Несколько дней тому назад в блоге С.А.Борчикова я с интересом познакомился с материалами полемики относительно категории «Абсолют» и, вот, решил присоединиться к этому обсуждению, но уже в своем блоге. И еще: ставя перед собой вопрос о том, что такое Абсолют, мне хотелось бы сконцентрировать внимание не на логической структуре этой категории, а на её познавательной и деятельностно-полагающей функции.
Начать хотелось бы с приведения двух небольших, но ёмких по своему содержанию, цитат из Шеллинга: «…Абсолютное не есть только воление самого себя, но воление бесконечным образом, следовательно, во всех формах, степенях и потенциях реальности. Отпечаток этого вечного и бесконечного самого-себя-воления есть мир». (Шеллинг Ф.В.И. Об отношении реального к идеальному в природе // Ф.В.И.Шеллинг. Сочинения: в 2 т. – М., 1989. – Т.2. С. 37). И далее: «…Одушевление единичного посредством связки целого можно сравнить с одушевлением точки, мыслимой при ее вступлении в линию, причем она проникается понятием целого, содержащего больше, чем она (точка) может содержать для самой себя, но в этом проникновении теряет свою независимую жизнь». (Там же, С.39).
Таким образом, Воля Абсолюта, по Шеллингу, проявляет себя в каждой точке, каждой частичке Мира. Причем видно, что каждая точка на этой условной линии, начало и конец которой Аристотель рисует как максимальное и минимальное наличие оформленности (от Формы форм, то есть Бога, к бесформенной материи) понимается Шеллингом тоже по-аристотелевски: как не что-то независимое от Абсолюта, а то, что проникнуто, насыщено понятием целого. Все «точки» бытия, а значит, весь мир являют собою исполнение Воли Абсолюта. Абсолют, а также все тела и их «монады» (выражаясь уже словами Лейбница) делают одно и то же Дело. И мне хочется думать, что та самая Воля, которая Шопенгауэром берется просто как эмпирический факт, на самом деле есть деятельная воля к жизни и Бытия и всего сущего, а значит, - Добрая Воля к постоянному поддержанию гармонии Космоса – всего и любой его частички, везде и всегда. Отсюда выходит, что без Абсолюта всё богатство пространственно-временных связей, рано или поздно обречено на гибель, на обрыв, что и продемонстрировал Э.В.Ильенков в своей «Космологии духа».
В этом и состоит вся философия жизни и ее вечная задача: стремление приоткрыть завесу тайны логики мудрого правления Абсолюта, ибо от всякого, даже малейшего, успеха в этом предприятии зависит и мудрость человеческого бытия.
Как же нам исполнить призыв Гераклита и его последователей-философов – внимать Логосу, то есть слушать и понимать, понимать и исполнять выраженную в нем Волю Абсолюта?
Обратимся за советом к Платону, который дает следующее определение идеи блага, верховенствующей над всеми прочими идеями, то есть являющейся среди них Абсолютной Идеей: «Так вот, то, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага – причиной знания и познаваемости истины». (Платон. Государство //Платон. Соч. В трех томах. – Т.3., Ч.1, 508 е. - С.316). Исходя из философского учения Платона, эти слова, на мой взгляд, следует интерпретировать следующим образом: Благо состоит том, что единство любой идеи с ее материальным воплощением способно достигать такого идеального состояния, которое придает вещам истинность как полное или же максимальное соответствие вещи своей идее.
К сожалению, Аристотель не понял в этом вопросе своего великого учителя, а вот Гегель полностью разделяет позицию Платона и развивает её в своих работах: истина не есть нечто субъективное, ибо она укоренена в самой объективной реальности.
Как сказано выше, идея Блага не только придает истинность вещам, но и наделяет человека способностью познавать, что из себя представляет вещь в соответствие с ее идеей, то есть - какой она должна быть. Отсюда вытекает известное гносеологическое правило: выбирать в качестве объекта своего исследования из ряда родственных друг другу вещей лишь те, которые являются наиболее развитыми и, напротив, - избегать их незрелых и патологических проявлений.
Поскольку же человек направляет свои познавательные усилия не только на окружающие его вещи, но и на себя самого, постольку он, стремясь находить идеальные воплощения идеи человечности среди гениев, героев и праведников, начинает, в конечном счете, понимать, что быть человеком – это значит постоянно выходить за свои наличные пределы. Н.А.Бердяев дает следующее определение такой парадоксальной ситуации: «Человечность не есть то, что называют гуманизмом или гуманитаризмом, она есть богочеловечность человека» (Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993, С.312).
