Бесконечное понятие человека

Аватар пользователя ЛАС
Систематизация и связи
Диалектика
Разбирал трудность "ФЕНОМЕНОЛОГИИ ДУХА" и осознал, что в открытии Гегеля единства филогенеза и онтогенеза заложено бесконечное понятие человека, что существенно отличается от множества определений человека, типа:

Человек

Википедия

Общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры. По научным данным, возник на Земле в результате эволюционного процесса - антропогенеза, детали которого продолжают изучаться. Специфическими особенностями человека, отличающими его от других животных, являются прямохождение, высокоразвитый головной мозг, мышление и членораздельная речь.

ru.wikipedia.org›Человек

Челове́к — общественное существо, обладающее разумом и сознанием, а также субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

foxford.ru›Интерактивный учебник›…/chelovek-individ…

Человек — биосоциальное существо (иногда встречается определение человека как биопсихосоциального существа)

 

...

Гегель открывает  фило-онтогенез в отношении развития рода и  индивида.

Филогенез (греч. phylon племя, род) - процесс исторического развития организма

Онтогенез (греч. оntos - существо, особь) – процесс индивидуального развития организма от рождения до смерти

Т.е. индивидуальное развитие должно обязательно пройти все стадии развития своего рода, чтобы реализовать природу человека (что заметил Энгельс, что плод в утробе материи проходит все стадии развития живого). Поэтому «Феноменологию духа» необходимо не просто прочитать, а буквально пережить все ступени опыта сознания.

Родовое понятие человека  выражает ВСЕОБЩЕЕ, что есть как момент в каждом индивиде (Е.С. Линьков, Лекции по философии разных лет. 1 том).

Род — одна из форм социальной организации. Представляет собой группу людей, возводящих своё происхождение к общему предку — основателю рода или родоначальнику — по одной (материнской либо отцовской) линии.

-Человек, вошедший в структуру Рода, остаётся в ней раз и навсегда...

Род характеризует всеобщие признаки человека, присущих всем людям свойств и качеств...

ЛАС 

К роду относятся и характеристики промежуточного существа по Б.П   Пошневу

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/103f/0003cd46-6a0e3c77/img7.jpg

Но более внятных определений не встретил.

 Род выступает  в человеке  как абстрактное ВСЕОБЩЕЕ, которое определяется внутри себя своим же иным, т.е.  всей тотальностью  ОСОБЕННОГО развития индивида. Человек отличатся от животного тем, что это существо мыслящее, т.е. его сущность (ОСОБЕННОСТЬ) заключается в мышлении, что и есть последовательность развития всех феноменов духа.

1-я ступень генезис духа, фазы:

- Сознание.

- Самосознание.

 - Разум.

 Гегель это четко выделяет в «Философской пропедевтике». А здесь  СОЗНАНИЕ  есть от чувственного сознания до рассудка включительно. САМОСОЗНАНИЕ  - это то, что превосходит разделенность сознания и предмета. РАЗУМ   в себе соединяет сознание и самосознание в себе. Эта ступень генезиса разворачивается с 1-й по 5-ю главы включительно. У Гегеля нет деления по «троице», у него деление по главам.

Эта тотальность особенного исчерпывает весь объем ВСЕОБЩЕГО. т.е. все развитие  человеческого рода, что в более конкретной форме выразил  М.И. Белоногов (МИБ), осмыслил  эволюцию форм мышления  в трёх конечных и бесконечных формах:

1. Мышление в конечных восприятиях – первобытное стадо.
2. Мышление в бесконечных восприятиях – родо-племенной общинный строй. (Ассоциативная логика)
3. Мышление в конечных представлениях – рабовладельческий строй.
4. Мышление в бесконечных представлениях – феодальный строй.(Комбинаторная)
5. Мышление в конечных понятиях – капиталистический строй.(Формльная)
6. Мышление в бесконечных понятиях – коммунизм.(Диалектическая логика)

Здесь вся тотальность ОСОБЕННОГО момента бесконечного  понятия человека, выраженная в трёх типах  форм: мышления как феноменов духа, усложняющей логики, формой общества, что начинается с дикарей и заканчивается гуманизмом (коммунизмом) 

 Единичный момент и есть снятие  всеобщего и особенности его определений, что и есть   бесконечное понятие человека. Б.Ф. Поршнев утверждал , что человек полностью сформируется как разумное существо  только в конце традиционной истории ("О начале человеческой истории"), великий гуманист Данте вообще обозвал  человека червём и из этой куколки  прекрасная бабочка появится только в конце развития.

