Технари о философии и ... : Долой гуманитарщину из технических вузов! (?)

Аватар пользователя zaharov

Нашел на одном из форумов такую тему.

Создатель темы пишет:

<Уважаемые обитатели форума, ответьте мне вот на какой вопрос: нужно ли в непрофильных вузах (в первую очередь имею в виду технические) преподавать гуманитарные науки? Дело не только в том, что будущие физики или там радиотехники совершенно справедливо относятся к этим предметам как к третьестепенным, но и в самом необходимости знаний по ним: в самом деле, инженер ничего не потеряет в своем профессионализме, если не будет знать про Ленина, Петра Первого или там Наташу Ростову. А учебного времени преподавание этих дисциплин занимает много. Не лучше ли потратить его на то, чтобы глубже изучить сопромат или матанализ?

И отдельной строкой - про философию (ее я не включаю в число гуманитарных наук, так как она вообще не является наукой). Технари и естественники воспринимают ее в лучшем случае с брезгливой иронией, да и гуманитарии - тоже без энтузиазма. Мне кажется, ее вообще нигде, кроме философских факультетов, преподавать не надо. Ну, может, еще филологам как факультатив пригодится, а больше никому. Поэтому имеет смысл вообще убрать этот предмет из всех учебных программ. А вы как считаете?

>

Комментарии

Аватар пользователя Софокл

А что же вы не спросили этого "создателя темы" для чего нужны все эти "сопроматы"? Разве они самоцель, разве не обслуживают человеческие интересы? Разве технические науки задаются вопросом о том, как человеку прожить свою жизнь, к чему в ней стремиться? Философия позволяет человеку понять возможности и перспективы познания, происхождение своих идеалов и идолов того, какое место в своей жизни человек должен отвести занятиями "сопроматом". Ну если это "не нужные" вопросы, тогда действительно очень важно знание сопротивления материалов.

Аватар пользователя zaharov

Технарей бесит балабольство многих "философов". Многие из преподавателей философии не имеют базового образования и несут часто ахинею. Вот о чем говорят технари.

Аватар пользователя Софокл

Ну так несите достойно звание философа, говорите так ясно и отчетливо, что бы ваши недоброжелатели сначала задумывались о том, что хотят сказать, прежде чем это скажут в слух.

Аватар пользователя zaharov

Вы к кому обращаетесь?

Аватар пользователя Софокл

Не уж то не ясно? К философу, не к технарю!

Аватар пользователя zaharov

К какому философу? К Гегелю?

Аватар пользователя mp_gratchev

Захаров А.А.:

Технарей бесит балабольство многих "философов". Многие из преподавателей философии не имеют базового образования и несут часто ахинею. Вот о чем говорят технари.
[...]
К какому философу? К Гегелю?

Блогер:

"Иногда горе-ново-логики (шарлатаны) прикрываются тезисом Гегеля о том, что противоречие есть корень всякого движения и жизненности", (с)

А что? У Гегеля нет базового философского образования? (Со стороны, подчас приходят к заключению "Гегель несет ахинею"). Да, что там "со стороны". Об этом без экивоков говорит свой коллега Шопенгауэр*.

______________
*) "Большинство выдающихся деятелей человечества, которые пытались претендовать в том числе и на интеллектуальное лидерство, также прошли через знакомство с трудами Гегеля. Но несмотря на всё это, понимание того, что он сделал, зачем, с какой целью – так и не было обретено за все эти годы.

В ответ на такое непонимание уязвлённое самолюбие читателей воздало в адрес самого Гегеля массу злобных и уничижительных обвинений типа: " Шарлатан, выставивший глупцами всю Европу". Таковые исходили как от его современников (один Шопенгауэр чего стоил), так и от представителей последующих поколений, не исключая и наше время. И по сегодняшний день находятся любители покрутить пальцем у виска, когда речь заходит о философии Гегеля" (Труфанов С.Н. Грамматика разума).

Аватар пользователя mitin_vm

О чём говорить философам?
Нести свой бред на английском или лучше на латине в русской транскрипции. Или пересказывать, толковать чужие мысли.
Слав Богу, признали отсутствие науки философии.

