"Бесконечная" философия, не уподобляйся "конечным" наукам!

Аватар пользователя philozan
Систематизация и связи
Основания философии

Говоря о принципиальных проблемах составления Философского словаря, И.Зайцев, в частности, сказал, что у философов не существует  парадигмы /системы понятий, концепций и пр./, которая принималась бы всеми... Здесь каждый волен выступать со своим понятийным аппаратом и со своими принципами.

Причина этого, мол, в том, что если наука сразу приступает к изучению своего предмета, принимая его существование как факт, как "данность" и прочее, то философия, которая "к сожалению имеет своим предметом бытие" /выражение И.Зайцева/, не может поступить подобным образом, не определив заранее, что значит "существовать", что значит "быть".

"Это означает, что...смысл бытия, существования /необходимо/ сначала...определить, и уже само это определение...выступает...предметом и продуктом философии.

Это, в частности, означает, что любой философ может полагать смысл бытия и существования по-новому."

Не правда ли замечательно?! Сначала я даю определение явлению, наделяю его смыслом, например:"Существовать - значит быть воспринимаемым.", и затем строю на этом все величественное здание своей философии!

Мне кажется, что все дело здесь в том, что философии следует отказаться от гегелевской спекулятивной традиции. Нельзя изучать мир исключительно умозрительным методом. Непосредственное изучение действительности, пусть даже в лице этого пресловутого "бытия" вообще не дело философии! Это дело конкретных наук.

Задача философии - обобщение данных конкретных наук с целью совершенствования естественнонаучной картины мира, определения перспектив социального развития и человеческого Я, обнаружения каких-то новых  закономерностей или надвигающихся проблем.

Философ - это всезнайка, который прочитал много умных книжек и поэтому может помочь людям ориентироваться в этом мире. Изучение устройства мироздания - не его дело!

Связанные материалы Тип
философия в тексте Дмитрий Косой Запись

Комментарии

Аватар пользователя Евгений Волков

Уважаемый Валерий Григорьевич!

Игорь Зайцев говорил о Бытие как о предмете философии, допуская непоправимую ошибку для дальнейших рассуждений, представляя Бытие как некий объект познания, и при этом он не допускает даже мысли, что Бытие невозможно познать в целом, а только лишь фрагментально. Бытие это всего лишь сфера мироздания, которая попадает в орбиту интересов человека.  И не надо из Бытия делать некий предмет, что-то сверх познаваемое. Вы, критикуете не суть познания, а всего лишь один из методов познания, не соглашусь, что  ошибочный, так как такой метод имеет право на применение и применим человечеством с момента его сознательной деятельности. Да и, по большому счету, другого метода познания на момент столкновения человека с чем-то глубоко неизвестным, еще не изобрели.  Плохо другое. Применили такой метод, почувствовали, что не работает применяемый понятийный аппарат, но упорно его используют и пытаются что-то искать дальше. Как с категориями Аристотеля. Не хватает гибкости. Это мы видим и на сайте, особенно в дискуссиях о метафизики. А философия как любое явление в обществе не может быть чем-то незыблемым, хотя ее задача кроме той, что описали вы, наработка путей развития научных знаний. И вы правы, что давно пора отказаться от всевозможных спекуляций, особенно на именах великих философов. Мы им должны быть, конечно, благодарны, и не только им, а всем кто прошел какой-то путь познания, иногда пусть и ошибочный. Этим они показали нам либо некий свет в окошке, либо показали, что дальше этим путем идти не надо. Необходимо искать новые пути. Философ всегда впереди, впереди науки, впереди всякого научного мировоззрения. И пользуется он всего лишь одним инструментом, другого у него просто нет по определению – это его голова. Потому и умозрительность – это философская традиция.

Философ это не только всезнайка, он может быть и не образованным, но всегда должен быть мудрым. Тогда он принесет пользу в своем сегменте Бытия.

Изучение устройства мира это всегда дело философа. Так как философия тоже как и все развивается. Любая наука без философии ничто. А как философ может помочь науке, если он эту науку не постигает? Вот потому так необходима философия науки. Только в связке философ ученый идет развитие науки. Другого не дано. Иногда сам ученый выступает в роли философа и даже это не замечает. Вспомните Циолковского.

Аватар пользователя philozan

Уважаемый г.Волков!

Не могу согласиться с Вашими базовыми тезисами:

"Изучение устройства мира это всегда дело философа".

"Философ всегда...впереди науки."

"Любая наука без философии ничто".

