АБСОЛЮТИСТСКИ-ОБЪЕКТИВИСТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА (3)
(Аритеросизм-Неоглобализм, 2003 г.)
1
1. Неизменный и независимый характер принципу противоречивости, другим принципам, представлениям об устройстве мира и общества, целям общественного развития и способам их реализации, а также какому-либо существованию, действительности, реальности придают философские понятия "абсолютного" и "объективного". Эти понятия широко и повсеместно используются в обществе.
2. Теоретическое обоснование "абсолютности" и "объективности" базируется на философских представлениях о бытии, существовании, действительности, реальности.
3. Представления о бытии связаны с представлениями о мире и человеке. Необходимость установления самостоятельности и независимости существования, бытия мира перед человеком приводит к установлению самостоятельности, неизменности и независимости существования, бытия как такового, уже безотносительно к миру и человеку.
4. Бытие, чтобы быть в самом деле бытием, реально существовать, необходимо наделяется характером (или свойством) исключительности, неизменяемости и независимости [от человека]. Так оно объявляется самостоятельным, единственным, исключающим что-либо другое, кроме него.
5. Благодаря этому исключительному, неизменяемому и независимому характеру бытие не может быть ничем и никем игнорировано, изменено (особенно человеком), не может попасть под какое-либо влияние, в какую-либо зависимость (особенно под влияние и в зависимость от человека). Только так оно может быть, действительно существовать. Только так оно может быть тем единственным, исключительным, неизменным и независимым бытием, которое есть на самом деле, исключая все другое как небытие, как то, что не существует.
6. Что-либо существует, только обладая характером "абсолютности" и "объективности", т.е. исключительности, неизменности и независимости. Если что-либо не исключительно, может быть исключено или изменено человеком (или кем-либо и чем-либо) и зависеть от человека (или от кого-либо и чего-либо), оно не может действительно быть, существовать. В этом случае оно не может быть, существовать абсолютно и объективно. Тогда его бытие, существование нереально, иллюзорно. Поэтому с ним не следует иметь дело. А следует иметь дело только с исключительным бытием, действительно и единственно существующим. В этом и есть главное значение абсолютности и объективности, которые характеризуют бытие, существование.
2
1. Идеологические принципы, цели и программы деятельности, представляющие интересы общественных групп, граждан, относятся к действительности, целям и способам её формирования, устройства или преобразования. Они выражаются, абсолютизируются и объективируются в доступных для общества понятиях.
2. Теоретическое обоснование абсолютизации и объективации базируется на философских представлениях о понятиях. Представления о понятиях связаны с представлениями о мире, человеке, бытии и их характере.
3. Мир в отношении человека исключителен, неизменен, независим, существует отдельно и вне его. Это означает, что знание о мире, его понимание человек может получить только через отражение и представление этого внешнего, объективного мира, его многообразия в понятиях. Истинное знание о мире - это абсолютное и полное совпадение понятий с отражаемыми и представляемыми в них предметами объективного мира.
4. Понятия, вырабатываемые человеком, отражают и представляют только действительно существующие предметы объективного мира. Поскольку эти предметы действительно существуют, они имеют бытие. Их бытие по характеру исключительно, неизменно и независимо, т.е. абсолютно и объективно. Поэтому и понятия, отражающие и представляющие действительно существующий, абсолютный и объективный мир, также по характеру абсолютны и объективны, т.е. исключительны, неизменны и независимы.
5. Так что люди, формулируя и представляя в понятиях цели и программы своей деятельности в отношении действительности, необходимо абсолютизируют и объективируют их. Они это делает также и для того, чтобы цели и программы, в которых представлены их интересы, не могли быть отвергнуты или изменены другими людьми в силу их абсолютного и объективного характера.
6. Тогда цели и программы, а также стоящие за ними интересы одних людей приобретают силу и значение исключительных, необходимых и обязательных для других людей. В этом есть главное значение абсолютизации и объективации понятий и выраженных в них целей и программ общественного развития.
