Античная философия включает древнегреческую и римскую философию. Нас интересует римская философия, а, именно, школа римского стоицизма, так как известен ее моральный характер. А мораль, в свою очередь, является определяющей характеристикой в общественной жизни в любой исторический период. Ввиду этого, так как оценку человеческой жизни выносит и общество, то первым стоит вопрос: хороший ли человек или нет? Ответ на этот вопрос дается, исходя из того, в правильные отношения вступал человек с другими людьми или нет. Здесь в общем-то оценка зависит от разных условий: от обычаев, присущей конкретной культуре; правовой системы данного общества, а, также, основной моральной системы характерной для этого общества. В общем то, нравственность состоит из трех уровней, по И. Канту, к примеру, это обычаи, право и мораль. Ввиду этого нам предстоит обосновать соответствует ли этическая система римского стоицизма современному состоянию общества в стране нашего проживания РФ, в первую очередь, но в принципе основные нравственные нормы характерны для всего прогрессивного человечества, т.е. для граждан всех стран мира как правило. Так что нам предстоит обосновать практическую значимость этической системы стоицизма, к примеру, для проживания на территории, допустим, любой европейской страны. Все-таки возьмем в качестве приложения для обоснования этической системы римского стоицизма западную модель общества. Обратимся к историческим истокам римского стоицизма, а, именно, к древнегреческому стоицизму, нас интересует этика в первую очередь. Стоицизм – философская школа, основанная ок. 300 до н.э. Зеноном из Кития. Традиционно делится на 3 периода: ранняя Стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп и др 3-2 вв. до н.э.), средняя Стоя (Панэтий, Посидоний, Гекатон и др. 1вв. до н.э.) и поздняя Стоя, то есть интересующий нас в основном римский стоицизм ( Сенека, Музоний Руф, Гиерокл, Эпиктет, Марк Аврелий, 1-2 вв. н.э.). Стоицизм как строгая система, практически ориентированная, ее цель обоснование мудрости как этического идеала. В онтологию и гносеологию вдаваться не будем, отметим, что она играет всё-таки важную роль для этики как условие основания мироздания. Учение стоицизма подразделяется на логику, физику и этику. Взаимосвязь этих частей служит выражением причинно-следственной связи единства мирового логоса-разума, то есть разумного начала во всем мире, включая и моральное целеполагание для человека. Этика стоицизма оказала влияние на всю историю этики от христианства до И. Канта, основывается на идее автаркии добродетели при синтезе понятий добродетели и счастья. Зенон полагал, что имеется природная склонность, которая устанавливает природные масштабы целеполагания и долга. Живой организм, именно, его действие детерминировано самосохранением. У разумного существа эта склонность со временем эволюционирует к близким до уважения себя и других носителей разума. Добродетель – знание блага, зла и безразличного – единственное благо. Безразличному соответствует надлежащее действие природно оправданное и целесообразное для всякого живого организма, но лишенное настоящего нравственного характера. Нравственное действие определяется моральным отношением к действию. Идеал добродетельности – мудрец. Мудрец внутренне независим, он обладает нравственным настроем, соответствующим идеалу апатии как бесстрастие или отсутствие аффекта или невозмутимость. Аналог ему – безмятежность. Свою судьбу мудрец принимает как благо, знание нравственной необходимости, которая совпадает с причинностью физической природы или космоса, таким образом, возникает гармония. Цель мудреца моральное совершенствование себя и формирование правильного нравственного отношения к другим людям. В общем для всей этики стоицизма, независимо от периодизации, характерны положения о том, что мудрец принимает участие в общественных делах, заводит друзей и т.д. Также нужно отметить учение в данном контексте о мировом сообществе разумных существ, основанном на принципе справедливости как норме естественного права, отсюда новое для античности политико-правовое мышление, являющееся продолжением стоической этики, тесно связанной с онтологией. Сенека – это основной представитель римского стоицизма. Этика его сводится на концентрации собственной внутренней жизни. Философия учит делать, а не говорить. Философия обладает целительным действием для душевной жизни. Для Сенеки нравственное совершенствование – это продвижение к независимости от внешних обстоятельств. Мудрец Сенеки как нравственный идеал – не лишен чувств, но не доступен аффекту. Конечное добродетельное выражение жизни – постоянство. Важна мотивация поступка, совест как критерий нравственности. Императив формулируется у Сенеки как «золотое правило» : поступай в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе, не причиняй зла другому. Такая внутренняя мотивация также характерна для Эпиктета. Задача философии – учить человека о благе и зле, а также управлению страстями. Эпиктет подчеркивает свободу выбора по отношению к представлению. Человек может дать оценку представлению и сказать, что это меня не затрагивает. Для Эпиктета важен первичный интеллектуальный акт. Выбор правильного критерия оценки, который предшествует суждению о конкретных представлениях. Конечная цель – аскетическая готовность ко всему. Терпи и воздерживайся.
Далее, Марк Аврелий Антонин – римский император. Его интересы сосредоточены в области практической философии, космополитический пафос – все определено от века. Нужно обратиться к самому себе, сообразовать разумное начало с природой целого и обрести так бесстрастие.