Вы сами пишете, что философ "пользуется всего лишь одним инструментом...- это его голова", с этим я согласен. Но при этом вы ошибочно отождествляете пользование "инструментом мышления" с умозрительностью!

Нет! Умозрительность это "спекулятивное мышление", это объяснение чего бы то ни было не "при помощи головы", а исключительно "из головы".

Философ не занимается конкретикой, его интересует всеобщее. Но Вы сами пишете, что "бытие невозможно познать в целом, а только лишь фрагментарно", а последнее как раз есть дело частных, или как говорит И.Зайцев, конечных наук!

Вполне возможно, что философия иногда может предвосхищать те или иные научные открытия, но это вовсе не означает, что "любая наука без философии ничто" или что "философ всегда впереди". Подобно тому, как "конечные науки" получают материал для своего развития из реальной действительности, так философия, в свою очередь, получает "пищу для размышлений" от этих наук, и революционные научные открытия влекут за собой, как правило, и соответствующие изменения в философской картине мира. /Именно поэтому А.Эйнштейну была присвоена степень доктора философии./

Таким образом, не вижу пока оснований отказаться от тезиса, что изучение реальной действительности не является делом философии.

Аватар пользователя mitin_vm

"Таким образом, не вижу пока оснований отказаться от тезиса, что изучение реальной действительности не является делом "современной" философии."

 

Совершенно верно, я только добавил "современной" философии потому, что ЭТО -дурдом.

Аватар пользователя Евгений Волков

Уважаемый, Валерий Григорьевич!

Давайте поразмыслим. Наука – это система методов, изучающих какое-либо явление  нашего Бытия. Нет системы методов, некой организованной совокупности методов изучения чего-либо, нет науки. Но как легко увидеть любой науке предшествует какое-либо познание, кое и наукой назвать не можно. Это и есть философия. Другого места в системе познания ей найти невозможно. Потому я и заявляю, что "Изучение устройства мира это всегда дело философа".

Потому философ всегда впереди науки. Только он дает направление к развитию той или иной науки, и постоянно сопровождает любые научные изыскания. История это доказала многократно. Самыми яркими примерами являются жизни Циолковского, Эйнштейна и многих других. Потому я и заявляю, что любая наука без философии ничто, так как в любой науке ей предшествуют размышления философа. И не важно, что эти размышления исходят от того же ученого, вначале он всегда философ, если он действительно ученый.

Но философия тем и занимается, что проходит множество вариантов методов, путей познания, прежде чем найдет какой-то путь, ведущий к дальнейшему развитию. Итак от одного этапа познания к другому. Я это называю установлением движения изучаемой системы. А вот уже свойства явлений этой системы, то есть то, что вы называете конкретикой, действительно дело научных изысканий. В этом самое отличие философии от науки. А то, что вы понимаете как философию, есть систематическое развитие системы методов познания. От простой арифметики к квантовой механики и т.д.

А вот с вашим утверждением, что «Таким образом, не вижу пока оснований отказаться от тезиса, что изучение реальной действительности не является делом философии» я и не спорю. Согласен на все 100, если понимать это как изучение свойств системы, а не ее движение.

А Бытие действительно можно изучать лишь фрагментально, то есть изучать от системы к системе.

Аватар пользователя ильич

ФИЛОСОФИЯ ТРИАЛЬНАЯ - ЭТО УЖЕ НАУКА, А НЕ СВОД УЧЕНИЙ.
Философия ныне мыслится и понимается одними как всего лишь Свод философских учений мыслителей разных эпох, другими - как Наука, а третьими - как Над наука, как Наука наук.
Для того, чтобы стать полноценной Наукой, а тем более Над наукой, философия должна выработать, создать в себе, прежде всего, такое ядро, которое объединило бы вокруг себя все философское знание в одну всеобщую, единую и целостную систему.
В роли такого ядра ныне вполне может выступить триально - атриальный подход к систематизации категорий, созданный автором.
Созданные обращением к триальному и атриальному методам варианты систем категорий наглядно изображаются в виде различных класиификационных схем, таблиц и фигур.
В данной работе ознакомимся с наглядной классификационной схемой варианта Циклической системы 40 триальных категорий, обозначающих собою 40 триальных субстанций бытия, изучающихся новым разделом Триалогия /Триальная онтология/ философии.