МИБ утверждает в цифрах, что  большинство людей  мыслят в представлениях, не дошли в развитии до пятой формы. Почему  и критика Гегеля  является естественной, т.к. несовершенные духи в лучшем случае кувыркаются в эмпиризме-материализме (сознание) или в идеализме и метафизике (самосознание), до разума, о чем постоянно пишет Гегель,  им далеко.

 Итак: предварительное, бесконечное понятие  человека  сводится к единству  всеобщих родовых признаков (прямохождение, речь, высокоразвитый головной мозг, нравственность, специфика брачных отношений, существо производящее...) и  снятой тотальностью особенных форм мышления, логики и  общества. Завершенное единство  всеобщего и особенного проявляется  на этапе гуманизма.

Связанные материалы Тип
Бесконечное понятие духа ЛАС Запись

Комментарии

Аватар пользователя Victor

Создавать ИИ нужно хотя бы потому, что придет время и от интеллектуального спама (типа этого бессмысленного "бесконечного понятия") надо будет избавляться. Это хорошая тема для ФШ.

"Бесконечное понятие" - это предикат, который вы, Леонид, под эмоциональной вывеской справедливости (некого строя) "лепите" к другим понятиям. (Я тоже за справедливость - тут мы братья). Понятия понятий, мышление мышления, предикаты предикатов, определение определения - никакого смысла в этом нет, поскольку не видно как, и каким методом (алгоритмом), конкретно получить оптимальный результат.

Одно из ведущих смысловых понятий - это гармония. Так, "золотое сечение (ЗС)" это ответ на определенный алгоритм решения задачи (о соотношении "части" и "целого"). Само ЗС иррационально (ему нет конца - оно бесконечно). Но что бы пользоваться им на практике жизни, нам нужна бесконечность? - Абсолютно нет (мы всегда действуем в приближении к идеалу)! То есть представление о бесконечности не является нечто супер-пупер, что вы пытаетесь преподнести в своем радикальном неуемном  гегельянстве, принимающем форму сектантства (вера в "бесконечное понятие").

А я вот верю (на данный момент) в системное устройство мира, благодаря которому и можно найти решение справедливости как оптимальное,  через механизм "части" и "целого", к которому и относится  решение ЗС. Вот, ради справедливости, пытаюсь показать роль сингулярности в универсальном решении задачи как соотношения в сущности: частное/общее ~ 1.

Леонид! Будьте осторожны, МИБ еще тот гипнотизер...

Аватар пользователя ЛАС

"КРИТИКА"   БЕСКОНЕЧНОГО ПОНЯТИЯ  ГЕГЕЛЯ ( или "ТРОЦЫ ПРОКЛА")

Victor, 16 Октябрь, 2021 - 10:33, ссылка

 Виктор, спасибо за реакцию.

  В "ИИ" я, к сожалению, не верю, наслушался Черниговской..., да ещё  Грефа

"Бесконечное понятие" - это предикат, который вы, Леонид, под эмоциональной вывеской справедливости (некого строя) "лепите" к другим понятиям. (Я тоже за справедливость - тут мы братья). Понятия понятий, мышление мышления, предикаты предикатов, определение определения - никакого смысла в этом нет, поскольку не видно как, и каким методом (алгоритмом), конкретно получить оптимальный результат.

Для вас  смысла нет, а для меня весь смысл. Можно сказать всеобщее понятие, если бесконечность смущает, но это будет неверно. Т.к. понятие понятий есть аналогия троицы Прокла, где в каждом лице бога содержится два других лица (3Х3). Так и в понятиях  по диалектике, где единство  ВСЕОБЩЕГО, ОСОБЕННОГО и ЕДИНИЧНОГО.

