Очередное заседание Ф-штурма!

Аватар пользователя actuspurus
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 

1. Присутствовали, Romantaran, Igor, hanabi, actuspurus, Игорь Д. С докладом выступил actuspurus. Тема доклада - "Сознание".

2. Содержание доклада направлено на обоснование словарной статьи в нашем Философском словаре - "Сознание". Определение сознания как неоперациональной способности со-относиться. Неоперациональной, т.е. являющейся в отличие от операциональных способностей чувства, мышления и др. - способом данности мира.

3. Двойственность сознания. Сознание как интенциональное пространство - как пространство для всякой интенции как акта. Сознание как диполь, вектор.

4. Обсуждение полюсов сознания - данность и самосознание. Данность можно понимать двояко - как последнюю данность, о которой не ставят вопроса об ее основании (феноменология) и как данность, которая является некоторым результатом предшествовавшего (гипотетического) состояния, данность как нечто синтетическое (Кант).

5. Выяснение вопроса в каком смысле "мир-в-себе" Канта является непознаваемым - только в смысле неданности, т.е. того определения, что он есть потустороннее данности (сферы имманентности). Но мир-в-себе познаваем как нечто взаимоотнесенное к имманентности, как основание данности. Последнее Кант отрицал, поскольку считал, что разум имеет только регулятивное значение. Но если признать, что мышление обладает также и коститутивной функцией, то вполне допустимо мыслить мир-в-себе, который непознаваем в смысле данности, т.е. не дан, но частично познаваем в другом отношении - как отрицание имманентного, как основание имманентного. В этом случае, критика Гегеля вещи в себе не достигает своего предмета, поскольку вещь-в-себе оказывается познаваема настолько, насколько может получить контекстуальное значение в системе других понятий!

6. Краткий обрис другого полюса - самосознания. Этому будет посвящен следующий семинар.

7. Ссылка на аудиофайл семинара от 06.05.07.

Комментарии

Аватар пользователя romantaran

Прослушал запись. Очень интересный семинар! (я смог поприсутствовать только вначале)

Иногда возникает опасение, что дискутирующие не смогут выбраться из частностей, за которые они зацепляются, но им всё-таки удается держаться основной темы.

Текст, на котором основывался доклад
, несомненно надо переработать: когда я его читал, возникало много неясностей, в докладе же они были просто и доходчиво разъяснены.

Аватар пользователя actuspurus

1. Текст "Метафизическая непознаваемость нашего тела" написан в 1995-1997 гг., отсюда его неровность и неясность. :)
2. Я сам недавно перечитал его и понял, что надо его переписать. Надо будет этим заняться. :)

Аватар пользователя Тугодум

очень интересный доклад.
надеюсь услышать продолжение.
подпадает ли под понятие трансцендентного "(перво-)материя" перипатетиков?

Аватар пользователя actuspurus

1. Если это материя до формообразующей деятельности, то видимо да. У Аристотеля и перипатетиков термины сознания растворены в мире как формы самого мира. Это, однако, не мешает ставить те же самые вопросы - о соотношении материи и формы, и разговора об их единстве, которыми являются сущие.
2. Однако, здесь есть некоторые проблемы - как существует неоформленная материя, с одной стороны, и чистые формы - с другой. Для Платона, вопрос о чистых формах решался констатацией наличия "мира идей" самого по себе, приобщением к которым вещи получают свои названия. Для Аристотеля существования чистых форм (насколько я знаю), кроме формы форм - перводвижетеля - проблематично, точно также как существования неоформленной материи. Для Аристотеля - все, что существует имеет форму!
3. В нашем разговоре, инспирированный Кантом, "материя" приходит в синтез "извне" сознания и ее существование мыслится как бытие само по себе - или для Абсолютного субъекта. Аристотель так извернуться не может, поскольку у него нет возможности мыслить нечто вне мира. Соответственно, чистота формы - это формы "внутри" сферы сознания как чего-то самостоятельного.
4. Хороший вопрос, есть над чем подумать!

