Вся материя представляет собой различные меры стремления к самодостаточности, называемого жизненной силой. Величина этого стремления рождает различные уровни природного материала: неживой, растительный, животный, человек, а также определяет все процессы, протекающие в них. Каждый более высокий уровень - есть проявление большего стремления, и он включает в себя все предыдущие. Из осознания единства материала природы становится понятен феномен человека и его место в мире.
Особенности поведения человека
Особенность человека в сравнении со всей остальной природой не только в силе и характере его стремления, а еще и в том, что желания человека непрерывно меняются и развиваются, давая толчок развитию цивилизации.
Вся природа кроме человека потребляет лишь необходимое для своего существования. Отличие человека в том, что его желания не ограничиваются стремлением к продолжению биологической жизни. Присущее только человеку ощущение "я" рождает качественно иное стремление - желание себе блага. В ощущениии блага проявляется закон самодостаточности человека.
"Живет всякий человек только для того, чтобы ему было хорошо, для своего блага. Не чувствует человек желания себе блага, – он и не чувствует себя живущим. Человек не может себе представить жизни без желания себе блага. Жить для каждого человека все равно, что желать и достигать блага; желать и достигать блага – все равно, что жить." (Л. Толстой. "О жизни").
Комментарии
по-моему, желание блага есть как раз не признак самодостаточности, а совсем наоборот. Человек стремится завершить себя в ином, в благе, в удовольствии и т.д. Это и является двигателем прогресса.
получается, что отсутствие блага предпочтительнее его наличия. можно предположить, что наполнившись благом, человек остановится в развитии?..
1. Здесь, как мне кажется, несколько наивный взгляд на жизнь. На самом деле, если не брать рассмотрение естественные потребности - в пище, сне, общении, которые нас роднят со всем живым, а взять "стремление к благу", которое можно определить как желание сверх потребности, то выяснится, что человек не знает, в чем это благо состоит. Это незнание проявляется в том, что один будет считать благом одно, другой - другое, прямо противоположное.
2. Верно будет сказать, что каждый человек стремится к благу, вот только это благо не является всеобщим, а сугубо индивидуальным для каждого. ;)
3. И наконец, если объединить утверждение о том, что человек не знает своего блага и тот факт, что он стремится к благу, то получится инверсия утверждения, данного в пункте 2. - каждый считает благом то, к чему он стремится. Получается, жизнь живет и то, куда она движется и есть уже тем самым благо. Иначе говоря, благо к которому стремится жизнь не есть нечто выбранное нами, намеренное, скорее это само определение жизни. То, куда жизнь стремится и есть благо. Это можно было бы сформулировать известной пословицей: "Хочешь быть счастливым - будь им!"
Очевидно, в этом и проявляется различие между людьми: индивидуальная трактовка личного блага и способов его достижения. Проблема в том, что как только потребности человека чуть-чуть выходят за рамки минимального обеспечения жизненных потребностей, итересы индивидуума вступают в противоречие с интересами других людей. Л. Толстой пишет:
"...стремясь к достижению своего блага, человек замечает, что благо это зависит от других существ. И, наблюдая и рассматривая эти другие существа, человек видит, что все они, и люди, и даже животные, имеют точно такое же представление о жизни, как и он. (...) Человек видит, что каждое из живых существ точно так же, как и он, должно быть готово, для своего маленького блага, лишить большего блага и даже жизни все другие существа, а в том числе и его, так рассуждающего человека. И, поняв это, человек невольно делает то соображение, что если это так, – а он знает, что это несомненно так, – то не одно и не десяток существ, а все бесчисленные существа мира, для достижения каждое своей цели, всякую минуту готовы уничтожить его самого, – того, для которого одного и существует жизнь. И, поняв это, человек видит, что его личное благо, в котором одном он понимает жизнь, не только не может быть легко приобретено им, но, наверное, будет отнято от него." (Л. Толстой "О жизни" гл.1)
И если быть откровенным, то кто из нас может сказать про себя, что он никогда не поступал в ущерб интересам других людей? Более того: каждое действие, мысль, побуждение человека соткано из намерения принести себе пользу, что в подавляющем большинстве случаев достигается за счёт причинения ущерба другим. За исключением самых насущных потребностей человека, касающихся поддержания его физиологического существования, удовлетворение всех остальных желаний предполагает агрессивное вмешательство в жизненные интересы других людей, будь то желания, связанные с увеличением материального достатка, общественного признания, или властные амбиции. В некоторых случаях человек не находит среди представителей своего поколения людей, достойных соответствовать его запросам; тогда его внимание переключается на прошлые или будущие поколения. Но и в этом случае в самой первородной основе его побуждений лежит отрицание и неприязнь: отрицание существующего миропорядка и неприязнь к своим современникам.