1---2---3---4 ступени
МИР
---ИДЕАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ /Инфотерия/
-------Мера
-----------качество
-----------количество
-----------лимитчество
------Форма
-----------пространство
-----------время
-----------структура
------Информация
-----------знак
-----------язык
-----------идеал
----ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ /Материя/
-------Микромир из "довещества"
-----------эфир
-----------физический вакуум
-----------элементарная частица
-------Макромир из "вещества"
-----------атом
-----------соединение
-----------тело
------Мегамир из "надвещества"
-----------звезда
-----------вселенная
-----------универсум
----СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ /Зоотерия/
------Функция
-----------организация
-----------творение
-----------цель
------Состояние
-----------движение
-----------сохранение
-----------отношение
------Сознание
-----------чувство
-----------разум
-----------воля
Классификационная схема "Циклическая система триальных категорий".

На схеме наглядно изображена система масштабировани иерархии категорий в циклы и ступени ее. Называетс она "Циклической".
В ней каждая категория выражает собою одновременно как "бытие", так и определенную "субстанцию бытия", - хотя и на схеме категории "бытие" и "субстанция бытия" отсутствуют.
Здесь особо подчеркнем, что все 40 триальных категорий, расположенные на 4-х ступенях схемы - это такие вечные категории, которые обозначают собою 40 вечных триальных субстанций бытия.
Эти вечные субстанции бытия обозначаются также общей для них всех категорией "триаль бытия", где термин "триаль" образован от слов "три", "триада" и от слов "альтернатива", "альтернативность".
На 1-й ступени схемы расположена Универсальная категория Мир, обозначающая собою такую одну единственную и абсолютную "субстанцию бытия", которая представляет собою лишь одно бесконечное, вечное и единое целостное образование всего бесконечного множества различных "то, что есть, что бывает".
При этом категории Мир, Природа, Космос, Реальность и Действительность /а иногда и категория Бог/ могут пониматься и рассматриваться также и как синонимы, как тождественные категории, обозначающие собою одну и ту же субстанцию бытия, рассматриваемую с разных сторон.
МИР = ПРИРОДА = ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ = РЕАЛЬНОСТЬ = КОСМОС
На 2-й ступени расположены три Всеобщие триальные категории, обозначающие собою трех Всеобщих триальных субстанций бытия и, одновременно, трех триалей бытия.
Они в разное время обозначались различными словами.
В данной работе они обозначены парными словами Объективная реальность, Субъективная реальность и Идеальная реальность или, соответственно, одинарными словами Материя /Соматерия/, Зоотерия и Инфотерия.
МИР
-----ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ = МА-ТЕРИЯ = ТЕЛО
-----ИДЕАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ = ИНФО-ТЕРИЯ = ДУХ
-----СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ = ЗОО-ТЕРИЯ = ДУША
Объективная реальность - это категория для обозначения такой Всеобщей основы Мира, которая представляет собою Таинственное и Всеобщее для всех и каждого человека такое "то, что есть, что существует", которое представляет собой Всеобщее составное содержимое, натуру и естество Мира, - то есть, Явь, понимаемую также как Сома Мира, и обозначающуюся также термином Материя, /образованного, возможно, от более древнего слова Сома-терия/.
То есть. Объективная реальность или Материя - это наиобщие понятия для обозначения такой реальности, "которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".
Есть также более краткое определение материи Лениным: "Материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение".
То есть, получается, что Материя или Объективная реальность - это категории для обозначения "то", что есть, что бывает как "сома", для обозначения "то", что существует независимо от ощущения его живым субъектом, но при действии /лишь при действии!/ на органы чувств производит ощущение "сомы" - отражается в виде ощущения "сомы".
Идеальная реальность - это категория для обозначения такой Всеобщей основы Мира, которая представляет собою Таинственное и Всеобщее для всех и каждого человека такое "то, что есть, что бывает", которое представляет собой Всеобщий механизм, инструментарий, метод, информацию, отображение, способ и навык бытия Мира, - то есть, Навь, понимаемаемую также как Дух Мира.
Субъективная реальность - это категория для обозначения такой основы Мира, которая представляет собою Таинственное и Всеобщее для всех и каждого человека такое "то, что есть, что бывает", которое представляет собой Всеобщие свойство, признак, критерий, особенность, сущность, смысл, суть, проявление и проявь бытия Мира, - то есть, Правь, понимаемую также как Душа Мира.
На 3-й ступени схемы расположены девять Особенных триальных категорий, обозначающие собою девяти Особенных триальных субстанций бытия /триалей бытия/.
При этом каждому циклу из трех определенных Особенных субстанций бытия соответствует свой, присущий только ему, цикл из трех Особенных триальных категорий.
Так. Циклу из трех Особенных триальных субстанций бытия Объективной реальности, существующих лишь совместно, взаимообусловлено и постоянно /вечно/, соответствует цикл из Особенных триальных категорий Микромир, Макромир и Мегамир.
Получается, что существующие совместно, взаимообусловлено, постоянно, вечно, друг в друге, друг с другом, друг для друга параллельно и симбиозно три альтернативных соматических мира - микромир Особенного вида материи "довещество", макромир Особенного вида материи "вещество" и мегамир Особенного вида материи "надвещество" - это три Особенных основ, Особенных субстанций Материи или Объективной реальности.
МАТЕРИЯ = ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
------МИКРОМИР = МИР ВИДА МАТЕРИИ "ДОВЕЩЕСТВО"
------МАКРОМИР = МИР ВИДА МАТЕРИИ "ВЕЩЕСТВО"
------МЕГАМИР = МИР ВИДА МАТЕРИИ "НАДВЕЩЕСТВО"
При этом привыкшим к отождествлению понятий "материя", "вид материи" и "вещество" предлагается рассматривать Особенный вид материи "довещество" также и как "до атомное вещество" , "вакуумное вещество" или "эфирное вещество", Особенный вид материи "вещество" - как "атомное вещество", а Особенный вид материи "надвещество" - как "звездное вещество" и как "над атомное вещество".