Аватар пользователя Victor

Правильно делают технари, что отказываются от философии, такая философия, которая на десятилетия отстала от техносферы, не нужна им. Любовь к мудрости воспитывается родителями и окружающей средой, а не философией. Та же всесторонность философии была утеряна ей на рубеже обнаружения квантов (Планк) и принципа неопределенности (Гейзенберг). Стало ясно, что философия утеряла свою самодостаточность. Этому же способствовало чехарда с диалектикой. А та кичливость «философов», которые знают историческую философию, то по настоящему просвещенному обществу попросту не нужна в больших размерах (она не создает информацию – не вносит Новизну, которая уменьшает для Человека неопределенность в нужных знаний для бытия в Реальном Мире). Информация имеет свойство «сворачиваться» до определенных онтогенетических форм.
***
Весь интеллект планеты, по большей части, сосредоточен в научно-технических и производственных коллективах в малом ядре интеллектуалов, которые занимаются научно-прикладными задачами. Особый ускоренный ритм их жизни, ортогональное строение задач, практическое воплощение (как обратная связь) порождает много Новых технологий, Знаний, резко разделяя интеллект техносферы и гуманитариев «философов» (не в их пользу).
Философия может влиться в «мэйнстрим» если будет наравне с ними решать насущные проблемы (есть такие тенденции). Силлогизмы Аристотеля и тому подобное здесь никому не нужны. Проблемы «истины» им тоже особо не нужны. Потому, что они работают в рамках эйдетической логики (не интересуясь, что это такое). В эйдетической логике фигурирует не «истина» или «ложь», а реальная категория Порядка, которая выражается необходимой (логической, соответствующей) Структуризацией. В рамках таких представлений «истина» (обычно неявно) отражает второй статус эйдоса как метазначение (означает, как правило – правильно ли отразили сущность в измененных условиях первого эйдоса - конвенциональный принцип).
Но философам это не объяснить – они сразу заявляют: «я не программист, я не физик». Либо пытаются придать «истине» некий мистический характер (со ссылкой на Бога, душу и т.п.). Техносфере предикатный стиль мышления философов просто не нужен! Им же надо что-то Создавать. А это всегда нелинейность, где властвуют другие операторы.
***
Это философия старается угнаться за техносферой, разрабатывая, например, семиотику. Техносфера давно уже работает с семиотическим эйдосом:
значение – знак – символ – категория - концепт.
На этот эйдос ориентированы многие технологии, особенно компьютерные, экономические, просто они не знают, что это «эйдос». Они просто перерабатывают числа (значения) под соответствующие денежные цифры ( знаки) которые (символизируют) соответственные (категории), например, прибыльность предприятия, выдавая итоговый (концепт) – экономическое заключение.
Тот же подход развивается в биологии:

«В соответствии с развиваемыми представлениями, мы можем дать следующее определение жизни: жизнь – это самoорганизующая и порождающая активность открытых неравновесных систем, обусловленная их семиотической структурой». А.У. Игамбердиев «Логика организации живых систем».

Категория «истина» - это глобальный атрибут программный устройств, атрибут кибернетики (и управления) и часть этики корпораций. И тех, которые работают в техносфере, мало интересует, какой статус придадут ей философы. А вот философы не должны отрываться от жизни, зорко следить за развитием форм движения жизни во всех сферах жизни, интегрируя опыт всех сфер, стараясь заглянуть в Будущее (но Будущее – это опять же нелинейность!).
***
Конечно же, философия нужна и у нее есть свои «поляны». Одна из таких «полян» это трансцендентализм, в том плане насколько (и в чем?) человеческий опыт и знания не соответствуют априорному, глобально заданному, бытию? Мне представляется, у философа должен быть особенный ум: он в любом Локальном (событии, процессе, явлении, …) должен видеть Глобальное. А это накладывает особые требования - быть "профи" в разных областях. В наш торопливый век - это вряд ли возможно. Поэтому престиж философии, увы, слабоват. Это больше рай и радость для любителей философии(в хорошем смысле!).

Аватар пользователя Горгипп

нужно ли в непрофильных вузах (в первую очередь имею в виду технические) преподавать гуманитарные науки?

Если нужен придаток машины - нет, если член общества - да.

Аватар пользователя zaharov

По тому поводу смотрите тему "Основная масса людей не умеет думать а только заучивает слова(В.И.Ленин)"
Для технарей это больше подходит?

Аватар пользователя zaharov

1
Пример реакции технаря на определение того, что такое память:"Текст писал явно гуманитарий.

