За что так не любят философов? – спрашивает себя и своих читателей Н.А.Бердяев. Если за то, что они непонятны и поэтому ненужны, то тогда «…остается непонятным, почему ненужная и непонятная игра мысли самой незначительной кучки людей вызывает такое недоброжелательство и почти негодование». Да оказывается, - потому, что человек никуда не может деться от необходимости решения вопросов «метафизического порядка».
«Вопросы математики или естествознания гораздо более чужды огромной массе людей, чем вопросы философские, которые в сущности ни одному человеку не чужды. И существует обывательская философия тех или иных социальных групп, классов, профессий, как существует обывательская политика. Человек, испытывающий отвращение к философии и презирающий философов, обыкновенно имеет свою домашнюю философию(Курсив здесь и далее – мой. – А.И.). Ее имеет государственный деятель, революционер, специалист-ученый, инженер-техник. Они именно потому и считают ненужной философию» (Бердяев Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения).
Так что тут виной не чуждость философии для людей: к чуждым им математикам или естествоиспытателям они никаких претензий не имеют. Именно близость и необходимость философских проблем всем людям – вот что их волнует! Вот где собака зарыта! Человек хочет и философствовать и при этом оставаться в сфере обыденного сознания. Но так быть не может: уже само появление философии знаменовало собою появление нового – высшего, диалектического способа мышления. А всё непонятное (потому что оно сложно и требует больших усилий для своего усвоения) очень раздражает.
Теперь поговорим о принципиальном различии философии и других форм общественного сознания.
«Ведь проблема в том и заключается, есть ли философия — философия или она есть наука или религия. Философия есть особая сфера духовной культуры, отличная от науки и религии, но находящаяся в сложном взаимодействии с наукой и религией» <…>
«Философии мир раскрывается иначе, чем науке, и путь ее познания иной. Науки имеют дело с частичной отвлеченной действительностью, им не открывается мир, как целое, ими не постигается смысл мира. Претензии математической физики быть онтологией, открывающей не явления чувственно эмпирического мира, а как бы вещи в себе, смешны. Именно математическая физика, самая совершенная из наук, дальше всего отстоит от тайн бытия, ибо тайны эти раскрываются только в человеке и через человека, в духовном опыте и духовной жизни» *.
И тут Н.Бердяев восторженно ссылается на только что вышедшую в свет книгу М.Хайдеггера:
* «Так Гейдеггер в «Sein und Zeit», самой замечательной философской книге последнего времени, всю свою онтологию строит на познании человеческого существования»
«Кто такой Хадеггер? Он нам не указ!» - кричат мои оппоненты. Вам, с вашей обыденной философией, которую вы не отличаете от науки, конечно он не указ. А вот Николаю Бердяеву – он младший друг и талантливый коллега, которому можно передать факел общечеловеческой мысли, несомый настоящими философами от Фалеса,Гераклита и Платона.
<…>
«Как понять отношение между философией и наукой, как разграничить их сферы, как установить между ними конкордат? Совершенно недостаточно определить философию как учение о принципах или как наиболее обобщенное знание о мире, как о целом, или даже как учение о сущности бытия. Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека. Поэтому для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа». <…>
«Философская антропология должна быть основной философской дисциплиной. Философская антропология есть центральная часть философии духа. Она принципиально отличается от научного — биологического, социологического, психологического — изучения человека. И отличие это в том, что философия исследует человека из человека и в человеке, исследует его как принадлежащего к царству Духа, наука же исследует человека как принадлежащего к царству природы, то есть вне человека, как объект» <…>
«Философия видит мир из человека и только в этом ее специфичность. Наука же видит мир вне человека. Освобождение философии от всякого антропологизма есть умерщвление философии» <…>
«Смысл вещей открывается не вхождением их в человека, при пассивной его установке к вещам, а творческой активностью человека, прорывающегося к смыслу за мир бессмыслицы. В предметном, вещном объектном мире смысла нет. Смысл раскрывается из человека, из его активности и означает открытие человекоподобности бытия. Внечеловеческое идеальное бытие бессмысленно. А это значит, что смысл открывается в духе, а не в предмете, не в вещи». (Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики).
«Мало сказать, что мышление есть бытие, нужно еще сказать, что означает мышление внутри бытия, нужно определить, является ли познание творческим актом в бытии, т. е. самовозгорением света в бытии, переходом от тьмы к свету. Познание не только проливает свет на бытие, не только есть свет о бытии, но оно есть свет в бытии, внутри бытия».
