Уважаемый NN! Вы возмущаетесь тем, что я не понимаю Вашей философской позиции. Да, это, наверное, действительно, так. Но зато я хорошо понимаю Ваше возмущение этим печальным обстоятельством. Я тоже горестно недоумеваю, когда меня ни с того, ни с сего начинают изображать, там, сторонником диалектического материализма или же - человеком, в том-то и в том-то искажающим философию Платона, Гегеля, Хайдеггера.
Ну, насчет диамата – это мне понятно: это недоразумение проистекает из совершенно необоснованного отождествления диалектики с материалистической диалектикой. Сложнее реагировать на обвинение в искажения кого-то. На мой взгляд, философию любого мыслителя искажать, а, точнее сказать, - приписывать ему что-то своё, не имеет право разве что только профессиональный историк философии. Да и то, знаете ли… Берем первый том так называемой «Серой лошади» и читаем: «Учение Парменида есть абстрактный рационалистический материализм. Парменид не допускает иного бытия, кроме материального, телесного, протяженного бытия». Как вам это? Адекватно авторы поняли Парменида или приписали ему что-то? Правильно предупреждал нас М.Мамардашвили: нельзя античных мыслителей примитивизировать, относиться к ним снисходительно.
Философ, взявший на себя задачу участия в «собеседовании мыслящих», не обязан относиться к философскому наследию, как к чему-то раз и навсегда произнесенному и неприкосновенному. Сказал Флес: «Вода» и мы повторяем: «Во-да». А то, чего доброго, если не сделаем этого, нас кто-нибудь обвинит в неправильном цитировании.
Это, конечно, не означает, что можно, как это позволяют себе некоторые постмодернисты, глумиться над классиками философии: мера – не только логическая, но и этическая - всегда должна быть соблюдена. Но философ-теоретик (назовем его так) вправе искать в философском наследии то, что его интересует, вправе интерпретировать, утрировать, порицать и искать в простом - потаённое и, тем самым, представьте себе, - развивать сказанное его собеседником – современным ли или тем, кто жил сотни и тысячи лет тому назад. А вот как он развивает сказанное собеседником – успешно или не очень – это покажет будущее, покажет общая логика развития философии. Невзирая ни на что, философ-теоретик может и даже должен системно излагать своё собственное видение бытия, мышления и их соотношения, не боясь того, что его миропонимание многими будет отвергаться. Хайдеггер вообще призывал философа не рассчитывать на прижизненное понимание его концепции. И он, увы, прав и с этим надо смириться. Давайте и мы с Вами смиримся с тем, что не понимаем друг друга. Изменение своего мировоззрения – это не результат какого-то консенсуса, а результат свободного, обоснованного и очень нелегкого решения самого мыслителя!
Я долго пробовал, как Вы мне советуете, построить в своем сознании модель мира по материалистическому рецепту. «Обмен веществ, приток энергии…». У меня это не получилось. Почему? Потому, во-первых, что я никак не мог понять, почему кого-то может удивить вечность Мысли, но не удивляет вечность и самодовлеющий характер без-мысленной и не-живой материи. Откуда она взялась, в чем причина ее приоритета и исключительности?
Во-вторых, из меня не вышел материалист потому, что утверждая вечность неживой и немыслящей материи, материализм в то же самое время с уверенностью утверждает конечность всего прочего, в том числе, и человека и человечества. Я такой бессмысленный, абсурдный мир принять никак не могу, так же, как не приняли его «сумасшедшие» герои «Палаты номер шесть» А.П.Чехова. Сумасшедшие? Но ведь за ними стоят тени таких вполне вменяемых, профессиональных мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Декарт, Лейбниц, Шеллинг, Гегель.
И тем не менее я знаю и вижу вокруг себя таких людей, которых ничуть не удивляет то, что удивляет меня. Их, напротив, удивляет мое удивление. Ну что же, философия и удивление – близнецы-братья. Слава богу, что нас уже не принуждают к единомыслию. Для мыслящего человека отсутствие свободы мышления – самая ужасная несвобода. Нам надо лишь помнить о том, что свобода – это не произвол, а осознанная и свободно принятая (так, что жить без нее не могу!) необходимость. В нашем случае это - необходимость поиска Истины и истинного пути к ней.
Я твердо уверен в том, что подлинный смысл жизни всех людей, вытекающий из человеческой сущности (эйдоса, как говорил Платон) - развивать в себе разум и совесть, а значит, - нравственность, тем самым в меру своих сил приводя в гармонию собственную душу и доступное окружение. В русле этого общего дела у каждого человека имеется своё собственное призвание или, как говорил философ Григорий Сковорода, - "сродный труд", подчеркивая при этом, что в нем состоит суть призвания человека Богом и поэтому нет для человека большего несчастья, нежели труд не-сродный. Занятие философией - это довольно редкое призвание. Оно не означает знания того, что, где и когда сказал тот или иной философ. Оно означает постоянные (то радостные, то мучительные) поиски смысла бытия Мира и людей в нем. Вот ведь в чем дело!
Комментарии
д-аи. 1. "Беда" современных философов в том, чтобы вместо того ......., они берут за руку одного, двух авторитетных для них философов и бродят в "тумане" современного мира; и к чему они приходят в конце концов? - к тому же к чему пришли их Авторитеты.
2. Понимание может произойти только тогда, когда два идивида находятся на одних интеллктуальном, физическом и эмоциональном уровнях, в одном времени-пространстве.
3. Вы правы ничего не остаётся как смириться ... или от души рассмеяиться!
Уважаемый Алексей Аркадьевич!