Чего стоит хотя бы пассаж о том, что память подобна магнитофонной ленте.
Это доказано биологами? Является, хотя бы, одним из допущений современной биологической науки?

Для гуманитариев - помимо ленты есть еще диски и твердотельные накопители с произвольным доступом. Вряд ли человеческая память устроена тупо линейно, а-ля лента.
"
Почему гуманитарии не очень стремятся к четкому знанию.
Я несколько лет вел занятия на психологическом факультете. Сами студенты псих. ф-ка говорят об этом и не считают психологию наукой.

Аватар пользователя zaharov

Один технарь не выдержал и написал в защиту гуманитариев:
"Только давайте договоримся, друзья - что мы не будем придурков и неучей называть гуманитариями.

Не надо так делать.
Вы же не называете сумасшедшего альта и полуидиота, который погряз в торсионных полях - физиком.
Верно?
Вы называете его альтом и полуидиотом.
Вы отделяете идиотизм от знания.
Давайте точно также поступать и в области гуманитарного знания.
А смеяться над идиотами - можно и нужно.
Так и высмеиваете идиотизм тогда, а не называйте его гуманитарием.
Вы не имеете права смешивать историю, археологию, лингвистику и филологию с дерьмом и делать нелепые обобщения.

Никакой он не гуманитарий - а обычный идиот.
Вот в таком ракурсе и нужно подходить к проблеме.
И никак иначе.
Иначе - вы сами уподобляетесь дремучим невеждам, с которыми просто неприятно разговаривать.
Вопросы есть?
Физики, математики - милости прошу, подключайтесь.
Только друзья, запомните, пожалуйста, одно - тщательно взвешивайте слова.
Не нужно говорить всякую ерунду.

Ненужно брать идиота и называть его гуманитарием.
Договорились, друзья?"

Аватар пользователя Софокл

Договорились, друзья?

Как мы кажется, ваши комментарии вам не прибавили друзей. Думается, что люди, вступившие в переписку, почувствовали себя обманутыми. Ваша защита преподавания философии в технических вузах, свелась к тезису о квалификации преподавателей

Так и высмеиваете идиотизм тогда, а не называйте его гуманитарием.

Знаете, Захаров, если вас сократят за "ненадобностью", не обижайтесь на судьбу и несправедливость людей, совершивших это действие. Вы сами себе роете яму, так как не объясняете вразумительно свой нужности. Людей как друзей, что-то должно соединять: общее дело, идеи, совместные переживания... Но вряд ли можно дружить дипломами.

Аватар пользователя nikolaj

К Софоклу!

    Вот Вам, Стас и продолжение той полемики, которую мы с Вами имели полтора года назад. Я ведь этот вопрос поднимал еще тогда и что Вы мне ответили: - Вы не знаете и не понимаете философию!? Что я тогда говорил? Что ни Гегель, ни Кант, и никакой другой философ прошлого не могут быть основой философского мышления современности, и только на том основании, что они не дают ответа на вопросы, которые ставит перед людьми жизнь! Я Вас, Стас, уважаю, как человека доброго, нравственного. Но, когда вы все поймете, что нужно людям? Когда вас, таких философов, будут лупить дубинками по голове, что нужно не "летать в вышине", а идти навстречу требованиям людей и времени? Тогда я был один на форуме с таким вопросом. А сейчас? Сколько ещё нужно звонков, чтобы Вы могли понять о никчемности современных знаний в философии? Да, пока таких как Вы - большинство, и Вы можете сокращать и даже ликвидировать людей с иными требованиями. Но их становится от этого только больше! И весь Ваш гуманизм разобьётся об кровь возмущенных людей! Вы этого желаете? Я всё таки надеюсь, что нет! Тогда надо понять и самому обьяснить людям причину их бед. И не надо тут сваливать всё на самого человека, это уже не пройдет! Тысячелетия удавалось пудрить мозги людям, что мол от тебя всё зависит и под этим соусом скрывать существующую эксплуатацию человека человеком. Может пора философам открыть глаза людям?

Аватар пользователя Софокл

Да, Николай!
И тем не менее, хочется видеть в людях хорошее. Да, гены многое объясняют, но неужели все? Безусловно, таланты нам даны, безусловно все эти таланты разные. Но неужели все предопределено, а свобода нам оставлена как выбор между ложками пшенной и гречневой каши?