Не напоминает ли вам эта фраза Бердяева о мерами возгорающемся огне Гераклита? И не напоминает ли она вам ту мировоззренческую картину, которую я рисую в своих публикациях? Хайдеггер убежден, что все философы думают об одном и том же – о бытии. Интерпретирую и развертываю это утверждение таким образом: настоящие философы – все и всегда – думают о бытии человека как микрокосмоса и о бытии самого космоса, нуждающегося в человеке как носителе мысли. И раздумья философов отнюдь не бесплодны. Поэтому, кто способен слышать и понимать философскую речь, то есть овладел методом философского мышления, тот и способен с помощью философии решить свои личные и общечеловеческие смысложизненные проблемы.
Комментарии
Я, конечно, даже не "Бердяева", но мне хочется высказаться о философии.
----------------
Философия - это наука о разумной человеческой деятельности и о тех рамках, в которых эта деятельность становится человеческой.
Т.е. философия - это наука о человеческом Разуме, как поставщике и организаторе потока информации и данных для обработки их Рассудком, которому безразлично их качество. - А в общем, для Рассудка нет качества (ему всё равно что обрабатывать), а фильтрацию и качественную характеристику данным потока информации осуществляет Разум. - Чем насыщаем, то и обрабатываем, такова и наша собственная метафизика.
И получается: там где нет явлений Метафизики, там нет и Разума.
А Рассудок есть всегда и у всех.
И "сойти с ума" - это лишиться Разума.
Как известно, наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, прогнозировать.
Указанными признаками философия не обладает.
Следовательно, всякий, кто утверждает, что философия - наука, к числу которых относится большинство профессиональных философов, - либо неадекватен, либо мошенничает. К первым отношение в обществе более спокойное, хотя и слегка зоологическое, ко вторым - открыто негативное.
Ну а коль профессиональные философы в легком случае с головой не дружат, а в среднем - просто профессиональные пустопорожние болтуны, им ли доверять человеческий Разум?
Все это пишу не для того, чтобы кого-то уязвить, ибо человек, выбравшую эту стезю, заведомо унизил себя, закрыл перед собой множество достойных путей в жизни, а для того, чтобы проколоть пузырь самомнения, опустить на землю неадекватную часть философов. Философствуйте в свою меру разумения, но именно в меру своих познаний о жизни, полученных на ваших балетных курсах, пытайтесь ознакомиться с достижениями точных наук, и выявлять их тенденции.
Все остальное в деятельности современных профессиональных философов - мельтешение под ногами людей, занятых делом, паразитирование на обществе, отвлечение студентов от получения знаний, необходимых им для профессиональной деятельности.
Вы не способны привести ни одного примера, в пределах 19-21-х столетий, когда бы философы дали что-либо полезное обществу. Признайте это, посыпьте голову пеплом, и идите мести улицы, если не приобрели в жизни хоть какой-нибудь созидательной профессии.
Много слов, Леонид, и все они злые и несправедливые. Вы предпочитаете не видеть очевидное: например, гегелевскую диалектику, гегелевскую онтологию, согласно которой бездуховного бытия быть не может; глубокое понимание человека, его свободы, разработанные религиозными философами и т.д. Это что - все Вам не нужно? Забавно Ваше выражение - "дать что-либо полезное". Не хотите его заменить на "взять что-либо полезное"? Вот в этом-то все и дело: никто не хочет серьезно изучать философию, но все, тем не менее, ждут, что она что-то им должна дать. Крупные ученые так не поступали, они, за неимением качественных переводов Аристотеля, изучали древнегреческий язык и читали великого философа в подлиннике и находили-таки в его текстах искомое. А Владимир Иванович Вернадский, будучи состоявшимся, известным ученым, не считал ниже своего достоинства регулярное посещение семинаров Анри Бергсона в Сорбонне и затем благодарно вспоминал о их пользе для него в выработке системы идей биосферы и ноосферы.
Я это все говорю не столько для Вас, сколько для тех читателей моего сайта, которые читают мои публикации и размышляют над ними в свете своих собственных интересов, а не огульно отрицают их полезность.
И с этим комментарием Вашим, Алла, я почти согласен, но...
