Есть люди, которые упрямо утверждают, что Маркс признавал дарвинизм фундаментом своего учения. Они даже придумали название марксизм-дарвинизм. Верно ли это? Более внимательный анализ доказывает, что это не так. Теория Дарвина первоначально произвела на классиков марксизма благоприятное впечатление. Они были выдающимися мыслителями и не могли не заметить в трудах Дарвина фундаментального открытия в области естествознания. В письме к Ф. Энгельсу К. Маркс отмечал, что «Происхождение видов» Дарвина «дает естественноисторическую основу для наших взглядов». Самую высокую оценку учению Дарвина мы находим в речи Фридриха Энгельса на могиле Карла Маркса: «Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон человеческой истории» [1].
Книга Чарльза Дарвина вышла в свет в 1859 году, когда Маркс и Энгельс полным ходом разрабатывали свою теорию коммунизма. Эта книга недвусмысленно указывала на место человечества в общем ряду со всеми прочими организмами биосферы и об их подчинении единым законам природы. Однако столь скромное место не устроило классиков марксизма. Труд Дарвина глубоко оскорбил основоположников коммунизма в лучших чувствах ко всему человечеству. "Дарвин не подозревал, какую горькую сатиру он нарисовал на людей и, в особенности на своих земляков, когда он доказывал, что свободная конкуренция, борьба за существование, прославляемая экономистами как величайшее историческое достижение, является нормальным состоянием мира животных. Лишь сознательная организация общественного производства с планомерным производством и плановым распределением может поднять людей над прочими животными» [2]. Как только классики марксизма заметили, что теория Дарвина аналогична рыночному принципу, "прославляемому экономистами", как великий Чарльз Дарвин им резко разонравился. "Все дарвиново учение о борьбе за существование является просто-напросто перенесением из общества в область живой природы гоббсова учения «война всех против всех» и буржуазного экономического учения о конкуренции, а также мальтусовской теории народонаселения. Проделав этот фокус, очень легко потом опять перенести эти учения из истории природы обратно в историю общества" [3].
Больше всего уделял внимание этому вопросу Энгельс в "Диалектике природы". "Но примем на минуту эту формулу: "Борьба за существование". Животное в лучшем случае доходит до собирательства, человек же производит. Это делает невозможным всякое перенесение без соответствующих оговорок законов жизни животных на человеческое общество" [4]. И ещё: "Короче говоря, животные только пользуются внешней природой и производят в ней изменения просто в силу своего присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет ее служить своим целям, господствует над ней. И это является последним существенным отличием человека от остальных животных..."[5].
Литература
Комментарии
Ничего они не открыли, погрязли в ошибках. Дарвин в конце жизни немного исправился, когда написал статью о половом отборе. Маркс не открыл закон человеческой истории. Он был уже открыт пророками - Буддой, Христом.
Критерием эволюции видов как и человеческого развития, истории является стремление к совершенству.
Я неверующий, поэтому считаю "открытия" Будды и Христа красивыми сказками. Согласен с мнением Энгельса о Марксе.
Ничего нового здесь вы не открыли. Труд создал человека, а это и есть стремление к совершенству.
professor-y: ну предположим труд он ведь разный, на что и указал Маркс в конце Гл.51 в Т.3 "Капитала". А вот исторические процессы развития его общественных форм и "создали" современного человека на основе соответствующих условий обеспечения его жизнедеятельности. Ибо каменным топором махать и создавать космические аппараты (в частности) и управлять ними - это две большие разницы.
Махровое невежество, о который разбил свой лоб марксизм. Непонимание философии.
А я думаю наоборот - невежество у вас.
Безусловно!
Я бы еще добавил, что ярым сторонником социал-дарвинизма здесь на форуме является Совок (ник). Социал-дарвинизм в корне буржуазное течение! Поэтому, он видит в капстранах чуть ли не воплощение коммунизма. Естественно, что социал-дарвинизм не имеет ничего общего с марксизмом, мало того он ему враждебен!