1. Начну со своего рода «введения», которое, наверное, следовало сделать в самом начале размещения текстов книги «Беседы о самопознании» на сайте http://tabularussia.ru/ и каковое, надеюсь, устранит возникшее у многих ощущение кажущегося их «разнобоя».
Написанные 20 с лишним лет назад, они исходно предназначались не широкой публике, интересующейся вопросами философии, но конкретному респонденту – моему сыну, оказавшемуся в непростой жизненной ситуации. И являются выдержками из длительной переписки с ним, в процессе которой я не только знакомил его с различной информацией, в том числе с основополагающими знаниями о мире, Боге и человеке, объясняя смысл и цель жизни и указуя пути, ведущие к совершенству, но и побуждал к самопознанию и контролю сознания, как управлению своими реакциями, отношениями и поведением.
В процессе эпистолярного общения, ограниченного рамками и лаконичностью писем, у моего визави регулярно возникали вопросы, появлялись суждения и комментариями к сказанному мной. На них я давал ответы и разъяснения, устраняя его сомнения и неведение, а также советовал, как вести себя в разных обстоятельствах. В итоге беседы велись активно и достаточно живо, темы часто менялись и вместе с тем сохраняли изначально заданную направленность и составляли единое целое.
Я не собирался публиковать эту переписку, однако годы спустя, просмотрев её заново, скомпоновав в виде книги, убрав все личные моменты и отредактировав, решил, что изложенные в ней сведения могут быть полезны людям, занятым поиском истины. А затем начал размещать отдельные её разделы в виде статей в сети интернет, давая время для их осмысления читателям, которым они интересны.
Я считаю это необходимым, так как в любой из них, нередко в каждом абзаце в сжатом виде содержится много информации, часто неожиданной и кажущейся парадоксальной. Кроме того, помимо малознакомых санскритских терминов здесь постоянно используются вроде бы известные понятия, но применяемые в неожиданных логических конструкциях, и к этому тоже надо привыкнуть. А для специалистов, хорошо разбирающихся в санскрите и ведических текстах, оказываются необычными мои переводы их и трудными для восприятия комментарии.
Советую спокойно относиться к прочитанному, тем более что к некоторым темам я возвращался не раз и продолжу это делать впредь, как бы рассматривая их с разных сторон. Дальше всё будет сложнее, но интереснее, и постепенно вы, если, конечно, сможете, поймёте их внутреннюю взаимосвязь.
Ещё хочу отметить следующее. Если бы у меня было намерение создать данное произведение традиционным способом, составив его логический план, начав «Ab ove» («с яйца») и излагая знания от простых ко всё более сложным, как это вершится в науке, я бы никогда не добился желаемого результата. Да и вообще, некоторые труды пишутся не для массы читателей, но ради одного единственного человека, который родится многие годы спустя, сумеет постичь то, что там написано, и применить к себе указанные в них рекомендации.
2. Теперь коротко о том, чему посвящены публикуемые статьи и книга «Беседы о самопознании».
Человеческий младенец, чьё существование обеспечивается комплексом заложенных в нём автоматически действующих программ преобразований энергии и информации, появляется на свет с пустым, ничем не заполненным сознанием и сразу же начинает познавать.
Познание сопровождает нас с рождения до самой смерти (а у некоторых продолжается и после неё), поэтому можно утверждать, что в нём состоит смысл нашей жизни. Само же познавание – трёхчастно: мы постигаем внешний мир, себя и Бога в себе (хотя не все и далеко не всегда).
Нам кажется, что пространство-время бытия – «объективная реальность, данная в ощущениях», в которую мы, разумные создания, обладающие материальными телами, помещены и вынуждены там находиться, противостоя ей. С другой стороны, многие приходят к выводу, что есть Бог – некая высшая сущность, обитающая «на небе», следящая за всеми и награждающая людей за хорошие, добрые дела либо наказывающая за плохие, злые.
Наши знания – разнообразны, отрывочны и неполны, мало связанны между собой и всё время меняются. Мы редко бываем удовлетворены ими, плохо понимаем устроение и законы Мироздания, имеем ложные представления о Всевышнем и практически ничего не ведаем о том, что есть человек и в чём заключается цель его жизни.
Отдельная информация об этом приведена в философских трудах и религиозных Учениях, а более подробные сведения изложены в Ведах, в том числе в Упанишадах и Бхагавад-гите.
Их главные концепции – иллюзорность бытия (и обоснование её причин); единство познающего, Поля знаний (познаваемого), процесса познаний и Знания; а также необходимость самоуправления и совершенствования как высшей цели личности. Вместе с тем в приводимых там описаниях, на мой взгляд, недостаточно раскрыты мышление, принципы его организации и отдельные аспекты; много говорится о том, каким надо быть, но не всегда ясно, с помощью каких средств это достижимо на практике
В своих текстах главное внимание я уделил человеку как Мыслящему-«Я», началу и концу любых своих образов, номенов, представлений и отношений; объяснению того, что его разум есть истинный создатель виртуального бытия и всех знаний, ощущений и переживаний; тождеству триады: Мыслящий – Мыслимое – мышление; а также призывал собеседника пересмотреть ценности прошлой жизни и основное внимание уделить контролю отношений и самоуправлению.
Ведь каждый из нас – источник, преобразователь и сток психической энергии определённого частотного диапазона; творец, восприниматель и центр мира, в котором он существует, происходящих в нём событий, явлений и даже Бога, которого мы порождаем в уме по «образу и подобию своему» в соответствии с субъективными знаниями и верой. Всё и всегда исходит из нас и в нас же возвращается. И без понимания и учёта сказанного никакое подлинное постижение Истины невозможно.
Комментарии
Прекрасно все раскрыто - и в Йога-сутре, Бхагават-Гите.