К сожалению, многие никак не могут осознать, что не бывает "праматерии", "антиматерии" и "развития материи", что "инфотерия", "зоотерия" и "материя" могут существовать лишь совместно и взаимообусловлено, обуславливая собою вечное существование друг друга в своем триединстве как вечная Троица трех ипостасей, что они никак не могут порождать друг друга, превращаться друг в друга, порождать друг друга, порождаться, развиваться и разлагаться.
Далее. Циклу из трех Особенных триальных субстанций Идеальной реальности, существующих лишь совместно, взаимообусловлено и постоянно /вечно/, соответствует цикл из Особенных триальных категорий Форма, Мера и Информация.
Получается, что существующие совместно, взаимообусловлено, постоянно, вечно, друг в друге, друг с другом, параллельно и симбиозно три альтернативных мира - миры формы, меры и информации - это три Особенные основы, Особенные субстанции Идеальной реальности /Инфотерии/.
ИНФОТЕРИЯ = ИДЕАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
------МЕРА
------ФОРМА
------ИНФОРМАЦИЯ
Мера - категория для обозначения характеристики внешнего, внутреннего и общего параметра и измерения всеобщих, особенных или единичных численностей - как количество, определенностей - как качество и ограниченностей /диапазонностей/ - как лимитчество.
К сожалению, ныне все еще учеными понятия Мера и Лимитчество понимаются и рассматриваются, пока что, как тождественные категории, как синонимы.
Форма - категория для обозначения характеристики внешнего, внутреннего и общего расклада и уклада всеобщих, особенных или единичных протяженностей - как пространство, длительностей - как время и структурностей - как система.
Информация - категория для обозначения характеристики внешнего, внутреннего и общего отображения всеобщих, особенных или единичных отражений - как знака, мыслей - как языка, а идей - как знания.
Далее. Циклу из трех Особенных триальных субстанций Субъективной реальности, существующих лишь совместно и взаимообусловлено, соответствует цикл из Особенных триальных категорий Функция, Состояние и Сознание.
То есть. Субъективная реальность или зоотерия - это сфера существующих вечно, совместно, взаимообусловлено, друг в друге, друг с другом, параллельно и симбиозно трех альтернативных миров - миров функции, состояния и сознания.
Получается, что существующие совместно, взаимообусловлено, постоянно, вечно, друг в друге, друг с другом, параллельно и симбиозно три альтернативных мира - миры функции, состояния и сознания - это три Особенные основы, Особенные субстанции Субъективной реальности /Зоотерии/.
ЗООТЕРИЯ = СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
------ФУНКЦИЯ
------СОСТОЯНИЕ
------СОЗНАНИЕ
Функция - категория для обозначения свойств внешнего, внутренного или общего осуществления всеобщих, особенных или единичных устремлений - как цели, устроений - как организации, а утруждений /работы/ - как творения.
Состояние - категория для обозначения свойств внешнего, внутреннего или общего положения всеобщих, особенных или единичных изменений - как движения, постоянств - как сохранения, а соотношений - как отношения.
Сознание - категория для обозначения свойств внешнего, внутреннего или общего отражения всеобщих, особенных или единичных ощущений - как чувства, мыслей - как разума, а поступков - как воли.
Отражение - категория для обозначения характеристики внешнего, внутреннего и общего следа /отзвука, отпечатка/ всеобщих, особенных или единичных причин, следствий и действий /последствий/ "то, что есть, что существует", - то есть, как бытия, так и определенной субстанции бытия.
На 4-й ступени схемы расположены 27 триальных категорий, обозначающие 27 Единичных триальных субстанций бытия.
Поскольку научные определения всех 27 категорий уже представлены в словарях, в учебных пособиях и в Интернете, постольку здесь представлены лишь некоторые условные, интуитивные и дополнительные определения их автором.
То есть, для многих категорий приведены, тем не менее, отличающиеся от общепринятых новые определения автора, нуждающиеся в уточнениях и поправках их учеными.
4-я ступень схемы - это как бы промежуточная ступень между уровнями триальных и атриальных категорий.
Ибо, на 4-й ступени завершается уровень системы 40 вечных категорий, а с 5-й ступени начинается новый уровень - уровень системы более 1000 преходящих, недолговечных категорий.
40 вечных триальных категорий, расположенные на четырех ступенях системы их изучаются, прежде всего, разделами Триалогия и Онтология Философии. То есть, сфера этих 40 триальных категорий являются сферой раздела Триалогия философии.
Однако. При этом триальные категории, расположенные на 4-й ступени, изучаются одновременно как философскими, так и естественными, общественными и техническими науками.
То есть, изучение более 1000 преходящих атриальных категорий, располагающихся на возможных дополнительных 5-й и более ступенях системы, должно начинаться с предварительного изучения 27 вечных триальных категорий, расположенных на 4-й ступени системы.
То есть, сфера атриальных категорий, располагающихся на 5-й, б-й и 7-й ступенях системы - это уже сфера не столько философских, сколько общественных и естественных наук.
При всем этом следует особо подчеркнуть нижеследующее.
Состав, свойства и способ бытия каждой из 40 триальных субстанций бытия /триалей бытия/, обозначающихся определенными триальными категориями, подчинены определенным - Общим, Основным и Частным - законам Триалогии.
Так, например, звучит один из общих законов Триалогии:
"Каждой триальной категории присуще свое, определющее ее свойства, состав или способ бытия, место в Циклической системе их".
Так звучит, например, один из основных законов Триалогии:
"Ваимоотношения /взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия/ триальных категорий обусловлены и предопределены местом расположения каждой из них в Циклической системе их".
Так звучит, например, один из частных законов Триалогии:
"Закон Триальности - это свойство объекта познания представлять собой одновременно как триаду "триаль", так и подсистему "триаль".
Таким образом, получается, что для превращения Философии из Свода учений в полноценную Науку или Над науку - достаточно появления и внедрения в ней новой, Циклической системы триальных категорий и новых - общих, основных и частных - триальных законов.
Таким образом, Философия, выделившая в себе новый раздел Триалогия /Триальная онтология/ - вполне имеет право называться уже полноценной Наукой или даже Наукой наук, а не просто Сводом различных учений.
Таким образом, ныне произошло "ВОЗРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ", а не "КОНЕЦ ФИЛОСОФИИ".

