Этот фрагмент "Интегральной эпистомологии" выложен здесь поскольку понадобился мне для ответа сразу двум моим собеседникам А.В. Гогузеву и kroopkin'у.
Предмет философии
Рассматривая предметы специальных наук, я отмечал, что ученый непосредственно изучает не сами реальные предметы, а свое индивидуальное Понимание их, индуцированное Всеобщим социальным Пониманием, в которое предметы «встроены» в качестве элементов. Исходя из предложенной концепции познания нетрудно дать определение и предмета философии. Резонно заключить, что философия должна быть именно той наукой, которая изучает общие закономерности формирования индивидуального и Всеобщего Пониманий и способы фиксации Понимания в знании. То есть предметом философии является Понимание, или шире - Всеобщее социальное Познание. В других терминах можно сказать, что философия - это наука о мышлении: Мышление Мышления. (Те разделы философии, которые не занимаются непосредственно вопросами познания, в конечном итоге, изучают ни что иное как процессы формирования либо индивидуального, либо социального Пониманий – философия личности, социальная философия.)
В результате многовекового развития философии мы имеем вполне конкретные знания о Познании: оно предстает перед нами и как субъективное, и как некая объективность, мы можем рассуждать о его абсолютности и единичности и т.д. Результатом философии и как целого, и как частных теорий являются не некоторые формальные всеобщие высказывания (законы), которые требуют эмпирического подтверждения, а расширение (углубление и т.д.) индивидуальных Пониманий.
Традиционное рассмотрение философии, как науки о самых общих формах движения мира, вполне вписывается в предложенную концепцию, поскольку мы не можем ничего ни сказать, ни помыслить о Мире, кроме того, что есть в нашем индивидуальном Понимании, и в конечном итоге изучение форм движения Мира абсолютно тождественно изучению собственного индивидуального Понимания их. И именно с этим связано столь большой разброс точек зрения, концепций, подходов среди философов, столь по разному видящих мир, а точнее имеющих столь разное его Понимание.
Проблема истинности философских высказываний
Частные высказывания философской теории не могут иметь эмпирического подтверждения. Предмет теории – Понимание – конкретно реализуется лишь как индивидуальное Понимании самого философа, и об этом Понимании невозможны какие-либо сторонние эмпирические высказывания. Либо можно заключить, что о таком предмете как индивидуальное Понимание и эмпирические, и теоретические высказывания может делать только сам философ (носитель этого Понимания). Эмпирические высказывания при этом можно рассматривать, как некоторые непосредственные высказывания, сделанные на основе мысленных экспериментов и наблюдений над своим Пониманием, а теоретические – как логически обоснованные высказывания созданной им теоретической системы. Но истинность философского высказывания, как совпадение индивидуальных теоретического и эмпирического высказываний философа абсолютна пуста и субъективна.
Более объективный характер истинность теоретического философского высказывания приобретает при его совпадении с высказываниями людей, знакомящихся с теорией философа. В таком случае мы можем говорить о некотором совпадении индивидуальных Пониманий: Понимания философа и Пониманий читателей его трудов. Следовательно, единственным критерием достоверности философской системы является констатация ее понятийной ценности, то есть способности фиксировать и транслировать индивидуальное Понимание философа. Фактически можно говорить о том, что чем большее количество людей поймет (примет) философскую концепцию, тем более она достоверна. И нет никакого другого способа ее оценки.
Пространство качеств философии
Философия имеет своим предметом Понимание Мира. Пространство качеств этого предмета, как и любого не элементарного предмета, не может быть конечным, линейным и рядоположенным. Следовательно, единичная философская теория - формально-логическая система философских взглядов может быть построена только на ограниченной области этого пространства качеств. Для «перекрытия» всего пространства качеств необходимо неконечное множество таких теорий.
Ограничение философского Понимания
Каждый философ, конечно, имеют некоторое общее, интегральное Понимание предмета (иначе он и не был бы философом). Но для начала разговора о предмете, начала цепочки рассуждений ему необходимы вполне однозначные основания, выраженные в конкретных высказываниях. Формулируя эти первые высказывания (априорные начальные гипотезы) он неизбежно устанавливает границы своей теории, фиксирует свою точку зрения.
Индивидуальный путь философа в границах формального метода
Философы оказались заложниками аналитического метода. Обладая некоторым единым Пониманием Мира, они стремятся зафиксировать это Понимание в виде знаний (теорий). Но все их попытки адекватно выразить свое Понимание в рамках формально-логической системы приводят к закономерному результату – новая теория отражает лишь некоторую частную точку зрения, еще один взгляд, дополняющий предыдущие. Современный подход к теоретическим изысканиям, основанный на Аристотелевой логике с запретом противоречий, накладывает на них серьезные ограничения. Столкнувшись с проблемой невозможности полно изложить в теории свое Понимание философы вынуждены постоянно (с возрастом) дрейфовать вдоль предмета, то и дело меняя точку зрения. Но на это способны лучшие. Большинство же жестко закрепляются на логическом плацдарме и ведут позиционные бои. Но и бои давно перестали носить фронтальный характер. В философии уже не ставится вопрос о том, что чей-то плацдарм истинен, а противоположный безусловно ложен. Ведется лишь круговая оборона всех от всех за право обладания хоть каким-то кусочком истины.
Феодальные наделы отдельных теорий
На уровне здравого смысла понятно, что с точки зрения понятийной ценности принципиального отличия между всеми философскими теориями (школами) нет. Все они одинаково «истины» в своих подходах, в своих отправных концепциях, и дают некоторое Понимание такого предмета как Понимание мира (мышления Мира). И каждая из теорий неизбежно сталкивается с неразрешимыми проблемами, когда логическое развитие выводит их за пределы выбранной ею «линейной» области пространства качеств.
И вся история развития философской мысли предстает перед нами как цепочка взаимоопровергающих теорий. После доказательства логической несостоятельности, внутренней противоречивости очередного подхода, метода он тут же отвергался как ложный, и взамен ему предлагался новый, предлагающий однозначное решение всех возникших проблем. Но так как вместо отвергнутых логических систем предлагаются такие же формальные построения (лишь на других основаниях), то последние также неизбежно сталкиваются с внутренними противоречиями и также объявляются ложными новыми претендентами на философский пьедестал.
Положительным моментом в этом процессе является то, что предмет постепенно от теории к теории описывается с разных сторон, чем достигается его более полное Понимание. Однако в какой-то момент дальнейшее продвижение мысли неизбежно зацикливается, то есть сфера точек зрения вокруг предмета замыкается, а дальнейшее дробление точек зрения становится бессмысленным.
Бесконечность интегральной философии
Максимальное философское Понимание возможно только исходя из некоторого интеграционного взгляда на весь спектр возможных формально логических подходов. Это Понимание не может быть однозначно зафиксированного в некоторой единой конечной теории, даже представляющей собой некоторую иерархическую классификацию философских теорий. Хотя такие системы классификации строить необходимо, но при этом понимая, что их число не может быть конечным, и что каждая из таких систем отражает лишь некоторый принцип интеграции философского знания.
Формальное решение философских проблем
У великих философских вопросов (проблем) нет решения. И не то чтобы они не постижимы для разума, а просто решения нет в смысле получения формального ответа, как у школьной задачки, который можно посмотреть в конце учебника. Решением в философии может являться лишь система философии в целом, как совокупность всех знаний, всех взглядов и подходов. Это решение не формулируемо в виде тезисов и определений, оно может лишь ощущаться как индивидуальное Понимание. Это Понимание может существовать и вне философских систем (в восточных формах познания), но в философии оно, как эмоциональное состояние в произведениях искусства, может быть зафиксировано и передано другим людям.
ПОСТНАУЧНЫЙ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ИНТЕГРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Здравый смысл и наука
Здравый смысл изначально формировался на основе непосредственного донаучного познания. Весь ход развития науки был противопоставлен этому архаичному здравому смыслу. Но в настоящее время в среде просвещенной части населения нашей планеты стал зарождаться новый здравый смысл, уже опосредованный современной научной картиной мира. Этот здравый смысл интегрирует весь наличный научный, политический, эстетический, религиозный базис социума. То есть он воплощает собой новое мировоззрение, мышление, опосредованное историей, но еще до конца не осознанное.
Наука как одна из специализированных областей человеческого познания (наряду с искусством, религией) в свое время вырвалась из синкретического единства архаического мышления и сформировала свой профессиональные метод и язык. Но ресурс узкой специализации довольно быстро выработался, и сейчас наука стоит перед проблемой невозможности решения многих вопросов в рамках отдельных дисциплин. Новые пограничные дисциплины, хотя изначально и имеют положительные результаты, но вследствие своей еще более узкой направленности исчерпывают свои ресурсы еще быстрее, чем породившие их науки.
