Я утверждаю или философия изначальной радости бытия
Подтверждение жизни даже в самых непостижимых и суровых ее проблемах; воля к жизни, ликующая в жертве своими высшими типами собственной неисчерпаемости, – вот что назвал я дионисийским, вот в чем угадал я мост к психологии трагического поэта. Не для того, чтобы освободиться от ужаса и сострадания, не для того, чтобы очиститься от опасного аффекта бурным его разряжением – так понимал это Аристотель, – а для того, чтобы, наперекор ужасу и состраданию, быть самому вечной радостью становления, – той радостью, которая заключает в себе также и радость уничтожения…
Фридрих Ницше
Ницшеведение
В феврале 1894 года вместе с основанием Элизабет Фестер-Ницше, сестрой философа, Ницше-архива, берет свое начало ницшеведение, одно из основных направлений европейской философской мысли. Философия Ницше прошла путь от непризнания и полного равнодушия среди современников до признанного гения германского духа в начале и 30-х/40-х годов двадцатого века и через послевоенную переоценку наследия Ницше к современному пониманию Ницше как одного из величайших европейских мыслителей. Радует, что во многих странах есть ницшеанские общества и кружки, а также и серьезные университетские проекты, посвященные исследованию философии Фридриха Ницше, и особенно радуют инициативы на родине философа, в Германии, это и несколько ницшеанских семинарских групп при университетах, мне особенно понравился мюнхенский «Nietzsche-Forum», где регулярно проводятся собрание и конкурсы литературно-философских работ, и особенного внимания заслуживает проект «Nietzsche-Kommentar» (руководитель – профессор Андреас Урс Зоммер) при гейдельбергской академии наук.
В России надо отметить просветительскую деятельность Дмитрия Фьюче и его сайт-библиотеку Nietzsche.ru и деятельность издательства «Культурная революция» издавшего на русском языке полное собрание сочинений Ницше включая письма и посмертное наследие. Очень интересен проект Валерия Садовникова «Ницше-семинар» при Институте Философии СПбГУ, жаль только, что семинар прододится только раз в год, в «Дни философии Санкт-Петербурга».
В США действует «North American Nietzsche Society», а в Великобритании «Friedrich Nietzsche Society», англичане регулярно проводят конференции и выпускают «Журнал ницшеанских исследований».
Вот таким предстает перед нами современное ницшеведение, и я думаю, что «Ницшеанские мистерии» внесут также существенный вклад в исследование философии Ницше, а также в просветительскую деятельность.
Аффирмативная философия
Итак, мое видение Ницше. Прежде всего, я вижу философию Ницше как аффирмативную, утверждающую философию открывающуяся нам через ницшевскую интерпретацию греков и античности в целом. Ницше писал о себе, что он является последним учеником бога-Диониса и даже «знающим» наравне с Эсхилом и Софоклом – древнегреческими трагиками, из этого знания Ницше создает собственную философию. Это знание можно обозначить как трагическая мудрость бога-Диониса, который подобно людям тоже философствует.
Аффирмативность философии Ницше наиболее ярко и полно открывается нам через Ja-Sagen (Да-сказание), когда Ницше говорит, что хотел бы во всем вместе взятом быть утвердителем, и отстраняться от всего делающего «Нет» необходимым. Я думаю, что философия Ницше начинается с Ja-Sagen, Да-сказание жизни и реальности, и заканчивается Вечным Возвращением того же самого, к тому же Вечное Возвращение является для нас дополнительным «Да», дополнительным подтвеждением жизни. С помощью Ja-Sagen, Да-сказания можно понимать подземные, дионисийские смыслы текстов и афоризмов Ницше, но при этом Да-сказание является только одним из многих проявлений трагической мудрости…
Интерпретирую Да-сказание, надо понимать, что Ницше утверждает также и Нет, то есть разрушение и уничтожение. Трагическая мудрость вообще говорит нам, что Да и Нет могут существовать одновременно и в этом единстве созидания и уничтожения Ницше видит сущность Природы и Становления. Вся философия Ницше, каждый его текст, каждый афоризм пронизаны амбивалентным единством Да и Нет, и в этом может скрываться сложность для восприятия Ницше, для тех, кто привык к логическому оптимизму силлогизмов. И тем не менее познавший трагическую мудрость, может узреть самого бога-Диониса в ницшевских философских дифирамбах, а также иррациональную, вплоть до безумия, волю к жизнеутверждению!
Я считаю, что интерпретации Ницше, видящие в нем только критика современности и эдакого нигилиста, в основе своей однобоки и более того, такие интерпретации заводят нас в лабиринт философии Ницше и обрекают нас на блуждание в лабиринте без «нити Ариадны». Благополучно пройти лабиринт помогает нам понимание Ницше как жизнеутвердителя, черпающего вдохновение из трагической мудрости, противостоящей всевозможным разновидностям нигилизма, будь-то христианство и его потусторонники, или какая-либо жизнеотрицающая метафизика, или пессимистические философии.