Но философия все же - не наука. Аргументация Бердяева Вас в этом не убедила? Смотреть на мир с точки зрения разума и носителя разума - человека не способна ни одна наука. А если кто-то из ученых захочет взглянуть на мир таким вот образом, он должен, хотя бы на короткий срок, стать философом, причем - качественным, а не доморощенным. Собственно, так и поступают некоторые крупные ученые.
А.Ивакин.
Зря вы так уничижаете философию.
У философии есть действительный объект преобразования - это человеческое сознание.
У философии есть действительные результаты деятельности, т.е непрерывное преобразование человеческого сознания от сознания "самоедов" к сознанию человека разумного.
И именно философия является и источником и движущей силой нашего религиозного знания.
Да и вообще, единственно, что развивает иррациональный мир, - это философия.
И именно философия связывает мир науки (рациональный мир) с миром нашего духа (с иррациональным миром).
Так что, только философии присущи признаки как науки, так и религии.
Алексей Ивакин, защищая "современных" (на самом деле почти 2-х вековую отсталость) философов, пишет: -
Усилия мозговые нужны не только при усвоении (это гораздо проще), сколько при разработке и подаче
позиции, мнения. Но уж таким эрудитам, как автору статьи, нельзя ошибаться, особенно передёргивать.
По Вашему, уважаемый "современный" философ, любомудрие, осмысление, рассуждения появились только в средневековье и даже позже, поскольку "появление нового – высшего, диалектического способа мышления" и произошло сравнительно недавно.
Но не это главное. Занимайтесь и дальше никому не нужными досужими рассуждениями. "Вы философ? - Безусловно" - вот в чём "фишка"!
У здоровых, умных, воспитанных людей "непонятное" вызывает интерес прояснить, выяснить, объяснить, хоть как-то для себя, что это такое. И я, когда ещё только начал изучать философию (трижды), понял, что это история и пересказывание произведений когда-то великих и до сих пор "ужасных" ...
А философствовать и ковырять в носу, как сказал доктор философии, каждый может. И я с ним согласен по отношению к псевдо науке ...
Вячеслав Митин
Уважаемый mitin! Я так и понял, что с философией Вы не сумели подружиться. С прискорбием отношу Вас к категории неслышащих Логоса. Правда, плакать по этому поводу, как это делал Гераклит, я не буду.
Отсюда следует: "познай самого себя /микрокосмос/ и познаешь весь мир /космос/" (Сократ) или человек сам в себе (вещь "сама в себе", сущность, "Я", Абсолют, Бог) и есть весь мир.
Остается самая малость, познать самого себя... и продолжать жить в духе или духовной, творческой жизнью, как рекомендовал это делать Бердяев.
А после этого уже никаких личных проблем точно не будет, ведь человек познавший Бога становится его подобием. :)
Да, уважаемый Виктор, в этом-то все и дело! Поэтому и говорят, что если наука - знание предметное, то философия - знание рефлексивное. Только последнюю Вашу фразу, смягченную улыбкой, я бы "немного" изменил: познавши себя как богоподобное существо, человек познаёт необходимость превратить познанный им всеобщий интерес в свой личный. Хочу быть настоящим человеком, говорит он себе, и эта познанная необходимость и есть его личная абсолютная свобода.
Против свободы, которая одновременно и необходимость, у меня никаких возражений нет, хотя звучит это абсурдно. Только вот чтобы прийти к этому состоянию свободы, без которой творчество принципиально невозможно, необходимо сначала стать человеком. Иначе говоря, сначала надо реализовать свое желание стать человеком (стать нравственным), а уж потом познается свобода творчества, свобода ОТ... в терминологии Бердяева, которой в бытие субъекта, в мире множества необходимостей просто нет.
Что касается свободы В... , "свободы" в выборе той или иной необходимости, то такая свобода дана каждому человеку с рождения, то есть независимо от его желания. Заметьте, сделать выбор для человека тоже необходимость, поэтому и свободу в выборе пишу в кавычках.
Уважаемый Виктор, Вы пишете: "Против свободы, которая одновременно и необходимость, у меня никаких возражений нет, хотя звучит это абсурдно".
Интересная фраза: "Звучит абсурдно, но... возражений нет". Может быть, тогда лучше применить слово "парадоксально"?
Кратко изложу свое понимание свободы. В лоне природы (по крайней мере нам так кажется) "необходимость" сочетается только со своей диалектической противоположностью - "случайностью". Сочетается и ею как бы уже смягчается.
