебаний, тем ближе колеблющийся к состоянию гармонии. Это как весы, чаши которых постоянно колеблются около положения равновесия. Чем меньше амплитуда колебаний, тем точнее измеряется вес, тем ближе чаши к состоянию гармонии (равновесия). Но, если чаши весов прекратят свое колебание,допустим даже в точке равновесия, то весы перестанут существовать, будем иметь только кучу никому ненужного металлолома.

Аватар пользователя Софокл

Ну и какое конкурирующее решение было созданию самолета?

За ответом далеко ходить не надо. Вернитесь в наше с вами обсуждение "Сказки про Луну". Вспомните и " Притчу об оптимизме"... Вспомните про взгляд на мир художника и ученого... Они же то же в некотором смысле конкуренты. А самолет, он "чё" всегда одной модели? Разные назначения использования: военный , гражданский и т.д.
А что, модель Коперника и Птолемея не конкуренты? Ну, да, в математическом смысле Коперник утилитарней, но ведь это не означает, что он "правильней". Ну вращается Земля вокруг Солнца или наоборот... А как вращаются галактики, Бытие, наконец? С точки зрения релятивизма бытия и Солнце и Земля относительные системы отсчета... Вечность осуществляется через изменение. Вне единства тождества и изменчивости она не существует.

Аватар пользователя Виктор

А самолет, он "чё" всегда одной модели? Разные назначения использования: военный , гражданский и т.д.

Это все равно самолет, а не автомобиль. Автомобиль и самолет отличаются принципиально, первый перемещает человека по земле, второй по воздуху.

А что, модель Коперника и Птолемея не конкуренты?

Коперник и Птолемей жили в разное время и их модели тоже отличаются принципиально. Как может конкурировать колбаса с сыром? :)

Аватар пользователя Софокл

Как может конкурировать колбаса с сыром? :)

Не знаете? Положите перед собой на стол и, возможно, узнаете! Я тоже улыбаться люблю. Хи-хи :)

Аватар пользователя boldachev

2 Derus

Искусство неаналогично Пониманию (Познанию).

Да, ни о какой аналогичности и речи быть не может - искусство одна из форм познания.

Или можно ответить весело: спелеология не аналогична философии, поэтому платоновская аллегория/аналогия с пещерой не в зачет. :)

Аватар пользователя Derus

ответ ниже (тут)

Аватар пользователя actuspurus

Александру

1. Вы пишете правильно и я лично разделяю Ваш релятивизм с некоторыми оговорками. Мне лично также не нужна такая синтетическая теория.
2. Но дело здесь в другом. Кому-то другому - философу Всеединства, религиозному человеку или философу Единого - такой релятивизм неприемлем. Такой философ хочет выбрать другой мир - который является в его глазах некой Тотальностью, пронизанной Единой осмысленностью. Самим построением такой системы философ и доказывает возможность такого видения мира. Так что мы теперь назовем его еретиком и пошлем на новые костры?
3. Если философия - мнения философа, то этот философ имеет право, на основании Вашего же релятивизма, верить в возможность Единой философской теории и пытаться ее строить. Вы можете с этим не соглашаться - это Ваше дело. Если мир такой богатый, как Вы об этом говорите, то он допускает и такую возможность - как выстраивание Единой философии.
4. Еще раз. Времена Единой философии для всех времен и народов - прошли. В этом Вы правы. Но само место такой философии - осталось. Вы можете считать, что это место будет пустовать отныне всегда, другие пытаться его занять. Все это - равноправные возможности философствовать. Никто Вас не приневолит соглашаться с построениями таких философов Всеединства. Вы можете преспокойно оставаться на своих позициях.
5. Меня вообще поражает при Ваших заявлениях о релятивизм иное проявление нетерпимости. Ведь такая философия Всеединства никак не ограничивает Вашу свободу - она есть чаяние, пусть с Вашей позиции и тщетное - другого философа. Никто Вам не запрещает оставаться при своем релятивизме. И его чаяние является равноправным с Вашим! Так что когда Вы пишете:

Но ведь предыдущие! Что, писать новые следует запретить? :) Или мы должны предположить, что некто может осуществить такой синтез, что у всего человечества разом пропадет музыкальная фантазия и философское мышление и мы все будем из всех чайников слушать одну мелодию и перечитывать одну книгу?

