Это третье в новой логике, которым пользуется современная физика при освоении новых видов технологий и измерений, имеет многоразличные эмпирические образы. Например, третье - это становление. Переход (превращение) есть то же, что и становление, есть то же, что и точка единства противоположностей, где один полюс превращается в другой. Вся логика развертывается только лишь из этих движущихся вперед противоположностей.
Возьмем пример. Гегель приводит Закон исключенного третьего: «Нечто есть или А или не-А; третьего нет» и «разбирает». Если этим указывается на то, что «все есть противоположное», все имеет свое положительное и свое отрицательное определение, тогда хорошо. Но если понимать это, как обычно понимают, что из всех предикатов либо данный либо его небытие, тогда «тривиально»!.. Определение в этой тривиальности идет к ничему.
И затем, - острит Гегель, - говорят: третьего нет. Есть третье в самой этой тезе, само А есть третье, ибо А может быть и + А и - А. «Итак, само нечто есть то третье, которое должно было бы исключено». Обыкновенно думают, что в различии между положительным и отрицательным мы имеем абсолютное различие. Они оба, однако, в себе одно и то же, имеют, если угодно, свое третье, свою общую меру. Это свое третье, свою общую меру силы (энергии и т. д.) в физике нам и необходимо найти.
Если, например, в физике получило преобладание такое определение, как «сила», то в новейшее время в новой логике самую значительную роль играет категория «полярности». Полярность есть определение такого различия, в котором различаемые моменты (положительного и отрицательного) неразрывно связаны друг с другом. В полярности отошли от формы абстракции, от тождества и вместо этого была выделена другая форма определения - форма различия, которое в то же время сохраняется в тождестве как нечто нераздельное. Таким образом, переход (превращение) в узловой точке был выражен в виде единства, тождества противоположностей, третьего - это обстоятельство бесконечно важно.
Сознание необходимости превращения. Это важно
Известно, что изменение (превращение) формы движения (энергии) является всегда процессом, происходящим по меньшей мере между двумя телами (для процесса работы и перемены формы нужны двое). Гегель понимал развитие зародыша (семени) в плод как превращение возможности (причины) в действительность (действие) через узловую точку в середине процесса, т. е. путем качественного превращения (качественного скачка, толчка, третьего) на границе (между двумя телами). Действительно же, этот переход одного в другое остается простой путаницей, поскольку для старой, формальной логики не существует сознания необходимости этого превращения, сознания необходимости двойного перехода, двойного отрицания. А это очень важно для всего научного метода (в старой логике второго абсолютного перехода нет).
Физика против философии. Проблема разрыва «двух культур»
Послушаем Стивена Вайнберга - лауреата Нобелевской премии по физике. «Мне, - говорит Вайнберг, - не известен ни один ученый, сделавший заметный вклад в развитие физики в послевоенный период, работе которого существенно помогли бы труды философов. Здесь я хочу указать на другое в равной степени удивительное явление - непостижимую неэффективность философии». Противоположный взгляд на неэффективность физики можно найти у Гегеля. Гегель отмечал, что пустой остов многих доказательств был воздвигнут, чтобы доказать физические законы. Но физика вообще не в состоянии доказать определения величины в физике, поскольку эти определения суть законы, имеющие своей основой качественную природу моментов; физика не в состоянии это сделать по той простой причине, что она не философия, не исходит из понятия, и поэтому качественное находится вне ее сферы.
Динамика развития философии в физике
Переход к становлению. Основной закон мира, по Гераклиту, есть закон превращения в противоположность. Здесь перед нами открывается «новая земля».
То отсутствие движения, которым, как показал Аристотель, страдают прежние
философские учения, устранено, и теперь само движение представляет собою здесь первоначало. Гений Аристотеля обнаруживается именно в том, что разнородные вещи были соизмеримы, т. е. качественно равны.
Гегель о методе. Вся философия резюмируется, по мнению Гегеля, в методе. Метод есть абсолютная сила, которой никакой объект не может оказать сопротивление. Итак, метод есть логическая формула движения или движение чистого разума. Этот разум формулирует себя как тезис, антитезис и синтез, или еще в том, что он себя утверждает, себя отрицает и отрицает свое отрицание.
Этим методом и пользовался Маркс при написании «Математических рукописей» и при исследовании производительных сил экономической системы. В рукописи «О понятии производной функции» Маркс пишет, что вся трудность в понимании предмета состоит в понимании отрицания отрицания вообще, и как этот метод ведет к действительным результатам. Маркс нашел результат; к сожалению, для физиков понятие производной функции все еще остается загадкой.
Вопрос о синтезе движения (о третьем) достался Ленину. Ленин понял, что физическая теория не показывает, не содержит в себе возможности движения, остается в тени двигательная сила, его источник. Оставалось найти этот источник и измерить его работу.