Таким образом, главную идею Сократа, состоящую в том, что человеку для достижения счастья необходимо познать, что для него есть истинное Благо и делать познанное им Благо путеводителем своей собственной жизни, необходимо дополнить осознанием того, что такой выбор означает вечное движение становления человека Истинным Человеком. Движение становления, имеющее перед собой в качестве цели Абсолют как Истину, которую человек способен познавать, вечно приближаясь к ней и чувствуя свою с Нею и нераздельность и неслиянность.
Комментарии
Уважаемый Алексей Аркадьевич!
Спасибо, очень хорошая статья.
В порядке обсуждения Вашей статьи, интересно узнать как Вы прокомментируете следуюшие мои утверждения:
1. Каждый человек, как личность, формирует свои уникальные отношения с Абсолютом (осознанно или неосознанно).
2. Каждый человек, как личность, — абсолютная (уникальная) свободная самоценная сущность, которая должна стать цельной, творческой, и не может сформироваться, как личность, вне всего человечества, как целого.
3. Смысл Бытия — Человек (Человек,, со строчной буквы, — целое, как множество всех людей с точки зрения вечности), а смысл жизни Человека — вечно приближаться к Истине и чувствовать свою с Нею нераздельность и неслиянность (как Вы пишете).
ЕС
Уважаемый Евгений Васильевич! Спасибо за высокую оценку моей статьи. Хотел было начать давать развернутые ответы на Ваши вопросы, но так было, пока не прочитал всего списка вопросов. А прочитавши, отвечаю очень кратко: да, да, да! Абсолютно согласен с Вами.
Получил вчера журнал, в котором напечатана моя большая статья "Предмет фундаментальной онтологии", и хотя процентов семьдесят материала этой статьи я уже использовал в своей книге "Единство...", я решил, что надо мне эту статью опубликовать здесь, в своем блоге: во-первых, далеко не все прочитают книгу, а во-вторых, в статье все носит чисто философский и очень четко нацеленный на тему характер. Статья, к тому же, содержит в себе ответы на ряд важных вопросов, которые я получил в комментариях к своим последним публикациям в блоге. И еще: в современной литературе появились работы, направленные против онтологии как особой и важной отрасли философии. И это, я считаю, очень тревожная тенденция. Ну вот, вышло так, что отвечая на Ваш комментарий, я, не собираясь этого делать, подготовил и авторское введение к своей будущей публикации. Успехов Вам! А.Ивакин.
Смысл бытия - от человека смертного, к человеку бессмертному и воскрешающему (по образу и подобию Творца). Будущее человечества - "Вселенская Ноосфера всеобщего воскрешения".
Lak пишет:
Безумие так думать.
Это - точка зрения Николая Фёдорова. Можно с ней не соглашаться, но вряд ли она продиктована безумием. С ним почтительно общались Вл. Соловьев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой и другие мыслители. Значит, они видели там не безумие, а своеобразную логику.
Уважаемый Алексей Аркадьевич, спасибо за поддержку.
Алексей Аркадьевич вы согласны, что высшая ценность, это не повторимая человеческая личность, с общечеловеческой потребностью к бессмертию, а не безликое общество.
Мне трудно, Владимир, кратко ответить на Ваш вопрос. Прежде всего, ответ не может быть построен по принципу "либо-либо", он носит диалектический характер. Многие тысячелетия и до сих пор спасение обретали и обретают, действительно, отдельные, достойные личности. Их можно уподобить редким пузырькам газа в закипающей жидкости. Но сейчас наступает время "бурного кипения", качественного скачка. И вот возникающая на наших глазах ноосфера долженствует знаменовать собой уже не "безликое общество", а соборное объединение разумных и порядочных людей. Спасение приобретает массовый характер. Поэтому можно кратко ответить на Ваш вопрос так: "высшей ценностью" для Абсолюта являются и отдельные личности, и их разумно устроенное сообщество.
С тем, чтобы развернуто ответить на подобные Вашему вопросы, я готовлюсь к помещению здесь, в своем блоге "Философского штурма" опубликованной недавно мною большой по объему статьи "Предмет фундаментальной онтологии".
aivakin пишет:
Не точка зрения Федорова, Толстого и Достоевского безумие. Они дети своего времени, иначе мыслить просто не могли в силу сложившегося в обществе того времени мировоззрения. А безумие так мыслить в наше время,в век открытия атома, бозона Хиггса, в век столь стремительного развития общественных отношений.