Аватар пользователя Тугодум

*Для Аристотеля существования чистых форм (насколько я знаю), кроме формы форм — перводвижетеля — проблематично
--------
ничуть не проблематично.
чистые формы для Ар. существуют в восприятии.
больше того: отличие восприятия от физического воздействия он полагает именно в том, что воспринимается только форма, но не материя объекта.
---------------
*Для Аристотеля — все, что существует имеет форму!
-------------
но и ведь материю тоже! :>)
т.е. единица существования мыслится как биполь (или диада): имманентное-трансцендентное.
и это мне кажется более аккуратной разработкой предложенной Вами темы, чем кантовский дуализм.
гипостазирование трансцендентного ("вещь-в-себе")--это ведь уже своего рода мифология. разве нет?

Аватар пользователя actuspurus

1. Под чистотой формы я понимаю ее существование в отрыве от материи. Возможно, Аристотель допускает существование чистых форм в нашем уме, но тогда возникает вопрос - Как соотносится форма в уме с формой в восприятии. Отвечая на этот вопрос можно пойти путем Канта и сказать, что форма в уме и форма в восприятии одна и та же. А можно пойти путем феноменологии, где эти формы различны. Действительно, форма шара в восприятии и форма шара в уме разные хотя бы потому, что форма шара в восприятии имеет бесконечное число определенности, а форма шара в уме - нечто простое, есть понятие шаровидности вообще.
2. Пусть сущее как единство материии и формы есть диада: синтез имманентного (формы) и трансцендентного (материи). Пусть в восприятии, т.е. в имманентном нам даны также форма в своей чистоте, т.е. воспринимая мы одновременно и оформляем материю и постигаем оформленное как результат. До сих пор все приемлемо. Но вот возникает вопрос - как дана материя? Если материя дана, как Вы пишете, путем "физического воздействия, то она сразу оказывается в поле имманентного, а ведь речь идет о трансцентном, которое не может быть дано в возможном опыте, т.е. в сфере имманентности. Материю можно было бы мыслить как нечто приходящее "извне" имманентному, как вещь-в-себе Канта, но тогда о ней нельзя говорить, она становится непознаваемой. Конечто, об этой материи можно мыслить как о чем-то потустороннем имманенции и вся определенность этой "материи" сведется к отрицательному отношению к имманенции. Но этот путь полностью дублирует рассуждения Канта. В чем тогда различие между Аристотелем и Кантом? Я знаю, что ВЫ знаете Ноговицына, так он так и утверждает - Аристотель и Кант в данном вопросе говорят об одном и том же.
3. Но видимо возможно Аристотеля понять в отличие от Канта, разница между которыми в отношении нашего рассуждения состоит в том, что Кант понимает транцендентное как внеположное имманентному, где поле имманентного является сознание, вообще субъект, а Аристотель трансцендентное понимает как внеположное имманентному, где имманентное есть форма, "растворенная" в мире. Познающий субъект есть для Аристотеля исчезающий момент, или лучше сказать, что он рассуждает как бы с позиции Абсолютного субъекта, Формы форм.
4. При таком различении, для Аристотеля чистая (т.е. неоформленная) материя есть некая данность для Формы форм, которая в то же время сама не затронута этой материей и существует также и вне своего отношения к ней, самостоятельно.
5. Но Кант так рассуждать не может, для него вещи-в-себе также даны для Бога, но Бога мы достоверно знать не можем. Все, что дано нам - это наш опыт и отсюда мы должны развивать свою философию. Это существенное различие, поскольку теперь форма не является абсолютной как Форма форм у Аристотеля, но есть только субъективные формы нашего чувства. Они конечно не произвольны, но субъективны в том смысле, что за этими формами можно мыслить мир также и сам по себе, или для Бога.
6. Получается, что если Кант гипостазирует вещи-в-себе, то Аристотель стоит на позиции Абсолютного субъекта. Непонятно, что является более мифологичным.

