«Тиранния сохраняется двумя прямо противоположными способами. Один из них – традиционный, и им руководствуется в своем правлении большинство тираннов. Говорят, что в значительной своей части способ этот был установлен Периандром Коринфским ( Периандр правил в Коринфе с 627 по 585 г. до н.э. – прим. ред.); многое такое можно усмотреть и в способе правления у персов. Способствует возможному сохранению тираннии и то, что уже ранее было нами сказано; один способ состоит, например, в том, чтобы «подрезывать» всех чем-либо выдающихся людей, убирать прочь с дороги всех отличающихся свободным образом мыслей, не дозволять сисситий (общих застолий – прим. мое), товариществ, воспитания и ничего другого, подобного этому, вообще остерегаться всего того, откуда возникает уверенность в себе и взаимное доверие, не позволять заводить школы или какие-нибудь другие собрания с образовательной целью и вообще устраивать все так, чтобы все оставались по преимуществу незнакомыми друг с другом, так как знакомство создает больше доверия. 3. Далее, нужно, чтобы все люди, пребывающие в городе, постоянно были на виду и проводили свое время перед дверьми своих домов; тогда им очень трудно будет скрывать то, чем они занимаются; да и, находясь постоянно на положении рабов, они привыкнут быть смирными. И другие меры такого же рода, употребляемые у персов и варваров, подходят для тираннии (ведь все они преследуют одну и ту же цель). Еще нужно стараться устроить дело так, чтобы не оставалось тайной ничего из того, о чем говорит или же чем занимается каждый из подданных, держать соглядатаев вроде, например, бывших в Сиракузах «приводительниц» или тех «подслушивателей», которых всякий раз подсылал Гиерон туда, где происходило какое-нибудь дружеское собрание или встреча; опасаясь таких людей, подданные отвыкают свободно обмениваться мыслями, а если они и станут говорить свободно, то скрыть свои речи им труднее. 4. Следует возбуждать среди сограждан взаимную вражду и сталкивать друзей с друзьями, простой народ со знатными, богатых с людьми из их же среды. В виды тиранна входит также разорять своих подданных, чтобы, с одной стороны, иметь возможность содержать свою охрану и чтобы, с другой стороны, подданные, занятые ежедневными заботами, не имели досуга составлять против него заговоры. Примеры этого – египетские пирамиды, посвящения Кипселидов, построение Олимпиона Писистратидами, а на Самосе – сооружения Поликрата (Коринфские тиранны Кипселиды посылали дары в Дельфы и Олимпию. Олимпион, храм Зевса Олимпийского в Афинах, начал строить Писистрат, постройку продолжал его сын Гиппий, но не довел до конца. Поликрат, самосский тиранн (правил в 532 – 523 или 522 г. до н.э.), украсил город рядом построек; наиболее известны роскошный храм Геры и водопровод, снабжавший водой город – прим. ред.). Все подобного рода предприятия расчитины на одно и то же: отсутствие у подданных свободного времени и бедность их. 5. Сюда же относится и уплата податей, вроде того как она была установлена в Сиракузах, где, как оказалось, в течение пяти лет в правление Дионисия вся собственность подданных ушла на уплату податей. Тиранн склонен также вести войны, чтобы подданные не имели свободного времени и постоянно нуждались в предводителе. Царская власть поддерживается друзьями, тиранну же свойственно не доверять друзьям, так как именно они скорее всего могут осуществить то, чего желают все.