Уважаемый Евгений! В принципе Вы правы: философия, в своей футурологической части, должна базироваться на новых фактах, а главное, - на правильном их обобщении. К приведенным Вами фактам современного развития науки и общества я добавил бы факты, которые большинство современных ученых не признают, - это факты, свидетельствующие о наличии внеземных цивилизаций, о контакте их между собой, об использовании их представителями неизвестных нам источников энергии и т.д. Успешно исследующий литературу о доказательстве наличия таких фактов проф. А.А.Хамидов , по-моему, очень обоснованно уподобляет эту отрицающую функцию современной науки - функции старой церковной инквизиции.
Но все же главное - не факты, а умение их видеть. А это, на мой взгляд, означает - умение видеть в этих фактах подлинный облик вселенной, подлинную роль многочисленных уровней, вплоть до Верховного, сознания, которое (а не совокупность физико-химических законов), мудро управляет нашим миром.
Уважаемый Алексей Аркадьевич.
Разве в немецком языке есть понятие "воля"?
И не русское ли "переосмысление" переводчиков для придания дополнительной значимости немецкому "желание"?
Как, впрочем, и для кантовского "вещь сама по себе" стала в русской интерпретации - мистической "вещь в себе".
----------------
И по поводу Абсолюта.
Абсолютом в мире мышления является Человеческий Мозг.
Он и создатель и творец понятийного мира и Бытия и Небытия и их Единства.
Причём, всё это содержится и вне Его, и в Нём самом. - Чистый Абсолют.
Ума не приложу, как к Вам обращаться, уважаемый Иной. Первая часть Вашего комментария - терминологическая. В этом вопросе я не силен. Знаю только, что выражение "вещь в себе" где-то в 18-19 веке обозначало именно "вещь сама по себе". Просто "застыло" старое словесное обозначение: в философии сложнее ведь менять термины, чем в разговорной речи.
Что же касается понятия "воля", то думаю, что каждый читатель поймет переводчика, тоже, наверняка, соблюдающего уже установившуюся традицию. И вряд ли кто-то подумает, что немецкий оригинал обозначает этим словом некую разгульную свободу, вольницу. Тем более, всегда контекст убережет от ошибки. Так, например, право, по Гегелю есть "свободная воля". Заменить "волю" желанием? По-моему, несколько комично. Лучше уж "стремление", да и то... Стремление к жизни, стремление к власти, стремление к творчеству. Нет, лучше "воля". Как выразился глубоко уважаемый мною философ А.А.Хамидов (его Вы должны хорошо знать), в философии синонимов не бывает.
:))))))))) Философ подобную чушь утверждать не может, поскольку в философии слов синонимов гораздо больше, чем в любой науке и даже чем во всех науках вместе взятых.
А.А.Хамидов считает такую ситуацию недопустимой. А то, что синонимов напридумали множество - это факт, конечно. Но ведь сущее далеко не всегда отражает собой должное.
Что значит недопустимой, если слова синонимы в языке философии уже есть, уже стали общепринятыми. Как говорится, "написанное пером, не вырубишь топором". В бытовом языке тоже много слов синонимов, но это нам совершенно не мешает, поскольку мы понимаем смысл этих слов. Так же и в философии, если понятен смысл, то можно использовать любое слово синоним, кому какое больше нравится. Если же такого понимания у кого-то нет, то значит он не философ, а ученый, историк философии, которого интересует исключительно форма изложения философского знания тем или иным философом, а не смысл изложенного.
Например, вы же понимаете, что абсолют, субстанция, сущность, начало, бог (можно и продолжить этот ряд), это слова синонимы.
Сущность, субстанция, естество, усия, иногда начало, иногда субстрат - синонимы.
Абсолют не совсем, тем бог только если в крайнем имперсонализме.
Персона, Личность, Ипостась, Просопон - синонимы. Также Бог.
aivakin пишет:
Кроме Истины, абсолютом можно полагать и ее антиномию – Ложь, а также другие вроде черного-белого, материального-духовного и проч.
Иной
Коррупция - это нелегальная подструктура в государственной структуре, но никак не класс, т.к. сказать, воры над законом.
А Социализм - это способ ведения хозяйственной деятельности самого Государства.
Точно так же, - феодализм, капитализм.
И не надо нервничать.
