Любопытства ради можно выделить несколько типов релятивизма.
Негативный релятивизм – релятивизм софистов, релятивизм, утверждающий неистинность любых суждений на основании всего лишь того, что они высказаны человеком. «Мысль изреченная есть ложь».
Формальный релятивизм выражается стандартными фразами «в этом есть доля истины», «он в чем-то прав» и т.д. Такой релятивизм подразумевает, что существуют некие «правда», «истина», пока еще недоступные нам из-за ограниченности наших познавательных возможностей. Поэтому кто бы что бы ни говорил, ни писал, он лишь частично отражает «истинную суть предмета», выражает лишь долю истины. Такой релятивизм, понимаемый как следствие неполноты знаний, чаще всего свойственен ученым, по мнению которых его можно преодолеть путем построения единственно верной всеохватывающей теории.
Более конструктивен прагматический релятивизм, утверждающий равноправие всех философских концепций на основании того, что невозможно провести рациональное сравнение между ними и выбрать «лучшую». Мало того, если у философской концепции есть свои приверженцы (а хотя бы один уж точно есть – ее автор), значит, она прагматически соответствует каким-то целям, помогает в решении мировоззренческих задач. Понятно, что прагматический релятивизм фактически неустраним: у каждого своя правда, каждый пашет на своем поле. При совместной же деятельности (на общественном поле) прагматический релятивизм уравновешивается прагматическим же плюрализмом.
В качестве отдельной разновидности можно выделить постмодернистский релятивизм. По сути, декларируемая плюральность, релятивность постмодерна представляет собой вариант негативного релятивизма. Правда, не столь примитивного и плоского, как у софистов. Представители постмодерна отрицают не саму возможность философского познания, а лишь сложившуюся за тысячелетия ее монистическую форму, отрицают возможность и необходимость построения не только единой философской системы, а и вообще каких-либо систем. Философия постмодерна – это философия не грандиозных полотен, а философия лоскутного одеяла или даже разметаемого ветром ковра палых листьев, философия вытравливания догм, философия мелких шажков, разбегающихся глаз, языковых игр и приколов, пинков и щипков. Она негативна и разрушительна. Но в этом-то и позитивна: от отрицания монизма до понимания релятивизма один шаг.
Анархический релятивизм, выражаемый формулой «дозволено все», по сути, представляет собой постмодернистский плюрализм, перенесенный в область эпистемологии. В своем позитивном содержании этот релятивизм есть доведенный до логического предела прагматический релятивизм – если что-то существует, значит это кому-нибудь нужно. Такой подход наиболее ярко выразил Фейерабенд в своей концепции эпистемологического анархизма, где и была провозглашена процитированная в начале абзаца формула. Анархический релятивизм провозглашает: что бы тебе ни пришло в голову, это имеет право на жизнь, это обязательно чему-то соответствует в Мире.
Абсолютный релятивизм, в идеологии которого я пытаюсь мыслить на этих страницах, можно представить как закономерное развитие фейерабендовского анархизма. Я провозглашаю лозунг «необходимо все» – развитие познания, полнота понимания предмета возможны не просто при утверждении равноправия различных позиций, а исключительно при признании необходимости всех точек зрения, всех уровней рассмотрения предмета, необходимости как грандиозных полотен-систем, так и легких зарисовок-гипотез. Абсолютный релятивизм не отрицает объективности познания, не сетует, что оно неизбежно неполно из-за ограниченности человеческого интеллекта, не утешается прагматичностью фрагментарного знания, а утверждает, что развитие познания как целостного только и возможно на просторах релятивизма. Вся история науки и философии это вечный праздник релятивизма. Осталось только сделать еще один шаг: поселить этот карнавал в собственной голове.
Комментарии
Александр, Вы говорите о релятивизме. А имеется ввиду релятивизм совершенно всего?
Ну например, подходит к Вам кроха сын и спрашивает: папа, а что такое хорошо и что такое плохо? И неужели Вы ему ответите: сынок, а все абсолютно относительно...?
Более того, а РЕАЛЬНО, такое бывает?
Например.