С появлением человека, целью которого всегда было познание окружающих его природных и социальных необходимостей, необходимость начинает становиться познанной, и такое сочетание мы и называем свободой, так как человек, вооружаясь наукой и техникой, становится не рабом, а господином множества необходимостей. Множества, но далеко не всех. И более того, человек порождает массу новых для себя необходимостей, немалая часть которых оказывается мнимыми, мифическими необходимостями, например, - следовать моде. Но вот, скажем, необходимость решать, и возможно скорее, порожденные самим человеком глобальные проблемы - это уже потребность в сохранении жизни человечества.
В общем, освобождаясь от одних необходимостей, или же обуздывая их, человек попадает в зависимость от необходимостей других. Очень похоже на ситуацию «нос вытащил, а хвост увяз». Вы правы – и любой выбор – это тоже необходимость. И любую свободу можно брать в кавычки, если не разобраться в иерархии необходимостей. Хайдеггер такую необходимость и называет: «подумать о том, о чем «прежде всего остального и для всего остального» следует мыслить. Хомо сапиенса жизнь заставляет быть сапиенсом. Абсурд, парадокс? Нет, вопрос перед каждым из нас ставится таким образом: обладаешь ли ты свободой стать и быть человеком, то есть соответствовать своей сущности? Или не обладаешь? Следовательно, необходимость стать человеком становится главной необходимостью. Познать эту необходимость и стать в результате этого подлинно свободным! Именно к этому призывал людей Иисус Христос. Но они, в большинстве своем, не поняли, что действительно только в этом и состоит их спасение. Надо было, чтобы их клюнул в одно место жареный петух? Ну вот, клюют уже миллионы петухов, а человек все еще надеется, что с помощью науки все каким-нибудь чудесным образом рассосется. Вот создадим большой адронный коллайдер и… И что? – взорвем Землю? Нет, всё равно – «Наука – это да!» А что такое философия или религия? Какие-то ненужные детали, без которых вполне возможно просуществовать. Нет, дорогие мои, не-возможно!
Уважаемый Алексей Аркадьевич!
Спасибо за интересные цитаты из книг Н.А. Бердяева.
Вы спрашиваете: «И не напоминает ли она вам ту мировоззренческую картину, которую я рисую в своих публикациях?»
— Извините Алексей Аркадьевич, - но нет, не напоминает.
У Вашего мировоззрения, принципиально другие метафизические основания.
Философия Николая Александровича Бердяева строится на мощном фундаменте метафизики Владимира Сергеевича Соловьва, и на христианской вере.
С этого все начинается, и этим все объясняется.
ЕС
Не скрою, Евгений Васильевич, я опечален Вашим мнением о моей философской позиции. Но я почему-то люблю и Бердяева и Соловьева. Значит, я, видимо, не законченный человек. Хотя не премину все же сказать: любовь не есть апологетика, поэтому каждое положение этих и других настоящих философов я "пропускаю" через свою собственную интерпретацию. Мне кажется, что и Вы прибегаете к такому же своеволию.
Спасибо Алексей Аркадьевич, за Ваш откровенный ответ.
Я часто комментирую Ваши статьи, потому, что в них очень много интересных, для меня, мыслей.
Но, метафизические основания Вашего мировоззрения, как я их понимаю из Ваших статей, — очень противоречивые.
“Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне” (Матф. 6:24).
ЕС
Объяснения М-Л. философии Вы выучили отлично! :))) А если самому попробовать думать?
Я Вас не понял.
Если можно, уточните о чем Вы пишете.
ЕС
Уточняю. Метафизика (более современно философия) не может быть Соловьева, Бердяева или ваша, как не может быть философии научной или религиозной. Могут быть только знания того или иного философа и философское знание Соловьева, Бердяева и даже философское знание Алексея Ивакина гораздо более полное, чем знание Аристотеля (2000 лет прошло!) в границах которого вы безнадежно застряли.
Спасибо Виктор, стало понятнее.
1. Метафизика — только часть философии, ее начала, основания.
2. Философия стремится не к преходящим знаниям, а к Истине.
3. Ваше мнение мне понятно.
Но я, согласен с Вл. Соловьевым, который писал: " … В системах сложных или синтетических не только совмещаются типы различных категорий или по различным точкам зрения (что необходимо и в системах элементарных), но соединяются между собой типы одной и той же категории, например, материальному началу дается место наравне с идеальным и духовным, далее принцип единства вцелом совмещается с коренной множественностью единичных существ (как например, в монадологии Лейбница) и так далее.