Момент ВСЕОБЩЕГО , содержит в себе особенное и единичное; момент ОСОБЕННОГО  содержит в себе  всеобщее и единичное; момент  ЕДИНИЧНОГО  содержит  в себе  всеобщее и особенное И все эти три понятия расписаны  у Гегеля в 3 т. "Науки логики", друг без друга не существуют  и в единстве составляют  бесконечное понятие. Так и получается понятие понятий. Д.ф.н. А.Н. Муравьев , объясняет  тождество предмета и метода в классической  философии, но есть понятие предмета (ИСТИНЫ), и есть  понятие метода (ДИАЛЕКТИКА), получается понятие понятия.  Аналогично написана "Феноменология духа", где три круга, повторяющие в разных  уровнях : сознание, самосознание, разум. 

 Мышление мышления - это логика ( Аристотель).

 Определение определения в диалектике  изложено на 114  стр. "Науки логики" в одной книге.

Других двойничков не знаю.

Результат получают в традиционной науке  как относительную истину. Но мышление в  традиционной науке  в конечных понятиях, причина который в бесконечных понятиях. Виктор,  согласен что конечное и бесконечное диалектическая парочка, друг без друга не существующая? Для меня это очень важно, т.к.  сформировал бесконечное понятие социализма ( у левых только определения), для того, чтобы, к примеру ГРЕФЫ  не пудрили мозги народу  электронным концлагерем.

 Аналогично результат увидел во всеобщем понятии философии, истории... Правда все это предварительные понятия, вероятно очень несовершенные, но других пока не знаю.

А я вот верю (на данный момент) в системное устройство мира, благодаря которому и можно найти решение справедливости как оптимальное,  через механизм "части" и "целого", к которому и относится  решение ЗС. Вот, ради справедливости, пытаюсь показать роль сингулярности в универсальном решении задачи как соотношения в сущности: частное/общее ~ 1.
 

ЛАС

Как понимаю это уровень внешних отношений , особенно  ОБЩЕЕ  говорит о рассудке (дуализм, внешность, абстрагирование...). От  разума только "часть-целое". Что для вас разум, мне пока не ясно?

 

 Леонид! Будьте осторожны, МИБ еще тот гипнотизер...

С Михаилом  знаком очень давно, даже писали одни тезисы на конференцию РУСО, наши позиции совпадают по существу. Было бы более понятно, если бы вы определили в чем  Белоногов не прав и ошибается там то, там то?

 В целом Виктор,  мы остались при своих мнениях, пока  не увидел достаточного основания, чтобы с вами согласиться. Тем более , третья трудность "Феноменологии духа" мне многое объяснила. Продублирую:

Третья трудность.

После этого пути духа, застревание на какой-то ступени, обнаруживает неполноту духовного развития. Хорошо было до Гегеля, можно было находиться на любой ступени развития и не знать несовершенства. Несовершенные духи стремятся разделаться с Гегелем, (что он не смущал их всякими бесконечными понятиями). Поэтому после Гегеля начинается естественная критика и это не случайно. Критика есть признак того, что этот необходимый путь духа не проделан. Возражать против критики несовершенного духа, того же воинствующего рассудка бесполезно, т.к.он убежден в своей достоверности предмета. Но понять рассудку то, что эта достоверность есть иллюзия, заблуждение, ложь возможно только с позиции разума.

http://philosophystorm.ru/fenomenologiya-dukha-gegelya#comment-481867

 

 

Аватар пользователя Victor

Результат получают в традиционной науке  как относительную истину. Но мышление в  традиционной науке  в конечных понятиях, причина который в бесконечных понятиях. Виктор,  согласен что конечное и бесконечное диалектическая парочка, друг без друга не существующая?

Да! Согласен! Я даже у Гегеля (НЛ) позаимствовал название для такой пары: пассивная (конечная) и активная (бесконечная) субстанции.

Супер-классический пример (еще от Пифагора и Евклида) - это линейная геометрия (см.пример: Victor, 15 Октябрь, 2021 - 09:36, ссылка), где конечная протяженность и принципиально бесконечное направление в платоновском эйдетическом конструкторе:

точка - линия - угол - плоская фигура - объемная фигура 

в сущности - линии (линия = протяженность/направление; где "/" - знак диалектического единства) помогают в выживать через знание возможностей этой диалектической пары на реальном промежутке между этими диалектическими парами.