Аватар пользователя Тугодум

различение "форм в уме" и "форм в восприятии" (п.1) в этой перспективе едва ли релевантно, т.к., в любом случае, и те, и другие "существуют" (в определенном смысле этого слова) в отрыве от материи.
я пока пытался промыслить, вслед за Вами, только саму оппозицию "имманентное-трансцендентное", оставляя за рамками рассмотрения "трансцендентальное".
абсолютизация Аристотелем "Ума" вроде бы не должна нас на этом этапе беспокоить.
----------
*Конечто, об этой материи можно мыслить как о чем–то потустороннем имманенции и вся определенность этой «материи» сведется к отрицательному отношению к имманенции.
------------
да. именно так я и понимаю.
-----------------
*В чем тогда различие между Аристотелем и Кантом?
---------
в том, что материя мыслится не как "вещь", а лишь как необходимая, но "сама по себе" (=an sich) не существующaя, "сторона" всякой вещи.

Аватар пользователя actuspurus

1. Под "умом" я имел в виду ум познающего, человеческий ум.
2. Но ведь Кант, говорит о вещах-в-себе именно скорее в обобщенном смысле - как о чем-то стоящем "за" явлением. Непознаваемость этих "вещей" означает, что это не "вещи" в нашем смысле слова (такое утверждение было бы познанием), а только нечто стоящее за явлениями. Именно поэтому лучше говорить "мир в себе".
3. С учетом этой поправки, Аристотель и Кант получаются одним и тем же? Каждый допускает необходимость потустороннего, но непознаваемого (или как Вы пишете "не существующего") как "сторону" всякой вещи.

Аватар пользователя Тугодум

*Каждый допускает необходимость потустороннего, но непознаваемого
------------
да, это общее у К. и Ар.
но есть и различие (о кот. я сказал).
поэтому "одним и тем же" они не получаются.
---------
*(или как Вы пишете «не существующего»)
----------
я написал "не существующее само по себе". т.е.--"an sich".
разве Кант полагал, что "Ding an sich" не существует "an sich" ???
в таком случае он, как минимум, крайне неудачнo выразился.

Аватар пользователя actuspurus

1. Кант, конечно, допускает существование вещей-в-себе an sich, Ding an sich и следует переводить как "вещь сама по себе", т.е. вне формообразующей деятельности пространства и времени как субъективных форм чувства. В этом смысле вещи-в-себе имеют самостоятельное существование.
2. Но это допущение самостоятельного существования мира самого по себе, точнее для Абсолютного субъекта, есть логически необходимое условие трактовки сущего (явления) как синтеза материи и формы.
3. Ведь если материю трактовать как нечто трансцендентное (т.е. не данное в возможном опыте) и одновременно не существующее само по себе, то материя становится чем-то вообще несуществующим: Действительно, материя не может быть дана в опыте, вообще представлена как-то в имманенции, поскольку это противоречит тому, что материя как трансцендентное непознаваемо. Сама же по себе (или для Бога), вне связи с имманентным материя не существует по Вашему предположению.
4. Пояснение:
1)Если материя не существует сама по себе, т.е. вне какой-либо формы, то это подразумевает, что материя существует только в некоторой форме, т.е. в сущем как одна из его составляющих. Но это означает, что материя как данность познаваема и находится внутри сферы имманентного, а значит нет необходимости вести разговор о материи как трансцендентом.
2) Если же мы ведем разговор о материи как трансцендентном в смысле того, что явление есть синтез материи (того, что приходит со стороны трансцендентного) и формы (имманентное), то как это трансцендентное фиксируется, как оно дано? Такая материя не может быть дана в самом явлении(материя по предположению трансцендентна). Но если материя не представлена в самом сущем, то о нем нельзя говорить как о чем-то составном из трансцендентной материи и формы. Ведь в этом случае все сущее есть одна только форма.
3) Если же все-таки мы рассуждаем о сущем как о составном целом из материи и формы, то об этой материи как составляющем сущее нельзя говорить как о чем-то трансцендентном, поскольку она уже представлена в имманентном. В этом случае, надо по условием задачи предположить существование еще одной материи, назовем ее протоматерией, которая "стоит за" материей представленной в явлении, но в то же время является трансцендентной и непознаваемой.
4) Получается, что нельзя допускать представленности материи в имманентном и одновременно рассуждать о ней же (!) как о чем-то трансцендентом. В этом собственно и заключается вся трудность.

