Ещё совсем недавно женщина была униженной и оскорблённой. В древности женщина была бесправной рабыней в доме мужа, без разрешения которого она не могла распоряжаться даже личным имуществом. По свидетельствам историков, женщина могла «делить с мужем ложе, но не трапезу».
Ясин Расулов в книге «Женщина в истории человечества» приводит красноречивые примеры.
В Древней Греции красивая женщина стоила несколько голов рогатого скота. Как сказал Гомер, «четыре рабочих вола за одну жену». Древние греки считали, что любовная страсть к женщине – это болезненное проявление. «Любовь к женщине – это яд», – говорил Сократ. А Аристотель говорил, что «...женщина - это изуродованный от природы мужчина». Эзоп был убеждён что «огонь, женщина и море - три бедствия».
В древнем Риме казнили жриц, нарушивших обет девственности. Мужчины, согласно римскому праву, имели полное право на жизнь и смерть своих жен, которых они продавали, покупали, а нередко и убивали.
В Древней Индии девочек с детства готовили к профессиональной храмовой проституции. В дальнейшем они составляли постоянный штат храма бога Вишну и становились достоянием мужчин любой касты. Даже самые знатные семьи, не раздумывая, посвящали своих дочерей этому своеобразному богослужению. В случае смерти мужа в Индии жену живьем сжигали вместе с покойным супругом. Эта свирепая традиция сохранилась в некоторых областях Индии и до наших дней.
На островах Фиджи всякая женщина становилась достоянием того, кто поймал ее во время состязаний на бегах. В это время собственность на женщину отменялась.
В Ниссау вдовы считались принадлежностью всех своих односельчан. Нередко вдову искусственно откармливали и съедали как общественное добро.
У некоторых народов друзья, родные жениха или приглашенные на свадьбу имели полное право на невесту, причем жених оказывался последним в очереди. Так было на Балеарских островах и у африканских авгилов, а у бареа в Абиссинии имеет место и в настоящее время.
У многих древних народов всякое должностное лицо, предводитель племени или рода, шаман, хан, жрец, князь, или как бы он не назывался, пользовался по отношению к невесте правом первой ночи. У большинства народов Аляски и других народов традиция права первой ночи существует и поныне. Подобная традиция была распространена и у дагестанских народов до прихода Ислама.
В Северной Америке мужчина, вступающий в брак со старшей сестрой, брал в жены также и всех ее сестер, как только они достигали определенного возраста. В Южной Америке женщинам, согласно обычаям, деформировали головы. У мундугуморов мужчины обменивали своих дочерей и сестер на новых жен.
В Древнем Китае с приходом невесты, в доме три дня соблюдался строгий траур и царило уныние, что психологически должно было подавить ее чувство достоинства. Жена обязана была всю жизнь скорбеть и печалиться о возможной утрате мужа. А для того чтобы обратиться к мужу жена должна была каждодневно соблюсти строгие церемониальные правила: при первом же утреннем крике петуха особенно тщательно очистить рот, омыть руки, причесаться, заколоть шпилькой волосы и обратиться как к государю, используя строго различные возвышенные эпитеты и выражения.
В Египте муж немедленно сжигал женщину за измену, а измена самого мужа не возбранялась. В Ассирии если женщина выносила из дому какую-то вещь, то считалась воровкой, и муж со спокойной совестью отрубал ей уши. После смерти мужа жена оставалась полностью в распоряжении его семьи и была обязана выйти замуж за одного из его родственников.
В Древнем Перу красивых девочек делали наложницами знати, а остальных - ткачихами в больших женских монастырях. На Руси же брака не существовало вообще. Девиц доставали себе уводом и похищением в неограниченном количестве.
У эскимосов было распространено убийство младенцев-девочек, основывающаяся на теории, что девочек слишком много.
У арабов до прихода Ислама часто хоронили живьем новорожденных девочек.
У евреев до прихода Моисея (мир ему) всякий отец имел право продать свою дочь в наложницы на известный срок, означенный в продажном контракте. Девушка при этом ничего не получала, деньги, полученные при этой продаже, поступали полностью отцу.
Среди многих народов Африки, Америки и Полинезии было принято - как обычай гостеприимства - отдавать жён на временное пользование гостям или вообще проезжим путешественникам, остановившимся неподалеку от поселка. В Финикии отцы отдавали своих дочерей в пользование чужеземцам, как и мужья в Экваториальной Африке охотно предлагали своих жен богатым чужестранцам, ибо зарабатывали на этом неплохие деньги.