Аватар пользователя zaharov

После Вашей заметки хочется смеяться. Где Вы увидели мои комментарии. Оба раза я привел цитаты технарей.

Аватар пользователя Софокл

Ну, так не сдерживайте себя, посмейтесь! Какая жизнь без эмоций? Все уже составили свое мнение о вас. Всего вам доброго.

Аватар пользователя nikolaj

К Софоклу!

    Да Стас, Вы правы и мне хочется видеть в людях только хорошее. А разве любой нормальный человек не мечтает видеть на лицах людей улыбку, доброжелательность, заботу о ближнем и готовность прийти на помощь? Но между мечтой и реальностью несоизмеримая дистанция! Сделать мечту - реальностью, разве не это должно быть заботой философа? И в этом у нас с Вами недопонимание. Мой призыв - не созерцать, а действовать, не обсуждать бессмыслицу, а реально отвечать на запросы людей, так и остаётся криком в пустыне. Не понимание истоков проблем - вот главное преступление современной философии. Причем здесь гены? Милейший мой Стас, ну, как Вы не понимаете, гены влияют только на физиологическое здоровье тела, а быть человеку талантом или посредственностью полностью зависит от уровня развития его разума, а уровень развития его разума полностью зависит от окружающей его социальной среды и никакого отношения гены к разуму не имеют! Почему я постоянно и говорю - только поняв двойственную сущность человека, можно понять истоки происхождения разума у него и сделать из этого правильные выводы его взаимоотношений между людьми! Стас! Жизнь ставит перед нами задачи понимания таких вещей, которые имеют судьбоносное значение, а именно: - роль и влияние цели на поведение людей, что такое коллективный разум и его отличие от общественного сознания, истоки возникновения нравственности и что такое человеческий фактор ( правильнее будет - фактор личной значимости) и его влияние на поведение человека, заново пересмотреть происхождение и роль государства в жизни общества. Жизнь ставит неимоверно много вопросов, так надо на них отвечать, а не становиться в позицию страуса. Это не подобает человеку, заявляющему, что он любит мудрость. Да Стас, Вы правы, не хлебом единым жив человек! Но без хлеба он однозначно останется голодным, а голодному, не до нравственности. Поняв эту взаимосвязь в совокупности с пониманием влияния окружающей социальной среды на уровень развития разума у человека - значит дать шанс человеку стать счастливым, а не понять - значит продолжать способствовать одному жить за счет другого, мотивируя цинизмом - каждому, что дано, а кем дано не говоря! Быть нужным людям - разве это не великое счастье для человека? Но нужно быть нужным не на словах, а на деле!

Аватар пользователя Софокл

Я только "ЗА"! За вами, Николай, в огонь и в воду! В ваших рассуждения есть слабое звено. Обрисую его вашими словами:

1,Сделать мечту - реальностью, разве не это должно быть заботой философа 2,не созерцать, а действовать, не обсуждать бессмыслицу, а реально отвечать на запросы людей

Вопрос первый. Так что же, по вашему, мы должны поставить во главу угла: мечту, или потребности? Как эти мечты и потребности соотносятся с истиной нашего бытия? Без ответа на этот вопрос, ваш призыв

нужно быть нужным не на словах, а на деле!

выглядит, как бы это помягче сказать... Что, призываете ставить на людях опыты?

Аватар пользователя nikolaj

К Софоклу!

    Как же так Стас, Вы меня до сих пор не поняли? Конечно же во главу угла должна быть поставлена мечта! Вот Вы задаёте вопрос:- Как мечты и потребности соотносятся с истиной нашего бытия?Постараюсь ответить Вам так, как у меня сложилась точка зрения. Во первых. Для человека, который утверждает себя в любви к мудрости, делом является совет. А как люди поступят? Это уже зависит от них самих и от того, как поймут они этот совет и насколько близко примут его к сердцу. Во вторых. И это, возможно, главнее первого. Важен не только уровень нравственности у самого мудреца, а и уровень понимания состояния нашего бытия им! Быть нравственным и проповедовать нравственность, не понимая истоков происхождения нравственности, не понимая действительных причин возникновения безнравственности в бытие - это не мудрец, а просто хороший человек, Дон Кихот. В третьих. Превалирование потребностей над нравственностью, т.е. не поддержание состояния их баланса - это последствие цели, внедренное в общество - государством. Необходимо понимать, что обществом и человеком в жизни движет цель. И от того, какая доминирующая цель движет обществом, так и будет поступать человек ( в соответствии с этой целью) А вот теперь у меня к Вам вопрос. Под какой целью возникло и движет до сих пор государство? Впрочем, давайте это обсудем в моей теме - Происхождение Государства.