Взять террористов. Формально, они убивают первых попавшихся ради каких-то своих целей (как правило подзаработать бабулек). И как Вы это предлагаете понимать, если это РЕАЛЬНО имеет прямое отношение к нам?
Т.е. я к тому, что в собственной голове любой карнавал можно поселить до той поры, пока это не касается нашей задницы... Разве нет? Вы будучи в своем уме как "абсолютно относительно" будете понимать тот случай, если террористы напали на школу, где Ваши дети?
Или Вы говорите сугубо о теориях (наука, философия...), которые как будто находясь на другой планете констатируют, что мол, объективно действия террористов - для одних хороши, а для других - плохи?
С уважением. Derus
Derus
Вы не перепутали место? Вроде сайт называется "Философский штурм". И фрагмент приведен из книги с подзаголовком "философия абсолютного релятивизма".
В сети существует огромное количество форумов, где можно "взять террористов" и поговорить о "заднице" :)
Александр, больше вопросов не имею.
С уважением. Derus
Вы задали Александру вопрос про этический релятивизм. Только в классификации, предъявленной вверху автором 'Темпоральности...', этического релятивизма нет. Как нет и категорий гносеологического релятивизма, онтологического релятивизма, аксиологического релятивизма, логического релятивизма, психологического релятивизма.
Поэтому можно предположить, что вопрос оказался для него неудобным. Гипотеза: чтобы скрыть в молчании свою растерянность и не отвечать на него, Александр перевел разговор в заведомо провальную плоскость "террористов", которые де- не философичны (как впрочем и любой поясняющий пример из низкой действительности). Как на карнавале разума автора 'Темпоральности...' было на самом деле, знает только Александр Болдачев.
То есть АБ не накрыл крышкой банку с мухой. Из-за отсутствия интереса к ней дал спокойно вылететь. Чего не скажешь про Виктора, к которому АБ пока не потерял интерес ["Успешно? Успешно познают истину? Или успешно обмениваются впечатлениями? Думаю, даже обмениваться впечатлениями у философов получается не очень успешно :))", АБ ]. Муха бьется об стенки банки (абсолютного релятивизма). Только выхода из карнавала разума нет.
Продолжение разговора здесь.
boldachev:
Правда у каждого действительно своя, а истина одна единственная. Не стоит путать противоположность истина-ложь и правду/обман. Последние исключительно в речи и к противоположности истина-ложь, которая в положении, не имеют никакого отношения. Конечно, в науке логике используются слова истина и ложь, но только потому, что наука логика вышла из философии и по прежнему использует ее термины, особо не вдаваясь в их смысл. Вроде бы Н.Бердяев лет 100 назад этот вопрос "разжевал", но почему-то он вновь и вновь всплывает.
Истину высказать принципиально невозможно, поскольку чтобы и сколько бы мы не говорили, всегда останется что-то невысказанное, а значит высказанное будет не истиной, а ложью. Истина, это ВСЕ существующее, но это означает, что истина НИЧТО конкретно из существующего, а значит единственная возможность ее выразить, это ничего не говорить или молчать. Совершенно не случайно Христос на вопрос Пилата об истине ответил молчанием. Знать истину можно, но высказать нельзя.
Помнится кто-то в ЖЖ писал: "знание начинается с тишины и заканчивается молчанием". :)
Поскольку "истина одна единственная", то и говорить о ней не стоит - я не использую это слово (кроме как в специально посвященных этой проблеме текстах).
Поэтому ваш комментарий практически не по теме фрагмента - он не про истину, а про философию, а значит не про молчание.
Философское знание существует только между тишиной и молчанием и поэтому оно релятивно.
Что бы позиция Болдачева была бы более понятной, я взял на себя смелость воспроизвести одну даоссскую притчу.
Встреча Учителя и Мастера
Даосская притча
Рассказывают, что однажды Конфуций отправился повидаться с Лао-цзы. Он был намного старше и, конечно, рассчитывал, что Лао-цзы будет вести себя по отношению к нему с должным почтением.