Уважаемый, Иной! Видимо для Вас думать не обязательно. Я дал Вам определение коррупции как совмещение власти и капитала. Вы же обычного карманника, домушника, голодного человека, укравшего булку, причисляете к коррупционерам. Вам самому не смешно так думать? Укравший булку к власти не имеет ни какого отношения, его не наделяют за это государственными полномочиями, функциями. Так какой же он коррупционер? Он всего лишь воришка, жертва обстоятельств.
Еще раз про государство. Опять не видно у Вас привычки думать.
Найдите хотя бы один пример, когда государство совершает какое-либо действие. Всегда окажется, что действия совершают институты государства. Но их действия порой не согласованы, не синхронны, порой противоречат друг другу. В этом и заключаются проблемы совершенствования системы государство.
Поймите главное – государство это всего лишь система отношений между институтами государства. Не путайте государство с понятием страна. К сожалению даже высшие руководители страны этого не понимают. Даже взаимоотношения между странами всегда осуществляют институты государства, но не государство. Когда вы это усвоите, Вам же будет гораздо проще разбираться в том, что Вас окружает.
Так. Для пояснения.
------------------------
Уважаемый Алексей Аркадьевич.
------------------------
И по поводу Абсолюта.
Абсолютом в мире мышления является Человеческий Мозг.
Он и создатель и творец понятийного мира и Бытия и Небытия и их Единства.
Причём, всё это содержится и вне Его, и в Нём самом, причём ещё и содержит в себе самого себя, и, надо же, - мыслит самого себя. - Чистый Абсолют.
------------------------
"Прежде чем искать свою сущность в себе, человек полагает её вне себя." Л. Фейербах.
Т.е. нам, наверное, уже следует прекратить искать человеческое вне человека.
Nikita Izumsky
Кроме Истины, абсолютом можно полагать и ее антиномию – Ложь, а также другие вроде черного-белого, материального-духовного и проч.
Уважаемый, Никита Изюмский!
Абсолютом полагать нельзя ничего. И вот по чему.
Иной
Абсолютом в мире мышления является Человеческий Мозг.
Человеческий мозг у каждого человека различен по объему, по движению в мозге крови, мозговой жидкости, по насыщенности информацией, по способности ее фильтровать и обрабатывать, по способности, в конце концов, мыслить разумно.
И Вы, невзирая на все эти отличия, полагаете, что мозг есть Абсолют? Пора бы совсем отказаться от употребления этого бессмысленного понятия Абсолют. Разве что водка хороша.
Иной
"Прежде чем искать свою сущность в себе, человек полагает её вне себя." Л. Фейербах.
Т.е. нам, наверное, уже следует прекратить искать человеческое вне человека.
Вот здесь нельзя не согласиться с Вами. Пора прекратить бессмысленно тратить свое время.
Да я бы и прекратил свои поиски, но что мы скажем Ницше или вот - Бердяеву, который пишет:
«Для того, чтобы иметь образ человеческий, нужно иметь образ Божий. Человек сам по себе очень мало человечен, он даже бесчеловечен. Человечен не человек, а Бог. Это Бог требует от человека человечности, человек же не очень требует (Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993, С.311).
Попробую разделить человека на тело и то, чем тело движется.
Человек (тело) сам по себе очень мало человечен, он даже бесчеловечен. Человечен не человек (тело), а Бог ("я"). Это Бог ("я") требует от человека (тела) человечности, человек (тело) же не очень требует.
В первом приближении что-то есть. Познай своё "я", познаешь тело и будет оно человеком.