В зависимости от того, что принимается в качестве цели науки, возможны различные видения путей разрешения проблем ее современного развития. Признавая лишь утилитарную цель науки, то есть продуцирование новых и новых теорий, следовало бы предположить, что конечной ее целью должно быть построение некоторой единой теории, обобщающей все специализированные области. При этом должен произойти окончательный разрыв между здравым смыслом и наукой, так как, судя по последним достижениям в этой области, сложность единой теории будет превосходить все разумные пределы, а ее понятийная ценность практически приблизится к нулю. И, конечно, сомнительным является сам факт возможности построения единой формальной теории, о чем мы уже говорили раньше. Но, рассматривая науку в большей степени как инструмент формирования индивидуального Понимания, можно прийти к выводу, что нет никакой необходимости создавать единую формальную научную систему (тем более учитывая, что с практической задачей науки частные теории справляются лучше, чем обобщающие). Максимальное Понимание Мира может быть достигнуто в процессе индивидуальной интеграции всего наличного знания. Объективировано это Понимание может в виде множества философских систем. Конечным итогом этого процесса становления единого Понимания Мира станет не создание некоторой единой философской доктрины, а формирование нового постнаучного здравого смысла.
Здравый смысл и философия
Самыми значительными достижениями философского мышления в XX веке, по моему мнению, стали: во-первых, отказ от ожидания единого окончательного формального решения (в виде исчерпывающих формулировок) философских проблем; во-вторых, расщепление философских школ на множество разнообразных течений, отражающих весь спектр возможных взглядов на предмет философии и, в-третьих, устранение жесткого противопоставления всех теорий друг другу, формирование единого Понимания, не сводимого к сумме положений отдельных теорий. Основной вывод, который я хотел бы сделать из этих трех тезисов, – это констатация начала формирования некоторого непосредственного интегрального философского мышления. Во многом это мышление еще находится в зачаточном состоянии, и носителями его в большей степени являются не профессиональные философы, а слой людей, имеющих общий высокий уровень образования. Это бытование интегрального мышления выражается в формировании нового здравого смысла, не относящего себя ни к одной из крайних философских концепций.
Этот новый философский здравый смысл формируется как закономерное следствие множества причин:
1. Отстраненное, рядоположенное изучение фундаментальных философских школ XIX века - не многим в голову придет сейчас жестко позиционировать себя относительно абсолютного или субъективного идеализма, материализма, позитивизма и т.д. и педантично отстаивать тезисы одного из этих направлений. Большинство философских положений воспринимается как нечто само собой разумеющееся, отражающее некоторое интуитивно понятное содержание.
2. Отсутствие четкой дифференциации позиций в современной философии, в которой споры ведутся в основном по непринципиальным методологическим (техническим) вопросам, и работа над той или иной концепцией больше похожа на возделывание своего небольшого участка и отстаивание его границ, чем на попытку глобального захвата всего философского пространства.
Среднестатистический образованный человек (не философ), находя много интересного и созвучного его Пониманию в различных философских подходах, не всегда может четко сформулировать их отличие. А если отличие и явно заметно, то воспринимается не как концептуальная противоположность, а лишь как разница между имеющими равное право на существование точками зрения. И возможность варьирования этих точек зрения уже близко подошло к разумному пределу.
3. И, конечно, потеря современным миром явной полярности, исчерпание последних возможностей движения в русле какой-либо однозначно сформулированной концепции. Отпала потребность занимать ту или иную философскую позицию по внешним основаниям, исходя из некоторых идеологических установок.
Правда, во многом этот новый философский здравый смысл может еще восприниматься как нечто негативное: потеря ориентиров, отсутствие веры, национальной или еще какой-то идеи и т.д. Но положительное значение интегрального мышления безусловно: устранение почвы для противостояния, принятие (понимание закономерности и необходимости) множества подходов, способность к диалогу, распространение общегуманистической неформулируемой идеи.
Я надеюсь, что подтверждением формирования постнаучного интегрального философского здравого смысла может стать эта работа. Я предполагаю, что большинство ее положений будут восприниматься читателями, как нечто само собой разумеющееся, знакомое, где-то читаемое или слышимое, внутренне ясное, может быть, еще не до конца сформулированное, но не требующее особых доказательств.
Философ в преддверии интегральной философии
Мы уже не задаем себе вопрос: а кто же действительно прав? Мы мимоходом знакомимся со всеми философскими направлениями, школами, течениями. А философу, хочешь - не хочешь, приходится принимать одну из сторон и честно отстаивать ее принципы. Возможно он (философ) сможет выдвинуть и свой, более или менее оригинальный тезис (принцип, гипотезу). А дальше? Дальше он вынужден будет употребить всю последующую жизнь на доказательство состоятельности этого тезиса. Но тезис уже состоялся в момент произнесения. И, казалось бы, любопытство должно толкать философа искать новые точки зрения, выдвигать все новые и новые гипотезы... Но этика современного философского сообщества намекает, что менять принципы не хорошо. И он вынужден делать подмену, и подвергать философскому анализу уже не сам предмет (познание, мышление, науку), а тот первый тезис, который ввел философа в научный мир. Все последующие заботы философа сводятся к оправдыванию того места, которое он занял, к отстаиванию своей позиции. Впоследствии нам только сухо придется констатировать, что он стоял на принципе таком-то, и придерживался такого-то взгляда. А мы, смотря со стороны, не видим принципиальной разницы в этом множестве точек зрения и нагромождении принципов. Мы наблюдаем бег по кругу. И остается сделать заключение, что это бег ниоткуда и никуда или …
Или вдруг Понять, что этот круг и есть круг нашего знания о Мире. Что это Знание - есть сумма всех маленьких знаний, всех точек зрения, но не в виде формального набора тезисов и теорий, а как Осознание необходимости каждого из них, необходимости этого бесконечно замкнутого движения. И приняв это Знание, мы оказываемся в самом центре этого круга Познания. Понимаем его как Абсолют. Без определений. Оставив все знания за кругом.
(2003)
Комментарии
Сформулированный в конце Вашей статьи «новый философский здравый смысл» (определенный, по Вашему, относительностью, обмельчанием и эклектикой современной философии) совсем не смысл и не суть, а трагедия современной философии и, даже, общества.
Действительно,
1) «ученый непосредственно изучает не сами реальные предметы, а свое индивидуальное Понимание их, индуцированное Всеобщим социальным Пониманием, в которое предметы «встроены» в качестве элементов»; иными словами, Вы провозглашаете иллюзорность познания современных ученых, всеобъемлющий субъективный идеализм, царствующий в науках;
2) «Фактически можно говорить о том, что чем большее количество людей поймет (примет) философскую концепцию, тем более она достоверна»; факт установления голосованием истины или просто даже научных данных - весьма сомнительная характеристика современных наук, познания, образования, существенных для развития общества;
3) «В философии уже не ставится вопрос о том, что чей-то плацдарм истинен, а противоположный, безусловно, ложен. Ведется лишь круговая оборона всех от всех за право обладания хоть каким-то кусочком истины»; но истин быть много не может, поэтому обороняется уже ложь - тоже весьма сомнительное достижение общества.
Или Вы хотели дать описание интегральной эпистемологии, обладающей всеми этими качествами?
2 ostogov
:-)
Не только "смысл", но "трагедия" понятия относительные и субъективные. Кто-то в нечто видит будущий прогресс, а кто-то крушение устоев. И так было всегда.
Да и вообще не понятен посыл, а что трагедия всегда бессмысленна? :-) Трагедия не может быть предметом изучения-описания?
Вот так и получается: напишут утопию, прожект - все возрадуются - вот так и должно быть, по-правильному, по-умному, а опишешь как есть на самом деле - заохают,заахают. Так в чем же все же задача ученого (и философа) выдумывать как должно быть хорошо или исследовать сущность и причины хоть и не всем нравящейся действительности?
А кто произнес слово "истина"? Где вы его нашли в тексте?
А если вы хорошо представляете, что такое философская истина, то ведь можете и назвать хотя бы одну философскую систему в которой таковая присутствует в явном виде? В каком? В виде чего?
Но бог с ней, с истиной - о ней речь и не шла, упоминалась лишь истинность философских высказываний (заметьте именно философских - науку вы сами примыслили). Так вы знаете способ установления философской истинности? Интересно...
Тут вы столько нагородили ;-)
Исходя из вашего посыла вся история философии - это история лжи - ведь теорий много. Так? А можно и по другому спросить: а почему если что-то не есть высокая истина, то это обязательно ложь? То есть если вы что-то сказали-написали и сами не считаете это Истиной, то ведь вы же и не посчитаете это ложью, так?
Да потом, кто сказал что Истин может быть много? Я например думаю, что Истина одна. Только при этом уверен, что ее никогда нельзя было и никогда нельзя будет соотнести с какой-либо формальной логической системой - теорией.