Есть на деле передергивание. Ведь дело идет не о том, что создадут Единую философскую теорию и запретят все остальные. Гегель создал такую систему и тем не менее после него было много новых философий. А о том, что философ имеет право выбрать - или согласиться с Вами и признать все теории равноправными, или на деле осуществлять Синтез и строить Единую теорию. Ведь в этом и состоит принцип релятивизма - и та и другая возможности равноправны! Или Вы сами хотите запретить философам пытаться строить Единые теории? Откуда иначе такая нетерпимость?

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Булат, я в целом согласен с Вашими оценками. Позволю себе маленькие уточнения для их усиления.

Времена Единой философии для всех времен и народов - прошли.

Точно. Но не прошли времена единой апперцепции для всякого мыслящего человека. Она у каждого едина, хоть у Вас, хоть у меня, хоть у Болдачева. А отсюда каждый мыслит едино обо всем, хотя бы даже в свете релятивизма. У Болдачева - Единство релятивизма.

Меня вообще поражает при Ваших (Болдачева) заявлениях о релятивизме иное проявление нетерпимости.

Меня не поражает. Давно известно, нетерпимость – характернейший признак догматизма. Я уже отмечал это: Болдачев - последовательный догматик абсолютного релятивизма.

Кому-то другому - философу Всеединства, религиозному человеку или философу Единого - такой релятивизм неприемлем.

Я бы все-таки различил. Религиозный философ и философ Единого – догматики Моно-Единства. А вот философ Всеединства - догматик Поли-Единства, т.е. признает и чужие догмы. Это немного разное, а посему схоже с релятивизмом, в отличие от первых двух.

Ведь такая философия Всеединства никак не ограничивает Вашу (Болдачева) свободу…

Это точно. Я, например, как философ Всеединства, не только не ограничиваю свободу Болдачева, а всячески призываю к сотрудничеству и поиску взаимопонимания и синтеза, которое по непонятным причинам (а может быть, по понятной причине, как Вы отметили, нетерпимости) никак не налаживается.

Болдачев: мы все будем из всех чайников слушать одну мелодию и перечитывать одну книгу…

Дилетантская карикатура на философию Всеединства.

Аватар пользователя Корвин

А вот философ Всеединства - догматик Поли-Единства, т.е. признает и чужие догмы.

Что значит, признает чужие догмы? Признает сам факт их существования? Или признает равноправие догматических систем? Или готов их считать своими догмами?

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Признает право человека иметь свои мнения и догмы, признает презумпцию равноправия философских систем.
"Готовность считать чужие догмы своими" не является гносеологической операцией не только философа всеединства, но и вообще философа. Философ может принять чужую догму, только будучи убежденным в ее истинности, а философ всединства - к тому же только подвергнув ее процедуре синтеза.

Аватар пользователя Корвин

Но если две догмы противоречат друг другу, то значит ли это что, по крайней мере, одна из них ложная?

Аватар пользователя boldachev

Булату

Самим построением такой системы философ и доказывает возможность такого видения мира. Так что мы теперь назовем его еретиком и пошлем на новые костры?

А что, кто-то кому-то что-то может запретить? Откуда вообще возникла такая мысль?

на основании Вашего же релятивизма, верить в возможность Единой философской теории и пытаться ее строить.

Тут не надо путать: на основании моего релятивизма я утверждаю возможность того, что есть такие философы, которые верят в возможность единой теории. Но те кто верят в таковую, верят в нее не на основании релятивизма, а исходя из своего догматизма, своей ограниченности. :)

Если мир такой богатый, как Вы об этом говорите, то он допускает и такую возможность - как выстраивание Единой философии.