Иудаизм женщине отводит строго подчиненное положение в семье и в обществе. Женщина не может быть свидетельницей в суде, не имеет права выходить на улицу без покрывала. Согласно Талмуду, еврейскому религиозно-юридическому кодексу, муж имеет право развестись с женой, если она просто разбила блюдо в его доме, или если муж найдет другую женщину, красивее, чем его жена.
В иудейском законе доминирует точка, согласно которой муж имеет право на развод без всякой на то причины. Талмуд также требует от еврея дать жене развод, если она ела или жадно пила на улице, если кормила грудью на улице, если не зачала в течении десяти лет. Сама же жена не имеет право на развод.
Согласно Талмуду, жена – послушная раба своего мужа. Каждый верующий еврей ежедневно произносит молитву, в которой горячо благодарит бога за то, что он не создал его женщиной, а женщина должна в молитве благодарить бога за то, что он создал ее для послушания и подчинения мужчине.
Многие средневековые христианские священники утверждали, что «...женщина опаснее змеи». А Св. Томас говорил: «истинным христианином можно стать, лишь не прикасаясь ни к какой женщине. Лишь давшие обет безбрачия могут нести святой Дух». В средние века христианские священники и монахи сторонились даже тени женщины, чтобы не осквернить свою душу.
Долгое время христианское духовенство не могло решить сложный для себя вопрос: имеет ли женщина душу?! В середине VI века Маконский церковный собор в числе прочих важных вопросов рассматривал и эту сложную проблему. Почти половина присутствующего духовенства категорически отвергла даже само предположение о том, что женщина может иметь душу, и лишь с перевесом в один-единственный голос собор христианской церкви признал, что у женщины, хоть она и является существом низшего порядка, все таки имеется некое подобие души.
В 1484 году Папа Иннокентий VIII издал булу, в которой предоставлял практически неограниченные полномочия в деле охоты на ведьм. От подозреваемых женщин добивались признания с помощью пыток. «Виновные» подлежали сожжению на костре. Вся Европа была освещена заполыхавшими кострами инквизиций, в которых горели женщины. Часто вина «ведьмы» заключалась в том, что она «дьявольски» привлекательна.
Св. Тертуллиан говорил, что «...женщины являются вратами к дьяволу...», и что именно женщина изначально повинна в смерти Сына Божьего. Он же говорил, что «истинная христианка должна ненавидеть свою привлекательность, ибо она совращает мужчин».
Августин Блаженный никогда не допускал в свой дом и к своей трапезе женщин. Исключение не было даже сделано для его родной сестры - монахини.
Что же касается о рыцарском отношении к дамам в средние века, то это миф, который необходимо развеять. Во-первых, рыцарская любовь воспевала лишь нарушение супружеской верности. Не зря любовная провансальская поэзия именуется «альбы» («рассвет»). Ведь именно на рассвете рыцарь должен был ускользнуть незамеченным. А потому рыцарь, отправляясь в крестовый поход, защелкивал на бедрах своей жены железный пояс целомудрия, садился на коня и отправлялся за тридевять земель. В походе он мог пробыть год, пять лет, а мог и не вернуться.
Пока жены скучали по мужьям, рыцари на Востоке насиловали женщин, взятых в плен и устраивали дикие оргии. Те же рыцари широко пользовались своим феодальным правом первой ночи на всех новобрачных, проживающих в их владениях.
Даже большие умы человечества, учёные и философы мужчины, заблуждались в своих оценках женщин и их способностей.
Фридрих Гегель в «Философия права» писал: «Женщины могут быть образованными, но для высших наук, как философия, и для некоторых произведений искусства, требующих всеобщего, они не созданы. Женщины могут обладать остроумием, вкусом, изяществом, но идеальным они не обладают».
Различие между мужчиной и женщиной таково же, как различие между животным и растением: животное больше соответствует характеру мужчины, растение больше — характеру женщины, ибо она больше представляет собою спокойное раскрытие, получающее своим началом более неопределенное единство чувства.
Государство подвергается опасности, когда женщины находятся во главе правительства, ибо они действуют не согласно требованиям всеобщего, а руководясь случайными склонностями и мнениями.
Женщины получают свое образование какими-то неведомыми путями и как бы через атмосферу представления, больше благодаря жизни, чем благодаря приобретению знаний, между тем как мужчина достигает своего положения лишь посредством завоеваний мысли и многих технических стараний».