Таким образом можно повторить вслед за Ницше: «Да тому, что усиливает, Нет тому, что ослабляет»
Принцип противооценки
или
Переворачивание всех прежних высших ценностей
Вторая сторона философии Ницше заключается в радикальном переворачивании и опрокидыванием всех прежних высших ценностей, то что раньше на протяжении 19 веков было добром теперь определяется Ницше – злом. То, что многие поколения европейцев считали истиной, а истиной европеец считал Бога, альтруизм, сострадание, равенство всех, все это Ницше переворачивает и отрицает, он говорит о «смерти Бога», эгоизме, сострадании как последним грехом человека, неравенстве людей… В акме своего отрицания Ницше отрицает даже саму Истину, говоря вслед за орденом ассасинов, что «Истины нет, все позволено», но вслед за отрицанием Истины, обернувшийся ложью потусторонников, Ницше в качестве «знающего» получает в дар от бога-Диониса, мудрость – новую истину, и она, эта новая истина появляется в мире «мертвого Бога» и «современных идей», в Европе, направляемой роком к нигилистической катастрофе… Правда новой истине являющейся утверждающей престоит еще ожидать появления свободных умов и новых философов, которые бы подвергли критике прежние истины, принимаемые до сих пор как само собой разумеющееся.
Физиология над теологией, моралистикой, экономикой и политикой
Физиологические ценности являются у Ницше вещественным выражением Природы в человеке и диагностическим критерием оценки восходящей или нисходящей жизни. Очень интересно, что Ницше первый подошел к оценке морали, идеализма и метафизики с медицинских позиций, будучи филологом, он присоединил к герменевтике текста, еще и медицинскую диагностику тела, эдакую физиологическую герменевтику. Привнесение Природы и физиологии в философию, новаторский шаг Ницше и отличительная черта «Учения Жизни» открывающие новые горизонты для новых, ницшеанских философов и свободных умов.
Видеть за теологией и болтовней о морали – болезнь и упадок, именно не в метафоре, а в медицинских терминах, вот что должно стать мейнстримом.
Большая политика
или
Ницшеанская Европа и сократовская Европа
В «Ecco Homo» Ницше сказал, что «понятие политики совершенно растворится в духовной войне», т.е. в интеллектуальном противостоянии жизнеутвердительного, трагического миропонимания и пессимистического, или иначе нигилистического, миропонимания. Можно было бы предположить, что в Европе должны существовать две партии, ницшеанская партия и наши оппоненты, несмотря на то, что с момента публикации текстов Ницше, включая «Волю к власти», прошло более ста лет, до сих пор дело не идет дальше литературных штудий ницшевской философии, до сих пор вокруг Ницше много сократовского теоретизирования, вполне возможно, что данное теоретизирование в духе европейского буддизма, и тем не менее эти философские ремесленники очень далеки от привнесения в жизнь Европы ницшевских высших ценностей, они очень далеки от практического ницшеанства и вместо того, чтобы как Чезаре Борджиа добиваться власти над Римом, избегают участия в политике.
Ницшевская формула «Дионис против Распятого» должна обрести вещественное выражение, в виде ницшеанского движения. Сократическо-христианское морализаторство и уход либо в иллюзорное потусторонее, либо в бескровное теоретизирование, наверное, можно понимать в качестве интеллектуальной жизни современной Европы, мудрецы на европейских кафедрах учат о сне и о добродетели, и до сих пор мало кто говорит о делах, идущих впереди веры и об имморализме…
Copyright © Вячеслав Лантушко
Комментарии
Кстати, здесь комментариев не будет?
Ув. Вячеслав!
1. Настоящий философ всегда одинок, особенно, если он сторонник философии Ницше..
2. У Ф. Ницше есть высказывание - "Бог умер".
Только за эти слова можно считать, что он завершил эпоху гуманизма.
Только за эти слова можно считать, что он Анонимный христианин.
А подтверждает эти мои предположения его идеи "сверхчеловека" и "вечного возвращения".
3. Я различаю философ , и его же, как индивидуума с его взглядами и фактами его частной жизни. Философ в своем творчестве может высоко подняться над самим собой, как человеком, вплоть до сверхчеловека.
ЕС
Затронуто множество разделов, обсудить которые одновременно не представляется возможным. Поэтому ограничусь обсуждением заголовка: "Я утверждаю или философия изначальной радости бытия." . Изначальная радость бытия возможна от незнания. Далее когда знание приходит - утверждение идет зачастую со слезами на глазах.