3
1. Исходя из этих философских представлений, люди формулируют общественно-политические взгляды на нормы состояния общества. Это состояние определяется двумя основными принципами.
2. Первый принцип - столкновение и противоборство идей, концепций, целей, моделей, программ, интересов социальных групп, отдельных граждан общества, как необходимое условие их существования и жизнедеятельности.
3. Второй принцип - необходимость согласования противоборствующих частных идей, концепций, целей, моделей, программ, интересов социальных групп, отдельных граждан общества и их подчинение более общим идеям, концепциям, целям, моделям, программам, интересам, в частности, сохранению единства и целостности разделённого и разобщённого общества.
4. Эти общественно-политические принципы определены в полном соответствии с философскими представлениями. Столкновение и противоборство интересов соответствует принципу противоречивости, представлениям о бытии, а их согласование и подчинение - также представлениям о бытии и механизму абсолютизации и объективации понятий.
5. Соответствие принципу противоречивости и представлениям о бытии заключается в следующем. Общество как целостный объект объективного мира, обладает теми же признаками, что и мир. Общество в целом, как и мир, - это самодвижущийся, самоизменяющийся, саморазвивающийся объект, объективная реальность. Так же, как и мир, общество самодвижется, самоизменяется, саморазвивается вечно и независимо от человека, т.е. абсолютно и объективно. Развитие человека зависит от состояния и развития общества. Источник его самодвижения и саморазвития также находится в нём самом, внутри общества. Внутренний источник самодвижения и саморазвития общества - его внутреннее противоречие.
6. Общественные противоречия по характеру абсолютны и объективны, это - "закон природы". Изменения в обществе, его развитие происходят за счёт непрерывной борьбы взаимоисключающих, противоречащих друг другу противоположностей. Социальные группы, отдельные граждане, составляющие общество, носители идей, концепций, целей и программ развития, основанных на их интересах, как раз и выступают этими взаимоисключающими, противоречащими друг другу противоположностями. Поэтому они непрерывно борются между собой, сталкивают свои интересы, противоречат друг другу, занимают непримиримые позиции в общественных отношениях. Они считают, что эта борьба, столкновение интересов неустранима и происходит независимо от них, хотя и с их участием. Они также считают, что столкновение и противоборство представляемых и отстаиваемых ими интересов - необходимое (неизменное и независимое) условие их существования и жизнедеятельности в обществе. Это условие безусловно существует, его невозможно устранить или изменить. Но данное условие, тем не менее, не необходимо (не неизменно и не независимо), а обусловлено [преходящими] философскими представлениями людей.
4
1. Соответствие механизму абсолютизации и объективации понятий, а также представлениям о бытии реализовано в следующем. Идеи, идеологические принципы, политические установки, цели и программы деятельности, представляющие интересы общественных групп, граждан, выражены в доступных для общества понятиях. Они напрямую относятся к одной и той же действительности, т.е. к одной и той же общественной и другой жизни общества, к целям и способам её формирования, устройства или преобразования. Все эти разнообразные взгляды выражены в одинаковых по характеру понятиях, т.е. они абсолютны и объективны.
2. Взгляды общественных групп, граждан на общественную жизнь и её развитие в одинаковой мере абсолютизированы и объективированы. Это означает, что они не допускают никакой другой трактовки действительности, кроме представленной, объявленной исключительно и единственно правильной, независимой от каких-либо частных представлений и интересов.
3. Поскольку эти взаимоисключающие взгляды относятся к одной и той же действительности и во избежание крайне катастрофических последствий противоборства, участники общественного процесса вынуждены прибегать к их согласованию и соподчинению.
4. Механизм согласования и подчинения - та же абсолютизация и объективация. Иного способа прийти к какому-либо согласию или заставить подчиниться, кроме объявления этого согласия или подчинения, аргументации в их пользу, действительно существующими, исключительными, единственно возможными, неизменными и независимыми от чьих-либо интересов, нет.