Бенедикт Спиноза. Политический трактат
«Кто-нибудь, пожалуй, спросит, стоят ли женщины под властью мужчин по природе или в силу положительного закона? Ведь если это так только в силу закона, то для нас нет, следовательно, никаких оснований устранять женщин от управления. Но если мы обратимся за поучением к опыту, то увидим, что такое положение вещей объясняется слабостью самих женщин.
Ибо невиданное ещё дело, чтобы мужчины и женщины правили вместе, но всюду на земле, где только есть мужчины и женщины, мужчины правят, а женщины находятся в подчинении, и, таким образом, оба пола живут в согласии.
Но, напротив, амазонки, которые, по преданию, когда-то правили, не терпели мужчин в своей стране, но растили только девочек; рождённых же ими мальчиков убивали.
Ведь если бы женщины по природе были равны мужчинам и по силе души, и по силе ума, в которых главным образом заключается человеческая мощь, а следовательно, и право, то, конечно, среди столь различных наций нашлись бы и такие, где оба пола управляли на равном основании, и другие, где мужчины управлялись бы женщинами и получали бы такое воспитание, что отставали бы от них в умственных качествах.
Но так как этого нигде нет, то можно вполне утверждать, что женщины по природе не имеют одинакового с мужчинами права: они, напротив, с необходимостью уступают мужчинам и поэтому невозможно, чтобы оба пола управляли на равном основании, и ещё менее, чтобы мужчины управлялись женщинами.
Если, кроме того, мы обратим внимание на человеческие аффекты, на то именно, что мужчины по большей части любят женщин только вследствие аффекта похоти, а дарования их и рассудительность ценят лишь постольку, поскольку они отличаются красотою, и, кроме того, что мужчины не терпят, чтобы любимые ими женщины в чём-нибудь проявляли благосклонность к другим, и т. п., то легко убедимся, что равное участие мужчин и женщин в управлении сопряжено с большим ущербом для мира».
Иммануил Кант. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного
«У женщины более сильна прирожденная склонность ко всему красивому, изящному и нарядному. Уже в детстве женщины с большой охотой наряжаются и находят удовольствие в украшениях. Они чистоплотны и очень чувствительны ко всему, что вызывает отвращение.
Они любят шутку, и, если только у них хорошее настроение, их можно забавлять безделушками. Очень рано они приобретают благонравный вид, умеют держать себя и владеют собой; и все это в таком возрасте, когда наша благовоспитанная мужская молодежь еще необузданна, неуклюжа и застенчива.
Женщины очень участливы, добросердечны и сострадательны, прекрасное они предпочитают полезному, и то, что у них остается от расходов на пропитание, они охотно откладывают, чтобы тратить больше на внешний блеск и наряды.
<...>
Раздумье и долгое размышление благородны, но трудны и не особенно подходят для лиц, у которых естественная прелесть должна свидетельствовать лишь о прекрасной природе.
Трудное учение или слишком отвлеченные рассуждения (даже если бы женщине удалось достигнуть в этом совершенства) сводят на нет достоинства, присущие женскому полу».
Фридрих Ницше. Человеческое, слишком человеческое
«Женщины втайне всегда интригуют против высшей души своих мужей; они хотят отнять у нее её будущность в угоду безбоязненному и спокойному существованию в настоящем.
<...>
Естественная склонность женщин к спокойному, равномерному, счастливо-гармоническому существованию и общению, маслоподобный и умиротворяющий элемент в их действиях на жизненном море непроизвольно противодействует более героическому внутреннему побуждению свободного ума. Не замечая того, женщины поступают так, как если бы с пути странствующего минералога убирались все камни, чтобы он не повредил себе ноги, тогда как он именно и вышел в путь, чтобы натыкаться на них».
Артур Шопенгауэр. Parerga und Paralipomena
«Чем благороднее и совершеннее какая-нибудь вещь, тем позднее и медленнее достигает она своей зрелости. Мужчина приобретает зрелости рассудка и духовных сил едва ли раньше двадцати восьми лет; женщина — с восемнадцатым годом. Но зато такой уж и рассудок: вполне скудно отмеренный.
Поэтому женщины всю свою жизнь остаются детьми, видят всегда только ближайшее, прилепляются к настоящему, принимают видимость вещей за сущность дела и предпочитают мелочи важнейшим занятиям.