Безусловно, если мир разнообразен, то он не только не исключает, но и подразумевает наличие таких философов, которые захотят выстроить единую философию. Но тут не надо путать необходимость наличия желающих, и необходимость и возможность такой теории: теория не может описывать предмет, в который она сама входит в качестве элемента.

Но само место такой философии - осталось.

В головах - да. О возможности такой философии см. предыдущее предложение.

Меня вообще поражает при Ваших заявлениях о релятивизм иное проявление нетерпимости.

Ну, во-первых, никакой нетерпимости и близко нет: активно отрицательно я реагирую не на концепции, а на отсутствие логики в них. А если говорить не в эмоциональных окрасках ("нетерпимость"), а о неприятии, то тут все предельно логично и последовательно: с позиции релятивизма я не приемлю любой абсолютизм, кроме релятивистского. То есть, если кто-то приписывает некоторой формальной системе статус абсолютной, то я естественно высказываю свое "фи". И что в этой позиции вас поражает? Я же не отрицаю философскую значимость какой-либо позиции лишь потому, что она отлично от моей (как делает большинство философствующих), а лишь осаждаю его автора, если он претендует на лавры автора теории всего.

Ведь в этом и состоит принцип релятивизма - и та и другая возможности равноправны! Или Вы сами хотите запретить философам пытаться строить Единые теории? Откуда иначе такая нетерпимость?

Тут как раз вы передергиваете: принцип релятивизма констатирует только и исключительность равноправность теорий (всех теорий). А утверждение, что одна теория может претендовать на абсолютность, противоречит этому принципу, что я и отмечаю. Абсурдность вашей мысли можно продемонстрировать переформулировав ее для СТО: ведь в этом и состоит принцип релятивизма, что он утверждает равноправность относительности и абсолютности систем координат. Поэтому СТО должна спокойно принимать утверждение о наличии абсолютной системы. Так вы предлагаете думать? Принцип релятивизма (как в физике, так и в философии) не может принять утверждение какого-либо абсолютизма.

Или Вы сами хотите запретить философам пытаться строить Единые теории? Откуда иначе такая нетерпимость?

С психологической точки я это сделать не могу: поскольку вообще не могу кому-нибудь запретить делать то, что ему хочется. Но релятивистский принцип, не запрещая каждому сходить с ума как ему захочется, просто констатирует, что построение единой теории невозможно (как релятивистский принцип СТО утверждает, что невозможна абсолютная система координат). И тут не вопрос в том возможны они или невозможны абсолютные системы, а сугубо логическом отношении к ним релятивизма. Это я к тому, что в данном моменте проступаю предельно честно и логично, а не так как вы представляете, что мол, я отступаю от самим же провозглашенных принципов. (Ну напишете, что я в этом прав :)

Аватар пользователя actuspurus

Александру

1. Принцип релятивизма в СТО доказывается косвенно ссылкой на подтверждение теории СТО опытом. А принцип релятивизма в философии не доказывается никак. Почему?
2. Ваша заверение, что этот принцип доказывается наличием многих теорий - так и остается заверением. Я уже отмечал свои возражения:
1) В качестве опыта мы имеем только факт множества теорий;
2) Из самого факта множественности теорий не следует их равноправность (это очевидно);
3) Из факта отсутствия объективного критерия выбора из них Единой теории - не следует их равноправность. Почему?
- Потому что многообразие теорий может быть выстроена как метатеория наподобие Гегелевской. Эту возможность нельзя отрицать.
- Потому что философия есть мышление мышления, а значит многообразие теорий нельзя считать случайным и произвольным. Возможно "целое философии" как нечто Единое пока нам не доступно в темпоральном смысле. Гегель пытался концептуализировать эту непроизвольность философии как Логику. Но может быть это Единство надо мыслить как-то иначе. Вопрос остается открытым.
3. Откуда же взялась формулировка о равноправии философских теорий?
Из распространения принципа относительности в физике на философию. Иначе говоря, она является интерпретацией философской "реальности" - множественности теорий - по аналогии.
Но аналогия между равноправием систем отчета в СТО и философскими теориями в философии - довольно натянутая. Например, Вам можно указать, что есть и неинерциальные системы отчета, которые уже не равноправны с инерциальными. А как с этим в философии?

