Я познакомился с отрывком из книги Александра Болдачева, который он сам выделил и назвал "Три Эссе". Мне понравилось (не то слово!). Я спорю с ним по многим вопросам. Он кажется мне порой то циником, то троллером, то педантом и занудой, не желающим дать своей (и моей) мысли взлететь и ухватить сущность и интегральную целостность. В общем кислотным человеком, чуждым мне по духу.
А здесь я не могу удержаться от согласного кивания на каждом абзаце. И самое главное, здесь все о самом главном - об обьективности истины, о неозможной возможности ее постижения, о необходимости понимания постмодернизма и его роли философского "антибиотика", уничтожающего бациллы излишней спеси и спекулятивности в предшествующей философии модернизма и классического премодерна.
В общем я предлагаю обсудить отрывки, которые я буду цитировать на свой вкус. А всем неленивым и любопытным ознакомиться с отрывком (а может и со всей книгой по ссылкам или с самим автором на его вебсайте http://www.boldachev.com/ и здесь )
Комментарии
То есть, чем сильнее вера человека в свою правоту ("наше дело правое", "кто бог велий яко Бог наш", "нет бога кроме Аллаха" и т,д.), тем острее и непримиримее он в общении и дискуссии с инкомыслящими. Это свойственно, как слепо верующим людям религии (традиционализм), так и фанатически верующим в разум, науку и материализм (модернизм).
Какой же взгляд может позволить человеку воспринимать чужие мнения и точки зрения как приемлимые, терпимые, и даже интересные? Это недогматический взгляд субьективного идеализма, позволяющий видеть миры других субьектов как миры их понятий, только частично пересекающиеся с миром наших понятий. Или с другой стороны видеть их так как их видит солипсист:
Однако, не знаю что луше. Ведь есть ещё и третья сторона, которая глядя на непримиримость ультрас, считает, что истина лежит где-то посередине, в смысле: "и ты, жена, права". В этом плане рэбэ-примиритель такой же ультра. И солипсист - иже с ним. :)
Ой, щас кто-то будет плакать и причитать! Но заметьте, про Мистицизм не я первый предложил. Так шо сыпьте ему перцу и соли на хвост и в гриву. А я рядом постою, "подывлюся" :))
Это я-то кандидат на сыпанье? Мне, извините, 20 минут езды до университета им. Беркли (бога солипсистов). Меня ж студенты найдут и поколотят.
Солипсистов-то все любят и боятся, а вот бедному метафизику и заикнуться за Логос боязно, как чукче: "сизу, пью цяй, стучат, иду к двери и снимаю штаны" :))
Хорошая, однако, тема. Почитал пока только чуть, но он же, гад, хорошо пишет! Даже, можно сказать - увлекательно. С другой стороны, он не понимает, что для воистину истинного признания, писать надо, как Гегель, чтоб ни одна сука не поняла! Вернее, чтобы все суки поняли по-разному. :)
Есть такой грех у людей обьективизма - ожесточать его(обьективизм), т.е. стоять на жёстких его позициях, вследствии нехватки гибкости. Но, простите, если вытащить "бревно из собственного глаза", то такой же грех можно увидеть и у людей стоящих на жёстких субьективистских позициях. Но "бревно" почему-то не жаждут вытаскивать.
Отсюда, вместе с "бревном в глазу" заявляют, что
И эти думы выдают,типа, "какое же разнообразие мыслей существует в моей голове", но почему-то не выдают мыслей о необходимости познавания себя и мира. А раз не выдают, то тут оказывается достаточно волшебного слова "по определению"(он, типа, определил для себя, и хватит)...
Т.е. прямо констатируется зависимость единого мира от себя любимого(как же иначе, ведь я же(солипсист) определил, а значит по другому, какому-то неизвестному мне определению(связанному с познанием) быть никак не может).
Но, на самом деле, если бы сей солипсист хорошо подумал, то усомнился бы в своём якании, т.к. увидел бы некое различие между зависимым от себя восприятием единого и восприятием независимого(=обьективного) единого мира как извне, так и изнутри самого себя якающего. Но такого сомневающегося различия не может произойти вне опыта познания себя и мира.
....
Самое главное в философии - не торопиться с выводами, внимательно читать и понимать ПОНИМАНИЕ другого, а не приписывать ему свое понимание и его же за это "неправильное" понимание безжалостно ругать.