То же касается любого эйдоса и его практики, например числа. Вот эти две диалектические пары и составляют архэ философии, формирующие через сингулярность всю реальность в промежуточных областях (сферах) нашей жизни:

1) Конечного (статистическая устойчивая "середина"): mcс/E ~ 1 ;

2) Бесконечного круга метаболических инвариантных "квантовых" переходов (синтеза/распада ~ следствия/причины ~ конечного/бесконечного ~ вещественного/энергийного ~ ... ~ ... ~ ...): (∆m)cс/(∆E) ~ -1 .

Но одно дело искать расчетные конструктивные оптимумы к историческим реалиям для выживания (я), а другое дело ставить  предикаты типа "бесконечное понятие человека" (вы), которое абсолютно ничего не дает социуму для выживания в реальности .

***

Поскольку ваша (предикатная) точка зрения на логику событий не требует интеллекта и ума (какой интеллект нужен для того, что бы слово "бесконечный" приставить к "человеку" как понятию?) вы от своей точки зрения (в силу принципа минимума действий) не откажитесь! Правильно?  А мне менять конструктивную, эйдетическую точку зрения на предикатную нет смысла, поскольку я затратил уйму энергии, что бы понять идею конструктивности мира - основной тенденции магистрально философии. Придет время - поймут!

Расходимся?

Аватар пользователя ЛАС

  Поршнев: истории  есть "выворачивание вывернутого"

Victor, 17 Октябрь, 2021 - 09:44, ссылка

точка - линия - угол - плоская фигура - объемная фигура 

в сущности - линии (линия = протяженность/направление; где "/" - знак диалектического единства) помогают в выживать через знание возможностей этой диалектической пары на реальном промежутке между этими диалектическими парами.

Пятое  (дуплекс сфера, бутылка Клейна...), и другие измерения. что  представить нельзя.

Victor

 Но одно дело искать расчетные конструктивные оптимумы к историческим реалиям для выживания (я), а другое дело ставить  предикаты типа "бесконечное понятие человека" (вы), которое абсолютно ничего не дает социуму для выживания в реальности .

Ещё Б.Ф. Поршнев  утверждал , что истории  есть "выворачивание вывернутого", где постоянно нарастает разумность. которая в конце традиционной истории, это и выразил ещё молодой  Маркс в гуманизме. снимающем 6 противоречий предыстории.

«Коммунизм как положительное упразднение частной собственности –

этого самоотчуждения человека – и в силу этого как подлинное присвоение

человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полное,

происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства пред-

шествующего развития, возвращение человека к самому себе как человеку

общественному, т.е. человечному. Такой коммунизм, как завершенный

натурализм, = гуманизму, а как завершенный гуманизм, = натурализму;

он есть действительное разрешение противоречия между человеком и при-

родой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между суще-

ствованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением,

между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он – ре-

шение загадки истории, и он знает, что он есть это решение» (Маркс К.

Экономико-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочи-

нения. 2-е изд. Т. 42. С. 116)

 И все это выражено в бесконечном понятии человека. в в эволюции форм мышления. логики, общества. Конкретнее у МИБ*а в шестой форме.

Victor

Поскольку ваша (предикатная) точка зрения на логику событий не требует интеллекта и ума (какой интеллект нужен для того, что бы слово "бесконечный" приставить к "человеку" как понятию?) вы от своей точки зрения (в силу принципа минимума действий) не откажитесь! Правильно?  А мне менять конструктивную, эйдетическую точку зрения на предикатную нет смысла, поскольку я затратил уйму энергии, что бы понять идею конструктивности мира - основной тенденции магистрально философии. Придет время - поймут!

Расходимся?

 ЛАС

 Я уважаю вашу позицию. только  интересно, вы себя как оцениваете в эволюции форм мышления?

1. Мышление в конечных восприятиях – первобытное стадо.
2. Мышление в бесконечных восприятиях – родо-племенной общинный строй. (Ассоциативная логика)
3. Мышление в конечных представлениях – рабовладельческий строй.
4. Мышление в бесконечных представлениях – феодальный строй.(Комбинаторная)
5. Мышление в конечных понятиях – капиталистический строй.(Формльная)
6. Мышление в бесконечных понятиях – коммунизм.(Диалектическая логика)

Насчет:  

Victor

Расходимся?