Наиболее полные системы метафизики стремятся, исходя из одного основного начала, связать с ним внутренней логической связью все другие начала и создать, таким образом, цельное, всеобъемлющее и всестороннее миросозерцание".
ЕС
Еще бы не согласиться... Здесь Соловьев по сути повторяет то, что было сказано еще Кантом. Вы почитайте главную философскую работу Соловьева "Нравственная философия", где он рассматривает иррациональное мышление субъекта (чувствование), второй тип мышления субъекта в котором нет логики и в котором до Соловьева никто так подробно не разбирался. Интересно, согласитесь ли вы и в этом с Соловьевым.... :)
Замечу, Кант только обозначил это направление философского знания и именно в созерцании (иррациональном мышлении, чувствовании) видел путь познания вещи "самой в себе".
Метафизика (то, что сверх физики - науки!) и философия слова синонимы. Поэтому, корректно говорить не о частях метафизики, а о ее границах. Есть метафизика в границах философского знания Аристотеля (рацио), есть метафизика в границах философского знания Соловьева (рацио+иррацио), для которой метафизика Аристотеля частный случай. Иначе говоря, Соловьев просто расширил границы метафизики. Еще больше расширил границу метафизики Лосев, включив в эту границу не только бытие субъекта, но и бытие мира в целом, тем самым придя к философскому знанию Парменида, Сократа, Платона и всех существующих религий.
Уважаемый Виктор!
1. В книге В.С. Соловьева «Оправдание добра» и других его работах, нет разделения на рациональное и иррациональное мышление. Чувствование, и даже переживание — вовсе не мышление.
2. Ограниченными могут быть знания о чем-то, но не философия, в которой есть смысл.
3. Мои ограниченные познания философии Аристотеля, Соловьева и Лосева не позволяют мне характеризовать их «в двух словах». Ваши суждения о них, мне непонятны.
4. Думаю, что в философии нет синонимов.
Разные философские термина означают понятия, которые имеют различный смысл. Мало знать термин.
Есть знания, как воспринятая, усвоенная информации и есть понимание, как восприятие смысла.
Необходимы знания и понимание.
Могут быть знания без понимания, может быть и наоборот.
Иногда понимаешь, что надо, но не знаешь как. Бывает, знаешь как, но не понимаешь почему так получается.
По-моему, термин «метафизика» — только часть философии, как и онтология, гносеология и пр.
О моем понимании философии см. в блоге «Опять про философию».
ЕС
То есть, когда вы стыдитесь или жалеете кого-то, вы не мыслите? Вы труп что-ли? :)))))
Знание и есть понимание, это слова синонимы. Вы можете познать, прочитать текст книги, но совершенно не понять смысл написанного, а значит и знания этой книги у вас не будет.
Ваше мнение я понял.
Спасибо,
ЕС
Человеческое бытие, это осознание нравственного долга.
Человек, уйдя из жизни, оставляет в «мировой физической памяти» свой информационный след, ‘’информационный образ’’ – логос своего «я». И сущность бытия вселенской ноосферы информационного отражения, как «венца и зеркала» природы, отобразить в себе мировую физическую память («отражение отражения»). Высшая форма проявления «отражения отражения» – материализация. Воплощение информационного образа – логоса каждой когда-либо жившей человеческой личности, как высшей первоосновы «ноосферной ценности» (всеобщее научно-практическое воскрешение). В этом высшая цель и смысл эволюции бытия всего сущего и высший гуманный смысл деятельности разума.
В настоящее время невозможно представить, как будет осуществляться возможность всеобщего воскрешения. Этому будет мешать обыденное мышление и представление о научно-технических возможностях разума. Представление о всеобщем воскрешении за горизонтом обыденного мышления. В настоящее время в это можно только верить, опираясь на осознание общечеловеческой потребности исполнения нравственного долга потомков перед
предками – живых пред умершими, как потенции, как предпосылки будущего бытия разума, которая обязана быть осуществимой, так как природа начинает не только через разум осознавать себя, но и через потенцию, предпосылку в разуме управлять собой.
Чтобы это понять и принять, необходим не только рассудок , но и интуиция «разум сердца».
Всегда подчеркиваю, уважаемый Владимир (Lak) свое принципиальное согласие с направленностью Вашего мировоззрения. Особенно важным считаю придание Вами огромного значения отражению и роли естественных, а не мистических, сил в процессе воскрешения душ.