Аватар пользователя boldachev

Мы уже давно бегаем по кругу :)

В качестве опыта мы имеем только факт множества теорий;

Ну и сделайте просто элементарный логический ход: если бы по какому-либо критерию (хоть по критерию истинности) мы смогли бы отсеять часть теорий, то это и было бы сделано, это и было бы фактом. А так факт - это наличие множества - значит у нас нет критерия хоть как-то различить теории в этом множестве, а значит они в нем все равноправны (по критерию наличия и отсутствия различия:). Речь идет именно о внешней оценке факта. Вы путаете эмпирический факт, с гипотетической возможностью их различения в будущем. Можно даже согласиться с вами: они могут быть неравноценны потом... Но сейчас... У вас есть критерий? Нет. Вот тут и вся проблема закрывается. Нет критерия различения, значит и нет различий :)) Ваши аргументы против: (1) содержит "может быть"; (2) "Возможно ... пока нам не доступно". Так что нам обсуждать гипотетические возможности, которые лишь подтверждают то, что на данный момент таких возможностей (возможностей различения) нет.

Аватар пользователя actuspurus

1. В общем Вы правы.
2. Получается нет никаких доводов, против равноправия философских теорий, кроме предъявить эту Единую теорию.
3. Но на данный момент предъявить нечего, кроме Гегелевской философии, к которой у меня самого много вопросов. :))

Аватар пользователя boldachev

Гегелевская философия уникальна, как попытка интеграции. Но она все же является одной из точек зрения (пусть и возвышающейся над другими). А в стороне есть материализм, позитивизм, конструктивизм, есть восточные философии и пр., и пр. - все это явно лежит вне гегелевской системы. Их много. И это факт. И не философский, а надфилософский :). С философской же точки зрения, с точки зрения философа (вас и других), конечно, нет никакого равноправия и равнозначности :)

Аватар пользователя KOT

нет никаких доводов, против равноправия философских теорий, кроме ..

..кроме того, что философия и теория - вещи несовместные (алгеброй - гармонию..???)

Аватар пользователя boldachev

кроме того, что философия и теория - вещи несовместные

Вы для честности добавляйте: "несовместные в моей голове". Ведь вы ж говорите только за себе, о себе, о своем частном представлении философии. Которое все уже знают - и все с этим согласны: вот так устроена ваша голова, что что-то в ней не может совместиться :)) У других другое не совмещается - головы маленькие у нас :)

Аватар пользователя Derus

Александр, Вы говорите: «Да, ни о какой аналогичности и речи быть не может......»
Хм…
Если «ни о какой» аналогичности речи быть не может, то вот это-то и делает аналогию – некорректной.
Т.е. никакой связи между «так как» - нет.
Т.е. сказать: «КАК в музыке (в искусстве) – нелепо стремиться к ОДНОЙ симфонии для всех, ТАК и в познании – нелепо стремиться к ОДНОЙ теории для всех», значит, сказать «ни с того ни с сего» или «к дождю». Особенно это так выглядит, если мы понимаем, что суть познания и суть искусства – не аналогичны.
С таким же успехом можно взять и сказать: КАК в урнах каждой кухни или своего мирка (дома) – нелепо стремиться создавать ОДИН набор мусора для всех, ТАК и в умах (познании) – нелепо стремиться к ОДНОЙ теории для всех. Аналогии никакой, зато Ваша идея вполне ею выражена… Согласны? Или с таким же успехом можно сказать и так: КАК нелепо стремиться к тому, чтобы о реальном мире у всех был ОДИН сон, ТАК и нелепо стремиться к тому, чтобы у всех была ОДНА теория о реальном мире. Годится?

