из книги «Беседы о самопознании» 2004 г.
Из миллионов людей, рождаемых на земле, немногие способны к «наполнению чаши» и изменению своих восприятий и отношений – те, кто жаждут знаний и истины. А из тысяч идущих Путём самопознания лишь единицы достигают цели – состояния любви и всезнания (мудрости). Именно они обретают Учителей.
Трудно тому, кто хочет познать себя и мир (себя в мире и мир в себе), но чьё сознание-душа (индивидуальный Атман-Пуруша, источник и сток мышления и самосознания) укрыто покровами иллюзий и заблуждений разума. И подавлено автоматически действующими программами психоэнергетических преобразований и инстинктивно-рефлекторных реакций.
Как правило, человек ощущает лишь конечные результаты их работы, выражаемые в изменении эмоционального состояния и появлении у него определённых намерений, воплощаемых в слова и дела. А неизбежно возникающие при этом кармические последствия проявляются в смене внешних ситуаций и явлений, которые кажутся ему случайно-хаотичным набором событий.
Эти «внешние возмущения», нарушающие внутреннее психоэнергетическое равновесие личности, ведут к очередным бессознательным реакциям, к эмоциям (прежде всего, к страху и агрессии) и вожделениям. А те – к иным помыслам и поступкам и к новым кармическим следствиям, порождающим бесчисленные цепи обратных связей.
В результате окружающий мир воспринимается как противостоящий и враждебный, с ним надо бороться и побеждать, покоряя и подстраивая его под себя. Такой человек не ведает о возможности иного бытия, не связанного со страстями и переживаниями.
Ему кажется, что представления, отношения и желания разума есть проявления его «свободы и могущества». А иная область сознания-ума, лежащая вне сферы внешнего начала, оказывается практически не задействована либо крайне мала и не развита и всегда в процессах мышления подавляется и отбрасывается как чушь, суеверия и предрассудки.
Такой человек становится рабом бессознательного, своих вожделений, страхов и гнева и не может быть ни свободным, ни ответственным. Для него нет иных путей, кроме блуждания во тьме невежества.
Лишь те люди, чьё сознание с рождения раскрыто и обладает огромным потенциалом восприятия, накопления (систематизации) и применения знаний, способны к постепенному расширению сферы действий осознаваемого начала (самосознания) за счёт управления бессознательным, инстинктивно-рефлекторным началом.
Но это возможно только при постоянно (хотя и дискретно) происходящих процессах слома прежних систем представлений и отношений, замены их новыми и построения на этой основе иной модели миропонимания: «Я есть весь этот мир».
Процессы познания как расширения сознания – различны и многообразны и определяют множественность «путей». Причем всегда Путь самопознания сопровождается борьбой сознательного с бессознательным, осознаваемого с инстинктивным, внутреннего с внешним, Божественного с эгоистичным.
Сознание-ум («Аум, Ом») – едино в восприятиях себя и внешнего Мира. Оно есть обобщённая сфера представлений и отношений мышления, в которой внутреннее (осознанное) может утвердиться и расшириться только за счет укрощения внешнего (бессознательного); и чем больше одного, тем меньше другого.
Если внешнее начало по-разному проявляется в человеке через его желания и страхи, эмоции, инстинкты и рефлексы, то у внутреннего начала есть единственный Путь, ведущий к победе, как полной свободе и ответственности человека. Это – Путь самопознания, самоконтроля и самоуправления, других не существует.
Самосознающему началу бессознательное, посредством автоматически действующих программ реагирований, наносит непрестанные «удары», неожиданные, резкие и сильные. Часть из них, особенно в начале Пути, «пропускается» (отсюда – все сомнения и неуверенности, падения и предательства человека).
Ибо невозможно контролировать себя сразу и по всем «фронтам». Самоконтролю тоже приходится учиться и всегда – в процессе «битвы». Вначале он осуществляется выборочно по отдельным позициям и направлениям, которые человек определяет сам.
Это приводит к «множественности» Путей. Каждый следует своим, приемлемым ему, в процессе движения обретая опыт и силы, расширяя поле сражения с собой как сферы применения знаний и контроля сознания.