6. Все те признаки, какими отличается крайняя демократия, свойственны также и тираннии: господство женщин в семейном быту, чтобы они разглашали дела своих мужей, и по этой же причине распущенность рабов; рабы и женщины не злоумышляют против тираннов, напротив, пользуясь благоденствием, те и другие, разумеется, благосклонно относятся и к тиранниям, и к демократиям, ведь и демос желает быть своего рода монархом. Поэтому и тут и там льстецы в почете: в демократиях - демагог (ведь демагог – льстец народа), а у тираннов люди, держащие себя униженно, а это свойство льстецов. Вследствие этого тиранния любит все дурное; ведь тиранны рады, когда им льстят, а этого не станет делать ни один свободный человек, обладающий разумом. Порядочные люди могут проявлять любовь или во всяком случае не станут льстить. Плохие же люди способны на все дурное – «клин клином», говорит пословица. 7. Не сочувствовать ничему возвышенному, ничему свободному – свойство тираннии; на эти качества притязает только сам тиранн, а если находится человек, обладающий высокими чувствами, преклоняющийся перед свободой, то тем самым он лишает тираннию того, что придает ей превосходство и господство. Поэтому таких людей, как способных уничтожить их господство, тиранны ненавидят. Тиранну свойственно приглашать к своему столу и вообще проводить время больше с иноземцами, чем с местными гражданами: последние для него – враги, а первые не станут его противниками. Вот какими и им подобными средствами тиранн сохраняет свою власть; все это средства совершенно низменного характера.
8. Все то, что мы до сих пор рассмотрели, можно, коротко говоря, свести к трем пунктам. Именно, тиранн стремится к трем целям: во-первых, вселить малодушие в своих подданных, так как человек малодушный не станет составлять против него заговоры; во-вторых, поселить взаимное недоверие – тиранния может пасть только тогда, когда некоторые граждане будут доверять друг другу, поэтому тиранны – враги порядочных людей, как опасных для их власти, и не только потому, что они не выносят деспотической власти, но и потому, что они пользуются как в своей среде, так и среди других и не станут заниматься доносами ни на своих, ни на чужих; в-третьих, лишить людей политической энергии: никто не решится на невозможное, значит, и на низвержение тираннии, раз у него нет на это силы. 9. На указанные три цели направлены все помыслы тираннов. Их можно было бы свести к следующим предпосылкам: чтобы люди не доверяли друг другу; чтобы не могли действовать; чтобы прониклись малодушием. Вот один способ, посредством которого достигается сохранение тиранний.
10. Другой способ – заботиться о мерах почти противоположных вышеуказанным. Его можно понять на основе того, что сказано об обстоятельствах, ведущих к крушению царской власти. Подобно тому как один из способов, содействующих ее гибели, заключается в том, чтобы придать царской власти более тираннический оттенок, так спасительное средство для тираннии – сделать ее скорее похожей на царскую власть, заботясь при этом только об одном: удержать в своих руках силу, чтобы властвовать над людьми, не только желающими этого, но и нежелающими. Упустив из своих рук силу, тиранн потеряет тиранническую власть. Но последняя должна оставаться, так сказать, в основе всего, а во всем прочем он должен исполнять или казаться хорошо исполняющим роль царя.» (Аристотель. Политика. 1313а30 – 1314а40)
Комментарии
Это вселяет оптимизм! Ибо политтехнологии были, есть и будут, и они совершенствуются. Но проблема вовсе не в том, знает ли Путин или нет, изучал он на курсах повышения квалификации КГБ помимо энциклопедии пыток, иные методы воздействия на людей или нет. В конце концов, у него кто-то из консультантов и читал, и имеет свою расширенную точку зрения на этот счёт. И проблема вовсе не в авторстве или приоритете этих идей, в конце концов ничего, до чего не додумался бы средний ум в течении часа размышлений на эту тему нет. Проблема в быдле, или в терминологии греков, в плебсе. Когда в народе есть ощущение несправедливости, когда он выходит на улицы, когда он разочаровался в правителях, подковёрные политтехнологии не работают. Так, например, случилось надысь в Армении, когда к власти на волне народного недовольства пришёл новый премьер министр Никол Пашинян, и начал зачистку высокопоставленных коррупционеров с тоннами денег и золота в схронах. Армяне продемонстрировали, что они - не быдло. А вот российский электорат всем сердцем за Путина, хотя на фоне схронов российских коррупционеров армянские выглядят как шалашики на фоне пирамиды Хеопса. Я так думаю. Ответ про быдло и политтехнологии очевиден.
"Плебс" - латинская терминология.
ОК. Всё остальное в комменте у вас возражений не вызывает?
В целом не вызывает, но конкретику вашего комментария обсуждать не берусь.