А если общество (и особенно не научно-философское) достигнет такого уровня, что поймет, что не следует искать Истину там, где ее по определению быть не может - в конечных научных, философских, идеологических, религиозных и т.д. системах - то это будет великое благо.
Традиционное смешение предмета и теории - перечисленными качествами обладает предмет - современное философское познание, а не логическая система его описывающая. А потом, где вы нашли тут эпистемологию - она была в предшествующих главах работы - а вы прочитали лишь фрагмент о философии.
Ответ Вам был построен на основе Ваших материалов. Другое дело, что Вы подтвердили своим ответом, они оказались неоднозначными и в любую сторону верифицируемыми, хотя, собственно, про эту сторону современной философии Вы тоже написали. И то, что «Ведется лишь круговая оборона всех от всех за право обладания хоть каким-то кусочком истины», Вы тоже своим ответом продемонстрировали.
1) Но нельзя же быть «и нашим, и вашим». У Вас: «Кто-то в нечто видит будущий прогресс, а кто-то крушение устоев. И так было всегда»; так и фашизм можно назвать прогрессом с чей-то точки зрения и еще долго рассуждать на эту тему. Только вот участники и жертвы войны никогда с этим не согласятся и российское общество тоже. Но Вы можете продолжать публично говорить, что точка зрения, касающаяся фашизма, может быть. Вот это и плохо - даете шанс негативам. И нельзя прикрываться исследованиями. Одно дело - исследования негативов, а другое дело - публичное утверждение, что они могут быть, что и представляет собою шанс негативам. Так что ученые должны соображать, что говорят.
2) «А кто произнес слово «истина»? Где вы его нашли в тексте?».
Это, конечно же, аргумент в Вашу пользу!!! Слово «истина» Вы не использовали, использовали «истинность» (философских высказываний), потому что иначе все Ваши вопросы могли бы пойти в Ваш адрес («А если вы хорошо представляете, что такое философская истина, то ведь можете и назвать хотя бы одну философскую систему в которой таковая присутствует в явном виде? В каком? В виде чего?»). Но я так делать не буду, потому что если обсуждаются философские высказывания, допускающие публичное обсуждение чего угодно, в том числе, например, и фашизма, как могущего существовать, то такие философские обсуждения мне и многим не по душе.
3) Из моего утверждения «обороняется уже ложь — тоже весьма сомнительное достижение общества» ну ни как нельзя сделать логический вывод, даже отдалеено напоминающий Ваш: «Исходя из вашего посыла вся история философии — это история лжи — ведь теорий много». Ответ на Ваш, может быть, вопрос: нет не так.
4) «Традиционное смешение предмета и теории — перечисленными качествами обладает предмет — современное философское познание, а не логическая система его описывающая. А потом, где вы нашли тут эпистемологию — она была в предшествующих главах работы — а вы прочитали лишь фрагмент о философии.»
Не надо меня учить, образование есть и диссертации защищены. Но как ни крути, логическая система входит в поле философских деятельности и познания, порождается ими. Поэтому смешения нет. Или Вы считаете, что если то или иное философское познание (система, учение) уродское, то порожденная им логическая система (его или не его описывающая) может быть нормальной, прогрессивной? Или опять - могут быть разные точки зрения? - об этом уже я написал.
А в целом я в Вашей статье ни эпистемологии, ни рассуждений о философии не обнаружил, поэтому и спросил. Не хотите отвечать, так бы и написали.
2 ostogov
Спасибо.
Что-то обсуждать на уровне морали и этики, думаю, не имеет смысла.
Могу лишь пояснить логику вывода из вашей цитаты, верней из первой ее части, которую вы в ответе почему-то отсекли.
В теории (философской) может быть Истина (это следует из вашей фразы "факт установления голосованием истины..." и т.д). Много истин не бывает. Значит среди множества теорий должна быть одна, содержащая ту единственную истину. Если до сих пор такой теории в истории философии нет - значит эта история лжи.
Но извиняюсь, я понимаю, что вы это не имели ввиду, и не хотели это сказать. Просто это неизбежный вывод из утверждения о возможности одной единственной правильной философии (религии, идеологии), содержащей некую единственную Истину. Так вот именно стремление к таковой и провозглашение таковой единственной и приводит (приводило) к тому, чего вы так боитесь.
Ладно, извините за полемический наезд. Просто странно, когда к логике присовокупляют морально-этические оценки. (Бедные паразитологи - ведь непотребных тварей изучают ;-) - и теории у них такие мерзкие...)
И я приношу извинения, скажем так, за не полагающийся научноаморфный ответ. Дело в том, что кроме Ваших очевидных знаний хотелось понять Ваши человеческие черты. Впечатления самые благоприятные, это я к тому, что с Вами можно обсуждать "тяжелые" темы.
Начет логики вывода из цитаты - это второстепенное. А вот то, что теперь я могу предложить Вам к обсуждению, так это "возможность одной единственной правильной философии". Это - диалектическая философия, в своем начале представленная философией Гегеля. То, что и Шопенгауэра против нее выпустили, и Маркс перевертывал ее, Поппер перевирал и т.д. - это все известно, поэтому я сейчас критики касаться не буду. Пока обозначу, что все вопросы, обозначенные в Вашей статье, в диалектической философии разрешены. Но она имеет свою мораль, точнее согласуется с христианской моралью. Отсюда - и упомянутые Вами морально-этические оценки (но не чувственно-эстетические, касающиеся паразитологов).
Я был правоверным гегельянцем лет двадцать назад (хотя за мои текущие пассажи и сейчас меня относят к жжутким гегельянцам).
А вообще, поройтесь в архиве штурма - осенью были большие разборки с диалектикой (частично можно с моей местной страницы попасть).
А в диалектической философии никакие вопросы не разрешены - проблем больше, чем было лет 150 назад. (Посмотрите текущие обзоры на dia_logic)
Как некий обобщённый способ мышления (в основном восточно-эзотерического) - да. А как сформированная система - нет. Нет такой. Гегелевская Логика лишь первое приближение.
Давно уже проштудировал архивы Штурма и ЖЖ (в последнем недавно еще дискуссировал и с mp-gratchev, dial-less и др.). И не только. Но у меня по итогам сложилось мнение, что диалектические категории понимаются как угодно, но не в собственном смысле; так в ЖЖ пришлось доказывать, что даже Хайдеггер и Сартр понимали ничто как небытие, что в корне неправильно и порочно, или что противоречие (в диалектике) не то же самое, что (логическое) противоречие (насчитал 5 определений, точнее - версий, причем в диалогах постоянно все они путаются, в результате и разговор идет в разных плоскостях, иногда отрывается от исходной посылки). И т.д. Согласен с Вами, что "Есть диалектика Платона. И есть гегельянство во всевозможных изводах вплоть до диамата, пугающего нас противоречиями природы", но также утверждаю, что есть и диалектическая философия, заложенная Гегелем и жестко искаженная после его смерти (по разным причинам). Поэтому (непонимание терминов, искажения …) диалектическая философия непонятна, но только она цельна, обладает системой знаний (это не Энциклопедия) и возможностью воспроизводства познания, главное, пресекает наукоподобную болтовню, а это тоже не нравится теперь.
ОК
Но поскольку тема это страницы прямо не соотносится с диалектикой - мы соотнесем ее с ней косвенно.
И так вы утверждаете, что есть некая диалектическая философия. Понятно, что вы под ней понимаете более или менее систематизированные гегелевские взгляды, представленные в его текстах (ведь некоторые философы считающие как и вы себя приверженцем диалектики отрицательно относятся к Гегелю).
Вот и давайте с вами выясним какими критериями вы пользуетесь называя гегелевскую диалектику "единственно правильной". На основании чего вы сделал вывод, что "диалектические категории понимаются как угодно, но не в собственном смысле"? (Вы же понимаете, что не вы один прочитали Гегеля. А спросить у него самого, искажают его или нет уж нельзя. А даже если и было можно, какое это имеет отношение к философии - к истории философии - да, к к биографии и творческому портрету Гегеля - да, а к философии никакого.)
То есть по сути, я задаю вам исходный вопрос этой темы: каковы критерии истинности философской теории?
С одной стороны это вопрос эпистемологический. А с другой - повод вам продемонстрировать как вы и Гегель можете диалектически разрешать философские проблемы. ;-)
Давайте попробуем.
Вы сами понимаете, что Ваши вопросы весьма не просты, поэтому отвечу то основное, что, на мой взгляд, нужно; в любом случае положения ответа надо будет уточнять, в т.ч. согласно тому, что я не так понял в Ваших вопросах…
Во-первых, диалектическая философия - это не «более или менее систематизированные гегелевские взгляды, представленные в его текстах»; диалектическая философия - это конкретное историческое направление познания окружающего мира и общества и знания о них.
Во-вторых, Гегель для меня никогда не был кумиром, и я никогда не был гегельянцем. Но в постановке извечных тем Кантом и Фихте и высвечивания ими аспектов миросоздания и области знаний я обнаружил характеристики некоторой системы познания, которая и есть диалектическая философия, начатая Гегелем, быть может, в связи с теми же посылками, что и мои собственные исследования.