На самом деле понятно что имелось ввиду - угнетающая мораль которая подавило здоровые устремления. так эта мораль привита как раз правителем чтобы утвердить свою радость бытия.
Итого о методе никто не говорит. а отклонения грозят бедами. тема радости бытия не раскрыта хотя бы ввиду того что в мире этого в обществе никто не достиг.
Я постарался изложить основные моменты философии Фридриха Ницше в четырех афоризмах.
Мы до сих пор живем в эпоху пессимистических философий и морали, Фридрих Ницше был первым кто диагностировал нигилизм и пессимизм.
При этом Да-Сказание, оно характерно для все что только есть живого, и если быть кратким необходима переоценка всех ценностей, чтобы нигилистические идеалы заменить на Да-сказующее учение Жизни Фридриха Ницше.
чисто из любопытства - как у самого автора философии "радости бытия" выражалась эта самая радость того же бытия ?
Фридрих Ницше: "Я - одно, мои книги - другое", биография самого Ницше не нужна для понимания его философии.
[биография самого Ницше не нужна для понимания его философии] - и понимание не требуется для философии, вы же понимаете себя и этого достаточно.
Читайте самого Ницше о том как пишутся биографии, тогда поймете наш с Ницше скепсис касательно биографий великих людей.
биографии мыслителей не важны философии, а если существует проблема восприятия мыслителя, то и интересуются биографией его.
Сам человек, - гений, бывает как обыкновенно довольно скучен и не так впечатляющ как его тексты или деяния.
Вячеслав, привествую.
Сразу скажу, что не силен в Ницше. (Не раз пытался читать его, но очень быстро начинаю путаться).
Однако если Вы разбираетесь в его философии, то может объясните мне, ну хотя бы то, что предложили в исходном тут своем посте.
В чем все-таки заключается трагизм философии (мудрости) Ницше?
С ув. D
Приветствую Derus,
Разрешите поинтересоваться, что Вы пониманиете под трагизмом? То есть Вы спрашиваете об отношении древнегреческой трагедии и философии Фридриха Ницше?
Или Вы понимаете под трагизмом собственно трагизм, в обычном значении этого слова?
Если в обычном значении, то был необычный гений с необычной философией, собирался заняться политикой, и здесь он заболевает и история идет совсем по иному пути, чем задумывал гений - вот в этом наверное и заключается трагизм философии Фридриха Ницше.
Ницше фаталист. Это видно в Антихристе 1. и в письме. Значит он скрытый декадент?:
"Нами овладела мрачность, нас стали называть фаталистами. Наш фатум — он был полнотою сил, их напряжением, их напором. Мы жаждали молний и подвигов, куда как далеко от нас было счастье немощных — «покорность»… В воздухе запахло грозой, природа, — а это мы сами, — покрылась тьмою — ибо не было у нас пути. Формула нашего счастья: Да, Нет, прямая линия, цель…"
в фатализме Ницше видит больше жизни чем в духовном совершенствовании.
в действительности цель достигается другими способами, не фатализмом. как это делается он не говорит.
Сорри Юрий, у Фридриха Ницше - Amor Fati, роковая влюбленность в судьбу.
Хотя Ницше также говорит, что русский фатализм лучше английского утилитаризма.
Вячеслав, Вы спрашиваете: «Разрешите поинтересоваться, что Вы пониманиете под трагизмом? То есть Вы спрашиваете об отношении древнегреческой трагедии и философии Фридриха Ницше? Или Вы понимаете под трагизмом собственно трагизм, в обычном значении этого слова?»
Да, я понимаю трагизм – в обычном значении этого слова. (Как в Гамлете Шекспира – все погибают...).
Но дело-то всё-таки не во мне, поскольку не я, а Вы не раз сказали о том, что миропонимание Ницше трагическое, поэтому важно именно то, что Вы имеете ввиду, а не я.
«Если в обычном значении, то был необычный гений с необычной философией, собирался заняться политикой, и здесь он заболевает и история идет совсем по иному пути, чем задумывал гений - вот в этом наверное и заключается трагизм философии Фридриха Ницше.»
А-а-а...
Это чисто внешняя характеристика его философии.
А я было подумал, что это характеристика его философии по существу, по содержанию. (Поводом к этому послужили ваши тут слова: «из этого знания Ницше создает собственную философию. Это знание можно обозначить как трагическая мудрость бога-Диониса, который подобно людям тоже философствует.»)
Ну а в таком-то "внешнем" смысле можно сказать, что на белом свете чуть ли не большая половина философов, у кого философия трагична. Ну т.е. много было философов, у которых была необычная философия (уж для их современников-то точно), кто собирался прямо или косвенно заняться политикой и кого история не послушала, пойдя иным путем, и кто заболел, был отравлен, был изгнан, посажен в тюрьму и т.д.. Т.е. Ницше в этом отношении ничем особо не выделяется.