Вот это сообщение прочли? Там как раз речь о различных подходах к пониманию мира и о необходимости их восприятия либо как разных вариантов эманации Единого, или разных проекций одной Детали.
Я бы назвал это метафизической философией. Она видит мир как воплощение единой идеи, которая, воплощаяясь в материальной среде в несовершенном виде, рождает подобные, но разные предметы, образует все многообразие мира, его сходство и непохожесть, создавая условия как для смертоносной борьбы за выживание, так и для интеграции и эволюции.
Метафизическая диалектика к тому же учит видеть единство в разнообразии и строить некие гомологические ряды, связывая различные взгляды в единую многогранную модель, где разные теории воспринимаются, как разные проекции одной Детали:
Нет смысла бороться за истинность только одной философской теории. Необходима универсальная теория, которая связала бы множество теорий в одну модель, которая при повороте ее под разными углами, могла бы обращаться то в одну то в другую теорию. Могу предложить пример.
Деньги на бочку!
Только так, честно. Смотрите не с одного угла, котоый вам не нравится, а со всех трех. Идет?
Модель тотальной холархии, когда три региона БЫТИЯ МИРА (точнее Мирума) равны и по-настоящему холархичны: Сущности=Сущее=Бытие человека, - тогда это луше всего может быть изображено треугольником Пенроуза, подчеркивающим их замкнутость и парадоксальную взаимопорождаемость.
Обратите внимание на стрелки и на расшияющиеся конусы.
Сущности порождают Сущее, все его определенные формы: атомы, молекулы, кристаллы, клетки, организмы. Сущее порождает в процессе эволюции Человеческое бытие. А Человек парадоксальным образом в процессе приспособления и познания мира порождает Сущности.
И здесь видно, что порожденные им сущности и Сущности, порождающие Сущее - это одно, альфа и омега, начало и конец.
Причем самый большой круг подчеркивает то, что они все вместе и каждый по отдельности являются этим триединым целым, все просто зависит от угла зрения, точно как в притче о мудрецах и слоне.
Тот, кто смотрит с точки зрения Сущностей видит теологически-идеалистичекую картину, с точки зрения Сущего - материалистическую, а с точки зрения человеческого бытия - экзистенционально-бытийную.
Мне в этой святой троице делать нечего. Надо вводить четвёртый круг - мой взгляд на три первых, ясен пень, единственно верный!
Значит, в закольцованном виде непонятно. Попробуем развернуть.
Вот два взгляда:
Обьективно-идеалистический:
В начале всего - идеальные формы, идеи, или Идея (так любимый вами Логос :)) Формы-идеи воплощаются в вещи, при этом каждая вещь получает немного искаженную форму, отсюда разнообразие мира и его несовершенство. Человеческое Бытие-Сознание воспринимает неточно воплощенные идеи в виде точных копий, чувственных образов, а мышление, абстрагируясь от этих акциденциальных деформаций, вылущивает из вещей "снятые формы" - понятия или идеи.
А вот та же картина, но взгляд научно-материалистический, он же "вид сбоку" :))
Здесь вначале - материя ("великая, неуничтожимая, вечно сущая и всемогущая). Она дана человеку в виде множетва обьектов с их формами и свойствами. Далее субьект отражает данные ему свойства и формы в виде конкретных чувственных восприятий, а мышление субьекта формирует на их основе, путем априорной способности к сравнению и абстрагированию, идеальные слепки, схемы - понятия, которые заносит в свой банк идеальных обьектов, а из последних постепенно строится его "картина мира".
Как видите взгляды разные, а шарики (можно сказать холоны, или "яйца") - те же, только в профиль :)))
Три эссе из книги "Моя философия"
АЛЕКСАНДР БОЛДАЧЕВ (13/02/2014)
И я в этом убежден.
Но я убежден в том, что человек функционирует по неоднозначным законам, представленными в структуре человека вырожденным генетическим кодом. Движения у разных людей одинаковые, а формы чувств, сознание, при одних и тех же движениях, несколько отличаются.
Живой организм действует во внешнем мире белком, а сознает внешний мир молекулой ДНК. А белок и молекула ДНК связаны между собой генетическим кодом.