В-третьих, система определений диалектической философии принципиально отличается от терминологического аппарата других философских направлений и школ и, тем более, наук. Дело именно в указанном Гегелем понятии, которое является истинностью моментов мышления, нечто и вещей. Именно оно является основой любого определения и, вместе с тем, связующим с другими определениями звеном, основой безотносительности определений, их привязки к мироустройству, к реальности. Иными словами, в диалектической философии нет аксиоматических определений, и ее определения жестко увязаны друг с другом, что в методологическом плане дает возможность проверки не только их, но и выстраиваемых умозаключений.
В-четвертых, диалектическая философия дает наиболее адекватное отражение мира, так как оперирует понятиями его моментов и истории, а не субъективно понимаемыми и вводимыми познавательными переживаниями или рассудочными определений и образами. Главное, что она может практически использоваться при решении любого вопроса, причем может доказать неверность любой иной точки зрения, если она не совпадает с диалектическим выводом по данному вопросу. Говорить же о единоистинности диалектической философии относительно иных существующих систем философского и научного познания вообще нельзя: в них не только нет соответствующих понятийных инструментов и все относительно, не привязано к мироустройству, к реальности, но и имеется иная основа миропредставления, возводящая на престол наживу и престиж или зависящая от них, как угодно.
Наверное пока так отвечу.
А каковы критерии истинности философской теории? - это слишком относительный вопрос, так как ответ в одной системе не будет приемлем для других, причем и морально-этические оценки будут играть важную роль. Пока оставим этот вопрос - он отдельный.
Ну вот... "Жаль, что нам так и не удалось услышать начальника транспортного цеха..."
Так вот его-то отдельного я вам и задавал. Причем именно его вы сами и спровоцировали:
Вот я спрашиваю - как решены? и в частности вопрос об истинности ("правильности") философской теории. Чего же проще, если уже есть ответы.
Ведь и для себя вы как-то решили этот вопрос. Или прочитали где-то? Так хоть цитату приведите. Ведь согласитесь - если у вас уже есть однозначное решение, то значит есть четкие основания. Тем более, что диалектика "может практически использоваться при решении любого вопроса, причем может доказать неверность любой иной точки зрения, если она не совпадает с диалектическим выводом по данному вопросу". (Вы не замечали, что в том, что смогут доказать неправоту не своей точки зрения, уверены все имеющие хоть какое-то мала-мальское мнение, не говоря уж о концепции. Это же повальная болезнь интернетовских форумов.)
Хотя ответ-то в своем тексте вы дали, только сами не заметили:
А у кого-то другие посылки, другое мировоззрение, другое видение реальности... И что им бедным делать? Ведь для них гегелевский подход не будет "адекватным". (Или они люди второго сорта? Неадекватно воспринимающие Мир? Хотя, конечно, это не так страшно как когда у них другой цвет кожи или другая религия...)
Кстати о какой адекватности вы ведете речь?
Что чему адекватно? И как эта адекватность проверяется?
Только не рассказывайте про диалектику (я немного в курсе, да и не она является предметом разговора), а просто отвечайте на вопросы. С применением диалектического метода или без него - это уже ваше дело. Так и отвечайте: берем то-то и то-то, прикладываем к тому-то и смотрим совпадает (адекватно то тому) или нет.
P.S. И забудьте про морально-этические аспекты - надеюсь, что вы не из этих соображений выбирали себе единственную.
P.P.S. Да, кстати, а вы читали мой ответ Гогузеву? - он прямо касается темы разговора.
Ну что ж, пять минут - полет нормальный. Это я насчет нашего диалога. Я думаю, Вы согласитесь, что, как бы я не ответил, Вы всегда можете задать еще и еще вопросы. Хотя бы с учетом Вашего видения философии. Это - первое базовое положение для дальнейшего диалога, Ваши комментарии - второе. Теперь уже есть предварительное понимание, как не заходить в клинч. Поэтому могу продолжать.
1. насчет «начальника транспортного цеха…». А как Вы хотели? Ясно, что даже Ваше «P. S. И забудьте про морально-этические аспекты — надеюсь, что вы не из этих соображений выбирали себе единственную» уже в оппозиции к диалектическому «причем и морально-этические оценки будут играть важную роль». Не думал, что сразу тут разойдемся. Но тут скажу хотя бы то, что многим казалось, что за их идеями стоят общечеловеческие ценности, вечные истины, объективно-научные закономерности. Противоположную позицию высказал жестко и точно В.И. Ленин: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фактами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных господствующих классов». Так что не только морально-этические, но и классовые и религиозные аспекты влияют. Собственно, реальный учет этого и составляет силу диалектической философии, остальные теории блокированы одной точкой зрения или служат ей, к тому же, не владеют знаниями других систем (В частности, и только в частности, например, вряд ли д.ф.н. знает квантовую механику, а д.ф.-м.н. детально разбирается в понятиях «противоречие», «снятие» и др., а ведь в диалектической философии надо знать и то, и другое. И третье и еще. Диалектическое образование слишком дорого, поэтому мало кому доступно.)
Жду Ваших комментариев относительно этого положения, чтобы продолжить свой ответ.
2. Ясно, что последующий ответ на вопрос об истинности («правильности») философской теории зависит от 1) указанных и других разных аспектов и 2) разнопрофильных знаний, сконцентрированных в одной системе. И вот здесь, если Вы, обосновав, не согласитесь, то диалектика «может доказать неверность любой иной точки зрения, если она не совпадает с диалектическим выводом по данному вопросу».
3. «Вы не замечали, что в том, что смогут доказать неправоту не своей точки зрения, уверены все имеющие хоть какое-то мала-мальское мнение, не говоря уж о концепции. Это же повальная болезнь интернетовских форумов.» Мнения и концепции иметь - этого мало. Ну сколько их в физике? - а что такое сила, электрический заряд и т.д. физика не знает. Если, стоя на позициях незнания, иметь свое мнение - тогда это другой разговор; в отношении такой позиции разговор со стороны диалектики будет иной, например, тот, про который говорил Э. Кэрд. (После этого будет ответ про адекватность.)
P.S. Надеюсь Вы не будете больше отделываться вопросами, а дадите свое видение, ответы, так как мне для ответов нужна «конкретная система координат», без нее диалог - пустая трата времени.
На этой - открытой мной странице - в верхней части которой находится фрагмент моей работы, однозначно посвященной исключительно философии - я не намеревался и не буду обсуждать политические, этические, социологические, педагогические вопросы. Что в принципе было и так ясно - да еще и специально акцентировал на этом ваше внимание в PS. Безусловно, связь философии с этими вопросами наличествует, но ответы на них лежат либо до, либо после нее. И уж точно никакие философские проблемы не решаются на уровнях политики, этики, эстетики и т.п.
Можно только улыбнуться :-)
Свою "систему координат" я уже выразил в оформленных текстах (см. хотя бы начало страницы) и повторяться не буду.
Диалог был поддержан мной исключительно из желания узнать расшифровку вашей фразы о разрешении диалектикой всех философских проблем, именно, уже разрешении, а не о возможности такового ("вопросы, обозначенные в Вашей статье, в диалектической философии разрешены"), и на практике убедиться, что она (диалектика) способна "доказать неверность любой иной точки зрения".
Вы ведь вполне осознанно писали эти слова. То есть на момент их написания были убеждены, что либо сами сможете однозначно опровергнуть мои выводы и предложить "адекватное" решение, либо призвать себе в помощники некий авторитет. То есть так или сяк продемонстрировать диалектический метод в действии.
Вопрос о разрешении диалектикой всех философских проблем не сводится к демонстрации диалектического метода в действии, потому что тут еще возникнет вопрос о том, что есть этот пресловутый «диалектический метод». Не думаю, что Вы хотите смять диалог путем вклинивания в вопрос невозможность ответа на него (на что обращал внимание Гегель, говоря о простой, обычной философии и софистах). Но тогда дали бы свое видение этого метода, чтобы можно было бы понимать Ваши слова. А если Вы имеете в виду что-то общепринятое, то привели бы ссылку, так как определений «диалектического метода» - слишком уж много, и все противоречат друг другу. Так что нет возможности ответить на Ваш вопрос, в первую очередь, «То есть так или сяк продемонстрировать диалектический метод в действии».
Или теперь уже о методе надо говорить, еще не разобравшись с предыдущими вопросами?
Это, кстати, и есть форма философских дискуссий вне диалектической философии.