Хотелось бы только добавить, что согласно данному топику принятие христианства ни на йоту не изменило ни людские нравы, ни общественную жизнь в целом. А сколько было жертв?
Я уже пару раз публиковал пришедшую мне недавно в голову зависимость между степенью рациональности хозяйствующих субъектов и их успехах на экономическом поприще. Поскольку экономика - квинтэссенция целесообразности поведения и нравов, то эта зависимость по теме.
Ось Х - степень иррациональности поведения, Y- экономические успехи.
При рациональном мышлении, степень иррациональности поведения находится в диапазоне от 0 до 1.
Исповедование иудаизма обеспечивает степень иррациональности поведения от 1 до 2.
Исповедование протестантизма, наворотившего поверх иррациональности иудаизма уже свои глюки с глупостями, обеспечивает степень иррациональности поведения от 2 до 3.
Исповедование католицизма с его папой, почётными святыми, и нечётными мучениками даёт иррациональности поведения от 3 до 4 степнени.
Исповедование православия с его третьим Римом, особым русским путём, заступниками, богоугодниками даёт иррациональности поведения от 4 до 5 степени
Исповедование любых сект христианства, наворачивающих поверх ортодоксальных христианских глупостей, свою придурь, а также всевозможные ветви марксизма приводят к иррациональности 5-20 степеней.
Путин - софист, смешавший практицизм, привитый ему в КГБ, с православием колеблется вблизи пятой степени иррациональности.
Быдло,его ядерный электорат, верящее и в Христа, и в Сталина, и в зелёных человечков не поднимается выше 10 степени иррациональности, а потому для него Путин - свет в окошке. И манипулировать с использованием политтехнологий ему сам КГБ велел.
Прочитал это ваше про этого попа гапона армянского разлива пашиняна... - он уже всех кого мог в несчастной армении грабанул, награбленное уже раздал "обездоленным", т.е. деньги закончились, а ограбленные предприниматели разбежались или ушли в подполье и что теперь? - правильно! - аресты и торговля ненавистью к России, что теперь и протекает в армении, а закончится всё эвакуацией Карабаха и массовым бегством армян в гейр0пу по сирийскому сценарию - а то может не так будет?
Правильно ли я вас понял, что вы за сохранение статус-кво в России, в том числе наших коррупционеров?
Послушайте Фристайл, а не хочется ли вам привести точное определение наказуемой коррупции и закон на этот счет, а также доказательства коррупции, а также перечень лиц, которые будут "бороться" с коррупцией согласно закону, ну и совсем пустячок - приведите смету расходов (потерь) и доходов от борьбы с коррупцией - знаю, что вы и пальцем не шевельнёте, чтобы ответить на мои вопросы, потому как вам ясно, что ваша "коррупция" это повод лишь потрендеть и заодно эффектно показать белость и пушистость, да...
Ну вы блин даёте! Сначала делаете все, чтобы с вами было западло разговаривать, а потом, обосрав собеседника, задаёте ему вопросы.
Ну коль вы хам, то и отвечу по хамски, чтоб доходчивее для вас было. Вот когда вы идёте на прием к чиновнику за решением наболевшего вопроса, а в качестве вознаграждения предлагаете свою предварительно смазанную вазелином жопу - это еще не коррупция. А вот когда предлагаете еще и презерватив, чтобы он не вымазался в вашем дерьме - вот это уже коррупция, ибо ваши педерастические услуги ничего не стоят, вы и так всем желающим бесплатно даёте, а презерватив стоит денег.
Не хотелось бы чтобы вы оказались в такой ситуации, но вас туда так и тянет с вашим этим чудом "наболевшем вопросом", - чтобы вы жили, вернее доживали, в социуме без коррупции - ну это что-то типа кладбища социумов - покойтесь с миром...
Путин чешет по текстовке Макиавелли Государь.
(В XVII главе своего трактата Макиавелли отмечает низкую природу людей, замечая, что они в массе своей неблагодарны (ingrati), непостоянны (volubili), лживы (simulatori), боязливы (fuggitori).)
Макиавелли в этом отношении далеко не оригинален. Древние все это прекрасно знали, поэтому Аристотель и основал этику с прицелом улучшения нравов.