Революционные идеи – всегда неожиданны и разрушают сложившиеся представления о мире, системе государственного управления и социально-экономических отношений. Их становление в умах граждан проходит три этапа: «Такое невозможно (не может быть никогда)!»; «Это интересно!»; «Но это же само собой разумеется!».
Первая реакция – неприятие новой идеи. Лишь ограниченное число наиболее развитых индивидов способны её охватить и понять, часто даже не всю целиком, а какие-то её части. Остальные воспринимают лишь отдельные моменты этой идеи, которые с трудом стыкуются с известными моделями общественно-государственного устройства и обычно отвергаются.
Требуются время и многократное повторение основ идеи, чтобы она укоренилась в умах значительной части населения, «притёрлась» к прежним представлениям о взаимосвязях разных сторон бытия. А ещё она вступает в противоречие с интересами многих людей.
При этом в мышлении идея, как правило, безжалостно кромсается, чтобы стать приемлемой. И делается это в соответствии с состоянием сознания и степенью невежества человека. Но иначе невозможно.
Только оказавшись воспринятыми в сознании масс, хотя бы в грубой, извращенной форме, новые знания и идеи могут постепенно уточняться, обогащаться и очищаться от словесной «шелухи». Но целиком они постигаются лишь отдельными личностями, подлинными лидерами, способными вести народы к новым свершениям и достижениям.
Каждая идея отображается людьми в их собственные идеи (представления и отношения мышления) и тем самым преобразуется в пирамидальную структуру множеств частных идей. Вверху этой «пирамиды» их мало, но они близки к истине (исходной идее), а к низу множатся и всё более искажаются, образуя устойчивое основание мифов и верований.
Ранее я в упрощённом виде описал некоторые из принципов построения будущей системы общественно-государственных отношений. И то, что ты воспринял их как разрозненные фрагменты – нормально и естественно.
Даже «серьезные аналитики» пока не в состоянии охватить их целиком, так как не готовы к этому. Здесь, как и на жизненном пути, чтобы осилить дорогу, надо двигаться вперед; остановки и возвращения назад не сделают её короче, лишь расслабят путников.
Попробуй смотреть на происходящие в стране и мире события через призму новых идей, не отвергая их, но примеривая к возникающим ситуациям и критически те оценивая. И тогда их преимущества станут для тебя очевидными.
Они в совокупности своей обладают взаимным соответствием. Ты верно подметил «красоту» приведённых схем, а она связана с восприятием их внутренней гармонии. Человек замечает её интуитивно, прежде чем разум отобразит поступающую информацию в образы, номены, представления и отношения мышления. Именно внутренняя «логика» структуры взаимосвязей делает идеи «красивыми».
Что касается страха, как инструмента управления, то он необходим для организации жизни человека, общества и государства до тех пор, пока у большинства людей «надо» не начнёт преобразовываться в «хочу» и «могу», во внутреннюю любовь и волю.
Главное – в том, в каких формах и границах этот страх допускается и используется властью. Только ли как угроза жизни, свободы, благополучия граждан и их близких со стороны государства при нарушении теми установленных «правил игры». Или ещё как регулятор внутренней системы критериев и ценностей индивидов (хотя и касающихся моральных норм и внешних законов), ставящей барьеры эгоистичным «хочу» перед общественно-необходимыми «надо», которые воспринимаются как долг и обязанность перед другими людьми, страной и человечеством в целом.
Очень непросто приучить людей не делать другим того, чего они не хотят себе. И не важно, какие именно механизмы и инструменты будут препятствовать причинению вреда окружающим (именно в этом смысл обеспечения «прав и свобод граждан») – структура внутренних отношений и установок личности или система внешних, жёстких и неукоснительно действующих правил игры.
Конечно, первое – предпочтительней. Но если неразумного ребенка наказывают за провинность, то злом или благом это становится для него? И не остаётся ли надежда, что повзрослев, он сам научится принимать верные решения?
Страх – один из самых сильных инстинктов-эмоций, определяющих поведение человека. Нельзя стать свободным, не поборов его и не изжив в себе раба.
Пока человек вожделеет, соблазняется, лжёт и предаёт, страх – лучшее средство для обуздания пороков, и других подобных ему нет. Однако необходимо так организовать систему взаимодействия и противостояния гражданского общества и государства (с помощью законов, моральных и этических норм), чтобы естественно присущий людям страх не столько заграждал пути и лишал их инициативы и воли, сколько побуждал к поиску и выбору правильных решений.
Теперь об элите. Представители её – такие же люди, как все остальные, и в нормальном государстве обязаны подчиняться тем же нормам и правилам, что и любой бомж (и будут вынуждены это делать). Только это сможет защитить их от конкурентов.
Никто, никакая новая власть не в силах обвинить человека, не нарушавшего неукоснительно действующих в стране законов. А о необходимости соблюдения их всеми без исключения гражданами постоянно напоминают примеры из близкого прошлого и настоящего (следи за происходящими в стране событиями).
Ненасилие в информационной сфере, открытость и общедоступность информации – не просто «красивая модель», но залог самосохранения правящей элиты. Пока она не решит этой задачи, её власть не будет «стабильной» и устойчивой. Так пусть она сама занимается проблемой «групп, инструментов по закрытию информации». Гниющие и смердящие части тела благоразумно вовремя удалять.
Во взаимоотношениях общества, народа с одной стороны и власти, государства с другой требуются разумный баланс и уравновешенность интересов. Государство – необходимо, но подавление им общества неизбежно ведёт к диктатуре и тоталитаризму, а гегемония общества над государством – к анархии. Как голова не может существовать отдельно от рук, ног и органов тела, так и тело не в состоянии жить без головы.
Главное – в оптимальном взаимодействии их. Мнения и интересы представителей гражданского общества должны быть слышимы и учитываемы властью, а её решения – понимаемы и принимаемы гражданами и обязательно реализуемы в жизни.
Множество стоящих перед Россией проблем и острейшая нехватка компетентных кадров делает задачу её переустройства трудно реализуемой (так кажется отечественным «экспертам»). Но есть те, кто знают, что, как и когда надо делать, и готовы помочь, направить и подсказать. Главное, что сегодня требуется от элиты, – политическая воля, готовность к реформам и ограничению своих эгоистичных интересов.
Государство и общество противостоят, но и взаимно дополняют друг друга. Гражданское общество необходимо для повышения качества работы государственного аппарата и защиты людей от чиновничьего произвола. Оно должно проводить независимую экспертизу законов и решений, принимаемых федеральными, региональными и местными органами, и следить за их неукоснительным исполнением властями разных уровней.
Без гражданского общества, контролирующего чиновников, элита не способна создать сильную страну с высокоэффективной экономикой. Но и без просвещённой элиты и эффективного государства гражданское общество не может рассчитывать на понятные и исполняемые всеми «правила игры», на обеспечение прав и свобод граждан.
Интересы власти и народа – противоположны и эгоистичны, а их противоречивая уравновешенность в политических, экономических и социальных процессах закладывает основу стабильности и целостности страны. И анархия здесь недопустима. Элиты и государства появляются и исчезают, а народы и страны остаются.
P.S. Если публикуемые тексты находят отклик в вашем сердце, подписывайтесь на наш канал Дзен https://dzen.ru/id/6308b032ba429d3b1a3e74cb, телеграмм https://t.me/tabularussia2016 либо на авторский блог на данном ресурсе. Дальше будет еще интереснее…
Комментарии
Вчера на РБК было интервью с Чемезовым. Задачи Правительства на ближайшие 6 лет.
Будем развивать промышленность.
Дай Бог!