aivakin пишет:
Мне казалось, что выше изложенное вполне достаточно для компоновки оснований любому сознанию при формировании в себе связного, обоснованного и ориентируемого на деятельность собственного мировоззрения, резонируемого с другими сознаниями, присвоивших эти основания (т.е. организующие идеологическую общность). Но в частных беседах всегда возникали коллизии связанные с поисками первопричины, порождающей наше неуёмное желание найти ответ на вопрос: «Куда идём?» . А в общем, мои оппоненты склонны считать, что «пятый постулат» Фомы Аквинского, что «Вечное, Разумное и Неподвижное разумно движет неразумным», а этим может быть только Нечто, - персонифицированное либо не персонифицированное, находящееся вне нас и парящее над нашим сознанием, необходимость существования которого, осознанно (совершенные) либо неосознанно (недоразвитые), но присуще любому сознанию, а «следовательно», имеет место быть. Тогда как, мой текст, с одной стороны, «недоразвито» отрицает бытие этого Нечто, с другой, - якобы, не предлагает ничего взамен. Поэтому для внесения ясности в эти обстоятельства мне следует повторить формализм Буридана и Орема, опровергающий «пятый постулат» Фомы: «Равномерно прямолинейное движение не требует указания причин», и утверждать, что «Жажда Жизни» и «Страх Смерти» не требуют указания причин (т.к. причина одного лежит в другом, т.е. они индуцируют друг друга, как и китайское: «то инь, то ян - и есть Дао»). И если по Марксу: «Жизнь есть способ существования белковых соединений», то «Жажда Жизни» и «Страх Смерти» – есть средство Жизни. Что и опосредствовано Основной Гипотезой и являются основаниями целесообразного всякой человеческой деятельности, т.е.: «жажда жизни» является причиной эзотерической составляющей цели цивилизации, а «страх смерти» – причиной её экзотерической части. Правда и то, что поиски этой первопричины и одновремённо причины самой себя, оставались и остаются присущими любой общезначимой мысли, любому общезначимому тексту. Так, Э. Кант , с одной стороны, нашёл Разум вне Бога, с другой - соорудил «шестой постулат» Его бытия, как априорно присущую нам Нравственность. У Толстого - это Любовь, которая без Божественного промысла необъяснима. У Достоевского, с одной стороны, - это Красота, т.е. чувство красоты в человеке от Бога, с другой, как и у Канта, - нравственность .
Так вот, З. Фрейд основания морали и нравственности нашёл в человеческой психике и в требованиях человеческого общежития («Тотем и табу»). А Б. Рассел, в статье «Почему я не христианин», показал несостоятельность постулата Канта. А если Любовь представить, как некоторое состояние Человека, когда ему дополнительный труд на другое не в тягость, то она однозначно выводима из «Жажды Жизни». И так далее… Т.е. в конечном счёте, все «сакральности» и «откровения», рано или поздно, но выводимы из Человека, из известных и пока неизвестных свойств, и фундаментально сложного функционирования человеческого Мозга - (источника всякой логики, тогда как логика от Аристотеля и других, вплоть до Гёделя, - есть методология исследования высказываний). Следовательно, поиск ответа на вопрос: Что такое Разум?, - а это является основным вопросом и предметом философии; поиск функциональных моделей, пусть грубо и приближённо, отображающих работу нашего Мозга, неизмеримо значимей и продуктивнее для будущего человечества, чем изыскания признаков присутствия в человеке божественного, которые, как показывает история, по своей сути необходимо пусты.
А, по существу, мои оппоненты осознано либо не осознано являли себя последователями Э. Канта, который говорил, что: «…Мы при этом скорее готовы пойти на что угодно, даже с риском заблудиться, чем отказаться от таких важных исследований из-за какого-то сомнения или пренебрежения и равнодушия к ним. Эти неизбежные проблемы самого чистого разума суть бог, свобода и бессмертие.» … А я явно к ним равнодушен, следовательно, мой текст, как указывали мне мои оппоненты, лишён признаков «самого чистого разума», а следовательно,… ну, и т.д. Однако, подобные исследования возможны либо по тексту Библии, либо посредством самосозерцания (так сказать, найти в собственных представлениях объективно наличную душу). Так вот, как сказал один из великих (хотел бы знать его имя): «Библия неопровержима, ибо она нелепа», и я с ним согласился. А изыскания души привели к тому, что, действительно, душа во мне есть, но она ничем неотличима от других подобных представлений (зло, добро, совесть, красота и проч.), пришедших ко мне из внешнего мира, т.е. во мне она существует как обобщающее понятие в ряду других понятий и как носитель (т.е. как «сущность») всех идеальностей (абстрактных обобщений), в т.ч. и идеальностей социального мира, а по существу, как некоторое состояние нашего мозга (разума), генерирующее эти идеальности и размещающее их во внешнем, но потустороннем окружении. И даже ещё хуже, - все эти изыскания привели к заключению, что быть Богом неинтересно: всё знает, всё может, … и т.д., т.е. обладает всеми атрибутами, которыми хотел бы обладать мужик (man) и не шире, и обладает ими уже в завершённом виде (наверное, поэтому он и не испытывает интереса к своему творению), тогда как у нас это всё - впереди. И дай нам Бог не свихнуться на этом пути, сохранить меру в своих действиях и не совершить поступка, могущего прервать земную жизнь. А Бог – это идея (идеал) мужика, т.е. цель саморазвития его самого, его разума … Это и есть causa sui.