Когда он вошёл в комнату, где сидел в молчании Лао-цзы, тот не встал и вообще не обратил на него особого внимания. Он даже не предложил сесть!
Конфуций был шокирован таким приёмом. С негодованием он спросил:
— Вы что, не признаёте правил хорошего тона?
Лао-цзы ответил:
— Если вам хочется сесть, садитесь; если вам хочется стоять — стойте. Я не вправе указывать вам на то, что делать. Я не вмешиваюсь в чужую жизнь. Вы свободный человек, и я — свободный человек.
Конфуций был потрясён. Он пытался завести разговор о «высоком» в человеке, но Лао-цзы рассмеялся и сказал:
— Я никогда не видел что-либо «высшее» или «низшее». Человек есть человек, точно так же, как деревья есть деревья. Все участвуют в одном и том же существовании. Нет никого, кто был бы выше или ниже. Всё это бессмыслица!
Тогда Конфуций спросил:
— Что происходит с человеком после смерти?
Лао-цзы ответил:
— Вы живёте, но можете ли вы сказать, что такое жизнь?
Конфуций смутился. Лао-цзы сказал:
— Вы не знаете этой жизни и, вместо того, чтобы познавать её, вы беспокоитесь о той, запредельной.
В истории сохранился ещё один вариант встречи Конфуция и Лао-цзы.
Конфуций пришёл к Лао-цзы и спросил:
— Что такое добро? Что такое зло? Дай чёткое определение. Ибо человеку необходимо на что-то опираться в своём действии.
Лао-цзы ответил:
— Определения создают путаницу, потому что они подразумевают разделение. Вы говорите, что яблоко есть яблоко, а человек есть человек… Вы разделили. Вы говорите, что человек не есть яблоко. Жизнь является единым движением, а в тот момент, когда Вы даёте определение, создаётся путаница. Все определения мертвы, а жизнь всегда в движении. Детство движется к юности, юность — к зрелости и т.д.; здоровье движется к болезни, болезни — к здоровью. Где же вы проведёте черту, чтобы разделить их? Поэтому определения всегда ложны, они порождают неправду, так что не определяйте! Не говорите, что есть добро, а что — зло.
Конфуций спросил:
— Тогда как можно вести и направлять людей? Как их научить? Как сделать их хорошими и моральными?
Лао-цзы ответил:
— Когда кто-то пытается сделать другого хорошим, в моих глазах это представляется грехом. Чем больше ведущих пытается создать порядок, тем больше беспорядка! Предоставьте каждого самому себе! Подобное положение кажется опасным. Общество может быть основанным на этом положении.
Конфуций продолжал спрашивать, а Лао-цзы только повторял:
— Природы достаточно, не нужно никакой морали, природа естественна, она — непринуждённая, она — стихийна. В ней достаточно невинности! Знания не нужны!
Конфуций ушёл смущённым. Он не мог спать всю ночь. Когда ученики спросили его о встрече с Лао-цзы, он ответил:
— Это не человек, это — опасность. Избегайте его!
Когда Конфуций ушёл, Лао-цзы долго смеялся. Он сказал своим ученикам:
— Ум является барьером для понимания, даже ум Конфуция! Он совсем не понял меня. И что бы он ни сказал впоследствии обо мне, будет неправдой. Он считает, что создаёт порядок в мире! Порядок присущ миру, он всегда здесь. И тот, кто пытается создать порядок, создаст лишь беспорядок.
Можно подумать, что философия занимается чем-то иным, а не познанием истины. По пути к истине (истинному знанию) вполне можно обмениваться впечатлениями (мнениями) и писать так сказать путевые заметки, что философы успешно и делают последние 2000 лет. :)
2 Виктор
Успешно? Успешно познают истину? Или успешно обмениваются впечатлениями? Думаю, даже обмениваться впечатлениями у философов получается не очень успешно :))
Вы же сами отметили, что говорить об этом не следует - бессмысленно. Все познание занимается познанием истины - это общее место.