Как всегда интересно, и как всегда есть вопросы.
1. Парадоксально сочетание слов: «свобода мысли». Если бы Вы написали – «свобода мышления», тогда, это было бы понятно.
2. Вы пишете: «…свобода – это не произвол, а осознанная и свободно принятая (так, что жить без нее не могу!) необходимость».
Свобода – ничем не обусловлена, и «необходимостью», в том числе.
В соответствии с Вашим определением, и раб – свободен!, потому, что осознает жизненную необходимость своего рабства: – жизнь в рабстве или смерть. Нет! Осознание необходимости – это скрытая форма принуждения, а не свобода. Куда он денется с подводной лодки?
3. И, уже традиционные, фантастические, утопические высказывания о сущности человека. Нет у человека возможности «развивать в себе разум и совесть … нравственность», приводить в гармонию собственную душу ... А вот, призвание и предназначение, как таланит – дарован каждому. Вновь вопрос про Ваше философское понимание антропологии. Что человек может и что должен?
ЕС
Вот именно!
Нам следует, прежде всего, искать решения проблем между "могу и надо" и "хочу и должен".
А этот многослойный трёп, типа хайдеггера, сладок только крайнему "эгоцентристу".
Я вообще не понимаю - зачем они являют себя своими текстами?
Ведь от их содержания остаётся у читающего некий мутный осадок. И всё.
Скажи-ка: "Посох мой - моя свобода". - Ну и чё то далее?
Или такое заявление, что сущностью истины является опять же, эта самая, свобода.
Неужто это и есть обобщение чего-то "запредельного", полученного опять же их запредельным мышлением?
--------------------
Херня это всё на постном масле - самолюбование своей изощрённостью и не более.
Иной: "Я вообще не понимаю - зачем они являют себя своими текстами?"
Как у Вас легко вылетают такие тягостные фразы! Являют себя, чтобы жить. Вам не нравится, что живут другие, не похожие на Вас, люди, да?
Иной: "Ведь от их содержания остаётся у читающего некий мутный осадок. И всё"
Похоже, Вы даже и предположить не можете, что это (что остаётся у читающего) в не меньшей степени зависит от читающего и характеризует читающего.
Ron пишет:
Как у Вас легко вылетают такие тягостные фразы! Являют себя, чтобы жить. Вам не нравится, что живут другие, не похожие на Вас, люди, да?
Иной: "Ведь от их содержания остаётся у читающего некий мутный осадок. И всё"
Похоже, Вы даже и предположить не можете, что это (что остаётся у читающего) в не меньшей степени зависит от читающего и характеризует читающего.
Нормальные - похожи с необходимостью, т.к. биология (природа) мозга, а, следовательно и мышления у нас не просто схожа, а одна и та же.
И если бы это было бы не так, то не было бы ни науки, ни культуры. Да и вообще, не было бы всей сферы нашей искусственно созданной и общей среды обитания.
А вот ненормальные, т.е. с патологией - все "особенные" по-своему.
Я о том и говорю - угнетающее рассуждение. Можно брать в коллекцию феноменов социального мышления.
И что, по-Вашему, нужно делать с "ненормальными", особенно если их много?
Ron пишет:
то же что и с "нормальными" - терпеть.
Ron пишет:
1. Берите.
2. А "много" это сколько? (Можно в %.)
1. Уже взял.
2. Допустим, 20% от думающего населения
Ron пишет:
А сколько в % думающего населения?
Я имел в виду психически здоровых совершеннолетних. Дальнейшие Ваши вопросы, наверно, не пройдут, поскольку придётся уточнять уже Ваше толкование различных понятий. Есть ведь разумная мера уточнений, да и без уточнений можно обозначить свою позицию по заданному вопросу.
"Иной", вам нужно срочно переменить свой "ник": Вас тянет в гущу "нормальных". Вот и назовите себя "Нормальный" или же "Такой, как все". Философов "нормальные" никогда не любили: философы ведь такие странные и непонятные, одним словом, - иные. Они, например, всегда парадоксальны, а "пара докса" с греческого переводится как "Против мнения". И биология тут не при чем. Философы вырабатывают иной стиль мышления (теоретический, разумный, диалектический), который позже людям, более или менее освоившим его, помогает создавать и науку, и культуру (хотя через запятую эти слова не стоило бы перечислять). Не читайте Вы, ради бога, мои записи в моем блоге, раз Вас от них так мутит!
Замечательно сказано, Ron! Точно в "десятку"!
В моей заметке говорится о неизбежности непонимания друг друга сторонниками различных мировоззрений. А еще говорится о приемлемости и даже необходимости серьезного анализа, а затем - синтеза различных историко-философских позиций.
Ваш грубый, самоуверенный комментарий, Иной, совсем об ином. А точнее - ни о чем. Любой открытый мною блог я считаю своей автономной территорией, на которой я излагаю свое видение той или иной философской проблемы. Если Вам все так противно, можете не читать. Вот и всё. Зачем же навязывать свои сомнительные вкусы и предпочтения?
Так ведь я, Евгений Васильевич, и говорю о неизбежнлсти непонимания. В частности, и нашего с Вами. Не вижу смысла вновь и вновь разъяснять по пунктам Ваших возражений свою позицию: Вы ее все равно не примете.
Вы можете проследить весь процесс обмена веществ? Нет. Но относите его к материальному потому, что уверены, что он способен порождать материальное (т.е. вы видите на опыте, к чему приводит обмен веществ).
Тогда почему вы не относите к материальному мысль? А ведь результат её процессов также можно проследить. Как и результат процессов обмена веществ, электромагнитных процессов и т.д.