Я вижу горох, выскочивших из стручка: что-то закатилось под пол; что-то склевали куры; что-то умыкнул мальчуган, сунув в рот горошину и тут же выплюнув: не дозрела))) Книга, увы, распадается на ряд несвязанных фрагментов, нанизать которые автор так и неудосужился, - во всяком случае, китового уса я не обнаружил. Да бог с ним, с усом, даже шнурка, нитки, конского волоска - хоть какой-нибудь маломальски вразумительной концепции. Иное встречаю в истории философии. Так, "Фрагменты", Новалис создавал как руины принципиально невосстановимого храма-философии, сквозь обломки которого робко проглядывали молодые побеги пост-романтической мысли. В случае же Болдачёва - осколки никак не склеить в сосуд. Его смахнула со стола ненатруженная рука сциентиста, - слишком изнеженная, холёная, без следов порезов, которыми были усеяны пальцы Спинозы, шлифовавшего линзы, или Бёме, тачавшего сапоги)))
Зачем искать того, что не обещали, а наоборот подчеркивали, что нет никакой связанности фрагментов.
Звучит как манифест: не стоит, зритель, искать на моём холсте ни фигур, ни фактур, ни красочного слоя, - это мой "белый квадрат" (нулевая степень письма, так сказать, где каждый волен чиркать отсебятину или, скомкав лист, зашвырнуть окаянный в урну. Всё позволено на ледяных просторах моего текста, изорванного торосами мнимых обещаний и укутанного белой позёмкой несбыточных надежд, - а всё потому, что бога нет, а точнее он мёртв, и мертвее канальи нет в мире мертвеца))) Но читателю, полагаю, хотелось бы нащупать тропу, - подальше от коварных льдов со стремнинами под ломкой кромкой. И даже если бы автор вдруг изрёк: Я распадаюсь, как личность, увядаю, а Вам, друзья, даю отчёт, чтобы, заняв первые ряды в партере, Вы прониклись драмой моей аннигиляции, - так вот, заявив подобную цель, Болдачёв только выиграл бы в глазах штурмовиков: нельзя же в самом деле искать то, не знаю что, идти туда, не знаю куда))
Так вот и надо нащупывать и самому выражать свой философский взгляд на ту или иную связующую нить. Я, если вы заметили, именно это стремлюсь сделать. А вы ведь тоже не лыком шиты и могли бы выдать свой вариант как позитивный манифест или хотя бы гипотезу, а не как изысканный поток критицизма.
Много кантов, да мало гегелей :))
Я так понял, что вы совершенно справедливо критикуете Болдачева за то, что он свои "дневниковые, текущие записи" десятилетней давности не оформил в общую философию всего и вся.
Не, действительно, каков подлец! Ведь на его месте любой!!! Где тут у нас любой?
Не могу согласиться... Но слово "книга" обязывает)))
Есть такая проблема. Шагнули от объективного идеализма - получили субъективный материализм... А надо было - объективный... Толковать следует о теориях, а не частных убеждениях теоретиков. Болдачёв - теоретик... Теорию философии не создал, выступает с высоты, как ему видится, постигнутого... Потому слушать его надо критически: мол, бабка надвое сказала!
"Объективная независимость мира от субъекта". Это откуда?! Диамат, например, утверждает, что всякий материальный объект выступает субъектом действия и отношения. История природы рассматривается в плане развитие субъекта, от простого - к сложному.
Не нравится марксово "бытие определяет сознание"? Так у него же сознание перестраивает бытие... Даже философскую теорию пролетариата завели на этот случай вместе с Энгельсом.
Поменьше психологизмов!
Говорить надо о теориях, а не о теоретиках. Сказали за здравие, а продолжили за упокой.
Но судить теоретиков, как и поэтов - "увы друзья, не мудрено". Не стоит этим заниматься, чтобы не оказаться там, где герои этог стишка :)) Давайте будем говорить о теории.
Это где же такое написано? Давайте подтвердим это утверждение ссылкой и цитатой. На всякий случай сравните вашу версию с этой версией Э.В. Ильенкова.
В книжках, сударь!))