Ну и конечно, надо различать, о чем делались конкретные путевые заметки. Они были не об истине. Согласитесь, что бессмысленно каждый раз, какую бы философскую тему мы бы ни затрагивали, поминать всуе Истину. Пусть она остается где-то там - мы до нее не дойдем :))) Будьте уверены. Забудьте про нее. Или просто молчите о ней.
Успешно обмениваются впечатлениями о дороге к истине, один говорит о том что видит справа, а другой о том что слева, причем каждый на своем языке и стоя на месте. Но это ведь не важно, главное что их путевые заметки исправно публикуются.:))
Я сказал, что бессмысленно пытаться высказать истину тогда, когда уже ее познаешь, а говорить о ней, как о цели познания, обсуждать попадающиеся камешки на дороге к ней, это можно сколько угодно.
С чего бы такой пессимизм? Многие доходят, ведь самое важное начать идти, а не стоять на месте. Знание истины нужно и полезно исключительно тому, кто ее познАет, а для других людей это полученное знание будет совершенно бесполезно, даже если бы его и можно было высказать. Истина, это цель философа и как же можно о цели молчать? Тогда получается "идем туда, не знаем куда"... и кружим в существующем множестве лжи, принимая ее то за одну неоспоримую "истину", то за другую.
Интересно, что же вы случайно что-ли начать эту тему с так нелюбимого вами слова истина и с цитаты Тютчева о высказанной словами лжи?
По тексту вроде должно быть понятно - где мои слова, где мое отношение к "истине", а где констатация мнений и слов других: в начале фрагмента лишь перечисление исторических позиций.
Я предпочитаю говорить о том, о чем можно говорить - о камушках - а не повторять как заклинание: истина-истина-истина...
А вы уверены, что мы идем в одном направлении? Я, например, ни к какой "истине" не иду. Я даже не знаю, что это такое - она мне не нужна :). (Хотя может и нужна, но никто пока мне не объяснил что это такое:)
По дороге можно идти или в одну сторону, к истине, к знанию о мире в целом (философия) или в противоположную сторону, к множеству лжи, к знанию о множестве частей внутри мира (наука). Третий возможный вариант, это никуда не идти и стоять на месте, разглядывая давно известные камешки ( -измы) вокруг себя и перекладывая их с места на место (философия науки). Естественно, каждый сам выбирает чем ему заниматься.
Что касается предварительного объяснения, то если вам кто-то объяснит что такое истина (допустим, что такое возможно), то зачем ее вам познавать тогда? Познавать то, что уже знаешь, занятие совершенно бессмысленное.
Хорошо, пусть не надо знать, что такое истина, но хотя бы знать зачем она нужна надо? Я вот не знаю. Вы, если идете к ней, наверняка знаете зачем. Расскажите.
А как можно узнать зачем нужно то, о чем ничего не знаешь? Ваш вопрос по сути, это "зачем нужно то, не знаю что" . Не будем употреблять слово истина или истинное знание, будем говорить просто о знании. Зачем нужно человеку знание, почему он постоянно стремиться познавать что-то новое и до этого ему неизвестное? Зачем ученый создает принципиально новую теорию, хотя никто предварительно ему не говорит зачем это делать. Даже идя в театр на новый спектакль (читая новую книгу, рисуя новую картину и т.д.) мы не знаем что даст нам его просмотр и тем не менее идем. Если это любопытство, то ведь за ним тоже скрыто что-то, любопытство не возникает просто так. Как видите, вместо ответа у меня получились одни вопросы. Но, на мой взгляд, эти вопросы гораздо интересней, чем обсуждение разных -измов, поскольку ведут к пониманию сущности человека и закона его существования. Если конечно не считать, что все происходит случайно...
2 Виктор
Так я вам об этом только и писал:
А вы мне: истина, истина...
Про знание это отдельная история, там хоть понятно о чем говорить.
Но не тут - не в тему :)
Что вам понятно? Знание-цель науки, истинное знание или истина - цель философии. Это просто разные направления познания мира, разные направления одной дороги. Находясь на пути к этим целям мы ничего не можем сказать заранее о самих целях и их нужности, хоть цели философии, хоть цели науки.
