Ранее уже затрагивался http://philosophystorm.org/discussion/18 вопрос метода. Попробую развить эту тему, поскольку также считаю её чрезвычайно важной. Попробую сделать небольшой обзор и предварительный сравнительный анализ некоторых философских методов.
Начну с логики, как одного из древнейших и самого элементарного и популярного способа исследований. Основные действия логики - это 1) выбор начальных посылок 2) логический вывод следствий из посылок. Конечно со времен Аристотеля оказалось, что логика не одна и возможны различные её варианты, но об этом позже, тем более, что все варианты упираются в свой ограничитель в лице теоремы Гёделя. А пока остановимся на указанном дуализме действий логики.
1. Как показало время, с выводом особых проблем не возникало, а все сложности начинались тогда, когда отбирая начальные посылки мы тем самым уже задавали все будущие проблемы и противоречия любой философской теории и/или системы. Вспомним идеалистов и рационалистов, основывающихся на идеальном и абсолютном, или их противников материалистов, эмпириков и прочих, а также все их непримиримые споры. Это, кстати первое ограничение чистой логики, так как сама логика четко определяет только правила вывода, а сами посылки никогда нельзя вывести из самой логики. Они могут быть взяты только из "вне-логики".
2. Упомянутая теорема Гёделя объяснила второе ограничение логики (я не специалист, но так понимаю, что она верна для любой системы анализа типа логики). Если кто забыл: теорема доказывает неполноту таких систем, т.е. что в рамках системы существуют утверждение истинность или ложность которых нельзя доказать в рамках этой же системы посылок и правил вывода.
Я пытаюсь с листа формулировать связный и при этом короткий текст. К сожалению, это довольно медленный процесс, а времени всегда в обрез. Поэтому о следствиях данных ограничений и других методах в выходные.
Я прекрасно понимаю, что мой способ изложения, принятый в начале этого поста, не очень продуктивен. В духе данного проекта логичнее было бы ставить вопросы для обсуждения. Поэтому закончу свой пост парой вопросов. Какие вы выделили бы философские методы включая анализируемый ранее у onomatodox'а диалектический, и новый метод ф-штурма (пока совершенно не то, что не отрефлексированный, а даже ещё и не освоенный)? Если это возможно, дайте им оценку или проранжируйте по вашему усмотрению. Думаю, что обсуждение этих вопросов идет немного в сторону от темы заявленной только что Романом http://philosophystorm.org/page/78, но все же данные обсуждения могут дополнить и сильно простимулировать друг друга.
Комментарии
Спасибо Adso за поддержку. Философский штурм - это, конечно, не метод, а некая, очевидно, коллективная, форма применения какого-либо из философских методов.
1. Да, проблема начала - важнейшая. Гегель свою науку логики начал именно с этого вопроса: С чего следует начинать науку? С тех пор, считаю, любой, кто имеет претензии называться философом, должен иметь ответ на этот вопрос. А ежели ответа нет, то и философа нет. Итак, вопрос начала - основной вопрос философии. Лейбниц и закон для этого специальный сформулировал - закон достаточного основания, который можно назвать и законом начала. Все имеет свое начало или достаточное основание своего бытия. Этот четвертый закон любой логики долгое время и законом никто не считал, настолько здесь все кажется очевидным, само собой разумеющимся. Ситуация аналогичная с пятой аксиомой Евклида. Так же как вид пятой аксиомы определяет всю геометрию, так же и вид начала, основания и начальных посылок задает всю дальнейшую логику со всеми ее проблемами, как верно заметил Adso. Итак, именно закон достаточного основания есть основной закон логики. В то время как существующие попытки построить некие логики отличные от логики Аристотеля почему-то цепляются к трем другим законам. Тот же Лосев, напр., утверждал что диалектика есть логика вне закона тождества. Нет, диалектика есть логика с основанием 0. И закон тождества в диалектике имеет вид: А-А=0, в отличие от формальнологического А=А, откуда ясно, что формальная логика есть логика с основанием 1.
2. Теорема Геделя, имхо, относится к знаковым системам. Диалектика же - живой язык. Слово живого, реального языка - символ, а не знак. Слово отличается от знака тем, что слово принципиально лживо, лжет по самой своей природе . Поэтому и теорема Геделя к языку не применима. Знак же не лжет, знак равнодушен к истине. А слово лжет, т.е. скрывает истину. Скрывает, значит содержит в себе.
Прежде чем отвечать Вам, я хотел выложить продолжение рассуждений о методе, чтобы прояснить свои цели и подход. Продолжение выложил – прошу Вашего внимания.
Я всё же хочу рассмотреть в дальнейшем потенциал философского штурма как метода, может и не самого мощного. Конечно же, он философский только в том смысле, что применяется к философской проблематике, а не по своей сути. Но в целях понимания того, что такое метод вообще и в чём отличие методов друг от друга, его анализировать намного легче, чем диалектический или, скажем, феноменологический.
С остальными Вашими соображениями согласен.
Диалектику я изучал только в рамках марксизма, и это было уже давно, поэтому вряд ли знаю её так, как Вы. Тем не менее, попробую включить её в свой дальнейший анализ. Но если бы Вы могли сравнить её с другими методами и отметить её сильные и слабые стороны, думаю, это было бы полезно для всех.