А книжки на полках, или в мешках? А мешки - под глазами? От бессоного чтения? :))
Вы, сударь мне сон развеяли! Но все-таки будучи человеком ученым, было бы вам учтиво, сказав умность, подтвердить ее цитатой, а сморозив глупость, честно сказать, "прощу прощенья, ляпнул набегу" - и все. Красиво. С кем не бывает. А вот когда начинаются обьяснения типа "штаны заржавели", "употел", "кореша подложили", это уже как-то не по- философски, и не по-пацански :)))
В книжках, сударь!)) Ещё в них написано, что философия - наука, а по Болдачёву - нет. У каждого, мол, своя философия. Так и озоглавил свой труд: Моя философия.(!) Интересно, оригинально, изобретательно - такого бы в материалисты!)) Однако, большой ум покалечен эзотерикой...
И последнее. Есть 5-томник "Материалистичекая диалектика" под редакцией... забыл, не хочу коверкать фамилию, вспомню - скажу. Он интересен тем, что подробно развернул советский материализм и представил разные взгляды на его проблемы. Даже дважды упомянул (!) "теорию движения" - потенциально контртеорию марксистско-ленинской... Не говорю уже об отдельных философах...
Простите, не считаю перспективным с Вами "бодаться" - самостоятельного теоретика в Вас не вижу. Допускаю, подслеповат...
Эт-точно. Бодаться надо, только если в перспективе светит хоть что-то. А коль не светит, значит пока рогами не вышел :))
Вы под отражением понимаете разные вещи в рамках одного рассуждения, то есть, нарушаете закон тождества Аристотеля.
В случае бильярдного шара под отражением понимается отскок, отдача, отбрасывание...
В случае сознания под отражением понимаетс отображение, то есть обратное явление - то что приходит, что оставляет свой след в субъекте (а не то что отдаётся).
Не учите меня жить!)) Были Вы в своё время пухлым розовым младенцем - стали тем что есть. Нарушаете, гражданин! А мне указываете...
И в этом тоже заключается нарушение закона тождества - когда вы в своих мыслях (или в тексте, или в дискусси) имеете в виду меня теперешнего, но при этом рассуждаете о том какие пелёнки мне надо сейчас подстилить в детскую коляску. Хотя под "я" действительно понимается один и тот же объект. Аристотель поэтому и говорит, о том, что в рамках одного рассуждения нельзя мыслить меня одновременно как теперешнего и как младенца.
От меня то что надо?! Отражение бильярдного шара не то что сознание, без Вашего замечания знаю... Зачем закон тождества упоминать, кода речь идёт о развитии?! Поумничать?)) Так сам могу...
Уважаемый Сергей Васильевч, какое отношение имеет Ильенков и его цитата (с которой у меня нет никаких разночтений) со вторым параграфом вашего поста? Это тоже Ильенков? Или это ваша интерпретация? Или это цитата из книги, которую вы поминали: "5-томник "Материалистичекая диалектика" под редакцией... забыл".
Не могли бы уточнить?
Всегда пожалуйста! Привёл высказывание Ильенкова, сопоставил с материалистической позицией по субъекту. По Вашей просьбе. Ничего не моя интерпретация.
Ну да! Всерьёз не принимаю. Не пользуюсь. Подзабыл. И что?
Понимаю, мы расходимся в отношении к материализму. У нас он разный. Но я же не требую от Вас указывать источники расхожих фраз, или доказательств о существовании вышнего Субъекта... Я уважаю Ваши таинства. Так вот, в материализме тоже существуют свои "таинства": постройка научной теории философии.
В продолжение дискуссии. Статья "Детальные проекции" на самом деле говорит о возможности отразить адекватно Истину. Поэтому ее можно назвать "Проекции Истины".
Берете разные философские теории и видите: боже, как же все непохоже, это совершенно несовместимо! Но что если это разные проекции? Вид сверху будет совсем иным чем вид сбоку:
Но то, что эти версии противоречат друг другу, не означает, что одна из них совершенно ложная, а другая истинна. Значит, надо искать не одну проекцию, а несколько и пытаться увидеть, как они могут дополнять друг друга.
Может ли материализм стыковаться с идеализмом? Очень даже легко. Надо только не использовать идеологичекие штампы. Вот моя версия.
Попробуйте дать свой вариант синтеза хоть чего-нибудь с чем-нибудь :)
А, наверное, еще тут не смотрели
Да, пока не добрался. Но обязательно доберусь.