Более того, тут надо еще понять, как быть с тем, что Вы сказали: «я не намеревался и не буду обсуждать политические, этические, социологические, педагогические вопросы». А для диалектической философии историческое, социальное и этическое - не менее важны, чем логическое (в смысле диалектики, а не формальной логики). Получается, что Вы не хотите учитывать ту область, которая непосредственно ведет к ответу на основной вопрос дискуссии. То, что свою «систему координат» Вы «уже выразили в оформленных текстах (см. хотя бы начало страницы) и повторяться не будете», что тут можно сказать - недостаточна она для обсуждения вопросов об истинности и о диалектической философии. Поэтому я и хочу понять, какие моменты Вы приемлите, чтобы, базируясь на них, дать Вам ответ в плоскости Вашего мировоззрения, на Вашем языке, так как диалектические вариации Вы не воспринимаете (считаете недоказанными, поэтому невозможными..., не важно).
Таким образом, получается, что диалектика должна дать ответ при следующих условиях для него: 1) введение неопределенного или многозначного параметра, обсуждение которого есть отдельный вопрос, т.е. удаление от основного вопроса, который должен быть основным и присутствующим, 2) невозможность задействования необходимых для ответа сфер и 3) в рамках более узкой концепции (хотя бы в том, что нет намерений «обсуждать политические, этические, социологические, педагогические вопросы»)... И всем понятно, что любое обсуждение так можно завалить.
Тут еще один вывод напрашивается: отличные от диалектики философские системы именно потому не могут иметь ответы на все вопросы, в первую очередь, на затронутые (истинность,…), что слишком узки. Или просто не хотят получать ответ и вводят тысячи сложностей в процесс ответа, так как после ответа на него не ими «останутся не при делах».
Вашу полемику с А.В. Гогузевым прочитал. Красиво пишете!!! И информационно! Но
1) он рассматривал Ваши мнения с логико-теоретических позиций, что весьма ограниченно и неправильно: Ваши материалы богаче возможностей такого подхода. В свою очередь, многие его критические замечания можно «разбомбить», применив подход «из того, что не-А ложно, не следует, что А истинно», что вполне в русле формальной логики;
2) а можно, заручившись поддержкой еще двоих людей, просто сказать, я не согласен с Гогузевым, или Болдачевым, или с обоими. И тогда вам придется согласиться в вашими же мнениями: «единственным критерием истинности философской теории является ее понимание-признание другими», т.е. ваши выводы двоих неверны, так как трое против. Ну и зачем была полемика? Для самоудовлетворения? - что, кстати, входит в Вашу позицию. Но если для других теория бесполезна, то она им не нужна. И вопрос закрыт.
Интересен момент: «не надо путать способ, форму научного познания (научные теории) с самим Познанием, которое начинается и заканчивается в Человеке». А потом: «Итак, видимо, окончательно решено: «Истина – это движение Познания». Только неизвестно «Познание» с большой буквы, это обыкновенное познание бытия людьми, или нечто иное» (далее - безрезультатная верификация). Т.е. не надо нечто путать с тем, что не известно!!! Без комментариев.
А вывод прост: я принципиально не согласен с тем, что единственным критерием истинности философской теории является ее понимание-признание другими. Во-первых, чтобы понимать, надо иметь образование, а это уже мало кому доступно, поэтому признание возможно будет только меньшинством, что не есть признание по вашему же правилу. Во-вторых, ну признавали марксизм в СССР, а СССР уже более нет: то ли марксизм не правильный, то ли признавать - мало. А насчет понимания - сколько государственных премий было выдано!.. Или еще и тут критерии надо выставлять, что присуждали верно-неверно? Большинство точно не согласиться, опять Вы будете в проигрыше. В-третьих, ...
Свой комментарий к полемике с Гогузевым следовало бы, конечно, там и разместить. Ну да ладно.
Именно так. Не придется, а полностью согласен. "И вопрос закрыт".
А все ваши доводы на уровне "я принципиально не согласен" безусловно важны для вас и звучат для вас убедительно. Но не имеют ни какого отношения к философии.
Смогу ответить только на хоть в какой-то степени формализованный текст, содержащий нечто большее чем "я не согласен".
Ну а почему Вы считаете, что то, с чем Вы полностью согласны, относится к философии? Это, опять же, к отвергнутому Вами вопросу о «системе координат дискуссии». Факты относительно марксизма Вы не приняли, а с противоречивой оценкой Гогузева в целом согласны. Но при различии понимания относимого к философии и доказательств никто ничего друг другу не объяснит. Поэтому я и просил дать ответы по конкретным позициям, так как то, что Вы «уже выразили в оформленных текстах (см. хотя бы начало страницы)» - недостаточно. Пока ясно, что Вы не будете «обсуждать политические, этические, социологические, педагогические вопросы».
(два раза отправил)
Искренне прошу извинений, но не вижу предмета для обсуждения.
С уважением, Александр Болдачев
А нужна такая икона философии? По моему консенсус уже во многом сложился, что монологический разум неадекватен действительности. (Можно уже осмыслить результаты достаточно жестских экспериментов 20-го века по насаждению единомыслия)
Далее, вспоминая того же Гегеля (отца-основателя) о том, что все сущее истинно, мы приходим к оправданности множественности смысловых полей... Следующий шаг - эволюция смысловых полей в конкуренции за головы людей. Эволюция может снять цель (у эволюции нет цели), т.е. убрать из системы абсолютную истину. Получаем согласование общей модели с собой...
И следующий шаг - коммуникация. Какие общие требования могут обеспечить единое коммуникационное пространство - то самое поле эволюции смысловых полей...
Другая редакция :)))
2 kroopkin
1. То, что нам не удается установить такую одну "Истину", с этим кажется никто уже не спорит.
Но если нет такой Истины (или ее познание нам недоступно), то у нас возникает дилемма:
- Или существуют только относительные истины, обусловленные определенным контекстом. В этом случае, возникает проблема соотношения разных истин: 1)Принимается позиция того, что истин много, но их нельзя сопоставить друг с другом в силу существенного различия дискурсов (парадигм, культур), несводимых к некоторому Единству. 2) Истины, относящиеся к одной области, могут противоречить в своей формулировке друг другу. Возникает диалектическое противоречие? Как мне, кажется, такое "противоречие" мнимое. На самом деле, мышление по необходимости исчерпывает все логические возможности, в том числе и те, которые друг другу формально противоречат. Соотношение таких истин диалектично в древнем смысле этого слова - как исчерпание всех возможностей мысли. На самом же деле, каждая такая истина требует уточнения контекста, в котором она истинна и в этом контексте формальное противоречие формулировок разрешается. Об этом мы уже дискутировали.
- Или истин вообще нет, а есть только вероятность, правдоподобность, эффективность, полезность и т.д. Точнее говоря, речь идет о том, чтобы вообще отказаться от такого философского термина как "истина" (оставив ее логикам). Многообразные разные мнения дополняют друг друга, образуя пеструю слабо структурированную картину мира.
Вы прекрасно перебрали все варианты... :-)
Мой вариант - 1.1.
Ибо человек впитывает "истину" с молоком матери. И весь обыденный опыт говорит ему что истина есть. (Более того, он говорит ему даже, что истина одна).
Так что совсем отказываться от истины - это стать маргиналом.
Другое дело - единство истины. Развитие человеческого духа показывает, что в каждый момент времени существует множество систем, каждая из которых считает себя истинной. Это, кстати, ыполне себе экспериментальный факт. И данный факт оставляет нам две опции - (1) положить, что единая истина будет обнаружена когда-то в будущем (стандартный подход монологического разума), или (2) отказаться от положения о существовании единой истины.
Опция (2) приводит нас к модели эволюции мировоззрений, каждое из которых конкурирует за головы людей... Эволюция позволяет "снять" понятие "Абсолютная истина"... И вот только тут
:-)
Одно не понял: а чего Вы тогда с моими смысловыми полями воевали? :-)
Я не с полями воевал, а с сорниками на этих полях - с бурьяном в вашей системе.
(Я никогда не воюю с терминами. Лишь иногда высказываю свое робкое мнение об их неадекватности тому, что на мой взгляд хотел в них выразить автор - для выяснения чего задаю кучу вопросов - которые порой так не нравятся авторам терминов. И уж точно не по причине того, что я использую другую терминологию.)
Воевал с недостаточной пропаханностью ваших полей, с эклектичностью культур на них растущих. С паразитами, залетающими с соседних угодий и порой принимаемыми вами за необходимый атрибут этих полей.
Воевал за то, что бы агротехнические методы, отработанные на своих полях, вы не применяли без разбору где угодно - скажем в диалектическом огороде ;-).
А по поводу ваше схемы скажу - не так все просто в поднебесной. Верней так. Но не только так. А и чуть по другому. И совсем по другому. А уж если касаться эволюции... (не диалектика и не эпистемология мои основные темы - а вот эта самая эволюция), то и совсем не так - то есть никак ;-).
Но это значит лишь одно, что после завершения построения своей схемы, надо приступать к новой.