Аватар пользователя Тугодум

*Если же мы ведем разговор о материи как трансцендентном в смысле того, что явление есть синтез материи (того, что приходит со стороны трансцендентного) и формы (имманентное), то как это трансцендентное фиксируется, как оно дано?
------------
так же, как и "вещь-в-себе". т.е.--никак.
и вот тут самое время задаться вопросом, на каком вообще основании мы можем говорить о принципиально не-данном как о существующем.
у Вас есть на него ответ?
без этого непонятно, почему о не-данном как о существующем "an sich" (как это делает К.) говорить можно, а как о существующем, несамостоятельно, или "потенциально" (как это делает Ар.)--нельзя.
ведь Ваша т.зр. именно такова, я правильно понял?

Аватар пользователя actuspurus

1. Вы поняли правильно. И для Канта и для Аристотеля мир сам по себе или материя (как абс. потенциальность) соответственно - удерживаются в дискурсе как то, что мыслится в явлении (сущем) как "стоящее" за ним, как его основание. Ведь мы можем мыслить за данным некое "потустороннее", или лучше сказать, мы можем мыслить данность не только как то, что дано, но и как некий синтез, результат формообразующей деятельности, как переход из предшествующего, расчлененного на составляющие, состояния. Таким образом, существует логическая обоснованность введения трансцендентного, если мы пытаемся обосновать данное как некоторый результат, синтез.
2. Но логическая обоснованность введения того, что недано - трансцендентного, должна быть также обоснована бытийственно. Иначе говоря, в онтологии недостаточно логически указать на необходимость введения сущности, нужно еще указать как она существует. И вот здесь, как мне кажется, точка зрения Канта более последовательна, чем Аристотеля. Кант понимает бытие как существование для субъекта. Поскольку существуют(пусть гипотетически) два типа субъекта - собственно эмпирическое сознание и Абсолютное сознание, то существует различие бытия для эмпирического сознания и для Абсолютного. Явление есть бытие для эмпирического сознания, Мир в себе соответственно - бытие для Абсолютного сознания.
3. Но Аристотель так рассуждать не может, для него все существует для Абсолютного сознания. Эмпирическое сознание у Аристотеля отличается от Абсолютного только степенью бытия. Но дело даже не в этом, ведь Абсолютный субъект мог бы в принципе мыслить материю как абсолютную потенциальность и тем самым давать ей быть. Иначе говоря, материя как абсолютная потенциальность была бы данностью для Бога. Но в этом случае, материя была бы чем-то уже отделенным от формы, самостоятельным, а Вы этого не допускаете.
4. Или все-таки нельзя одновременно мыслить материю и как абсолютную потенциальность, и как нечто существующее, ведь то, что потенциально - того нет. Тогда, конечно, исчезает разговор о необходимости указавать способ данности абс.материи, но вместе с тем и говорить о ней как о чем-то трансцендентном в собственном смысле.
5. Действительно, вне формы находится только ничто, но ничто не в смысле простого небытия, а в смысле потенциальности. Можно сказать, "положительное ничто". Это положит. ничто является абсолютной материей, в смысле того, что оно является предельной потенциальностью. И далее к сотворению мира. :)

Аватар пользователя Тугодум

*в онтологии недостаточно логически указать на необходимость введения сущности, нужно еще указать как она существует.
----------
совершенно верно. в этом и был мой пойнт.
но дальнейшее развитие Вашей мысли я понял не вполне.
т.е. я понял так, что для Вас утверждение о существовании оправдывается указанием на субъекта, "для" которого мыслимая нами сущность явлена.
но разве "вещь-в-себе" для трансцендентального сознания (по Канту) явлена???
другого же "Абсолютного сознания", насколько я знаю, у К. нет.

