Комментарии к цитатам из работы А.В. Болдачёва "ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ и философия абсолютного релятивизма".
Писал их пару лет назад. Уже и забыл про них. Но сейчас, читая работу Пермского " Темпоральность в системе философских категорий" и комментируя её, вспомнил про свои заметки. И чтобы не путаться, решил их разместить в отдельной теме.
Первая порция комментариев про первую часть работы, где пишется про абсолютный релятивизм.
Комментарии
Прочитал и даже перечитал несколько работ Болдачёва. В том числе «Новации» и «Темпоральность и философия абсолютного релятивизма».
Да, впечатляет. Это сколько же человек труда и времени во всё это вложил?!
Сама концепция Болдачёва, думаю, вполне себе жизнеспособная. К тому же, она, по-моему, наполняет хоть каким-то смыслом диалектический «закон перехода количества в качество».
Но есть вопросы. Первый – про абсолютный релятивизм. Меня, помню, ещё при первом просмотре одной из лекций Болдачёва много лет назад напрягло несоответствие, как мне показалось, термина «абсолютный релятивизм» и того, что он там, в лекции, разъяснял. Сейчас, при прочтении всех этих работ, я ещё больше удостоверился для себя в том, что я тогда не ошибся, и релятивизм в концепции Болдачёва скорее инструментальный (аппаратно-технологический), чем абсолютный. Именно это я сейчас и постараюсь продемонстрировать, опираясь на цитаты из работ А.В.
Тоже мне открытие. Можно подумать, что раньше все науки опирались на один набор аксиом и понятий. Но при этом как искали в той же физике теорию, объединяющую все взаимодействия, так и будут искать. А почему? Правильно, где-то в глубине души учёные уверены, что мир един, а значит выстроен на единых законах.
А что странного-то? Или бы вы, Александр Владимирович, хотели, чтобы у философа в его концепции любое понятие в каждом предложении имело бы разный смысл? Думаю, что нет. Тогда зачем философу при описании своей концепции нужен релятивизм, тем более абсолютный?
Это вы кому претензии предъявляете? Философам или историкам философии? Думаю, философам эти претензии предъявлять просто странно, т.к. они и мыслят в рамках своей конкретной концепции, внутри которой по-моему ни о какой абсолютной релятивности и речи быть не может. А уж историки философии, по идее, и так поневоле в плане оценки философских концепций релятивисты.
Вот именно, основанием, т.е. по-моему аппаратно-технологическим инструментом, с помощью которого можно добиться «объёмного видения» предмета рассмотрения. И не более того, хотя и не менее.
Да, и в самом деле как совместить то, что абсолютной истины нет и быть не может, но при этом почему-то моя картина «элементарно неполна». Неполна до чего, стесняюсь спросить? Уж не до полноты ли истины?))
А вот тут по-моему не поспоришь.
Вот-вот, «величие единого пирога», а вы говорили раньше, что нет абсолютной истины.)
Так ведь зачастую всё с точностью до наоборот. У тех же «воров в законе» своя мораль, мораль «волков», которая очень даже релятивно признаёт существование у «терпил» своей морали, морали «овец». Тоже самое было и у гитлеровских «уберменшей» по отношению к «унтерменшам». И заметьте, ни «воры», ни гитлеровцы не собирались «терпил» и «унтерменшей» делать своими, ведь им обязательно нужны были те, кого они будут «доить». «Волкам», мол, «волчье», а «овцам» «овечье». По-моему, очень даже релятивно. А вот для того, чтобы судить «воров», требуется понимание общегражданских прав, существование соответствующих законов и наличие государственных структур, способных привести права всех граждан страны «к общему знаменателю». Именно, к общему. Точно также и с гитлеровцами. Потребовался Нюрнбергский трибунал, который оперировал такими понятиями как «преступления против человечности», тем самым уровняв в правах всех людей.
Надеюсь, что абсолютный релятивизм следует разным нормам хотя бы не одновременно? А то сразу басня про лебедя, рака и щуку вспоминается.))
Странно. Достаточно посмотреть обсуждение той же темпоральности на ФШ, чтобы понять, что сам Болдачёв почему-то не следует этой формуле абсолютного релятивизма: «необходимо всё», и даже не пытается встроить все мысли оппонентов в свою концепцию. Мало того, он даже не верит в возможность коллективного творчества. К тому же, по-моему, если уж речь идёт об разных уровнях, то это уже иерархия, а значит о заявленном равноправии различных позиций можно забыть.