Такой подход я называю "автокритическим методом". А на смену лозунга «возможно все!» (Фейерабенд, анархическая эпистемология), я предлагаю следующий: «Необходимо все!», как визитную карточку интегральной эпистемологии.
1. В целом, Вы сформулировали идею Системы Гегеля. Как известно ее положения таковы:
1) Философия есть Система Знания [в Вашей формулировке - "Познания"] и ее истинность устанавливается только внутри Системы.
2) Все отдельные философские системы истинны в своей мере и составляют части общей Системы Знания.
3) Ценность философской Системы в целостности системы ее Понятий.
4) Логика этой Системы, взятая в своей чистоте, есть Абсолют.
2. Единственная разница между Вашей позиций и позицией Гегеля, по-видимому, состоит в том, что Гегель считал, что построил окончательную систему "интегральной эпистемологии" (как Вы выражаетесь), а Вы считаете, что быть может ее построить и нельзя, поскольку такая Система неизбежно становится в ряд с другими Системами - являет собой только частный случай философской теории. Такая же участь постигла и Гегелевскую Систему, которая превратилась в частную "философию Гегеля". :)))
3. Насчет Ваших чаяний относительно нового здравого смысла - здесь Вы, как мне кажется, ошибаетесь. Здравый смысл всегда будет противостоять философии, поскольку у здравого смысла и философии - разный опыт и разные задачи. В отношении опыта. Здравый смысл основан на житейском опыте, использует житейские понятия и категории для его фиксации и не пытается их развивать, довольствуясь общепринятым, а философия замахивается на большее - на обоснование своей точки зрения, для чего используются все возможные способы - логические построения, внутренний опыт, медитация и т.д. Здравый смысл своими простыми решениями и ответами призван защищать обывателей от тревожных вопросов и уж, конечно, никак не связан с истиной, скорее, с сохранением психологического благополучия и комфорта, а философия пытается постичь истину, какой бы тягостной и огорчительной она не была.
По этому:
У Вас тут не хватает одной простой мысли, того, что житейский опыт и здравый смысл являются одним из оснований философии. Введя ее, сразу снимаем поставленную Вами оппозицию, и получаем возможность дополнительной верификации развиваемой системы - соотнесения ее проекции в обыденное смысловое поле с наработанными там смыслами.
В качестве примера могу указать на национальные духи Гегеля - модель оказалась может быть самой долгоживущей из всего его наследия. И в немалой степени потому, что хорошо презентует/обобщает обыденный опыт сосуществования множества государств.
А по абсолютной истине - см. мой коммент к первой ветке. Интересно услышать Вашу критику.
Любой здравый смысл, будь то житейский, или философский исходит из двух вещей - определенность и достаточное основание.Так что имеется общее методологическое основание как для философии, так и для жизни.
2 actuspurus
Рад приветствовать ;-)
Смысл всего этого текста именно и есть в этом "нельзя" (даже не в «быть может»). А посему не вижу никакой связи с Гегелем. Может только в "системности"… Да и то - не претендует этот текст на систему.
Вы упустили несколько принципиальных моментов.
(1) Представленный текст лишь дополнение к "интегральной эпистемологии" (менее десятой части ее). И в нем лишь ставятся проблемы философского познания, но никак не содержатся их решения, некай система. То есть тут главное не путать "интегральную эпистемологию" как вполне проработанную систему и "интегральную философию" как некое обобщение идей первой, перенесение их в область философии.
(2) В моей трактовке философия (а точнее каждая отдельно взятая философская система/теория/концепция) есть "Система Знания" лишь только в самом общем или, наоборот, самом узком смысле - именно как вербализирванное, формализированное индивидуальное Понимание. ("В контексте этой работы под знаниями будут подразумеваться зафиксированные и однозначно воспроизводимые высказывания (предложения) или системы высказываний на одном из формализованных языков (естественном, математическом или других научных).")
А учитывая, что "Предмет теории – Понимание – конкретно реализуется лишь как индивидуальное Понимании самого философа", я бы вообще не стал называть философию "системой знаний". Дабы не вводить ни себя, ни читателей в заблуждение - не смешивать научные знания с философскими "знаниями". Если научные знания (частные теории) еще как-то могут претендовать на объединение в "систему знания", то философские являются системой только внутри отдельной теории (если вообще таковая система там просматривается). То есть отдельные теории никак не могут «составлять части общей Системы Знания (actuspurus)» (Хотя эта тонкость держится лишь на различении знания и понимания – которое вы отождествили, но которые однозначно и строго разграничены в моем работе).
И именно в рамках предложенного мной концепта интегральной философии нельзя называть философию в целом "системой знаний", поскольку при моем подходе утверждается именно единство Понимания (то есть невербализированного познания) и невозможность совмещения (интеграции) знаний - отдельных теорий, или выделения из оных некой одной – единственно истиной.
(3)
Если Гегель и мог такое предполагать (но что-то я не припоминаю), то у меня чуть (или совсем) иначе. В тексте однозначно указано, что не «в своей мере», а в абсолютной мере. Любая философская теория абсолютно истина, поскольку, во-первых, ее предметом является индивидуальное понимание (а кому как не самому создателю теории знать это Понимание и соответствовать ему), и, во-вторых, (что следует из «первых») любая философская теория неверефицируема и нефальсифицируема (кто проверить или опровергнет – соответствуют ли высказывания философа его индивидуальному пониманию). Хотя можно (и нужно) сказать что таковая «абсолютная истинность» есть и абсолютная неистинность.
Какое это имеет отношение к моему тексту не очень понял. Там нет ни особой логики, ни системы, ни абсолюта… (именно в приведенном фрагменте о философии, а не во всей работе).
Тут возникли самые большие непонятки.
В тексте не шла речь ни о каких «чаяниях». Отмечалось наличие некоторого эмпирического факта, моего личного наблюдения: в последние десятилетия отмечается «начало формирования некоторого непосредственного интегрального философского мышления». Сталкиваюсь я с этим постоянно – множество людей (не профессионалов) воспринимают новые философские идеи, концепции как само собой разумеющееся и очень удивляются, что это они не прочитали в учебниках и вообще подобного еще никто не писал. То есть я наблюдаю некое философско-научное понимание мира не основанное на конкретных знаниях, вычитанных из конкретных учебников, а сложившееся под влиянием изучения множества источников, общего интеллектуально-информационного фона, личного опыта. И посему я взял на себя смелость назвать это понимание «здравым смыслом», но чтобы отделить его от архаичного бытового здравого смысла обозначил его как «постнаучный». Термин «постнаучный» именно и обозначает, с одной стороны, не научность этого понимания, то есть отсутствие у него однозначной рациональной связи с научными (и философскими) знаниями, а с другой – (буквально с другой) именно научность этого понимания, основанность его на неком общем уровне образования, просвещенности (что не позволяет его смешивать в житейским здравым смыслом).
Именно это момент вы упустили повествуя, что
То есть вы почему-то упустили из виду дополнение «постнаучный». Или, можно сказать, как профессионал не заметили и не восприняли этот феномен («Во многом это мышление еще находится в зачаточном состоянии, и носителями его в большей степени являются не профессиональные философы, а слой людей, имеющих общий высокий уровень образования. Это бытование интегрального мышления выражается в формировании нового здравого смысла, не относящего себя ни к одной из крайних философских концепций.»)
Повторю, посему мне порой проще общаться на философские темы с людьми не имеющими никакого отношения к философии, чем с профессионалами или упертыми любителями (хотя профессионалы чаще гораздо более упертые). Люди, обладающие так называемым (мной) постанучным здравым смыслом (а таковые есть), способны воспринимать и осмысливать очень сложные философские конструкты именно по причине отсутствия у них однозначных установок, границ. Вот вы сходу соотнесли текст с системой Гегеля, что никогда бы не стал делать непрофессионал (любопытствующий) – для него важно (если важно) просто содержание, а не его место в некой градуированной ситсеме.
Вы пишите совершенно общие фразы, не имеющие отношения к анализируемой в тексте проблеме, которая в основном эмпирична, а не теоретична. То есть, повторю, речь идет не об обывателях, а людях безусловно озабоченных проблемой «истины». Это в основном творческая интеллигенция – среди людей с которыми мне интересно обсуждать сложнейшие логико-философские проблемы режиссеры, переводчики, музыканты, художники. Именно их я имею ввиду, когда говорю о носителях «постнаучного здравого смысла». А вот современные философы и ученые (в своем большинстве) с трудом воспринимаю что-то выходящее за рамки традиционных построений (тем более, когда это невозможно привязать к уже существующим системам).
Сродство к трансгрессии? (имеется в виду общая характеристика контингента)
Тренированность в выходе за пределы себя?
2 kroopkin
Как-то раньше не задумывался. Это просто люди, которые окружают - а вот написал списком - получился повод для умозаключений.