Аватар пользователя actuspurus

1. У Канта действительно такого указания на Абсолютного субъекта нет, но для адекватности его понимания необходимо, как мне кажется, мыслить "мир в себе" не просто как нечто трансцендентное, но также как данность для Абсолютного субъекта. Я бы сказал, что такой переход есть движение к Фихте, который уже стоит на позиции Абсолютного субъекта в изложении своей системы.
2. Ведь я пытаюсь понять не просто точку зрения Канта, как она изложена в "Критике", но такую точку зрения на данность, которая была бы внутренно обоснована. Кант здесь является удачным примером, через который (с незначительными дополнениями) можно рассматривать задачу обоснования данности как нечто серьезное, как философскую позицию, а не издеваться над тем, что здесь де логическое противоречие - допущение непознаваемого и в то же время существующего и т.д.

Аватар пользователя Тугодум

я-то всецело за то, чтобы додумывать за классиков их позиции. мы ж не доксографы....
единственная проблема в Вашем рассуждении мне видится в том, что у Фихте уже нет "вещи-в-себе".
и, насколько я понимаю, вообще нет трансцендентного (в том смысле, в каком это понятие Вами введено в докладе).
т.е. это уже совсем другая позиция.
соответственно, теряeтся и основание сравнения с Аристотелем.

Аватар пользователя actuspurus

1. Фихте нет "вещей в себе" поскольку он переходит на позиции Абсолютного субъекта, а "вещь в себе" определяется как данность для Абсолютного субъекта. Получается, что то, что для Канта было "вещью в себе", для Фихте становится данностью. Тем не менее, у Фихте есть какой-то внешний толчок.
2. О "додумывании за классиков" Вы, конечно, правильно пишете. Но здесь есть и обратная сторона - ведь Кант философ, и если мы берем его в качестве философской позиции, то она должна быть безупречной. Вы же предлагаете, найдя, например, у Канта некоторую несообразность, так же несообразно Канта и излагать? Я думаю, как настоящий мыслитель (и возможно это можно доказать текстуально, я просто этим не занимался) все продумал строго. И мое уважение к Канту именно и состоит в том, что я не допускаю, что Кант мог излагать свою позицию философски небрежно. Но я согласен, что это уточнение классических позиций должно быть максимально продуманным. Собственно, как мне кажется, я так и делаю.
3. Опять же взять Аристотеля - вы смело его излагаете, хотя его система философии нам во всей полноте (в отличии от Канта) неизвестна. То, что Вы утверждаете, например о материи, есть додумывание Аристотеля, а не сам Аристотель, если иметь в виду дошедшие до нас его тексты. Ведь и у Аристотеля нет трансцендентного. :)
4. Как мне кажется, в конце концов в наших философских исследования важны не аутентичное изложение философов (которое быть может вообще невозможно), а сам дух идеи, которую автор отстаивает. Но здесь должна быть мера - не произвол, а тщательность продумывания всех вопросов.

Аватар пользователя Неокантианец

1. Фихте нет «вещей в себе» поскольку он переходит на позиции Абсолютного субъекта, а «вещь в себе» определяется как данность для Абсолютного субъекта. Получается, что то, что для Канта было «вещью в себе», для Фихте становится данностью.

Сомнительный тезис (особенно выделенная мною жирным часть). Ведь Фихте наверно предполагает существование бессознательного (а стало быть и не-данности)? Того, что ещё не осознаётся Субъектом в себе самом, хотя в нём уже находится и им управляет.