«Или можно ответить весело: спелеология не аналогична философии, поэтому платоновская аллегория/аналогия с пещерой не в зачет. :)»
"Переключать стрелки" на другую аналогию, когда речь идет о данной «аналогии» также некорректно, хотя соглашусь бывает - весело.
Если у кого-то все аналогично, логично, корректно и т.д., то это не делает автоматом Вашу актуально обсуждаемую вот эту вот «здесь и сейчас» аналогию такой же корректной, уместной, логичной и т.д.

С уважением. Derus

Аватар пользователя boldachev

2 Derus
А почему вы стали обсуждать вводное предложение, а его смысловую часть: "искусство одна из форм познания"? Передаю смысл: искусство не аналогично познанию, она одна из форм познания. Для вас: кастрюля не аналогична сковородки, она одна из вещей кухонной посуды.

Аватар пользователя Derus

Александр, Вы спрашиваете: "А почему вы стали обсуждать вводное предложение, а его смысловую часть: "искусство одна из форм познания"?"
Да, я сначала было привел целиком, а потом обрезал.
Поскольку если "ни о какой" аналогичности нет речи, то ни какой разницы в том, чем является искусство уже нет...

"Передаю смысл: искусство не аналогично познанию, она одна из форм познания. Для вас: кастрюля не аналогична сковородки, она одна из вещей кухонной посуды".
Хм...
Да, но если искусство - форма познания, то тогда кастрюля - форма сковородки... Но второе - неверно. Следовательно, Вы привели не аналогичый пример. А если он аналогичный, то тогда следует считать познание (как и искусство) - формой познания, что - явно тавтология...
Более того.
У кастрюли и у сковородки - одна суть.
А суть искусства и суть познания (понимания) - не имеют ничего общего между собой.
Это мое мнение я не буду отстаивать, просто я хотел узнать, в чем еще нужно заблуждаться (и как мыслить "аналогично"), чтобы видеть смысл в "абсолютном релятивизме". (Соответственно, Вы теперь знаете, в чем еще нужно заблуждаться (или иметь иное мнение), чтобы сомневаться в смысле "абсолютного релятивизма").

С уважением. Derus

Аватар пользователя boldachev

Да, но если искусство - форма познания, то тогда кастрюля - форма сковородки...

Что ж у вас с логикой? :(( Если искусство (как и философия) - форма познания, тогда кастрюля (как и сковородка) - форма кухонной посуды.

А суть искусства и суть познания (понимания) - не имеют ничего общего между собой.

Нормально. Можно и так. Я считаю, как написал. Я не одинок в этом мнении:
Спросите у Яши

Аватар пользователя Derus

Александр, Вы говорите: «Что ж у вас с логикой? :((Если искусство (как и философия) - форма познания, тогда кастрюля (как и сковородка) - форма кухонной посуды
Хм…
Я говорил о двух неаналогичных: «искусстве» и «познании» (подразумевая под познанием любую теорию о ЧЕМ-ЛИБО, в том числе и о Мире, т.е. философию), соответственно по Вашему примеру я говорил о двух неаналогичных: «кастрюле» и «сковородке».
А при таком раскладе какой у Вас получился при разведении «познания» от «философии», разумеется, логика (не у меня, а) у предыдущих моих суждений по этому моменту пропала….
Но повторюсь, я все же говорил о том, что всякое понимание (познание) неаналогично искусству. Отчего и написал его с большой буквы. А значит то, почему в искусстве - нелепо стремиться к созданию одной на всех симфонии, картины, стиха и т.д., не имеет отношения к тому, почему в познании стремятся к созданию одной (единой) теории (подчеркиваю, о чем бы она ни была) для всех...

«Я считаю, как написал».
Т.е. Вы считаете, что музыка – это форма познания...
Понято...

Ну что ж, где проходит еще одна граница моей пока не солидарности с "абсолютным релятивизмом", я себе уразумел. Благодарю.