Уважаемый Иной! Всё, что Вы здесь написали очень интересно и свидетельствует о том, что и Вы не можете остановиться в поисках смысла нашего бытия. Что касается меня, то я поставил перед собой задачу нарисовать картину логики бытия и понять рационально, то, во что я верю. Мне формула Квинта Тертуллиана (не его ли Вы ищете?) о том, что есть истины, которые кажутся настолько абсурдными, что нам остается только верить в них, сама кажется абсурдной. И мне хотелось бы ей противопоставить другую формулу: "Верю, ибо мне достаточно хорошо понятен смысл того, во что я верю".
Уважаемый Алексей Аркадьевич!
Думаю, яир Вы многих заинтриговали, написав: «… я поставил перед собой задачу нарисовать картину логики бытия и понять рационально, то, во что я верю.» и «Верю, ибо мне достаточно хорошо понятен смысл того, во что я верю».
Было бы просто замечательно, если бы Вы, пусть в тезисах, предварительно, эскизно, изложили бы свое понимание логики бытия, в отдельной теме.
ЕС
Присоединяюсь к Евгению Силаеву.
Ваше: "И мне хотелось бы ей противопоставить другую формулу: "Верю, ибо мне достаточно хорошо понятен смысл того, во что я верю" требует обозначить вашу формулу более конкретно.
Ну, может быть и даже наверняка, я чересчур самонадеян и мне следовало бы сказать скромнее: мне кажется, что я знаю, во что я верю. Просто я думаю, что странным выглядит философ, который не верит страстно в то, что выносил и родил. Днями я переопубликую здесь только что вышедшую в свет статью "Предмет фундаментальной онтологии". Это и будет изображение той самой"картинки" бытия, о которой я сказал выше.
Примечание: Не выдержал, статью уже опубликовал. И, как часто это со мной бывает, почувствовал на это действо одобрение и даже - указание Свыше.
aivakin
Если есть понимание, то это уже не вера, а знание. Соответственно, если есть вера (аксиома), то никакого доказательства она не требует и понять ее рационально принципиально невозможно. Вера и знание (понимание) противоположны и в пространстве/времени не совместимы.
Я склонен соглашаться с теми средневековыми мыслителями, которые не разделяли, а тесно связывали веру и знание. Вера побуждает к знанию, а знание укрепляет веру.
Между сторонами противоположности (любой!) пространство/время, которое их связывает и разделяет. Какое слово из последних двух употреблять, это дело вкуса. Главное, стороны противоположности рациональным, формально-логичным мышлением совместить невозможно, здесь логика подобна "змее кусающей свой собственный хвост". Такое совмещение происходит только при иррациональном мышлении (чувствовании), где нет слов, а значит и нет возможности для описания совмещения.
Думаю, что только отказ от веры (сомнение) приводит к знанию, а если есть знание, то для веры уже не остается места. :)
И это диалектическое рассмотрение взаимоотношения веры и знания.
В результате такого диалектического рассмотрения будем иметь веру (исходную) и укрепленную веру (конечную) и никакого знания.:))
Что наличие аксиом отрицает знания?
Конечно отрицает! В бытие субъекта нет никакого знания, сплошная вера. Во что субъект поверит, что предположит, то и делает существующим как явление. А далее только вопрос договоренности с другими людьми. Если удастся их убедить, то созданное явление станет общепринятым и начнет существовать в общем для этих людей быте. Как пример, Бор придумал модель атома с электроном и протоном, убедил других физиков именно в такой форме атома и это явление существует до сих пор, хотя никто и никогда не видел электрона. Вы можете спросить, а почему физики Бору поверили? Ответ простой - только потому, что такая модель атома позволяла объяснить взаимодействие между разными атомами. Но сегодня есть и другие модели атома, тоже объясняющие взаимодействие и при этом не имеющие электронов, протонов и нейтронов. В такой модели атом вообще одно единое и неделимое (в полном соответствии с древним словом атом - неделимый).
1. Мне дали таблетку (дедушка с бородой) и сказали (врач), я прочитал в инструкции (библия), что она поможет от моей болезни - форма, я верю.
2. Мне дали таблетку (дедушка с бородой) и рассказали (врач), я прочитал в инструкции (библия), как эта таблетка (дедушка с бородой) взаимодействует с моим организмом при моей болезни - содержание в действии, я верю.
3. Я заболел (мне дали новую неизвестную работу), но я уверен, что не умру (сделаю эту работу), хотя понятия не имею, каким образом.