Так на какой же релятивизм он, Болдачёв, в итоге опирается: на негативный, формальный, прагматический, постмодернистский, анархический или всё-таки на инструментальный (аппаратно-технологический)? Я думаю, что всё-таки на последний, т.к. по-моему на него просто невозможно по жизни не опираться.
Объясню. Идя по жизни, человек как социальное существо постоянно «играет» разные «роли», даже не обращая уже на это внимание. Он то сын (дочь), то отец (мать), то подчинённый, то начальник, то продавец, то покупатель и т.д. Мало того, читая художественные книги или смотря художественные фильмы по телевизору, он, если сюжет книги (фильма) его захватил, легко становится на точку зрения главного героя. А уж скольким разным правилам человеку за день приходится следовать, перестраиваясь на ходу?! Это и распорядок дня, который он вынужденно подстраивает под свою работу, и схемы и интервал движения общественного транспорта, и правила дорожного движения, и должностную инструкцию с техникой безопасности на работе, и правила эксплуатации очень разной бытовой техники, в том числе своего компьютера, и даже правила поведения на форуме ФШ. В общем, сплошные подстройки и перестройки своего мышления и поведения. При этом человек не перестаёт быть самим собой, а весь этот релятивизм – не более чем инструмент, хотя и не менее. Но при чём тут абсолютность? В смысле, при чём тут абсолютный релятивизм? Кому и на кой он ляд сдался?
А если точкой отсчёта выступает Абсолютный субъект, то такая система координат будет Абсолютной?
Так вот откуда у Болдачёва взялся его «умерший» субъект без атрибутов, трактуемый даже не как граница, а как точка отсчёта.
Откуда же берутся эти определённости в виде субъектов и объектов?
Почему проекция? Проекция чего? Есть то, что проецируется?
И всё-таки, это один объект или объект в результате анализа множится? Вроде ясно, что один, но вот сущность, которой его наделяет, видимо, субъект, - изменяется.
Т.е. имеем по факту «текучесть» как субъекта, так и данных ему объектов. Как принцип понять и принять это не сложно. Сложности начнутся при попытке реализации этой схемы на практике. Безграничная «текучесть», по-моему, хороша только в «сказках».
По идее, субъект может наделить объект только такими качествами, которые ему, субъекту уже известны, а ему известны только те качества, что уже есть в его объектной действительности. В итоге круг замыкается, и приходится признать, что никакого расширения действительности, во всяком случае с точки зрения качественности, просто невозможно. Да и количественное расширение, по-моему, тоже под большим вопросом. Ведь, хотя Болдачёв и пишет о проекциях, но в его-то концепции никакого «в самом деле» нет, а субъекту, мол, что дано, то дано. Соответственно, и новым объектам вроде как взяться и не от куда. Но субъекту Болдачёва скучно не будет, ведь и он сам и его объекты-проекции очень «текучи», т.е. этот «калейдоскоп» он может изучать вечно. И всё время как в первый раз.))
Вот-вот. Но больше-меньше только в рамках того, что ему уже дано.
Т.е. по-моему получается, что субъект – это «зеркало», которое просто отражает данные ему объекты. Правда, это «зеркало» может как-то там смещаться относительно объектов своей действительности. И даже, мол, менять свой уровень, что даёт возможность различить, как минимум, большее количество объектов. Соответственно, получается, что объекты откуда-то всё-таки появляются в действительности конкретного субъекта, изменившего свой уровень, что по-моему довольно странно в этой концепции.
Если под реальностью объектов понимать то, что все они могут хотя бы теоретически стать объектами в конкретной действительности конкретного субъекта, но наверное да, все эти объекты одинаково реальны. Но если вспомнить, что определённость объекту дают субъекты, то по идее, чем больше субъектов придают определённость конкретному объекту, тем больше он, объект, определён, т.е. реален. В общем, они все реальны, но всё-таки по-моему по разному.
Ну, да, наверное. Пока нет задачи выйти за пределы конкретной действительности конкретного субъекта, и соответственно не нужно объяснять, откуда берутся новые объекты?
Т.е. ушли от объединения действительностей к их пересечению. Да, думаю это более перспективно. Тем более что появляется по идее возможность сепарировать объекты по степени реальности.
Думаю, что для феноменов, если уж говорить про человеческую реальность, согласия не требуется. Это легко проверяется на практике. А для ноуменов, да, тут вполне корректно говорить о соглашении. И этот подход при работе с ноуменами, по-моему, может быть перспективным для объяснения «рождения» («сгущения») феноменов для субъектов вышестоящих уровней.