Аватар пользователя actuspurus

1. Никакого "бессознательного" у Фихте нет, особенно если это "бессознательное" понимать в психоаналитическом смысле. :) Понятно, что Вы имеете в виду, что при построении Наукоучения у него есть движение от "как бы несознанного" к осознанному. Но на самом деле, Наукоучение есть Единое целое и только требование его последовательного изложения, движения от начала к концу, создает такую иллюзию как если бы у Фихте что-то было несознанным, а затем стало сознанным. Ведь движение Наукоучения происходит не во времени, а в сфере развертывания смыслов, а все смыслы даны сразу и во всей своей полноте, безразлично как их излагают, и поэтому противосмысленно говорить, что у Фихте есть нечто несознанное. Для Фихте вне сознания (Абсолютного сознания) ничего нет.
2. Переход от Канта к Фихте, зафиксированный мной как переход от рассуждения с позиции эмпирического сознания (Кант) к Абсолютному (Фихте) с этим, наверное, Вы спорить не будете. Другое дело, какое изменение это влечет в терминологии. Иногда Фихте трактуют так, что он де отказался от термина "вещь-в-себе" и стал рассуждать более последовательно. На самом деле, он, как мне кажется, просто сместил позиции - и в результате рассуждения с позиции Абсолютного субъекта термин "вещь-в-себе" (который у Канта можно определить как данность для Абсолютного субъекта) просто перестал иметь смысл. Может быть, я неудачо выразился, что вещь-в-себе стала данностью, скорее следует сказать, что для термина вещь-в-себе не осталось логического "места", ведь Фихте как рассуждающий стоит уже на позиции Абсолютного сознания.

Аватар пользователя Тугодум

*Переход от Канта к Фихте, зафиксированный мной как переход от рассуждения с позиции эмпирического сознания (Кант) к Абсолютному (Фихте) с этим, наверное, Вы спорить не будете.
---------
простите, что вклиниваюсь, но позиция К.--не эмпирическое сознание, а трансцендентальное (кот. он от эмпирического принципиально отличает).

Аватар пользователя actuspurus

1. В чем по Вашему соотношение трех субъектов - Абсолютного, эмпирического и трансцендентального?
2. Абсолютный и эмпирический субъект - соотносительные понятия, которые различают абсолютную позицию и позицию со стороны единичного сознания. А трансцендентальный субъект - это тот, который формообразует в созерцании созерцаемое, так? Но созерцает в созерцании не Абсолютный субъект, а значит - эмпирический. В структуре (если так можно выразиться) этого эмпирического (т.е. единичного сознания - Вас, меня и др.) есть такая форма как трансцендентальный субъект.
3. Ведь нельзя же сказать, что Абсолютный субъект также имеет структуру трансцендентального субъекта, поскольку формообразующие спобосности Абсолютного субъекта не отгораживают от него мир-в-себе, а дают его во всей полноте.

Аватар пользователя Неокантианец

Actuspurus:

1. Никакого «бессознательного» у Фихте нет, особенно если это «бессознательное» понимать в психоаналитическом смысле. :) ... Для Фихте вне сознания (Абсолютного сознания) ничего нет.

Так ведь у Фихте не абсолютное сознание, а абсолютное Я. Ну или может быть и абсолютное сознание, но именно в смысле абсолютного Я. А разве Я обязано всего-всего себя и всё-всё в себе осознавать каждую секунду? Я так понял, что вовсе не обязано. Поэтому и бессознательное вполне возможно по Фихте. И при этом оно (бессознательная часть Я) вовсе не становится чем-то что вне Абсолютного Я.

