По-Канту, мы детерминированы, поскольку принадлежим миру феноменов, а свободны, что — миру ноуменов. Но это — банальное разделение представления мира «от третьего лица» и — «от первого лица». Мы детерминированы, когда рассматриваем других и себя — «от третьего лица». Мы свободны, когда я и другие понимаются мной — «от первого лица».
В первом случае я и другой — «по одну сторону», в мире других. Себя я здесь представляю «со стороны», со-природным миру, в котором и другие — тоже ему со-природны. И для «всех и вся» с этой позиции налицо подчиненность «законам природы». Во втором же случае — я, как тот, кто может выбирать поступать так или иначе, — свободен. Хотя с этой позиции другие даны мне как феномены, но не как ноумены, — в силу принципа приватности — я предполагаю, что за этими другими-как-феноменами «стоят», «скрыты», другие-как-ноумены, то есть так, как я дан себе «от первого лица». Отсюда — предположение, что и другие свободны, как я.
Последнее — сомнительное допущение. Но — так у Канта: я и другие суть «подобные сущности». Отношение к себе как к предопределённому другому возможно только тогда, когда я — уже в прошлом, уже свершил свой поступок. Но не тогда, когда мне предстоит еще выбрать своё действие, предстоящий поступок.
Гораздо более последовательнее считать только себя свободным, «ноуменом», поскольку в каждом моменте времени мне ещё предстоит выбрать своё действие, других же — как «феномены», полностью предопределёнными. Последнее следует и из того, что я могу предсказать выбор других (опыты Либета, психоанализ). С собой это «не проходит», поскольку любое осознание своего мотива, бессознательного, нейроактивности, делает меня свободным от этого: я волен принять его или нет.
Итак, в истоке кантовской антиномичности свободы и необходимости находится эпистемологическое отличие точек зрения «от первого лица» и «от третьего лица».
Комментарии
Самое ценное в философии - это закономерности. Но это и самое сложное, поскольку требует формализации.
Моя формализация принципа самоподобия этой фразы:
пассивное/активное ~ феномен/ноумен ~ детерминизация/свобода ~ 1
***
детерминация/свобода ~ «от третьего лица»/«от первого лица» ~ 1
Эта фраза интересна тем, что некому одному и тому же: "Мы", сопоставляется две роли: «от первого лица» и «от третьего лица». И кто же (что же) это неделимое "Мы"?
***
детерминизм/свобода ~ «от третьего лица»/«от первого лица» ~ 1.
А здесь мы (читатели) видим это "Мы" как "точку зрения" которая может меняться, оставаясь той же самой - "точкой зрения".
Как грамотно назвать это самое едино-двойственное "Мы", "точка зрения"? Или это фонтом мысли?
Такие слова: По-Канту, мы детерминированы, поскольку принадлежим миру феноменов, а свободны, что — миру ноуменов.
Что есть самое себе феномен? Это свое и только в себе- умение быть тем, чем ты есть на самом деле? Но есть Но: нет тебя без самое себе движения- времени. Так и не так: движение- время- это субстанция для живого в самое себе , а в само по себе- это не есть субстанция, это есть ее антипод- само по себе иллюзорное.
Мир ноуменов в самое себе человека- что это? Нет такого в живой природе, потому что самое себе ноумена нет , есть он только сам по себе? Верно.
Детерминированность как ты определяешь. Детерминированность- это узда на шее у того, кто лишен самое себя? Не самое себя, а себя в самое себе. Как понять это?
Пример: есть аквариум и есть в нем рыбки. Что есть аквариум? Сосуд с самое себе водой? Верно. А рыбки- что это? Это материи в материи. Верно. Так что здесь есть детерминированное? Сосуд? Верно, потому что самое себе сосуд- это тоже стекло, произведенное из живого продукта? Верно. Он тоже в самое себе? Верно, но только опосредованное самое себе.
Вот это опосредованное самое себе и есть детерминированное? Верно, иначе сказать, произведенное не напрямую? Верно.
Самое себе человек принадлежит миру ноуменов? Нельзя принадлежать миру ноуменов, если твое самое себе - это и есть ноумен в ноумене? Верно.
Самое себе мысль Канта не есть верная в самое себе? Не так, самое себе мысль самое себе Канта- это и есть то же самое, что и сам Кант.
Кант неправ? Прав только в том, что он есть самое себе Кант? Верно. А самое себе мысли сами пробивают свою дорогу в жизнь, потому что они есть живое, материя в материи? Верно, быть материей в материи- это и быть самое себе в самое себе. С уважением.