Одни избирают религиозное служение и произнесение молитв. Другие – аскетизм и самоограничение в пище, сне, вещах, деньгах и пр. Третьи – затворничество, бегство от мира. Четвертые изучают философию и священные (ведические) книги. Пятые стремятся к благочестивой деятельности, оказанию помощи другим людям, и т.д.
Каждый из этих путей – благой и ведёт человека к расширению сознания, самопознанию и совершенствованию. Вместе с тем все они – ограничены и неполны и заканчиваются тупиками, после которых приходится искать новые направления движения.
Единственно верный, истинный Путь состоит в том, чтобы идти всеми путями сразу! Но лишь единицы способны на это, и без Учителя достичь успеха невозможно.
Этот Путь есть сама жизнь во всех её аспектах и проявлениях. Его нельзя пройти, не побеждая в самых незначительных моментах противостояния своему внешнему началу.
Путь жизни оказывается расширяющейся спиралью самопознания, ведущей человека не столько вперед, сколько вглубь себя, позволяющей охватывать всё новые области знаний и выдерживать испытания за счёт самоконтроля и самоуправления. Здесь часто приходится проходить по тем же «адовым кругам» бытия, каждый раз поднимаясь на иные, более высокие уровни восприятий и сил, утверждая и упрочняя свои успехи.
Отсюда вытекает ранее дававшаяся рекомендация сражаться всегда и везде, не боясь ошибок и отступлений, но используя их для переоценки своих отношений, накопления знаний и сил. Бороться с собой во всех жизненных ситуациях, не ожидая со страхом ударов извне, но проверяя в них себя и обретая силу, веру и радость от того, что смог сделать прежде невозможное, что не одинок, но «идёшь вместе».
Поражения – ничто, главное – одерживаемые победы, даже незначительные. Любая из них расширяет сознание, дарует новые возможности и силы для будущих достижений. Так что сражайся, Арджуна! Ты ведёшь битву не только с собой, но и за себя. Каждая победа идёт в копилку твоего нового мира, который пока ещё трудно до конца представить, но в котором можно стать подлинным творцом и хозяином, счастливым, свободным и ответственным.
Вселенных бытия – множества, и расширяя сознание, можно постепенно вмещать в него их все.
Сформировавшийся образ мира (структура представлений и отношений мышления) выражает состояние сознания человека и является единственной ценностью личности и Мироздания. Он навечно сохраняется с душой-сознанием и есть тот «ад» или «рай», который человек получает по смерти (да и в жизни тоже).
Каждый сам выстраивает своё будущее, «здесь и сейчас», в каждое мгновение этой жизни, и совсем неважно, где он в данный момент находится. Поэтому не теряй время, так как оно ограничено.
И ещё. Человек, идущий по Пути, никогда не знает, где, на какой его части находится. Он всегда проходит свой Путь впервые, обретая новые для него состояния сознания, и ему не с чем их сравнивать.
А Истина – беспредельна и недосягаема. Принимая новые знания и применяя их в жизни, «восходя на гору» своих состояний, человек расширяет «чашу вмещения» и свой горизонт представлений.
Перед ним открывается Новое, доселе не изведанное и даже не представляемое, иные грани Истины. И жажда познания начинает обуревать его. Поэтому, двигаясь по Пути, руководствуйся формулами: «Я знаю, что ничего не знаю, но очень хочу знать» и «Я знаю, что ещё не стал тем, кем мог бы быть, но хочу таким стать».
P.S. Если публикуемые тексты находят отклик в вашем сердце, подписывайтесь на наш канал Дзен https://dzen.ru/id/6308b032ba429d3b1a3e74cb, телеграмм https://t.me/tabularussia2016 либо на авторский блог на данном ресурсе. Дальше будет еще интереснее…
Комментарии
Я написал комментарии к Йога-сутрам Патанжали. В 2008-09 годах.
Текст Бхагават-Гиты также неплохо знаю. Могу дать точные комментарии ко многим стихам.
Вышла книга Бог говорит с Арджуной с комментариями Йогананды.