Итак, обратимся теперь к взаимосвязи между этикой римского стоицизма и современным миром. Нас интересует, в первую очередь, РФ. Исторически для России характерна этическая система религиозного типа принадлежностью к РПЦ, кроме того, сильны традиции морали образца военно-патриотической организации различных форм сообществ, в частности армии и флота, которые, в общем-то, также отчасти основывались на религиозной форме моральных отношений. Сильна также этика уголовного мира, имеется достаточно большое количество осужденных. Другой источник формирования нравственности – образование, в первую очередь, университеты. Тенденция в российских университетах либеральная, приближенная к европейским ценностям, косвенно об этом свидетельствует и то, что российские университеты постепенно интегрируются в Болонский процесс.Состояние нравов в РФ оставляет желать лучшего, об этом свидетельствует статистика – достаточно высокое количество преступлений, низкая продолжительность жизни и ее качество по средним показателям. Более философская проблема – это непроясненность нравственного сознания у многих граждан РФ. Большая часть населения живет по обычаям чуть не язычества, в этом, конечно, некоторое преувеличение, тем не менее, нужно сказать, что со времени распада СССР проблема нравов в РФ только усилилась. В СССР была распространена коллективистская форма морализирования, старшее поколение было непреклонным авторитетом для последующего поколения – это был критерий оценки действий молодежи, достаточно сильный. Православная традиция сохранялась, но была сильно сужена и скрыта. После распада же СССР коллективистская модель нравственности перестала работать, вследствие распространения такой ценности, к примеру, как свобода слова, что привело к расстройству способности суждения достаточно сильно, в результате старшее поколение стало более словоохотливым и не существенным в оценках, а, зачастую, противоправным.
Поэтому, на наш взгляд, на сегодняшний день позиции все более уместно отдавать индивидуалистической этике, ввиду достаточно трудно уживающихся друг с другом людей, проблемы произвола и свободы, так как либерализм зачастую носит характер произвола, простые примеры этого, нарушения законов логики, речевого поведения, нарушение норм в половых отношениях и т.д., что может привести к разрушению идентичности человека, (касательно беспорядочных половых связей, обмена половыми ролями) к аморализму, т.е. к нравственному регрессу, в конечном итоге.
Для РФ этика римского стоицизма приемлема с точки зрения различных условий существования государства. Это преемственность римского права и политической жизни, помимо этого, через стоика Марка Аврелия – римского императора. Кроме того, и европейская модель общества основана на римском праве. Отсюда, опосредованное значение этики римского стоицизма как хороший выбор для ориентира в современной жизни в РФ, а, также, и в любой другой европейской стране. Этика стоицизма хороша, что она достаточно четко разделяет поступки на моральные, аморальные и нейтрально моральные. Значит, оценивать свои дела становится проще, при этом отталкиваясь от «золотого правила нравственности», которое универсально и присутствует также в стоицизме как руководящий принцип. Также «золотое правило» характерно для большинства этических систем в разных культурах стран мира. Для этики стоицизма характерен индивидуализм, при этом личность может сочувствовать другому человеку, но сохраняет свою личность, не заходя дальше с переносом переживания своих моральных проблем на другого человека, временно избавляясь от угрызений совести.
Далее, нужно отметить влияние стоицизма на христианское сознание, отсюда и созвучие с православной традицией в русской культуре. С точки зрения субъектного подхода – в стоицизме есть три фигуры – Сенека (учитель Нерона – залуженный педагог), Эпиктет (освободившийся раб – выходец из народа), Марк Аврелий (император – представитель политической элиты). Для современной российской жизни такие фигуры характерны, с представителей римского стоицизма достаточно просто брать пример – подражать им, это также аргумент в пользу того, что философская школа стоицизма хороша для современной жизни.
Также на примере Сенеки, важный вопрос соотношения удовольствия и добродетели, а, также, отношение к материальным ценностям. Можно ли совместить добродетель и удовольствие? При ответе на этот вопрос Сенека анализирует собственные поступки. Он не отрицает того, что в какой-то мере порочен. И живет он не так, как рассуждает. В своих работах он восхваляет ту жизнь, которая должна быть, к которой нужно стремиться. Сенека признает, что трудно следовать в жизни собственным моральным поучениям. Но и не признает критики тех, кто сам не добродетелен, а пытается порицать других за их пороки.
Сенека не отрицает возможности богатства для себя и других мудрецов. Главное, чтобы им имущество служило лишь вещественным подкреплением добродетели мудреца. Итак, богатство полезно только в силу жизненных удобств. Таким образом, Сенека достаточно лоялен к материальным ценностям, что хорошо для этического кодекса предпринимателя, так что в этом отношении, стоицизм также хорош для и бизнеса в современной России.
Комментарии
https://www.youtube.com/watch?v=i9VYucEfpAI
"Ты много на себя взяла..."
Я так и не понял, вы считаете, что вам с неназванными вами лицами уже чего-то удалось обосновать, либо вы тут манифестуете своими намерениями.
Первый вариант - не проходит, ничегошеньки не обосновано, второй - крайне сомнительное мероприятие. Берет, к примеру человек, и заявляет, что готов всю жизнь потратить на доказательство плоскости Земли. Это - не научный подход, а упёртость барана в закрытые ворота.
Прежде чем ставить перед философией задачи кого-то поучать, для сохранения толики самоуважения и уважения к потенциальным поучаемым, необходимо выяснить, а есть ли у философии хоть что-то полезное, аргументированное, которое стоило бы нести в массы. Гитлер ведь тоже считал нужным поучать в "Майн кампфе", и никому на пользу это не пошло. Или автор темы полагает, что достаточно произнести слово "философия", или сослаться на мнение дутых авторитетов, и далее для обоснования тезисов уже ничего не требуется? Да бред это, и маразм мысли! Вам сначала следует попытаться научиться рационально аргументировать свои мысли, потом пройти через чистилище здоровой критики, и при условии, что ваша позиция не будет разнесена в щепки, вот тогда уж нести в массы. А до этого всякая попытка нести - неуважительное к слушателям графоманство с менторством.
Здравствуйте, Фристайл. Вы хотите поговорить о влиянии стоицизма на И.Канта? Хорошего дня!