- Любовь внешняя и внутренняя.
- Любовь мирская и Любовь Мистическая.
- Любовь небесная и любовь земная.
по Сведенборгу, и не только...
Любые действия есть проверки и испытания для совершающих их и для всех остальных, кто реагируют на них своими ответами (причём чаще для последних). Люди должны научиться думать о целях своих деяний, средствах их реализации и обязательно наступающей за этим ответственности.
Мало кто способен «быть таким, каким мог бы стать». Но каждый – всегда такой, какой есть, каковы его состояние сознания, знания и отношения. Даже меняясь внутренне, человек остаётся самим собой, хотя и чуть другим.
«Он таков, какова его любовь». Да, но человек обладает двумя видами её, внешней и внутренней, по-разному выражаемыми в отношениях к себе, или к ближним, миру и Богу. Они всегда противостоят, хотя и дополняют друг друга в гармоничном единстве.
А гармония эта состоит в том, что чем больше у нас одной любви, тем меньше другой. Нельзя силой воли и разумом (так как не разум управляет волей, но воля им) подавить любовь к себе, если не проявлена или имеется лишь в зародыше любовь к ближним и к Богу, Божественному Началу.
Нам кажется, что Бог где-то далеко, однако Он всегда пребывает внутри нас. Также и Божественная Любовь приходит не откуда-то извне, из «космоса» или с «небес», но изнутри, рождаясь в нас самих. И мы можем либо открыть её шлюзы, изливая из себя и тем самым ощущая присутствие этой любви в себе и в мире, либо навсегда оставить их затворенными.
Самоконтроль есть первый шаг на пути познания и преобразования себя, замены неосознаваемого осознанным, пробуждения души и разумно-сознательного начала, укрощения своих инстинктивно-рефлекторных реакций и эмоций.
Второй и главный шаг – раскрытие и утверждение в себе любви к Богу через признание присутствия «То», Божественного Начала во всех без исключения явлениях окружающего мира. Бог есть всё и во всём, в том числе в нас самих. Познать Его таким – величайшее достижение и высочайший дар. Лишь малое число из т.н. «верующих» готовы к этому.
Самоконтроль, как «Путь разума», не способен подавить любовь к себе, но помогает быть честным с собой, понять причины своих отношений и поступков и ограничить себя в желаниях, самости и эгоизме. Он не может прирастить волю, так как та разуму не подвластна и есть производная от любви человека: «что он любит, то и хочет, к тому и стремится» (проявляя волю).
Только внутренняя, Божественная любовь позволяет взрастить волю и через неё устремить разум («Путём любви») к иным, высшим целям и желаниям. Так единство любви к себе и любви к Богу проявляется в гармонии воли и разума личности. Совершенный человек всегда осознанно делает то, чего желает внутренне.
Из множеств идей, проникающих сознание и отображаемых в образы, номены, представления и отношения мышления, сохраняются (вмещаются в «чаше») лишь те, которые принимаются нами и становится нам принадлежащими (хотя в действительности всё это – информация, знания, любовь – есть проявления Божественного «То»). Остальные уносятся прочь, оставляя нас равнодушными.
Именно поэтому человек, по Сведенборгу, есть «восприниматель» идей. Преобразованные в его знания и убеждения, они превращаются в веру, а «чаша вмещения» возрастает и становится способной воспринимать всё больше и больше.
Вера через применение знаний в жизни плавно переходит в любовь, любовь – в волю, а воля, управляя разумом, – в сознательные действия. Воля без разума и самоконтроля ни на что хорошее не способна и ведет к эгоизму, лжи и лицемерию, к любви к себе. Нельзя сказать, что кто-то (например, пьяница или наркоман) безволен. Наоборот, в удовлетворении своих желаний человек проявляет подчас недюжинные хитрость и изворотливость (но на что они направлены?).
Понимая это, Посвящённые не расстраиваются и не винят людей за невежество и слабость. Они лишь сострадают им и сожалеют, так как ведают всё: верные и тупиковые пути, причины и следствия поступков и событий. Но уважают свободу выбора человека, даже ошибочные решения его.
Они предлагают единственно правильные пути, которые обязательно «спасут» и изменят людей, но только тех, кто хотят «спастись» и измениться и стремятся к этому. В этом и состоит высшая сострадательность – знать всё, видеть неверные шаги других, но ни во что не вмешиваться, не имея на это права и отстранённо за всем наблюдая.