Аватар пользователя zaharov

Спасибо за вечер юмора!

Аватар пользователя zaharov

Вопрос такой:"Вы когда-нибудь преподавали философию в техническом вузе?"

Аватар пользователя Фортунатов

Могу добавить к поднятой теме мнение гуманитаря на одном из формумов:
"Вообще философия очень зря причисляется к гуманитарным наукам.
И есть серьёзные основания - не считать её таковой.

Не, ну согласитесь, друзья.
Исторически - была натурфилософия, а когда физические дисциплины из неё возникли - они чётко поставили границы и выкинули философов от себя, - и так зародилась современная философия.
Т.е. физики её от себя отогнали - это понятно.

Но зачем философию ногами отфутболивать в гуманитарный раздел?
Вот зачем?
Гуманитарные, а именно общественные науки - довольно молоды.
Они однозначно появились после вашего разрыва с философией (ну, в современном смысле).
С какой стати философию сейчас отодвигают в нашу сторону вообще?

Вопрос же совершенно в другом - она никому не нужна в том виде, как её сейчас преподают.
Вообще никому.
Что там они себе преподают на своих факультетах - никакому гуманитарию не понятно совершенно.
Это понятно?
Друзья - это больше ваша проблема, будете смеяться.
Но есть совершенно однозначный классификатор - и философия официально не входит в группу общественных наук.
Это как минимум.
Мы отпихиваем её с той же настойчивостью - как и вы.
Если кто-то из вас не отпихивает её - пожалуйста - пригрейте её.
Назовите её естествознанием - или в любом другом виде - забирайте её себе.
Мы даже спорить не будем.
Мы согласны.

Но вот почему - несмотря на существование конкретных наук, именуемых в общем объеме обществознанием, - почему-то философия числится у вас в гуманитарном разделе.
Что такое гуманитарный раздел тогда?
Балет? Прыжки с батута?
Я официально заявляю - есть обществознание, и есть философия - которая к нему никаким боком не относится.
К чему она относится?
Я понятия не имею.
Вы знаете?
Подскажите, пожалуйста.

И вообще - чё вы её постоянно пихаете в нашу сторону?
Просто потому что нас нет рядом?
Я вам ответственно заявляю - заберите её себе.
Не нужно пихать эту гадость в нашу сторону.
Не надо!
Мы то тут при чём?
Сами породили - сами и решайте куда ЭТО отпихивать."

Аватар пользователя Игорь Д.

Ландау делил все науки на естественные, неестественные и противоестественные.
Противоестественная наука по Ландау одна - философия.

Аватар пользователя Дилетант

Ландау - большой умница и я его чрезвычайно уважаю. Однако уже сейчас физики говорят, что физика закончилась, потому что есть минимальный размер, меньше которого нету ничего.
Чем будут руководствоваться физики дойдя до этого упора? Они будут вынуждены заниматься философией. Ньютон вывел закон всемирного тяготения, но обьяснить притяжение смог только с помощью "эфира", которого на самом деле "пока нет" - это чистой воды философия. "Напряжённость" эфира продолжает давать свои плоды в виде "струн". Ставить вопросы и искать ответы на них - это ли не философия?

Аватар пользователя Игорь Д.

Мы на сайте и семинаре "Философского штурма" этим и занимаемся. Проект называется "Новая натурофилософия".

Аватар пользователя Горгипп

Объект философии реальность: человек-природа.
Отсюда, философия подразделяется на естественнонаучную и гуманитарную.

