В своей предыдущей теме я начал говорить о появлении у простого противоречия некой сложности при его развитии(http://www.philosophystorm.org/protivorechie-prosto-i-slozhno).
В этой же теме, развивая дальше эту сложность, будет сказано о видении в противоречии некоего ПРЯМОГО УГЛА в виде неких ВЕРТИКАЛИ и ГОРИЗОНТАЛИ исходящих из точки(которая начинает биться, пульсировать). Этому(вертик. и горизонт.) в БИАТЛОНЕ соответствуют две позиции - "СТОЙКА"(стрельба из положения стоя) и "ЛЁЖКА"(стрельба из положения лёжа).
СТОЯНИЕ (на)против мишени назовём ПРОТИВОСТОЯНИЕМ
ЛЕЖАНИЕ - ПРОТИВОЛЕЖАНИЕМ.
В простом определении противоречия( два взаимоисключающих суждения, одно из которых что-то утверждает, а другое это утверждающее отрицает) трудно усмотреть ПРЯМОЙ УГОЛ.
Но если мы обозначим отрицание(нет, не есть) числом "0", а утверждение(да, есть) числом "1" или "|", то при переходе от "0" к "|" получим искомый ПРЯМОЙ УГОЛ(=90 град).
Т.е. поворачивая "0" на 90 градусов мы увидим его грань в виде "|".
Получим две формулировки, в основе одной из них утверждение("|"), а в осное другой отрицание ("0"):
1) s есть p | s есть не p
2) s есть p 0 s есть не p
Т.е. формулировка распадается как минимум на две. Также и определение противоречия в своей сложности распадается как минимум на две свои ПРОТИВОСТОРОНЫ под ПРЯМЫМ УГЛОМ - на ПРОТИВОПОСТАВЛЕННОСТЬ и ПРОТИВОПОЛОЖЕННОСТЬ.
Это означает, что выше данное простое(обывательское) определение, усложняя, можно начать со слов ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ или ПРОТИВОПОЛОЖЕНИЯ двух суждений.
Например, начиная определение противоречия с противопопоставления(противостояния) можно толковать противоречие, а с противоположения(противолежания) - его истолковывать.
У Аристотеля я нашёл два определения противоречия...
Вторая Аналитика: Противоречие - такое ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ, которое само по себе не имеет ничего промежуточного. Один член противоречия - это утверждение... другой - отрицание...
Об истолковании: Назовём ПРОТИВОЛЕЖАЩИЕ друг другу утверждения и отрицания противоречием.
Идём далее...
Между стоячим и лежачим положениями должно быть некое третее, переходное, общее им положение. Это ни что иное как сидячее( сидячее в движении есть, например, езда на велосипеде).
Обратимся к стоячему, разделив его на просто стоячее и стоячее в движении(= ходячее/хождение).
Вспомним "Протагора" Платона, задаваясь вопросом, случайно ли Платон с такой дотошностью описывает сцену с хождением Протагора и с последующим усаживанием для беседы?
СОКРАТ:Как скоро мы вошли, тотчас увидели, что Протагор расхаживал взад и вперёд вдоль залы( увлекая рядом идущих своим красноречием). ... Я особенно любовался на эту заднюю шеренгу(рядом идущих), смотря, как все её составлявшие остерегались, чтоб не опередить Протагора и не помешать его шествию, как чинно расступались они направо и налево, когда он и его фланги делали поворот назад, как стройно разделялись они и всякий раз красиво замыкали круг позади своего учителя.
Далее, при входе Сократа, ситуация меняется...
СОКРАТ: Войдя, мы немного ПОСТОЯЛИ, на всё насмотрелись, потом подошли к Протагору, и я сказал ему: - Протагор! Мы с Гиппократом пришли к тебе.
ПРОТАГОР: Угодно ли вам говорить(вести беседу) со мною наедине или при всех?
СОКРАТ: Для нас всё равно. Узнав зачем мы пришли, ты сам решишь этот вопрос. ...надобно ли об этом(обучении софистики) говорить с нами наедине или при других?