Старайся искать и находить Божественное Начало (Бога) в себе и окружающих, в красоте, знаниях, любви и гармоничном единстве Мироздания. Все люди – восприниматели, но у каждого своего накопления, как отражения Его Идей, по-своему понятых и истолкованных (отображённых) мышлением. Ты узнал, к чему надо стремиться, но не ведаешь, какими средствами этого достичь, как обрести нужные силы. Я объясняю – через любовь к ближним, миру и Богу. Она – тот Свет, который освещает Путь и отделяет истинное (в восприятиях) от ложного.
P.S. Если публикуемые тексты находят отклик в вашем сердце, подписывайтесь на наш канал Дзен https://dzen.ru/id/6308b032ba429d3b1a3e74cb, телеграмм https://t.me/tabularussia2016 либо на авторский блог на данном ресурсе. Дальше будет еще интереснее…
Комментарии
Любовь, по определению Шри Ауробиндо, это чувство основанное на потребности отдавать. Другого определения нет. Любовь к себе, исходя из этого опеределения, это потребность отдавать себе, которая есть не что иное как желание получать. В каббале желание получать называется ЭГОИЗМ. По своей природе эгоизм противоположен любви. Поэтому нечего нас дурить, нет никакой любви к себе, есть только эгоистическое желание получать.
Кстати, вам будет полезно знать и другое определение - ложь, это слегка передернутая истина. Поэтому мой вам совет, не занимайтесь передергиванием фактов и не выдавайте одно за другое.
В лекциях М. Лайтман по курсу каббалы, все что вы так путанно и сложно излагаете, объясняет просто и понятно. У человека существует два вида желаний. Желание получать или эгостические желания. И желания отдавать именнуемые любовью, эти желания есть проявление божественной природы в человеке.
Эволюция человека направлена на избавление от эгоизма и пробуждение в нем божественной природы. Основной способ достижения этой цели это СТРЕМЛЕНИЕ к совершенству, знанию, чистоте. Все остальное происходит по воле и милости Творца. Как говорит Лайтман, в начале каббалу никто не понимает, а это и не требуется. Важно СТРЕМЛЕНИЕ ее понять, если оно будет сильным, настойчивым и терпеливым, знания сами прийдут к вам как озарение. Осознание своих эгоистических желаний, автоматически приводит к их ослаблению и со временем исчезновению.
О важности стремления говорит тот факт что в сутрах Патанджали и коментарии к ним Вьяса, стремлению посвящается отдельная сутра где классифицируется девять уровней стремления. Фундаментальное значение стремления обусловлено тем что приобретение духовных знаний имеет природу воспоминания. А стремление это основной инструмент работы с памятью.
Уважаемый Виталий! Спасибо Вам за развернутые комментарии. Если честно, я не знаком с трудами, которые Вы цитировали. Но, возможно, многие мыслители говорят об частностях Единого знания, но каждый по разному, в меру своего понимания, "на своем собственном языке". Я обязательно передам Ваши слова автору (я всего лишь публикатор). Вас поздравляю с прошедшими праздниками и со Старым НГ! Спасибо за сопричастность, всего Вам доброго!
Из статьи в БСЭ Любовь
ЛЮБОВЬ, интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или
идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этич. требовании
верности. Л. возникает как самое свободное и постольку "непредсказуемое" выражение глубин личности; её
нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления Л. определяются тем, что
в нём, как в фокусе, пересеклись противоположности биологического и духовного, личностного и
социального, интимного и общезначимого. С одной стороны, половая или родительская Л. включает в себя
здоровые биологические инстинкты, общие у человека с животными, и немыслима без них. С другой
стороны, Л. к идее может представлять собой интеллектуальный восторг, возможный только на
определённых уровнях культуры. Но как ни различны между собой по своему психо-логич. материалу Л.,
к-рой мать любит своего новорождённого младенца, Л., которой влюблённый любит свою возлюбленную,
и Л., к-рой гражданин любит свою родину, всё это есть Л., отличающаяся от всего, что только "похоже" на
неё - от эгоистического "влечения", или "предпочтения", или "интереса". "Истинная сущность любви состоит
в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении
и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою" (Гегель, Со ч., т. 13, М., 1940, с. 107).
Разработанная терминология различных типов Л. существовала в др.-греч. языке. "Эрос" - это стихийная и
страстная самоотдача, восторженная влюблённость, направленная на плотское или духовное, но всегда
смотрящая на свой предмет "снизу вверх" и не оставляющая места для жалости или снисхождения. "Филиа"
- это Л.-дружба, Л.-приязнь индивида к индивиду, обусловленная социальными связями и личным
выбором. "Сторгэ" - это Л.-нежность, особенно семейная, "агапэ" - жертвенная и снисходящая Л. "к
ближнему".
Бог есть любовь.