Аватар пользователя Виктор

Если предмет в учебной программе какого-либо ВУЗа назвали философией, то это совсем не означает, что прослушавшие этот предмет студенты становятся философами. По сути в любом ВУЗе обучают истории философии, знакомят с философскими терминами и взглядами различных философов и не более того. Естественно, на философских факультетах это изучение более глубокое. Научить быть философом принципиально невозможно, им можно только стать самому. При этом наличие диплома для философа, в том числе и диплома о философском образовании совсем необязательно.
Говорить о нужности истории философии студентам технических ВУЗов, это все равно что говорить о нужности для учеников средней школы знания истории средних веков, истории литературы, истории религии, истории науки и т.д. Если бы в средней школе преподавали историю философии, то тогда в технических ВУЗах она была бы излишней, а пока этого нет, то отменять историю философии в технических ВУЗах и тем самым снижать общий уровень образования людей думаю не стоит, он и так не слишком высок.

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Научить быть философом принципиально невозможно, им можно только стать самому.

Тут давно известный парадокс. Как верно, что нельзя научить философии, так верно и обратное: философом невозможно стать без обучения.

Догматизм в философии - это слишком обученные философы.
Дилетантизм в филосфии - это необученные философы.

Философ - это продукт таланта, обучения, самообучения и собственного сотворения себя философом.

Аватар пользователя Виктор

верно и обратное: философом невозможно стать без обучения.

Это верно только при условии, что учителем должен быть философ, а не преподаватель истории философии. Философов мало в каждом поколении, на мой взгляд за последние 100 лет в России было всего несколько философов: Л.Толстой, Бердяев, Лосев, Чанышев.

Аватар пользователя zaharov

Когда преподают, например, физику, то никто же не говорит, что все преподаватели физики должны быть Ньютонами или Ландау.
Нужно дать ликбез по физике преподавателю.
Так и с философией. Нужно дать ликбез по философии. Вопрос только в том, что будет входить в него?

Аватар пользователя Горгипп

Философия, вторя Ф. Энгельсу, должна быть понятна и ребёнку.
Увы, у неё нет завершённой теории. Потому вчера была советская, диалектическая, а сегодня - ориентирующаяся на англо-саксонскую, аналитическую.
Как разогнали КПСС, так же развеяли по ветру единственную материалистическую теорию: провозгласили философский плюрализм - концептуализм. Теперь у каждого желающего может быть своя теория. "И трогать её не моги за её малый рост..."
Кому нужна такая философия? Ясное дело, философам: помудрить друг перед другом.

Аватар пользователя zaharov

Я товарища Энгельса уважаю!

Аватар пользователя Дилетант

Даю справку. Словарь Ожегова.
ДИЛЕТАНТ - Тот, кто занимается наукой или искусством без специальной профессиональной подготовки (обычно не обладая углублёнными знаниями).

Аватар пользователя Глеб Коломиец

У темы есть зеркальное отражение. Когда я преподаю КСЕ студентам гуманитарных специальностей, от них поступают совершенно идентичные отзывы: "зачем нам эти вшивые естественные науки? Мы могли бы потратить это время на профильные предметы". Так что, здесь все относительно. Проблема не в философии. Проблема в несовершенстве социальной машины - образования. Ситуация в общем и целом такова: красная профессура и их недалекие дети делают вид, что дают подзаборным кошкам и ровным пацанам из раёнов, фундаментальное, классическое, в высшей степени элитарное образование. При этом ни философия, ни фундаментальное образование вообще, не нужны ни студентам, ни преподавателям.

Аватар пользователя zaharov

Декаданс современной философии. Гобозов, И. А. Кому нужна та-кая философия?! От поиска истины к постмодернистскому трепу. – М.: ЛИБРОКОМ, 2010

Авторы: Губанов Н. И.; Губанов Н. Н.
Журнал: Философия и общество. Выпуск №4(64)/2011
Важное культурное значение выхода в свет книги известного современного философа, профессора МГУ им. М. В. Ломоносова И. А. Гобозова состоит в том, что в ней дается принципиальная и аргументированная критика того декаданса, который имеется в со­временной философии. Отметим некоторые моменты этого дека­данса.
Для одной части наших философов стало характерным усиление тенденций релятивизма, агностицизма и иррационализма, а для другой их части – потеря здоровой критичности к ним. Рецензируемая книга И. А. Гобозова как раз твердо противостоит этим тенденциям. В философской литературе все сильнее пропагандируется опровергнутая еще в XVIII в. идея союза философии и религии, а также науки и религии. Тем самым размывается грань между достоверным знанием и приятным, но далеко не во всем полезным вымыслом. Недопустимость такого размывания тоже убедительно показана И. А. Гобозовым.