Аватар пользователя Тугодум

*Вы же предлагаете, найдя, например, у Канта некоторую несообразность, так же несообразно Канта и излагать?
---------
нет, напротив, я предлагаю попытаться понять, почему ему казалось "безупречной позицией" то, что кажется "несообразностью" нам.
----------
*И мое уважение к Канту именно и состоит в том, что я не допускаю, что Кант мог излагать свою позицию философски небрежно.
---------------
и я не допускаю. почему мне и представляестя невероятным, что К. имел в виду вовсе не то, что сказал, а то, что потом "за него" досказал Фихте.
--------------
*Аристотеля — вы смело его излагаете, хотя его система философии нам во всей полноте (в отличии от Канта) неизвестна. То, что Вы утверждаете, например о материи, есть додумывание Аристотеля, а не сам Аристотель
---------
разумеется. я излагаю, если уж совсем точно, Александра Афродисийского.
но я ведь так и сказал с самого начала,--что речь пойдет о "перипатетиках" (посмотрите в начале этой ветке).
так же можно было бы, не ограничиваясь К., говорить о т.зр. кантианстве в "целом".
но ведь очевидно, что Фихте за рамки этой позиции выходит.
-----------
*«вещь в себе» определяется как данность для Абсолютного субъекта. Получается, что то, что для Канта было «вещью в себе», для Фихте становится данностью. Тем не менее, у Фихте есть какой-то внешний толчок.
-----------
ну, тогда надо и говорить об этом "толчке"--раз в роли "трансцендентного" теперь выступает он.
т.е. именно его сравнивать с перво-материей Александра.
согласны?

Аватар пользователя actuspurus

1. У Вас интересная позиция - Вы хотите заниматься философией, но тем не менее требуете какого-то текстуально аутентичного, при этом в общепризнанном смысле, и в тоже время логического изложения мысли авторов. Но это вряд ли удастся - или философия, или филология! Можно всю жизнь копаться в текстах Канта, его черновиках, записях лекций и т.д., но не понимать его простые идеи, а можно вообще самого его не читать, а исходя из каких-то намеков о Кантовской философии, полученной в университете и урывками где придется, сделать все выводы, которые сделал и сам Кант. Логика для всех времен и народов - одна и таже. Если держаться логики, то можно вывести всю философию, исходя из простых представлений о мире и себе. Точно также и с авторами. Вы думаете, что я штурмовал день за днем тексты Канта? "Критику" я читал может раза три-четыре и то отрывочно. Куда интеренее было понять Канта, исходя из условия задачи, которую он ставит.
2. Я не говорю, что позиция Фихте чем-то лучше, например, обоснованней, позиции Канта. Это просто разные позиции. У Фихте тоже есть проблема - как вообще может быть доступен Абсолютный субъект. Фактически, проблема непознаваемости вещи-в-себе у Фихте с его позиции превращается в проблему доступности (возможности) Абсолютного субъекта. Насчет его внешнего толчка, честно говоря, я не разбирался. Говоря навскидку, допущение такого "толчка", мне кажется непоследовательным. Но я могу ошибаться. Ведь этот толчок нельзя мыслить как внешнее для Абсолютного субъекта, в противном случае, допускается нечто, чего в принципе нет (Абсолютного субъекту дано все по определению).
3. Об истолковании Аристотеля Александром Афродисийским в указанном аспекте я узнал от Вас, спасибо. :) Подумаем.

Аватар пользователя Тугодум

1. нет, я вовсе не требую текстуальной аутентичности. я бы предпочел вообще не ссылаться ни на какие имена. но тогда придется все понятия вводить самим. если же Вы употребляете такие выражения как "Абсолютный Субьект", "вещь-в-себе", и т.п., не вводя подробно эти понятия, а отсылая к именам Канта, Фихтте, и т.п., то тем самым Вы отсылаете и к текстам этих авторов.
2. Вы начали разговор о "трансцендентном", эта тема меня стимулировала. я бы предложил и продолжать разговор именно об этом.

Аватар пользователя molbard

" Логика для всех времен и народов — одна и таже. Если держаться логики, то можно вывести всю философию, исходя из простых представлений о мире и себе. "
Какой логики? это слепое убеждение или осмысленно положенный принцип? монологический комплекс - достояние эпохального новоевропейского сознания, да и в самом этом сознании присутствует полилогия - спор разных логик, завязанных в своем начале на разные способы "уразумения бытия". Какую логику имеете в виду Вы?