ЛАС

 Как вам угодно.

 

Аватар пользователя Victor

OK!

Аватар пользователя VIK-Lug

Victor-y: то что гармония природы (с учетом того, что люди есть её представителями, вместе с другими живыми существами живой природы на Земле), является базовым фактором для понимания сути того, какими должны быть истинные понятия о тех условиях и законах, в которых реализуется жизнь людей и её общественное развитие. И у Гегеля об этом отражено так: "Относительно природы мы согласны, что философия должна познавать её как она есть, что камень мудрости лежит запрятанным где-то, но это "где-то" находится в самой-же природе, что она разумна внутри себя и знание имеет своей задачей исследовать и постигать не её показывающиеся на поверхности образования и случайности, а её вечную гармонию, и оно должно постигать эту гармонию как её имманентный закон и сущность" (см. Предисловие к "Философии права).  Однако прав Гегель, не так ли?

Аватар пользователя ЛАС

VIK-Lug, 17 Октябрь, 2021 - 11:48, ссылка

 Верно.

И эта гармония выражается  во всеобщем понятии единичного эмпирического.

Аватар пользователя VIK-Lug

ЛАС-у: а должное понимание сути того, что о гармонии природы и её разумности отразил Гегель, и требуется то, о чем отразил Маркс: "Именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение её всеобщих форм движения" (диалектики - моё уточнение).

Аватар пользователя ЛАС

Верно. В "философии природы " Гегель подробно рассмотрел материю и движение, а Энгельс в "Диалектике природы" систематизировал формы и принципы движения. 

 Первопричина движения в абсолютном отрицании  ВСЕОБЩЕГО, что фундаментально рассмотрено в "Феноменологии духа" и "Науке логики".

Только  "марксист" Совок  это обозвал негативно:

Совок., 17 Октябрь, 2021 - 12:50, ссылка

 Куча словесного бесконечного мусора.

Аватар пользователя МИБ

...представление о бесконечности не является нечто супер-пупер, что вы пытаетесь преподнести в своем радикальном неуемном  гегельянстве, принимающем форму сектантства (вера в "бесконечное понятие").

Хорошо бы, если б и Вы поняли, что такое бесконечность. Не представили, а поняли. Ведь Вы не понимаете ничего в этом деле, а пытаетесь учить других. Слепой берется стать поводырем  слепых... И похваляется своим подвигом, своим самоотречением, своей жертвенностью. 

Аватар пользователя Совок.

 Куча словесного бесконечного мусора. 

  Давно установлено что человек это религиозная обезьяна, свихнувшаяся на "божественном духе." 

   Доказательством является наука дарвинизма. Эта тема Не для Гегеля. Поднимайтесь выше до Дарвина.

Аватар пользователя ЛАС

 

Совок., 17 Октябрь, 2021 - 12:50, ссылка

Хорошо: для вас куча мусора, для меня  синтез марксизма и диалектики Гегеля, т.е. весь смысл человека во всеобщем понятии.

 Для вас мусор, т.к. вы не все стадии развития мышления прошли, особенно игнорируете диалектику, что не есть хорошо для марксиста.

 Т.к. для меня марксисты в авторитете, повторю для вас:

Третья трудность.

После этого пути духа, застревание на какой-то ступени, обнаруживает неполноту духовного развития. Хорошо было до Гегеля, можно было находиться на любой ступени развития и не знать несовершенства. Несовершенные духи стремятся разделаться с Гегелем, (что он не смущал их всякими бесконечными понятиями). Поэтому после Гегеля начинается естественная критика и это не случайно. Критика есть признак того, что этот необходимый путь духа не проделан. Возражать против критики несовершенного духа, того же воинствующего рассудка бесполезно, т.к.он убежден в своей достоверности предмета. Но понять рассудку то, что эта достоверность есть иллюзия, заблуждение, ложь возможно только с позиции разума.

http://philosophystorm.ru/fenomenologiya-dukha-gegelya#comment-481867