Знание - истинное знание и ложь - истина, это одна и та же противоположность, то есть знание тождественно лжи, а истинное знание тождественно истине. Но это я так... к сведению. Здесь это действительно не в тему.
Релятивизм vs догматизм
Давно известно, противоположности смыкаются.
Абсолютный релятивизм есть абсолютный догматизм.
Ибо в его основе лежит непререкаемое правило:
Если бы абсолютный релятивизм был бы недогматическим, то он должен был бы признать и собственную условность и относительность, и сказать: необходимо всё, в том числе и мое отрицание тоже.
Я как сторонник абсолютного всеединства, которое тоже признает, говоря словами Болдачева:
а следовательно, признает и релятивизм, и догматизм как равноправные моды (модификации) Абсолюта, занимаюсь разработкой методов:
1) с одной стороны – релятивных, снова говоря словами Болдачева, как «поселить этот карнавал в собственной голове»,
2) с другой – догматичных, т.е. поиском синтеза, ведущего к устойчивым антирелятивным интерсубъективным инвариантам.
Совершенно верно. Как вы думаете, что разделяет стороны противоположности и что получится если эти стороны сомкнуть?
Да ничего их не разделяет, они есть единое целое, все деление же условно.
Необязательно. Это содержится в значении негативного, абсолют на то и абсолют разве не так? У Вас же получается в расчет взято позитивистское значение только в форме утверждения, если говорить о догматизме.
В таком случае, следуя Вашей логике, получается Ваше утверждение такой же догматизм.
Вообще по выраженному есть одна ремарка, мы должны в данном случае уйти от релятивизма, как понятия, говоря об абсолюте, мы не должны искать причинности и основы, там где ее найти невозможно, потому что об этом нельзя условиться.
Тут уже упомянули Бердяева, он писал, что определить(условиться) нельзя, нужно уходить от понятий именно на уровень абстракции, ну и о молчании тут уже повествовали.
Да, конечно - надо уйти. Но чтобы сделать это, к нему надо еще прийти, через понимание неабсолютности всех причин и основ.
Так в философии - хотя можно и сразу сесть в позу лотоса :)
В этом и есть кризис именно людей, а не философской мысли(философии науки) в целом.
В этом видится и сам кризис науки, как отчетные точки принятые на веру постулаты и аксиомы. Математика пошла дальше, был исследован принцип относительности, появилась теория хаоса, но в итоге мы не имеем даж относительных формуляров в связи с этим. Философия по этому поводу молчит по известной причине(а точнее в виду ее отсутствия), а молчать не должны бы, должен быть сформулирован принцип безотносительности в достаточной форме, а не форме религиозных учений, если мы говорим об отсутствии условности(причины и основания). По сути ответ на известный вопрос о Боге, значения имееть не будет.
Есть теория Аутопойесиса и ее основное выражение заключается в том что мы существуем как подсистема, дело в том что алгоритмы нашего биологического существования(если они все же есть) мы понять не сможем в силу того что не обладаем знанием об ее устройстве являясь ее частью. Это есть у Лумана. Косвенно такое понятие сформулировано и в Библии например, о том что человеческое существо подобно богу, суть заключается в парадигме несовершенства формы и бытия и самовоспроизведении такого бытия и форм. По сути это фрактализм.
Тотальность отношений создает «тоталитарность» мира.
Эйнштейн создает теорию Относительности, Маркс говорит о неизбежности всеобщего характера отношений (социальный социализм). Всё относительно, т.к. всё соотносится в отношении.
Ну и как преодолеть тотальность и фактичность действительности?
Дело в том, что тотальность мира, есть тотальность реального мира(определенного), а не мира мыслимого, поэтому теория относительности не работает для тех случаев когда мы говорим о том, что еще никак в этом мире не проявлено.
"И всё же я думаю, что разумное – нейтрально, ценностно безразлично, этически равнодушно, а потому, следовательно, борьба за человека, не отказываясь от рациональности, должна апеллировать ко всей тотальности жизненного мира, в котором, с этой точки зрения, нет ничего «неважного» или «второстепенного»
----------------
отрывок из статьи Е.К.