А по-моему уровневость, как и реальность – это скорее удар по релятивизму, тем более абсолютному. Уровневость – это по-моему вертикальная интегрированность. А интегрироваться по идее можно только во что-то. И это что-то общее для всех уровней. Да, на каждом уровне своя реальность, но она-то во-первых, общая для всех субъектов этого уровня, а во-вторых, интегрировавшая в себя тем или иным способом нижестоящие уровни – взаимообусловленность уровней по Болдачёву. При этом уже даже человек пытается понять как минимум нижестоящие уровни реальности. Соответственно, по-моему вполне логично допустить, что вышестоящие (над человеком) уровни имеют в своём распоряжении более совершенные, чем у людей, инструменты, позволяющие познавать и понимать логику нижестоящих уровней, а возможно и корректировать их, этих уровней реальности, содержимое в нужном для себя направлении. В общем, думаю, нужно вводить ещё один термин для обозначения этой самой единой интегрирующей реальности.
Да, аллегория релятивистская, но опять же по-моему далеко не абсолютно-релятивистская, а аппаратно-технологическая, на что указывает сама идея уровневости. Ведь при абсолютном релятивизме по идее ни о какой уровневости, да ещё и реальности и речи быть не может. Да, уровневость – это «склеивание» действительностей субъектов пока только по «горизонтали», но сам термин «уровневость» говорит об иерархичности. А любая иерархичность строится по какому-то критерию, объединяя тем самым все эти уровни в некую цельность. А как уж эту цельность назвать – дело десятое.
Ну, во-первых, обычно в этих самых трансреальных практиках говорится о том, что количество «миров», которые можно «собрать», ограничено. А во-вторых, там нет плавного перехода от одного «мира» к другому, т.е. переход «скачкообразный». Качественный, а не количественный. А вырваться за пределы своей формы субъекту, например человеку, просто нереально. Т.е. «собрать»-то эти «миры» субъект теоретически может, но воспринимать их он всё равно будет через свою форму. Так что выскочить за пределы антропоцентризма нам не грозит.))
Это как понимать? Человеку, чтобы узнать вкус ранее ему незнакомого плода, для чего ему вообще-то нужно просто этот плод откусить, нужно сначала изменить свой уровень? А то, что когда он, попадая в незнакомую ему местность, меняет объектный состав его действительности, тоже результат предварительного изменения его уровня? По-моему, здесь явная путаница. Любой уровень – это целый диапазон возможных восприятий, внутри которого изменения скорее количественные, чем качественные. Иначе придётся признать, что уровней сильно больше, чем самих субъектов, а это по-моему автоматически лишает смысла само понятие «уровневость».
Действительность фиксирует субъекта, а реальность, выходит, фиксирует всех субъектов своего уровня. И по идее, за счёт своей сильно большей инертности, реальность обладает сильно большей «фиксирующей» силой для субъекта, чем та часть его действительности, которая не совпадает с общей для уровня реальностью. К тому же по-моему выходит, что субъект совсем не так же фиксирует свою действительность, как она его. Ведь в его действительности есть существенная часть объектов, которые относятся к уровневой реальности и фиксируются коллективно, т.е. как бы более объёмно и надёжно (инертно), т.к. «сотканы» из «проекций» разных субъектов. Так по-моему в этой концепции появляется ещё и разная «масса» у объектов соответствующей реальности. И это, на мой взгляд, очень ценное следствие из этой концепции Болдачёва, на которое он по-моему никак не хочет обратить внимание.
Все эти сферы в этой концепции относятся к так называемым «ноуменам», т.е. к тем объектам, которые при взгляде из этой реальности целиком не видны (а некоторым субъектам не видны вовсе) и не могут быть надёжно зафиксированы, во всяком случае на данный момент. Но мне лично не понятно, как и для чего, находясь внутри некой уровневой реальности, на основании сказанного делать вывод об относительности ВСЯКОЙ реальности. По-моему, гораздо логичнее сделать вывод, что внутри любой реальности есть объекты с разной степенью «реальности» для субъектов этого уровня. В смысле, внутри каждого уровня идёт работа по «фиксации» ("сборке") этих объектов, а также субъектов, которая ведёт по идее к достижению некой объектной полноты и раскрытию всего потенциала этого конкретного уровня, что приводит к появлению новых феноменов на вышестоящих уровнях.