5. Абсолютизируя и объективируя, общественные группы, граждане необходимо становятся взаимно нетерпимыми к взглядам друг друга, насильственно принуждают друг друга к согласию и подчинению. Принимая одни взгляды на действительность, они тем самым необходимо отвергают другие.
6. Не может быть ни другой действительности, ни других взглядов на неё. Взгляды могут быть только одни, и действительность - только одна. Это определено и обусловлено соответствующими философскими представлениями.
5
1. В основании общественно-политической практики лежат философские представления. Эти представления определяют общее направление и характер мышления людей.
2. Далее, уже будучи в рамках этих философских представлений, определенного образа и направления мысли, люди обусловлено и ангажировано формируют общественно-политические взгляды и принципы.
3. Взгляды и принципы, в свою очередь, определяют направление и характер действий людей. Потом они практически (в своем поведении и своей деятельности) их реализуют.
4. И, наконец, по их реализации они получают результаты в виде отсутствия результатов, т.е. в виде "вечных" и "неразрешимых" проблем.
5. Поэтому конфронтация, борьба, противоречия, нетерпимость, насилие в обществе - это результат образа мыслей людей, их философских представлений и общественно-политических взглядов и принципов.
6. Трансляция и реализация этих представлений, взглядов и принципов будет всегда, неизменно и независимо от желаний и намерений людей давать один и тот же указанный результат.
6
1. Институционально конфронтация, борьба, противоречия, нетерпимость, насилие реализованы в институтах современного общества.
2. В организации власти - это принцип разделения властей, принцип представительства, принцип выборности.
В политической организации общества - принцип большинства в принятии политических и других решений.
В правовой сфере - принцип необеспеченности права.
В экономической организации - принцип преобладания в доле собственности как основание преимущества в принятии экономических решений, принцип ограниченности ресурсов.
В финансовой сфере - принцип "единицы" всех денежных средств (например, в государстве).
В сфере управления - принцип "откупа" областей управления и контроля.
В социальной сфере - принцип неравного распределения, принцип социального "долга".
В культурной сфере - принцип "традиционализма".
В науке - принцип объективности.
И т.д.
3. В такой ситуации какие-либо идеи, принципы, ценности, взгляды, позиции, цели, программы и т.д. не могут быть ни "абсолютными" и "объективными", ни едиными. Они не могут быть принятыми, разделёнными и исполненными ни всем обществом, ни отдельными его членами.
4. Все попытки предложить обществу "самую правильную" идеологию, политику или модель развития не удаются. Несмотря ни на что, эти попытки не прекращаются.
5. Люди в массовом порядке непроизвольно и безнадежно втягиваются в процесс реализации "самых правильных", но невозможных и недостижимых перспектив. Неоправданные и ненужные жертвы и потери, на которые они идут, не останавливают их на этом пути.
6. Нет таких идей, принципов, ценностей, взглядов, позиций, целей, программ и т.д., которые бы не предлагались и не опровергались с одинаковой настойчивостью и убедительностью разными общественными силами и не имели бы в одно и то же время одинаково убеждённых и преданных их сторонников и противников.
7
1. Это приводит к тому, что ни одна общественная сила, отдельный гражданин и их идеологическая концепция не может быть легитимной, т.е. соответствовать представлениям, установкам, ожиданиям граждан, социальных общностей, всего общества.
2. Они не имеют полного признания и поддержки в обществе, поэтому повсеместно встречают противодействие. Это не дает возможности ни одной общественной силе достичь объявленных целей.
3. При таких условиях целостность, единство какой-либо общественно-политической единицы, гражданский мир в обществе не могут быть достигнуты.
4. Всё это происходит потому, что люди придерживаются проблемных, противоречивых философских представлений и основанных на них общественно-политических взглядов.
5. От этого их намерения приобретают характер невозможных, неисполнимых, недостижимых, противоречивых, иллюзорных целей, моделей, программ организации и развития общества.
6. Они не имеют и не могут иметь необходимую, обязательную силу для всего общества или отдельных его членов, поэтому не могут быть [практически] осуществлены в действительности.
--
© 1988-2023, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==