С уважением. Derus

Аватар пользователя boldachev

Ну что ж, где проходит еще одна граница моей пока не солидарности с "абсолютным релятивизмом", я себе уразумел.

Причем тут абсолютный релятивизм? Вы хотя бы по ссылке моей на яндекс сходили? У вас "граница не солидарности" с довольно распространенным в философии представлением об искусстве - оно считается формой познания наравне с философией, наукой, религией.

Аватар пользователя Derus

Александр, Вы говорите: «Вы хотя бы по ссылке моей на яндекс сходили? У вас "граница не солидарности" с довольно распространенным в философии представлением об искусстве - оно считается формой познания наравне с философией, наукой, религией
При всей Вашей в высшей степени здравомысленности Вы меня удивляете подобными ходами…
Вам не очевидно, что музыка – не форма познания, а лично мне (независимо от того, что говорят книжки) очевидно то, что когда я актуально слушаю музыку, я ничего не познаю, я слушаю ее и наслаждаюсь (звуковой) гармонией (причем не обязательно именно "наслаждаюсь", могу и затрястись от страха), которая порождает эмоции (не ну, конечно, в зависимости от настроения или еще какой озабоченности я могу параллельно сопровождать это разными образами и фантазиями…, но это дело десятое, да и все равно не познание...). И себе я доверяю пока больше, чем кому-то для кого музыка (искусство) – форма познания…
Неужели Вас убедит не собственный опыт (восприятия музыки), а, например, мое указание на Шиллера, согласно которому красота и искусство - средство и механизм осуществления моральной цели (т.е. преобразовать «физического» человека в «морального»), а вовсе не форма познания...
Или неужели, мое указание на великого мужа типа: "… уже Кант обосновал автономию эстетического (и искусства) в их отношении к моральному и интеллектуально-познавательному, а также — к полезному и приятному. На протяжении многих веков красота и искусство философски осмыслялись преимущественно или как формы и механизмы познания, или как средства морального воспитания. Кант же последовательно исключил из эстетического отношения всякие элементы познания и осуществил полный разрыв с традиционной (в том числе и современной Канту просветительской) морально-дидактической трактовкой красоты и искусства. Красота, возвышенное и искусство автономны, независимы ни от чего им внешнего, «самозаконны» и «самодостаточны»..." Вас тут же избавит от того, что искусство - форма познания?
И тыдыитыпы.
Мне кажется, ни к чему делать любые подобные отсылы к книжкам, если обращать внимание прежде всего на то, что очевидно "здесь и сейчас".

С уважением. Derus

Аватар пользователя boldachev

Тут все предельно просто :) Я вас отослал к Яше по двум причинам:

(1) Первый раз, чтобы показать вам, что тезис "искусство не есть форма познания", изначально кажущийся вам столь бесспорно очевидным, не является таковым, что существует множество философов, которые не согласны с вами (точнее, следует сказать, что вы не согласны с ними, поскольку они вас не знают :). Поэтому, обладая такими знаниями (скажем, предварительно загляну в поисковик) вы бы не были столь категоричны, а написал бы: мол, я придерживаюсь такой-то точки зрения, хотя и знаю, что она не является общепринятой. И уж точно не стали бы в качестве аргумента приводить мысль: а мне так кажется, для меня это очевидно. Вы думаете, что тем кто не согласен с вами их позиция не столь очевидна? Они врут? Или, в отличие от вас, не совсем разобрались в своей позиции?

(2) Второй раз я вас отослал к Яше, чтобы показать, что противоположная вашей позиция по поводу искусства не имеет никакого отношения к релятивизму - ее придерживаются очень многие философы различных направлений.

А если по существу тут.

