Метафизическая концепция информации утверждает, что все наши идеалы являются результатом воспитания, обучения, опыта. Только крайне незначительное число идеальных представлений можно считать врожденными.
В психологии идеалы называются идеальными образами и отождествляются с конкретным набором нейронов головного мозга. В когнитивной теории ведущего российского нейробиолога Константина Анохина такие наборы нейронов (фракталы нейронов) называются когами. Недавно их существование было доказано экспериментально, поскольку искусственное возбуждение когов, ранее связанных с представлением о движении по кругу, заставляло подопытную крысу двигаться по кругу. [4,5]
Приглядевшись вокруг, нетрудно заметить, что только образы нас и обучают. Во-первых, это образы материального мира, которые называют первой сигнальной системой. Во-вторых, это – образы второй сигнальной системы, передающей информацию между людьми. Слова, нарисованные символы, буквы – тоже образы, акустические и зрительные, но с условным смыслом, который сначала нужно усвоить. Их называют знаками.
Образы возникают, когда множество разных признаков воспринимается одновременно. Даже визуальный образ – лишь комбинация ощущений нейронов, связанных с глазами. Аналогично возникают слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные образы.
Однако, простое созерцание образов – это не обучение. Обучение – это когнитивная обработка впечатлений. Нейронная сеть головного мозга обучается автоматически.
Например, периодически слушая специфическую музыку или наблюдая лица людей одной национальности, по степени возбуждения нейронов, анализирующих разные признаки воспринимаемого, у человека дополнительно складываются идеальные образы конкретного музыкального стиля или национальной внешности.
Идеальный образ является среднестатистическим «отпечатком» в ментальности какого-то качества, процесса, объекта. В дальнейшем любая новая информация мгновенно оценивается по степени приближения к сложившимся идеалам, позволяя делать интуитивные выводы. Поэтому интуиция – вовсе не противоположность интеллекта, как иногда считают, а его неотъемлемая часть. Отождествлением нового впечатления с уже сложившемся идеальным образом, скорее всего, объясняются феномены «дежа вю» и любви с первого взгляда.
Если каждый палец руки сравнить с одним из нейронов, то запоминание положения пяти пальцев создает идеальный образ, позволяющий распознать знакомый предмет при ощупывании. Нейронная сеть головного мозга аналогична руке с миллиардами пальцев, состояние каждого из которых ощущается одновременно с другими. Наш мозг, подобно руке, ощупывает все явления и предметы вокруг.
Наибольшую ясность в суть идеального образа внесли математики. Если число нейронов равно трем, то возникший у них идеал подобен точке в трехмерном пространстве. Координаты этой точки соответствуют степени возбуждения каждого нейрона в процессе формирования усредненного образа внешних впечатлений. Но поскольку в реальных ситуациях задействовано намного больше нейронов, наши идеалы возникают в пространстве гиперкуба, число измерений которого стремится к бесконечности.
Так возникает удивительный эффект понимания – нейронная сеть порождает в сознании многомерное виртуальное пространство для отображения внешней информации, которое никак не может быть наглядно проявлено в материальном мире, но тем не менее, абсолютно реально существует благодаря ему.
Недавно нейробиологами был открыт механизм консолидации долговременной памяти. Оказывается, за сохранение наших впечатлений отвечает синтез в нейронах специфического белка под контролем микро РНК. Если ввести в организм ингибитор синтеза этого белка, подопытное животное теряет способность к запоминанию. Этот механизм и является биохимическим «отпечатком» наших впечатлений в нейронной сети. В 2006 году Эндрю Файер и Крейг Мелло получили Нобелевскую премию в области физиологии и медицины за эти исследования.
Тогда логично предположить, что формирование в психике идеальных образов осуществляется благодаря другому свойству головного мозга – перезаписи любого воспоминания при каждом обращении к нему. Например, вначале нейронная сеть сохраняет биохимический отпечаток конкретного яблока. Однако, при обнаружении другого яблока, это воспоминание активируется и перезаписывается с учетом новых впечатлений. В итоге возникает усредненное отображение яблока в нейронной сети, то есть абстрактное представление о нем - идеальный образ яблока вообще.
Не удивительно, что в бескрайнем пространстве с бесчисленными измерениями, которым оказалась наша ментальность, способна преображаться во множество точек идеальных образов даже самая сложная информация. Вот по какому механизму возникают человеческие идеалы. Например, каждый из нас был обучаемой нейронной сетью, когда учился читать, а теперь мы мгновенно распознаем буквы и слова, даже если их очертания искажены.