Можно ли отнести Философский штурм к постмодернистскому трепу?

Аватар пользователя Игорь Д.

Нет, нельзя )))

Аватар пользователя zaharov

Почему?

Аватар пользователя Игорь Д.

Потому, что большинство участников форума ФШ все-же заняты поисками истины, а не игорой в словесные упражнения.

Аватар пользователя Сергей Корягин

К советской философии и стоит относиться, как к пустозвонству. И сегодня с кафедр профессора несут свою марксистскую чушь. Философию надо давать студентам, а для этого надо очень много корпеть над философией.

Аватар пользователя zaharov

Нашел хорошую мысль:"Технари не против философии. Они не могут быть в принципе "против" - они ее не знают."
Старое из дискуссии против философии

Аватар пользователя Дилетант

Технари не против философии. Они не могут быть в принципе "против" - они ее не знают

Это правильное отображение.
Потому что действительно философия требует основательных занятий. Но в таком случае просто некогда будет заниматься физикой и строительством (практикой).
А честному преподавателю (любому) всегда хочется, чтобы его предмет знали хорошо или хотя бы понимали основное. Но если все предметы знать хорошо, тогда можно уже и не работать - потому что будет ясно видна бессмысленность физических передвижений тел.
Поэтому философию надо сдавать зачётом.
В своё время при написании дипломной работы требовали связать конкретную тему работы с идеей "партии и правительства". Но в районе 90-х годов это делать буквально запретили. Этим самым исчез стимул к пониманию связи части и общего, целого, то есть фактически образовался тормоз мышления, он же тормоз философии. И тем более стала ненужность такой философии (без мышления). Отсутствие мышления выродилось в ЕГЭ.

Аватар пользователя zaharov

Недавно произошел у меня конфликт с группой студентов-программистов.Повод-меня удивило их незнание слова "анализ".Эти гиганты мысли полагают,что корнем в этом слове является "анал".
Также понятия не имеют,когда в Европу пришла десятичная система счисления.
При этом они смело утверждают, что философы вообще ничего не знают и все высасывают из пальцев.
К сведению математикам:"Садовничий отказался отменить экзамен по философии в МГУ. "

Аватар пользователя ultramarin

Раздражает больше другое. То, что в жизни правят бал практически везде гуманитарии. Президенты, министры, прокуроры, судьи - это юристы в основном. Ну ещё экономистам место имеется... Плюс управленцы (специальность а-ля "Государственное и муниципальное управление"). А технаря или естественника, даже несмотря на наличие гуманитарных дисциплин в стандартах образования, просто всерьёз на ключевых общественных позициях не воспринимают. Врач? - Ну куда это ты на должность исполнительного директора метишь?! Физик - ну какой из тебя Президент, даже и в дальней перспективе?! Химик - ну что ты в депутатском кресле-то забыл?!
То есть многие, кто на свою беду не гуманитарии, - это производящие блага (инженеры - здания и сооружения, врачи - лечение от болезней, химики - продукты химической промышленности, аграрии - продукты питания и т.д. и т.п.) А гуманитариям, уже по диплому, в перспективе светит не производить что-то полезное, а почётное право руководить ("руками водить") этими технарями с их, понимаешь, специфическими профессиями.
Кроме того, именно фундаментальные науки (физика, математика, химия, биология) раскрывают основы бытия, закономерности реальности. Философия в отрыве от них будет иметь уже сегодня две альтернативных судьбы: либо стать болтологией, либо историей философии (дескать были такие цивилизации, и у них были такие-то мировоззрения и системы ценностей, а были и другие, а у них были такие-то системы ценностей и взгляды на жизнь).
Я не имею ничего против гуманитариев, кроме, конечно, тех, кто оправдывает незнание таблицы умножения фразой: "Просто я гуманитарного склада", но вот только непонятна такая несправедливость в отношении тех, кто выбрал другие профессии. Именно эта несправедливость, существующая уже на понятийном уровне, по-настоящему уничтожает смысл гуманитарных дисциплин на негуманитарных специальностях вузов. Мол, зачем мне всё это, если к кормушке меня всё равно не допустят...

Аватар пользователя Горгипп

именно фундаментальные науки (физика, математика, химия, биология) раскрывают основы бытия, закономерности реальности. Философия в отрыве от них будет иметь уже сегодня две альтернативных судьбы: либо стать болтологией, либо историей философии

В отрыве - да.
Насчёт основ бытия - загнули. Это поприще философии.

