ЗЕРКАЛЬНЫЙ ЗОМБИ МИР.
ДРУГОЕ СОЗНАНИЕ —ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФЕНОМЕН.
И все-таки есть в мире представление о зомби. Это — мой зеркальный мир.
Себя я не могу представить зомби, а свой образ в зеркале — легко. Ведь мне одновременно, в одном гештальте, дано и мое тело, и мой образ тела в зеркале. Но я точно знаю, что моя душа — в посюстороннем от зеркала теле, и значит, в его образе ее нет. Вот вам и зомби! Внутри зеркального мира со всеми его физическими законами!
Если я ничего не могу знать о других сознаниях
— Представляя иное феноменальное, я представляю то, что не могу представить именно как не-мое, то есть как иное. Иное не есть иное и как подобие, похожесть моего. Последнее могло бы быть, если бы я мог сравнивать два сознания: это — мое, а это — другое, но я могу сравнивать только два состояния своего, и только своего сознания. Когда я маркирую одно из представлений именно как «другое», то это — ничего не меняет в нем: оно продолжает оставаться представлением только моего сознания —
ни их присутствии, ни их отсутствии, никак не представлять их (и возможно, что-то принципиально неведомое мне — есть), то я точно знаю, что в зеркальных образах других сознания нет. Как в моем образе. Здесь аналогия вполне уместна.
Вообще, мысленные эксперименты, где наличествует или отсутствует другое сознание — вне зеркальной метафоры — незаконны. Наше предположение об этом — другом сознании — основывается на нашей фантазии, сродни нашей фантазии наделения сознанием, душой, персонажей художественных произведений. Там мы понимаем, что это суть иллюзия: перенос своих ментальных состояний в другого, с наделением их статусом «другости», которое приводит к чудесному превращению их в собственно другое сознание, другую душу. Или автор и читатель здесь суть боги, которым доступно другая душа. (Напомним, что и понятия «от первого лица» и «от третьего» лица заимствовано из теории литературы)
Пусть те, кто высказывается о «другом сознании», скажет, что они имеют ввиду под этим. Не в фантазийный мире искусства, а в реальном мире. Пусть расскажут, что есть «другое квалиа», не так как это конструируется и осуществляется в художественных произведениях, а как это определяется в аналитической философии в качестве «реальностей».