Аватар пользователя Derus

Александр, Вы говорите: «Первый раз, чтобы показать вам, что тезис "искусство не есть форма познания", изначально кажущийся вам столь бесспорно очевидным, не является таковым, что существует множество философов, которые не согласны с вами (точнее, следует сказать, что вы не согласны с ними, поскольку они вас не знают :)
1. Да, но если мне очевиден мой тезис, то для меня он бесспорно таковой, как бы я не хотел, чтобы было иначе.
2. Я показал, что есть мыслители, которые не согласны с Вами и идут вразрез указанному «множеству философов». А потому думать и решать приходится самому. Вы просто увидели мой тезис сам по себе, а мой путь к нему для Вас скрыт.
3. Да даже если я «первый раз с Луны свалился», то все равно я беседую с Вами. А зачем тогда беседовать? Может Вам проще взять и выложить список литературы для тех, кто хочет, но не может понять и принять позицию «абсолютного релятивизма»?

«Поэтому, обладая такими знаниями (скажем, предварительно загляну в поисковик) вы бы не были столь категоричны, а написал бы: мол, я придерживаюсь такой-то точки зрения, хотя и знаю, что она не является общепринятой.»
1. Но Вы же написали – «я считаю, как написал». Т.е. все равно есть «точка», в которой мы как бы «не можем иначе». Причем важно именно то, что к этому все равно все сведется независимо от того, сколько бы книжек и знаний до этого Вы бы не осмыслили и сколько бы Вы раз не меняли бы свою позицию, по которой Вы СЕЙЧАС, т.е. РЕАЛЬНО - «считаете, как написали».
2. Согласен, категоричность как показывает жизнь несет в себе скорее больше минусов и чаще является признаком отрицательным. Но я пытаюсь рассуждать – сейчас, сегодня и на пределе, поскольку я ищу границы (начала) своего понимания (Иного), а потому как ни крути в силу п. 1 буду категоричен (даже если о том, о чем сейчас категоричен, я еще вчера думал иначе).
3. А вдруг для меня мнение Канта – «общепринятее» Вашей точки зрения и всех вместе взятых иных….

«И уж точно не стали бы в качестве аргумента приводить мысль: а мне так кажется, для меня это очевидно
Принципиальный момент.
Т.к. я здесь прогуливаюсь по тропинкам очевидности, то для меня самый главный аргумент – «мне это очевидно как день».

«Вы думаете, что тем кто не согласен с вами их позиция не столь очевидна? Они врут? Или, в отличие от вас, не совсем разобрались в своей позиции?»
Не знаю. А о чем не знаю, о том молчу.
С каждым автором – свой разговор.
Если я не понимаю, ЧТО познают, когда создают или слушают музыку, то, разумеется, это может быть следствие сугубо моей ограниченности и моего несовершенства. Но как я сказал, я рассуждаю не из «а может быть», а из того «как есть» сейчас для моего ума.

«Второй раз я вас отослал к Яше, чтобы показать, что противоположная вашей позиция по поводу искусства не имеет никакого отношения к релятивизму - ее придерживаются очень многие философы различных направлений.»
Так а релятивизм-то тут был вот при чем.
Если для Вас «нормально» сравнивать или проводить аналогию (грубо говоря) бессмысленности одной на всех симфонии и бессмысленности одной на всех теории, то для меня это «ненормально» по указанному основанию. Т.е. если бы я видел хоть какую-то аналогичность между искусством и познанием (как между сковородкой и кастрюлей), то я бы согласился с тем, что бессмысленно создавать одну теорию для всех. А раз я этого не вижу, то до релятивизма (в Вашем исполнении) мне как до Луны пешкарусом. (И это, повторюсь, возможно всецело следствие несовершенства моего ума.)
Вот в каком смысле я сказал, что «Ну что ж, где проходит еще одна граница моей пока не солидарности с «абсолютным релятивизмом», я себе уразумел.» и на что Вы второй раз меня отослали…

С уважением. Derus

Аватар пользователя boldachev

(1) Аргумент из серии "для меня это очевидно" это для завалинки :)
Философия не искусство - она не является иррациональной формой познания.
(2) Ну и факт вашего признания точки зрения одного из философов не опровергает, а лишь подтверждает наличие разнообразия мнений по какому-либо вопросу, а значит для обсуждения требуется нечто большее, чем аргумент из серии (1).
Все, на этом тут можно поставить точку.