Аватар пользователя Доген

Мозг человеческий есть двухглавая мышца и односторонее "накчивание" есть нецелесообразно, впрочем, не отметается и индивидуальный подход.

Советское просвещение славилось многопрофильностью.

Проблема в отсутствии Школ Учителей.
И в нежелании- неумении, пока, "сжимать" философию, как это делается с информацией в электронике.

Аватар пользователя Фристайл

Евгений Шварц как-то сказал: "тень, знай свое место".
Продажные преподаватели-философии своего места и своего предмета не знают.
В те годы, когда эти проститутки обслуживали коммунистическую идеологию, они вылизывали очень многие задницы до самых гланд, Так было сытно и безопасно, но это запустило антиселекцию, которая на корню вырывала любую свободную мысль вместе с ее носителем. Было налажено поточное производство этих шарлатанов, смевших именоваться философами, которые так и не поняли, что есть философия, паразитируют на высшем образовании, дискредитируют в глазах многих поколений людей с высшим образованием сам предмет философия.
Философия - не наука, ибо у нее нет и быть не может законов, а все что горе-философы именуют законами - бездоказательная чушь.
Философия - искусство задавать вопросы, и искатьть вместе с собеседником подходы к ответам на них, вычленять в бредовых ответах абсурд, понятный всякому, способному к мышлению.
Таким образом, философия - это междисциплинарный анализ переднего фронта точных наук, синтез - исключительно за точными науками. Поэтому содержательный разговор на философские темы с чистым гуманитарием невозможен в приципе, философ от физики - стократ содержательней гуманитария, забывшего школьный курс физики, но рассуждающего об основах мироздания.

Аватар пользователя ultramarin

Фристайл пишет:

философия - это междисциплинарный анализ переднего фронта точных наук

 

Зачётно сказано. Ёмко и не поспоришь...

Аватар пользователя mp_gratchev

Философия - искусство задавать вопросы, и искать вместе с собеседником подходы к ответам на них, вычленять в бредовых ответах абсурд, понятный всякому, способному к мышлению.

Интересный подход. Прямо противоположный расширению логики в область философии. А здесь сужение философии до искусства задавать вопросы - предмета античной диалектики (диалектика = диалектическая логика).
--

Аватар пользователя Доген

Фристайл пишет:
Философия - не наука, ибо у нее нет и быть не может законов, а все что горе-философы именуют законами - бездоказательная чушь.

 

доген: А куда вы "поставите" Всеобщий закон взаимосвязей и взаимозависимостей Единого Сущего?

Аватар пользователя Фристайл

Вот буквально в с таким названием я закона не припоминаю.
Но если вы говорите о единстве и цельности мироздания, то это соответствует моему мировоззрению. Вот только не пойму, причем тут философия?

Аватар пользователя Калмыков Р.Б.

zaharov пишет:

Мне кажется, ее вообще нигде, кроме философских факультетов, преподавать не надо.

 

Чего велосипед изобретать - надо обратиться к опыту нормально развивающихся стран. Там давно естественным образом сложились нормы преподавания и востребованности философии. А у нас сегодняшняя ситуация является наследием, даже, точнее сказать, пережитком советской идеологии. Стояла задача массовой промывки мозгов в среде интеллигенции. Если для работяг было достаточно пары пламенных лозунгов, то для мыслящей прослойки требовалось "варево" посложнее и наукообразнее. Всё просто: философия - служанка богословия, в нынешней интерпретации - идеологии.
Нынешней правящей бюрократии с ее примитивной стратегией философия не нужна совсем, но закрывать ее вовсе боятся, так как это вызовет дикий визг нехилой толпы присосавшихся к академической и преподавательской кормушке.
Так что подоплека тут непростая, выходящая за рамки чисто учебных проблем.

Аватар пользователя Дилетант

Игорь Д., 25 марта, 2012 - 23:01.
Ландау делил все науки на естественные, неестественные и противоестественные.
Противоестественная наука по Ландау одна - философия.

Если наука занимается проявленным, то есть "данным в ощущениях", то НЕ проявленным наука заниматься не может по определению. Но кто-то же должен заниматься и непроявленным, превращая в проявленное.