Все субъективные понятия - здравый смысл, справедливость, красота, совесть - результат бессознательного обучения с детства. Этика – всего лишь перенос субъективного ощущения красоты в область поступков. Не случайно говорят – красивый поступок, отвратительное поведение.
Даже наши представления о физической красоте зависят от воспитания. В истории известно множество самых противоестественных идеалов красоты. В Бирме женщинам кольцами удлиняли шеи до такой степени, что снятие колец грозило переломом шеи, в Центральной Америке детям уродовали черепа и развивали косоглазие, а в Китае девочкам еще недавно бинтовали ножки, доводя их до инвалидности. Все эти внешние качества считались признаками элиты, поэтому познание превращало их в завидную цель. Когда простолюдины достигали идеала, аристократы пытались его превзойти за пределами биологической нормы. Нечто подобное наблюдается и сейчас у анорексичек, чей смертельно опасный идеал красоты сформировался под влиянием модных журналов, где элиту связали с худыми манекенщицами.
Выводы ума тоже лишь кажутся строго логическими. «За время моего отсутствия со стола исчезла ваза, следовательно, в комнату кто-то входил». Прежде надо уяснить, что вазы не убегают сами по себе, не улетают в окно, не испаряются, не исчезают без причины. Малолетний ребенок в подобной ситуации не сделает четкого вывода.
По той же причине среди взрослых людей представления о «железной логике» сильно разнятся. Ведь ни один математик не объяснит, какой процесс включается в уме после слова «следовательно». Почему из одного утверждения «само собой» вытекает другое, если мы не проверили это хотя бы миллион раз? Потому что активизируется так называемый «здравый смысл», которому мы предварительно обучились. Не найдется ни одной теоремы, сумевшей обойтись без фокуса с подключением здравого смысла в решающий момент.
Томохиро Ишидзу и Семир Зеки из лондонского университетского колледжа исследовали нейроэстетику добровольцев методом фМРТ. [6] Созерцание картин и прослушивание мелодий, которые испытуемым казались красивыми, вызывало возбуждение в орбитофронтальной коре головного мозга, расположенной приблизительно там, где мистики ищут третий глаз. С другой стороны, широко известно, что лобные доли головного мозга отвечает за способность к логическому мышлению. Клинические данные о поражении орбитофронтальной коры свидетельствуют, что она ответственна и за контроль над желаниями. Люди с поражением орбитофронтальной коры становятся агрессивными, асоциальными и сексуально распущенными. Они аморальны, бестактны, много едят, также у них отсутствует чувства вины, стыда и сопереживания. Спонтанные желания таких людей ничем не сдерживаются. Оказалось, что лишь здоровая орбитофронтальная кора реагирует на совпадение реальности с идеалом, возникшим внутри сознания, а поврежденная нарушает связь идеала с нашим поведением.
Важно отметить, что прекрасные изображения и звуки вызывали также реакцию в находящемся около центра мозга хвостатом ядре, которое, согласно другим исследованиям, связано с ощущением романтической любви. Таким образом, любовь и чувство прекрасного соединяет нейрологическая связь. Люди буквально влюблены в свои представления о совершенстве, поэтому стремятся найти их в жизни или воплотить в жизнь.
Субъективность личных идеалов не делает их неважными. Все идеалы как-то отражают воспринятую информацию - грубее или точнее. Они не абстрактные категории, а живые люди. Пренебрежение нашими идеалами мы воспринимаем в качестве попытки уничтожить нас. Однако, без ясного понимания – как возникают идеалы, теряется объективный фундамент для их оценки и возможного компромисса между ними. Вместо единого мира, который лишь по-разному познан, остаются абсолютно несовместимые антимиры, где противник считается недочеловеком и должен уничтожаться.
Комментарии
Редкий случай - я не вижу повода для замечаний. Отличный текст. Я сейчас как раз копаюсь в нейрофизиологической базе мышления. Просто удивительно, с каким трудом (с каким скрипом) спецы нейрофизиологи приобщаются к информатике и синергетике. Скрипят, но ведь деваться им некуда .
На самом деле уже приобщаются. Рекомендую послушать лекции Константина Анохина. Это ведущий российский нейробиолог, членкор АН РФ, который действительно современными исследованиями занимается - на грани прорыва. У него есть студенческая группа поддержки в контакте - там опубликовано много видео.
Смотрю, смотрю... И Дунина-Барковского - тоже. Последний чуть дальше от физиологии, но ближе к модели мышления. Его заявленная тема - обратное конструирование мозга. Сейчас читаю книгу Швыркова "Введение в объективную психологию" . На Швыркова ссылается и К.Анохин. Как раз К.Анохин к информатике продвигаться не торопится, упирается. Может, и правильно для физиолога. Его когниум - это нерасчлененные физиология и информатика, этакий "килограмм знаний". Близко к натуре, но переход с такой точки зрения к психологии затруднителен.