Аватар пользователя Derus

"Аргумент из серии "для меня это очевидно" это для завалинки"
Чаще на завалинке болтают о том, что никому не очевидно...

"Ну и факт вашего признания точки зрения одного из философов не опровергает, а лишь подтверждает наличие разнообразия мнений по какому-либо вопросу, а значит для обсуждения требуется нечто большее, чем аргумент из серии..."
Я нигде не говорил, что признаю точку зрения какого-то философа. Я просто привел примеры для того, чтоб было ясно то, что аргумент "идите почитайте про это", не имеет смысла, т.к. почему бы не пойти и не почитать про прямообратное...
Ну а теории могут быть "бредовыми", "вокруг да около" или элементарно самопротиворечивыми в конце концов - ложными. Из того, что какая-то словестная стряпня подписана - "я теория искусства", не следует, что ее тут же надо брать в расчет, синтезировать и т.д.
Даже в пределах моего собственного ума - есть мысли которые по отношению к друг другу - либо верные, либо ложные, либо очевидные, либо вилами по воде писанные, так почему же теории-то у нас заведомо все равны? Не понимаю...

"Все, на этом тут можно поставить точку."
Согласен.

С уважением. Derus

Аватар пользователя boldachev

что аргумент "идите почитайте про это", не имеет смысла, т.к. почему не пойти и не почитать про прямообратное...

Аргумент "идите почитайте про это" с отсылкой к поисковику имеет один смысл: прочитайте все об этом (ну хоть несколько разных точек зрения, желательно проитвополоных), а потом уж рассуждайте.

Даже в пределах моего собственного ума - есть мысли которые по отношению к друг другу - либо верные, либо ложные, либо очевидные, либо вилами по воде писанные, так почему же теории-то у нас заведомо все равны?

Да вот именно потому, что в пределах каждого (!) ума такая же свалка - и зная это вы, что сможете сделать предпочтение в сторону одной из них? Копайтесь во всех.

Аватар пользователя Derus

"Аргумент "идите почитайте про это" с отсылкой к поисковику имеет один смысл: прочитайте все об этом (ну хоть несколько разных точек зрения, желательно проитвополоных), а потом уж рассуждайте."
В нашем здесь разговоре смысл этого аргумента был не таким.

"Да вот именно потому, что в пределах каждого (!) ума такая же свалка - и зная это вы, что сможете сделать предпочтение в сторону одной из них?"
Но ведь Вы же сделали предпочтение: "Я считаю, как написал"...

С уважением. Derus

П.С. Небольшое ответвление разговора здесь...

Аватар пользователя boldachev

Но ведь Вы же сделали предпочтение: "Я считаю, как написал"...

Есть существенная разница между утверждениями "я так вижу мир" и "мир таков, каким я его вижу". "Я считаю, как написал" - это констатация принадлежности суждения, а не его единственной истинности.

Аватар пользователя Derus

Александр, охотно бы ответил, но боюсь, что вновь окажусь перед стеной, на которой написано: «Здесь философия. Вы не туда попали.», «Очевидность здесь не аргумент», «Идите почитайте». :)
А вообще, согласитесь, что собеседники достаточно быстро находят фундаментальные разногласия между собой. И дальнейшие их попытки побеседовать о чем-то еще чаще всего есть обоюдное наступание на одни и те же грабли.

С уважением. Derus

Аватар пользователя boldachev

Да, конечно.
Правда трудно вдвоем наступить на одни и те же грабли с разных сторон :)
Все равно в лоб получит кто-то один. :)

Аватар пользователя Derus

Так грабли-то - от каждой стороны свои, но для наступающего они - одни и те же, о чем бы ни был следующий разговор.
А наступить одновременно все равно - вряд ли получится. :)