Благодаря именно разуму, человек не живет, как животное, только в настоящем, а обозревает и обсуждает прошедшее и будущее, откуда и проистекают его осторожность, заботливость и частая озабоченность. К происходящим от этого выгодам и невыгодам женщина причастна менее мужчины, вследствие своего более слабого разума.
Она, скорее, отличается духовною близорукостью: её интуитивный (непосредственно воспринимающий) ум остро видит вблизи, но имеет тесный кругозор, в который не входит отдаленное.
Поэтому все отсутствующее, прошедшее, действует на женщин гораздо слабее, чем на нас, отчего и проистекает чаще встречаемая в них и подчас доходящая до безумия наклонность к расточительности (мотовству).
Женщины убеждены в душе своей, что назначение мужчин — зарабатывать деньги, а их — тратить, если возможно — еще при жизни мужа или же, по крайней мере, после его смерти».
Отто Вейнингер. Пол и характер
«В то время, как мужчина, взятый с анатомической точки зрения, может психологически вполне походить на женщину, женщина никогда психологически на мужчину походить не может, как бы мужествен ни был её внешний вид и как бы мало женственно ни было впечатление, которое она производит.
Теперь мы можем с достоверностью дать окончательный ответ на вопрос об одаренности полов: есть женщины с некоторыми чертами гениальности, но нет женского гения, никогда его не было (даже у мужественных женщин, о которых говорит история и первая часть нашего труда), никогда его и не будет. Кто в этом вопросе проявит нерешительность и настолько расширит понятие гениальности, что под него отчасти подойдут и женщины, тот тем самым окончательно разрушит это понятие.
<...>
Природа женщины, существенной чертой которой является отсутствие определённости логических понятий, не менее убедительно, чем слабо развитая сознательность её, доказывает, что у женщины нет своего «я».
Кто-то и ныне считает, что назначение женщины только дети, кухня и церковь. Но женщины с этим не согласны. Они активно вторгаются в сферы, которые ранее считались исключительно мужскими. Например, философия. В философских аудиториях женщин становится больше, чем мужчин. Причину увлечения философией некоторые видят в женском одиночестве, неудовлетворённости, даже феминизме.
Недавно в Открытом философском факультете Петербурга я слушал лекцию доктора философии Жюле Реше, которая рассказала о своём методе некропсихотерапии. (Надеюсь, к этому отнесутся с осторожностью и пониманием).
НЕКРОПСИХОТЕРАПИЯ ЖЮЛИ РЕШЕ
18.02.18 Жюли Реше рассказала о своём методе некропсихотерапии, выступив в Открытом философском факультете Петербурга
https://www.youtube.com/watch?v=Vy1h6qamhkc&feature=youtu.be
НУЖНО ЛИ ЖЕНЩИНАМ БОЛЬШЕ ПРАВ
02.03.18 профессор Марианна Муравьёва выступила с докладом в Европейском университете в Петербурге на семинаре "Гендерные исследования"
https://www.youtube.com/watch?v=ktRy7Xauwg8&feature=youtu.be
Комментарии
:) А Жюли Реше кто? По национальности. Уж больно хорошо говорит по-русски.
В моём ролике она сама призналась, что с Украины.
Спасибо. Вчера смотрел вместе с футболом ... и пропустил. Но сегодня посмотрю ещё раз, так как по первому разу, навскидку она мне понравилась. Её мысли. И она сама.
Моя любимая женщина-филосов - Пиама Павловна Гайденко. А среди математиков - Елена Борисовна Яновская.
А Гипатия?
Николаю Кофырину: а Екатерина Великая?
Женщина сама виновата в том, что "была униженной и оскорблённой". Женщина - мать, она рожает и растит детей. В результате, женщина смотрела на своих детей как на свою собственность, подобно любому скотоводу, так смотрящему на свой скот. Но психика человека едина , поэтому женщина не могла не утверждать этого в обществе - смотрение на других людей как на свою собственность. Это отношение к человеку мужчины отвергали, в результате, к самой женщине относились как к чьей-то собственности. У мужчин выхода не было. Любой правитель не может выполнять своих функций, если подчиненные смотрят на него как на свою собственность. Он отвергнет такое к себе отношение подчиненных, отвергнет своей властью. А подчиненным не остаётся ничего другого, как отвергнуть тех, кто их к такому смотрению на правителя побуждает. А эти те оказывались, в конечном счете, женщины.