Анохин создает свою когнитивную теорию, но интерпретирует коги в виде графов, а это не очень удобно. Нагляднее представить все же гиперкуб - пространство с числом измерений, равном числу нейронов. В этом бесконечно многомерном пространстве и возникают "точки" идеальных образов, соответствующие его когам. По степени приближения к возникающим "идеалам" распознается любое новое впечатление. По-моему, так намного проще представлять и даже правильнее - "гиперкуб" живого мозга одновременно ощущает все нейроны, а не только нейроны конкретного кога.
У Дунина-Барковского несколько "между строк" я извлек модель образа, как замкнутой цепочки нейронов, в которой отдельные нейроны представляют (фиксируют исполнение их) конкретные признаки образа. Опознание (воспоминание) образа реализуется кольцевым продвижением волны возбуждения в такой цепочке нейронов. Она проходима, если все признаки исполнились. А в эту же цепь входит нейрон, фиксирующий наличие такой волны. Это - "нейрон бабушки". Он, в свою очередь, входит как один из нейронов в вышестоящую цепочку - в обобщенный образ. Такая вот у меня сложилась катинка.
"А в эту же цепь входит нейрон, фиксирующий наличие такой волны. Это - "нейрон бабушки". Он, в свою очередь, входит как один из нейронов в вышестоящую цепочку - в обобщенный образ." (с)
Не знал. Тогда понятно, почему Анохин предпочитает интерпретацию в виде графов - так проще представить иерархию внутри гиперсети.
А мои представления о сущности познания сформировались, как ни странно, под влиянием древней мистики, в частности - каббалы. Древо Сефирот, оно же Древо Познания, оказалось более убедительной структурой психики, чем у Фрейда или Юнга. Нейрон в каббале называется - кли (сосуд), нейронная сеть - клипот (скорлупа), идеальный образ - тиферет (красота), а уровень психики, где возникают образы - ецира (формирование).
Потом мне довелось обратить внимание на современные космологические теории, повторяющие структуру того же Древа Сефирот. В результате возникло представление о единстве космоса с психикой.
В дальнейшем, читая труды уже нейробиологов и психологов, я только убеждался, что зерно истины в моем понимании есть. Вероятно, мистика - это донаучная психология, с непривычными терминами, зато с богатым практическим материалом.
Конечно, среди мыслителей прошлого дураков не было. Каждый остался в истории, благодаря тому, что нечто такое добавил в копилку знаний. Мы живем в благодатное в этом отношении время: картина мира в обыденном диапазоне времен и энергий приобретает полноту, целостность без мистических заплаток. Что там, много глубже в мироздание, - ещё копать и копать. Но познание человеческого мира (похожего на капсулу, каплю, плавающую в необозримо большом мире) близко к завершению. Мозг - один из последних фронтов науки.
"Но познание человеческого мира (похожего на капсулу, каплю, плавающую в необозримо большом мире) близко к завершению. Мозг - один из последних фронтов науки." (с)
Я бы не сказал, что именно нейробиология является последним фронтом познания. Точнее - наиболее актуально сегодня изучение психики и онтологии бытия. Даже досконально изучив мозг, мы можем не найти в нем сознания, отчего наша картина мира останется незавершенной. Поэтому не только через изучение работы мозга, но и благодаря более совершенным физическим теориям, возможно, мы откроем однажды новую парадигму, например - принцип единства физики с метафизикой.
попытка смешать в одно целое психологию к физиологию говорит только об ущербности мышления автора старттопика. Из знания механизма способа формирования представлений нет возможноcти вывести сами представления. Из того что в нервной системе идет некий процесс невозможно вывести само чувственное, которое непосредственно переживается. Автор старттопика рассматривает живое существо как набор материальных процессов забывая, что у человека есть не только объективная, но и субъективная сущность. Даже упертые материалисты считаю сознание отдельной сущностью. Объективности мира противостоит абсолютная субъективность внутреннего мира, который у автора стартопика отсутствует по причине духовной и интеллектуальной импотенции.
"Попытка смешать в одно целое психологию к физиологию говорит только об ущербности мышления автора... Объективности мира противостоит абсолютная субъективность внутреннего мира, который у автора отсутствует по причине духовной и интеллектуальной импотенции." (с)
Боже, какая прелесть. Fidel, зачем так себя компрометировать? Лучше полистайте книгу Оларда Диксона "Мистерии мухомора" по исследованию сибирского шаманизма. По-моему, это интереснее, чем творчество Кастанеды.