В общем образованные, начитанные люди без каких-либо устойчивых (ограничивающих) философско-научных ориентаций. К примеру, формализм обратной логики был воспринят как само собой разумеющееся - в искусстве это обычно дело: обоснование неких исходных положений творчески (интуитивно) полученным результатом. И еще удивлялись, а что разве в логике до сих пор такого нет?
Вот тебе и постнаучный здравый смысл. Он действительно здравый смысл, а не знания - на его основе нельзя построить теорию, но понять - запросто.
Мне кажется, что философия (чистая) противостоит не здравому смыслу, а науке. Как устроена любая наука? В основание кладется система основных понятий и аксиом, которые отнюдь не очевидны. Затем над ними, как следствие, строится сама наука. Это можно сравнивать с растением, которое вырастает из зерна (аксиомы) и, развившись, приносит плоды (практическая польза от науки). Философия – это наука вверх ногами. Ее цель довести абстрактные понятия, которые служат исходным пунктом для науки, до сознания обывателя. Т.е. свести их к здравому смыслу.
2 Корвин
Тут возможно множество вариаций. Можно представить построение философской теории полностью по подобию научной - от априорно принимаемых оснований к некой структуре и выводам. Или сказать, что философия есть воплощение здравого смысла, но только не массово-бытового, архаичного, а индивидуального.
Но что уж точно - философия (чистая) никогда не стремилась что-то двести до сознания обывателей. Не следует путать философию с политикой и идеологией.
2 boldachev
1. Вы постоянно используете выражение "интегральная эпистемология", "интегральная философия", но определение "интегральный" по своей семантике предполагает, что
1) есть самостоятельные целостные системы, которые как-то объединяются в интегральную (т.е. объединяющую все);
2) эти самостоятельные целостные системы истинны не только сами по себе, но и внутри общей интегральной системы - занимают в ней определенное место.
Это и есть собственно проект Гегеля - объединить философию на основе интеграции всех философских идей и систем, разработанных в истории, в одну Единую Систему. Но если нет Системы, а есть только конгломерат многих философий, то причем здесь интегральность?
2. Или быть может (так Вас тоже можно понять) под "интегральной философией" понимаете еще одну философию - наряду с другими? Но если "интегральная философия" будет еще одной философией, то в чем ее интегральность? И без всяких слов, "интегральная" и т.д. - давно уже все серьезные философы отказались от разработки систем - скорее речь идет об индивидуальном философствовании - то, о чем пишете Вы - при котором используются все идеи, которые когда-либо разрабатывались как в философии, так и в других дисциплинах. Но для этого не нужно так много глубокомыслия и лишних слов. :)))
3. Насчет Абсолюта. Вы написали:
"Или вдруг Понять, что этот круг и есть круг нашего знания о Мире. Что это Знание — есть сумма всех маленьких знаний, всех точек зрения, но не в виде формального набора тезисов и теорий, а как Осознание необходимости каждого из них, необходимости этого бесконечно замкнутого движения. И приняв это Знание, мы оказываемся в самом центре этого круга Познания. Понимаем его как Абсолют [выделено мной]. Без определений. Оставив все знания за кругом."
Значит все-таки есть и Система (в Ваших терминах = Знание как "сумма всех маленьких знаний") и Абсолют. Слово "Логика" - это не Ваше, это из Гегеля, но ведь Вы и претендуете на то, чтобы отличаться от Гегеля. У Вас вместо Логики, конгломерат (аморфный?) "маленьких знаний". :)))
4. Вам проще общаться с дилетантами - возможно потому, что им Вам нечего возразить. :)) Я сразу соотнес Ваше построение с философией Гегеля, поскольку Система Гегеля - это первая попытка "интегральной философии" - надо уважать традицию. :)))
Вы пишете:
А в чем собственно нетрадиционность (новизна) Ваших построений? Возможно, недаром Вы заговорили о "здравом смысле" (постнаучном!?). Ведь в данном случае, Вы выразили простые расхожие мысли. :)))
5. "Здравый смысл" - это "здоровый смысл" и он не может быть достоянием отдельной касты - "творческой интеллигенции". Традиционно под "здравым" (здоровым, в отличии от больного) разумеют общераспространенный смысл, расхожее мнение.
1.2.
Давайте я оставлю все ваши рассуждения об «интегральности» без комментариев. Они безусловно, логичны и правильны, но не имеют никакого отношения к работе, маленький фрагмент которой был здесь приведен с чисто утилитарными целями – в качестве материала для других дискуссий (о чем были все предупреждены).
Я вообще не понимаю, зачем вам понадобилось тратить столько времени на оправдание своей мысли о связи этого текста с гегелевской системой. (Включая анекдотичные ассоциации – мол типа и у вас слово Абсолют есть – видать такое редкое слово в философских текстах ;-).
Хотя один существенный момент хотелось бы отметить – вы просто невнимательно читали текст – в нем ни слова не говориться ни о построении некой новой теории, ни об интеграции существующих философских систем в одну – речь исключительно шла об «интегральном мышлении», об «интегральном Понимании». Фактически повествовалось о крахе мечты о философии как единой системе – но не о принципиальном отказе от формальных построений (теорий), а лишь о представлении их как необходимых кирпичеков формирования интегрального философского понимании. Именно так позиционировалась «интегральная философия» - в полном противопоставлении гегелевской единой формальной системе.
3.
Внимательно прочитав цитату из нее однозначно можно извлечь только одну логику: «приняв знания … оставить их за кругом» (то есть уже никак не система). И Абсолют относиться не к знанию (системе, системам) а к Пониманию («без определений»).
Вы уже не в первый раз с наскоку проглатываете текст видя в нем лишь то, что хотели или могли увидеть, не замечая, что привычные для вас слова стоят немного не в том порядке, сочетаются с другими словами, и что это существенно.
4.
Спишем эту фразу на смайлик. Хотя в ней есть и мысль – дилетанты хотят понять, а не ищут, чтобы возразить (порой просто так – для порядка, по привычке :)) Как показал ваш предшествующий текст – вы анализировали лишь соотношение встреченных в тексте знакомых вам слов (интегральный, философия, знание, абсолют) без какого либо отношения к его содержанию.
Я ни словом не обмолвился о том, что некая «нетрадиционность» присутствует именно в этом маленьком фрагменте текста. Хотя введение понятия «постнаучный здравый смысл» впервые прозвучало именно здесь – и то, что вы изначально и не поняли его содержание (см. ваш первый коммент – вы банально свели его к обычному здравому смыслу), именно подтверждает мысль, присутствиющую в приведенной вами цитате о сложностях с рамками восприятия.
Однако в целом вся работа содержит несколько ранее не обсуждаемых решений – включая концепцию истинности теоретических и эмпирических высказываний (буду рад если вы укажите у кого есть подобный анализ).
Показателен и более свежий пример с «обратной логикой», которая, согласитесь, независимо от отношения к ней, есть существенный шаг в понимании природы диалектического мышления - в упор не понимается (опять же, если вы можете привести хоть какое-то мало-мальски значимое достижение – которое просто можно было бы назвать - в этой области после Гегеля – буду рад). Мы просто не привыкли, что мысли могут возникать при обсуждениях на форумах.
(Если же вас действительно интересует о чем я мог говорить с дилетантами и что они могли понять – вы это легко найдете.)
5.
На что я могу ответить, что именно «философия [, которая] пытается постичь истину, какой бы тягостной и огорчительной она не была (actuspurus)» в большей степени позиционирует себя как кастовая сфера …
Постнаучный здравый смысл – это и есть «интегральная философия», философия будущего. И именно как таковая она в равной степени будет доступна для всех (а не только узкой группе людей, изощренно владеющих технологией перетасовывания слов). И эта философия – как интегральное понимание – не будет разделять людей на приверженцев того или другого направления, но не просто исключая эти направления, а видя в них лишь способ, форму разнестороннего, разноуровневого описания Мира.
И ваши терминологические упражнения (««здравым» (здоровым, в отличии от больного)») тут ничего не меняют – феномен уже проявлен, и его сущность не зависит от того каким его словом называть. И он логично продолжает постмодернистские философские изыскания, переводя их в позитивное направление.
Закончу текст так :) (чтобы смягчить полемический задор.)
1. Не стану спорить. Вы лучше знаете, о чем пишете. Я не намерен цепляться за слова.
2. Вы пишете:
И здесь Вы опять правы, только это не моя проблема, а Ваша. Если Вы не можете донести свою мысль так, чтобы не возникало недоразумений. :)))
3. Вы пишете:
Я пытался Вас понять, в частности в соотношении Вашей позиции по "интегральной философии" с позицией (первой в истории) Системы Гегеля. Отсюда возникла и попытка соотнести Ваши термины и термины Гегеля. Как показывает практика философии все "новое" на деле есть давно забытое старое. Вы же проигнорировали мою попытку обсудить соотношение Вашей позиции и позиции Гегеля. Из Ваших ответов получается, что Вы употребляете выражение "интегральная философия" по недоразумению. Скорее, Вам следует говорить об интегральности понимания (= многообразию способов понимать). Но интегральность понимания нельзя свести к интегральной философии. Аналогично тому, как многообразие способов чувствовать предмет (интегральная данность чувств) не дает нам понятие, идею этого предмета. Здесь у Вас явная лакуна, если хотите можем обсудить.