С ув. D
По сути Вы интересуетесь дионисийзмом философии Фридриха Ницше, единственное я мог бы отослать Вас к книге "Рождение трагедии", чтобы разобраться в трагической мудрости, более лаконично я мог бы сказать, что дионисическое есть единство сладострастия и жестокости....
При этом я советую дальнейшее ознакомление с происхождением трагедии и культа бога Диониса, к примеру, прочесть ряд работ Вальтера Отто, основная "Дионис: миф и культ", Карла Кереньи "Дионис: Прообраз неиссякаемой жизни", и некоторых других.
Понято, Вячеслав.
Больше к Вам вопросов нет.
С ув. D
Ушел читать.
У Энгельса есть характеристика диалектики - "не только или-или, но и как то, так и другое."
Вот только выбор, что должно быть исключено по принципу или-или, а что сохранено и развито по принципу как то, так и другое, - не всегда ясен и тем более не очевиден.
Бухарин например утверждал, что большевистский красный террор оправдан, потому что он улучшает человеческую породу.
Мне кажется, что диалектика не поможет Вам понять эпиграмматический стиль Фридриха Ницше, также я считаю, что Фридриха Ницше можно понять только из дионисийства. Т.е. смотрите пост выше!
Сократовская диалетика и логика только отдалят Вас от понимания Фридриха Ницше....
Можно почитать, если там рассматривается категория разумности, что естественно для homo sapiens. Не думаю, что у Ницше, предшественников и прочих марксов эта категория серьёзно рассматривается, значит эти упражнения не для homo sapiens.
Всего хорошего.
jura12, приветствую.
Вы говорите: «в фатализме Ницше видит больше жизни чем в духовном совершенствовании.»
А вот интересно,
1. Духовное совершенствование не может быть фатализмом?
По-моему всё, что говориться в приведенной Вами цитате:
"Наш фатум — он был полнотою сил, их напряжением, их напором. Мы жаждали молний и подвигов, куда как далеко от нас было счастье немощных — «покорность»… В воздухе запахло грозой, природа, — а это мы сами, — покрылась тьмою — ибо не было у нас пути. Формула нашего счастья: Да, Нет, прямая линия, цель…"
Всецело применимо к духовному совершенствованию.
2. Почему в фатализме больше жизни?
С ув. D
приветствую. это Ницше видит, а не я.
я считаю что в 1 может быть больше жизни. потому как сейчас в мире творческая натура определяет мир.
по поводу второго. духовное совершенствование имеет все краски. в том числе и фатализм.
P.S. пункты вопросов как я понял были изменены. новые ответы:
1.может
2.спросите у Ницше
jura12, Вы говорите: «это Ницше видит, а не я.»
Ну это-то понятно... Просто я надеялся, что Вы можете сказать о его словах больше этого :о)
«я считаю что в 1 может быть больше жизни. потому как сейчас в мире творческая натура определяет мир.
по поводу второго. духовное совершенствование имеет все краски. в том числе и фатализм.»
Совершенно с Вами согласен.
Но согласитесь и Вы, что в таком случае либо мы с Вами не понимаем Ницше, либо Ницше не понимает ни жизнь ни духовное совершенствование.
С ув. D
думаю что Ницше не понимает ни жизнь ни духовное существование. поэтому мне больше нравится Томас Карлейль. у него с этим все в порядке.
Понято, jura12.
Ну тогда всё пока.
(Повторюсь, я было подумал, что Вы поклонник Ницше, который может помочь понять его (например, почему "в фатализме больше жизни"), никуда не посылая (например, в библиотеку))
С ув. D
Ладно, хотя в свое время и стерли мой коммент, напишу: Ницше, призывая встать по ту сторону добра и зла не смог встать по ту сторону принципа удовольствия - природной радости бытия.
Начало у него было хорошее: в окружении христианской морали, заглянуть в бездну аморализма. Да разве это бездна? Жалкий последователь Достоевского: МИРУ ПОГИБНУТЬ ИЛИ МНЕ ЧАЮ НЕ ПИТЬ.
Но в настоящую бездну экзистенциального небытия он не заглянул, испугался, убежав в оргиастическое самозабвение дионисийства.
А теперь - стирайте , смелый адепт ницшеанства.
Не вижу ничего интересного в Вашем комментарии, а подробно разбирать Ваши тезисы лень.
У Вас довольно обычные сократовские установки на восприятие философии как научного знания.
Жаль, что нет единомышленников-ницшеанцев с которыми можно было бы подискутировать в дебрях философии Фридриха Ницше.