Далее, Протагор, говоря о древности софистики, разделяет её на прикрытую(наедине) и противоположную - открытую( при других)...
ПРОТАГОР: Я иду путём совершенно противоположным... который, по моему мнению, превосходнее той( видимо, прикрытой софистики). ... Мне будет весьма приятно, Соктат и Гиппократ, если об этом вы согласитесь беседовать со мной в присутствии всех моих посетителей.
И далее звучит вопрос некоего Каллия: А нам не позволите ли устроить места, чтобы вы беседовали СИДЯ?
Итак, СИДЯЧЕЕ положение для беседы оказалось наиболее общим, что располагает для софистической беседы, в которой Протагор и Сократ, сначала утверждавшие что-то одно,каждый свое, отрицая утверждения друг друга, в конце пришли к противному(обратному) каждый своих же утверждений в начале, т.е. раскрыли некое противоречие о возможности и невозможности обучения софистики.
.....
Комментарии
Противо стояние, противо лежание, противо речие.
Все слова (корни, глаголы, стояние лежание, речь) объединяет приставка "против".
Но суть слова это корень. Именно он, корень слова а не приставка.
Выходит что слова то даже и не однокоренные!
Но есть еще стрельба с колена, из окопа, правша, левша, и т.д.
Вы условия, подгоняете под результат!!!
Но это ладно чем бы дитя ....
Интересней другое.
Для каких целей плодят сущностей (диалектика, диалектическая логика и т.п.)?
Для этого? Ввести людей в блуд? И заставить их пустословить?
Возможно, крайности поданы, как противоречия?
Ибо, противоречия - это логические посылы, а не лежать-стоять,
верх-низ.
Насущности.
А вы задумывались каким способом эти крайности поданы? Что имеется между есть и не есть(утверждением и отрицанием)? Это(сии тонкости) становится важным при переходе понимания противоречия от слов к делу. Иначе(без разбора этих определяющих противоречие тонкостей) вопрос (показать противоречие в природе?) застрянет в "порочном круге" непонимания. Т.е. любой пример противоречия в реальности, человеком, с ограниченным пониманием противоречия, не будет являться примером противоречия(сколько, например, Грачёв не приводил примеров из реальности тому же Болдачёву).А потому что метафора противоречия от слов к делу не работает - люди не знают как связать слова и вещи. Без понимания способа подобного соединения(связи), это будет восприниматься ими как оксюморон("квадратный круг"(=невозможен), хотя и слышали,наверное, что-то о "квадратуре круга", употребляемое мудрецами).
Речь по сути в моих темах идёт о способе противоречия в таких аспектах его развития(бытия) как невозможность, возможность и действительность.
Сложность противоречия есть некая метафора противоречия, которую исключают из рассмотрения всерьёз.
Да, я задумывался.
Извините, но есть, не есть - это два утверждения.
В чем то они противоречивы, а в чем то нет.
Логическая переменная, сама по себе, непротиворечива.
Она противоречит другой переменной.
Ваши стереотипы несколько отличаются от классических.
И это... У меня та же фигня.
Потому, тут, и копаюсь.
Но, пока квалифицированного оппонента не нашёл.
А касаемо сложности, то сложность есть в любой простоте и наоборот.
Нас-ти - Вы правы, я не прав - это два видимых утверждения с двумя замаскированными отрицаниями; в этом они противоречевы, а в том нет; логическая постоянная сама по себе противоречива, она противоречит другой постоянной; классические стериотипы отличаются от неклассических; и наоборот- наобаглаз-наобаухо ... набоум.
Геннадию Макееву: ну очевидно Вы (а Насущность, так точно) находитесь в числе тех большинства россиян, которым по сути "до лампочки" понимание того, что я изложил в своем последнем комменте в теме "Вопрос о бытии по Гегелю", а возникновение и действие в чем (в тех самых их аспектах, как развитие невозможности, возможности и действительности) противоречий и противоположностей очень даже всерьёз отразил Маркс в диалектическом выводе в конце Гл.51 в Т.3 "Капитала".