Ну, обозвали вы что-то «тенью» или «теневой картинкой» и что это меняет? Ведь раз у вас есть «восхождение по уровням» и «более сложная теневая картинка», значит есть и преемственность в восприятии, т.е. вышестоящие уровни неким образом интегрируют нижестоящие. Соответственно, по-моему, получается, что чем выше уровень реальности, тем больше в нём феноменальных (в терминологии Болдачёва) объектов, т.е. выше его инертность, что было бы, думаю, просто невозможно без интеграции нижестоящих уровней реальности. Но инертность – это ведь масса. И тут вырисовывается, по-моему, проблема. Ведь всю массу телу придаёт по идее атомарный уровень, если не уровень элементарных частиц, а все остальные уровни к массе тела вроде как ничего не добавляют. Можно конечно сказать, что на каждом уровне есть своя масса, в том числе такая, как социальный статус, никак не зависящий от массы тела носителя этого статуса, но не стоит забывать что эта масса (социальный статус) проявляется в том, что может привести в движение определённое количество человеческих тел, а также машин, которые обладают очень не маленькой физической массой. Т.е. по-моему, получается, что с нарастанием уровня в среднем нарастает инертная масса объектов, данных субъекту не только в восприятии, но и в «управление» (хотя бы своё тело). Правда, тут по-моему, ещё нужно вводить понятие «веса». Ведь например социальный статус – это скорее социальный вес, и социум распадается на многие подуровни (научный, спортивный, политический и т.д.), в каждом из которых конкретный человек может иметь очень разный вес. Вес же от массы отличается тем, что он-то как раз-таки по-моему очень релятивен, т.к. задаётся через коэффициент увеличения массы, как некой абсолютной для данного уровня реальности величины, при притяжении к центру гравитации некой подуровневой системы. Правда тут уже нужно, наверное, переходить с гравитационной метафоры на электомагнитную, ведь в таких сферах человеческой деятельности, как политика, искусство, религия и даже наука работают не только силы притяжения, но и отталкивания. При этом сами эти сферы человеческой деятельности можно, наверное, представить как некие молекулы, состоящие из отдельных атомов (различных направлениях в искусстве, разных видах в спорте, различных конфессиях в религии и т.д). При этом сами эти молекулы могут быть объединены в различные макромолекулы социальной деятельности, например, государством через финансирование.
Собственно, по жизни мы имеем дело скорее не с массой некоего «тела», а с его удельным весом. А вот удельный вес, по идее, определяется структурными связями атомов и молекул. Например, углерод, имея атомную массу 12, для нас представлен в очень многих вариантах твёрдых веществ. В том числе в виде алмаза, который является эталоном твёрдости. А вот радон, имея атомную массу аж 222, - инертный газ, и мы его по жизни вообще никак не воспринимаем. Т.е. он для нас как «массивность» по жизни отсутствует (никак не дан).
И до какого же уровня они абсолютны? Ведь вроде же понятно, что при таком подходе все определённости будут «расщеплены в ноль» и получим некую однородную субстанцию, которая будет соответствовать формуле Гегеля: «чистое Бытие неотличимо от Ничто».
Вот именно, всеразрушающий.
По-моему, Болдачёв явно преувеличивает роль релятивизма в своей концепции. Он такой же инструмент, как и текст, на который он тут указывает.
Ага, понять бы ещё как они, эти самые «субъект», «объект», «действительность», «реальность», да и вообще любые определённости умудрились появиться в системе, где абсолютен релятивизм? Автор, по-моему, об этом забыл пока сообщить, просто постулировав их существование.
В самом деле каждый объект? Любой камень, стол, стул, звук являются в концепции Болдачёва субъектами, которым дано в различение множество объектов? Если да, то это уже в самом деле начинает напоминать абсолютный релятивизм. Но думаю, что это не более чем декларация. Ведь в противном случае эту концепцию по-моему просто невозможно будет как-то связно уложить во что-то более-менее рациональное. А книга-то написана и концепция изложена, к тому же по-моему вполне себе рационально. Так что…
И какой же такой активностью обладает стол, стул, камень? Разве что гравитационной, да и то не как стол, стул и камень.
В общем, на мой взгляд, в этой работе, написанной очень давно, много (для меня) интересных мыслей, содержащих, как мне видится, приличный потенциал для развития. Но сам Александр Владимирович пошёл каким-то другим путём, отставив (надеюсь на время) эти свои разработки.