5. Насчет возражений. На мой вкус в философском общении важны именно возражения, а не согласие. Именно из возражений и противоборства мнений возникает настоящее понимание предмета - со всех возможных сторон. Если я с чем-то согласен, я вообще не вижу почвы для философского общения - все ясно, мы же не на базаре. И зачем вообще форумы? - Для дискуссий. А какая дискуссия без возражений? :)))
6. Ваша находка в диалектической логике - "обратная логика" (как Вы ее называете) действительно есть нечто интересное и даже, возможно, новое. Об этом я уже Вам говорил. Мои замечания о "новизне" касались только Ваших пассажей об "интегральной философии".
2 actuspurus
Еще чуть "потолкаемся пузиками" и поробуем разобраться по сути.
А в моих словах о "рамки традиционных построений" не было и намека на "интегральную философию" - речь просто шла о природе и проявлении постнаучного здравого смысла безотносительно моей личности вообще.
Еще раз повторю - вы пытались анализировать малый фрагмент текста - тут следовало бы познакомиться со всем текстом или просто проигнорировать.
.
Но оставим это позади, тем более и я всегда рад, когда возникают возражения.
Итак. Проблема с Гегелем вроде ясна. Я ни сколько не позиционирую "интегральную философию" как некую фиксированную теорию, претендующую на формальное (логическое) объединение существующих и существовавших систем.
Ранее по тексту "Интегральной эпистемологии" подробно разбиралась проблема о возможности создания какой-либо единой теоретической системы - с отрицательным выводом (может именно этого вывода вам и не хватило для понимания ;-)) Посему я принципиально не мог ставить задачу типа гегелевской.
На данный момент основное столкновение позиций у нас наметилось вокруг понятия "теория" и его соотношения с понятием "философия".
То есть вы исходите из логики, если не теория, то и не философия, то есть сводите философию исключительно к набору теорий. И следовательно, проблема "интегральности" для вас может быть решена только методом соединения теорий (что вы ранее и отмечали).
Я же (опять же обсуждая это ранее по тексту "интегральной эпистемологии") пытаюсь показать, что в качестве цели как научного, так и философского познания следует принимать не теории, а расширение (углубление и т.д.) как индивидуального, так и всеобщего Пониманий. Теории же (особо философские) при данном взгляде можно рассматривать лишь как служебный, рабочий инструмент фиксации и трансляции Понимания - отмечая при этом преходящее их значение (вообще это можно принять как эмпирический факт).
(Тут следует еще отметить, что развёрнутое представление, что такое "понимание" так же было дано в начале "Интегральной эпистемологии" ;-))
Посему, как и науку, так и особенно философию как целые, как самостоятельные сферы социумного познания нельзя сводить исключительно к набору теорий. (Тут можно упомянуть и куновские парадигмы, и попперовский третий мир.) Речь может идти о некой общей понятийной сфере представленной набором теорий. При этом последние следует рассматривать в качестве локализованных, формализованных элементов.
Теперь перейдем к "интегральности". По сути философия (будем говорить теперь только о ней) как целое всегда была интегрально целой, как одна из сфер познания. Однако до последнего времени принципиально невозможно было говорить о хоть какой-то локализованной реализации этой интегральности на уровне индивидуального Понимания - философия была однозначно поделена (как и философы) на множество противоречивых и разношёрстных теорий и направлений, искренне претендовавших на роль интегратора или "вытеснятора".
Но к концу двадцатого века ситуация изменилась. Хотя среди философов существует разделение на направления и течения, хотя у некоторых из них еще осталась уверенность в возможности некоего единственно верного абсолютного решения философских проблем, но это скорей исключение, чем правило. На поле разрушения монистических идей активно работает постмодернизм. И в итоге мы имеем, с одной стороны, отсутствие притязаний на единственно верную систему и, с другой - понимание что каждая философская теория (просто по факту своего существования) с какой-то стороны отображает понимание Мира (пусть даже сугубо индивидуальное).
Такое восприятие (понимание) философии особенно распространено среди просвещённой, образованной публики - уже мало кто себя однозначно причисляет к гегельянцам или кантианцам, все частично разделяют идеи и Ницше, и Хайдеггера.
Возникает вопрос - куда движется философия? Должна (и может ли) быть построена некая единая теоретическая система, отражающая такое интегральное понимание (мировоззрение). С учетом понимания имманентной ограниченности формальных систем следует сделать вывод, что такое понимание может быть зафиксировано лишь во множестве теорий, перекрывающих весть спектр проблем и взглядов. Более того - это мы и наблюдаем сейчас как эмпирический факт - это многообразие теорий перед нами. Для соединения понимания Гегеля и Делеза нет необходимости их скрещивать в одной книжке, в одной теории - достаточно почитать и того и другого отдельно. А потом третьего и четвертого. Чем только расширить свое понимание Мира.
Тут можно привести очень наглядную аналогию с архитектурой. Раньше одни стили сменяли другие: за барокко - рококо и т.д. Каждый претендовал на глобальность, но потом и сам отметался историей. И что мы имеем сейчас? Полный набор всех стилей. Никому в голову не приходит какой-то называть единственным и призывать к разрушении, скажем, готики. Все с одинаковым (ну конечно не без пристрастий) восхищением разъезжают по миру и любуются всем разнообразием. С другой стороны никому и в голову не придет придумывать нечто такое, что бы в одном здании соединило бы все стили. Зачем - все уже есть. А если и появляется в архитектуре что-то новое, то оно уже не как бывало прежде вытесняет прежнее, претендует на гегемонию, а мирно становиться в ряд с историческими шедеврами (если того, конечно, заслуживает). И таковую архитектуру - всю ее сферу (а не частное понимание или направление) можно назвать "интегральной". Пониманимая под "интегральной архитектурой" не эклектику, а именно гармоничное единство. Воплощённое не в конкретном здании, а в социумном сознании как целом.
Так вот, такой же феномен в философии, таковую единую философию - не теорию, а всю ее сферу, воплощенную и индивидуально (в частности в моей голове, в моем Понимании), и социумно - я назвал "интегралльной философией".
Еще раз подчеркиваю - это не теория, это не благие пожелания создания философской системы, это современная реальность, бытование философии в наши дни. То есть, по сути, происходит отказ от философской теории как основного носителя философичности. Выступление на первый план общего (интегрального) понимания философских проблем во всей их переплетенности, которые принципиально не сводимы к одной формальной системе. Роль систем сводится к фиксации и трансляции точек зрения.
Конечно, основной преградой, помешавшей вам понять содержание текста, явилось отсутствие знакомства со всей работой, а самое главное с местом в ней такого термина как "Понимание". ТО есть вы интерпретировали текст без учета специфики ранее введенной терминологии (а ведь предупреждал сразу же).
В общем, то, о чем Вы пишете вполне правдоподобно. Никаких возражений. :)))
2 actuspurus
Как уже отмечал - слово "правдоподобно" меня смущает :)).
Как будто есть некая "правда" и вы ее знаете (или предчувствуете) и сравнивая текст с ней делаете заключение.
Хотя рад, что хоть с какой-то попытки удалось объяснить логику текста. Конечно, исходный вариант более сжатый и понимаю, что мало кто хоть что-то в нем может понять. Это моя беда - туго упаковывать текст.
boldachev,
// речь исключительно шла об «интегральном мышлении»//
Если я вас верно понял, то речь о мышлении которое соединяет (интегрировать лат. - соединять в целое), но для такого мышления уже имеются другие обозначения, например Лосев называл такое мышление отождествлением, Соловьев чувствованием, часто используют слово иррациональное мышление. И такое мышление естественно вне науки (без разницы до научное или пост научное), поскольку научное мышление формально логичное, рациональное, субъект противополагает себе объект, а не соединяет себя с ним в одно единое. Иррациональное мышление как правило используют творческие люди, которые наиболее часто встречаются в искусстве, видимо поэтому представители искусства вас понимают гораздо лучше, чем представители науки и м-л философии.
На мой взгляд, нет никакой необходимости вводить и термин интегральная философия, поскольку это все та же самая философия, метафизика, но только в расширенной границе, включающей в себя не только бытие субъекта, но и бытие мира. Для такой расширенной метафизики, метафизика Аристотеля (субъект - рациональное мышление - объект) становится частным случаем.
Я выработал для себя новую модель синтеза интегральной философии "Стандартный алгоритм космической технологии" и считаю её заслуживающей дискуссионного обсуждения. она выработана с учётом существующих научных знаний.
Готов выслушать суждения коллег философов.