Женщины уже в детстве воспитываются смотреть на другого человека как на свою собственность.
Ну да, как страдала бедная Екатерина 2! И как вянут уши от затасканных тривиальностей автора!
А еще гусар-девица Надежда Андреевна Дурова, она мужиков, французов, шашкой рубила.
Нетривиальные мысли в предыдущей моей публикации - Трансгендер vs антигендер !
Вы эту мысль имели в виду, сообщая о наличии нетривиальностей?
Пушкин задал в сатирической форме на все времена стандарт пустопорожних репортажей и рапортов, коим вы следуете, не оценив предостережений таким писакам поэта.
28 мая 1824 года вернувшийся из командировки по нынешней херсонщине Пушкин сдал в канцелярию отчёт в таком виде:
САРАНЧА
«23 мая — Летела, летела,
24 мая — И села;
25 мая — Сидела, сидела,
26 мая — Все съела,
27 мая — И вновь улетела.
Коллежский секретарь Александр Пушкин.
Пушкин хотя бы был в ссылке, и отбрыкивался от глупостей как мог, доводя глупые поручения начальства до абсурда. А вот что вами движет при написании пустопорожностей для меня загадка.
ЧТо это были за отчёты - приглашаю посмотреть в моей статье из Пушкинского Дома - "РАССЕКРЕЧЕННЫЙ ПУШКИН"
https://www.liveinternet.ru/users/1287574/post430139280/
"Ещё совсем недавно женщина была униженной и оскорблённой"
Это верно. Но таким же был и мужчина. Таким он остается и сегодня, если не хуже. Только рабы живут на 13 лет меньше своих бар.
Любой мальчик может сказать про себя: "В своей будущей жизни совершу я преступление или нет, но я могу быть казнен или заточен пожизненно, в условия самого строгого режима."
Любая девочка может сказать про себя: "В этой жизни я могу совершить любое преступление, но я ни в коем случае не буду казнена или заточена пожизненно или просто в условия самого строгого режима."
Современный мужчина свободен условно - если не совершит преступления, если не нарушит воинской обязанности, если не будет обвинен в домогательстве, если если если.... Женщина свободна безусловно. В худшем случае она будет осуждена мягко и амнистирована в ближайшее время. Это воистину по человечески. Однако может мужчина тоже человек? Или нет, лишь раб безголосый и недостойный?
Вот они скрытые инквизиторы иезуиты, расцветут как пионы, если возродить их славный институт )) Как говорили последователи марксизма - личность это социальные отношения интериоризированные в психические структуры, верно и обратное, некоторые базовые инстинктивные структуры мужской психики обрастают социальными организациями, я уж без подробных объяснений.. Идейка то витает
Женщины в философии... Николай Кофырин, а к чему вы написали этот бред? Вы считаете, что мудрость обладает половым признаком, что дело с ней может иметь только мужчина? Какое вообще отношение имеет пол к умственным способностям, к знанию и мудрости? Философия, если ее понять как стремление к мудрости, ставит вопросы о жизненной стратегии человека, о том, как и к чему человек должен стремиться. Ставя вопрос о "женщине в философии", вы ставите под вопрос что женщина это человек. С таким же успехом можно "обсуждать" темы "женщина в математике", "женщина в политике" и т.п и т.д.
Я лишь привёл высказывания известных философов для того, чтобы узнать мнение по поводу этих высказываний.
То есть вы выступили в роли социолога... Для того, чтобы проводить подобные опросы, необходимо сформулировать проблему таким образом, чтобы можно было получить однозначные ответы.
Если бы мне пришла на ум идея раскрыть тему "женщина в философии", а точнее способность женщины к абстрактному мышлению, то я не стал бы приводить высказывания по оной теме "известных философов", а обратился бы к работам профессиональных психологов. Тогда это был бы подход осмысления выдвинутой проблемы уже не на дилетантском уровне отдельных наблюдений "известных философов", а добротный систематизированный материал, Но кроме этого аспекта есть еще и другой, очень важный нюанс заключающийся в неоднозначности понимания самого предмета философии. То, что есть Философия часто понимается достаточно неоднозначно до такой степени, что философы разных школ могут даже отказать друг другу в праве называться философами, именуя противников болтунами, софистами лжецами... Поэтому проделанная вами работа есть пустой хлопок не только с точки зрения философии, но и социологии....
Я дал две ссылки на выступления женщин-философов. Это и есть мой ответ!