Аватар пользователя Иван Иваныч

philozan, 28 Январь, 2015 - 21:46

Мне кажется, что все дело здесь в том, что философии следует отказаться от гегелевской спекулятивной традиции. Нельзя изучать мир исключительно умозрительным методом. Непосредственное изучение действительности, пусть даже в лице этого пресловутого "бытия" вообще не дело философии! Это дело конкретных наук.

Философ - это всезнайка, который прочитал много умных книжек и поэтому может помочь людям ориентироваться в этом мире.

philozan Здравствуйте. Мне по душе некоторые Ваши рассуждения выше указанное, но не все понятны. Например:

"Изучение устройства мироздания - не его дело!", так же пишите Вы. Почему нет. Нельзя запретить мыслить. Верны ли будут рассуждения как Вы говорите из одной головы, может да, а может и нет. Потом проверят. Философия все равно классная штука.... Но да,  надо быть осторожным в ФИЛОСОФСТВОВАНИИ.

    Мне кажется у нас с Вами много совпадений на понимание что есть Философия)

 Мне бы хотелось предложить Вам посмотреть фильм который я сделал (14 минут) и называется он "Сократ, Эзоп. О мудрости, учености и философии (диалог)", он там по списку в середине. http://www.youtube.com/channel/UCOtfjYmXq_CRpsX16dyI75w

(Так как у Вас написано в личных данных что Вы с Уважением относитесь к Сократу я выдал весь список фильмов может Вас что и заинтересует).